Uосударственноt регулирования товарного обращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 07:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы рассмотреть теоретические основы государственного регулирования товарного обращения.

Задачи курсовой работы:

- рассмотреть сущность и функции товарного обращения

- раскрыть сущность государственного регулирования товарного обращения.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические аспекты функционирования товарного обращения 4
1.1 Сущность товарного обращения 4
1.2 Функции товарного обращения 8
2 Государственного регулирования товарного обращения 12
2.1 Принципы и содержание организации государственного регулирования торговли 12
2.2 Методы государственного регулирования товарного обращения 17
Заключение 29
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

государственное регулирование товарного обращения.doc

— 1.09 Мб (Скачать)

     В связи с этим основными задачами региональных органов государственного регулирования должны стать: формирование региональной торговой политики и ее приоритетов; обеспечение реализации общих принципов налогообложения и разработка особенностей их применения к субъектам торговой деятельности на региональном уровне; укрепление нормативно-правовой базы торговли на основе нормативов постоянной или временной регламентации, конкретизирующих в регионе применение общефедеральных правил и норм; создание эффективной конкурентной среды на региональном рынке; развитие регионального рынка на основе поддержки отечественных товаропроизводителей, регулирования иностранных инвестиций и формирования развитой инфраструктуры; обеспечение действенного контроля за соблюдением прав потребителей.

     Непосредственным  организатором, координатором и  исполнителем функций государственного регулирования торговли является муниципальный уровень. Он должен обеспечить создание необходимых условий для повышения предпринимательской активности в торговле; оказание избирательной поддержки торговым организациям, определяющим ситуацию на местном рынке; контроль деятельности всех участников нормированию и реализации научно-технической политики и кадрового обеспечения.

     В связи с общим подходом к проблеме государственного регулирования торговли задачами федерального уровня становятся таможенное, валютное и финансовое регулирование, квотирование и субсидирование, создание нормативной базы и формирование единой политики в области стандартизации, сертификации услуг торговли и общественного питания, установление правил продажи отдельных товаров и оказания отдельных видов услуг, разработка отраслевых индикативных программ развития торговли и оценка последствий их реализации, балансовые расчеты в качестве основы структурных преобразований, поддержание требуемого уровня конкуренции на рынке, формирование надежного информационного обеспечения участников рынка, разработка отраслевой научно-технической и кадровой политики.

     Территориальное регулирование торговой деятельности должно исходить из того, что его механизм, с одной стороны, должен обеспечивать реализацию принципов совместного ведения торгового обслуживания, а с другой – формировать особый орган индикативного управления, координирующий создание региональной торговой политики.

     В связи с этим основными задачами региональных органов государственного регулирования должны стать: формирование региональной торговой политики и ее приоритетов; обеспечение реализации общих принципов налогообложения и разработка особенностей их применения к субъектам торговой деятельности на региональном уровне; укрепление нормативно-правовой базы торговли на основе нормативов постоянной или временной регламентации, конкретизирующих в регионе применение общефедеральных правил и норм; создание эффективной конкурентной среды на региональном рынке; развитие регионального рынка на основе поддержки отечественных товаропроизводителей, регулирования иностранных инвестиций и формирования развитой инфраструктуры; обеспечение действенного контроля за соблюдением прав потребителей.

     Непосредственным  организатором, координатором и исполнителем функций государственного регулирования торговли является муниципальный уровень. Он должен обеспечить создание необходимых условий для повышения предпринимательской активности в торговле; оказание избирательной поддержки торговым организациям, определяющим ситуацию на местном рынке; контроль деятельности всех участников торгового оборота; рациональное размещение торговых объектов по территории муниципального образования.

     2.2 Методы государственного  регулирования товарного  обращения

     Государственное регулирование товарного обращения способствует формированию хозяйственных связей и пропорций на конкурентной основе, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов, и, следовательно, цивилизованному эволюционному развитию экономики.

     Государственное регулирование товарного обращения  осуществляется разнообразными методами, которые можно объединить в четыре группы:8

  • правовые нормы;
  • финансово-экономические рычаги;
  • защита прав потребителей;
  • регулирование торговой практики.

     Создавая  правовые основы для принятия экономических  решений, государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие права собственности, а также предпринимательскую деятельность, направленную на производство и реализацию доброкачественных товаров и услуг. Особое значение имеют специальные законодательные акты, обеспечивающие равные возможности для соперничества на рынке.

     Согласно  ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого рынка относится к ведению РФ. Это означает, что нормативные правовые акты по вопросам, касающимся правовых основ формирования товарного рынка, могут устанавливаться соответствующими федеральными органами.

     Непосредственно в Конституции РФ не установлен перечень полномочий в сфере торговли, которые закрепляются за региональным уровнем. Однако анализ положений федеративных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ позволяет утверждать, что вопросы, относящиеся к сфере торговли, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

     Субъекты  РФ в пределах своих полномочий и  в соответствии с законодательством РФ:

     - реализуют государственную политику в области внутренней торговли, потребительского рынка и сферы услуг;

     - принимают нормативные правовые акты, регулирующие осуществление торговой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ;

     - осуществляют регулирование регионального рынка потребительских товаров;

     - разрабатывают рациональные программы развития торговли;

     - осуществляют мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей;

     - осуществляют иные функции, необходимые для обеспечения потребностей населения в товарах и услугах.

     К полномочиям органов местного самоуправления можно отнести:

     - создание необходимых условий для повышения предпринимательской активности в торговле;

     - оказание поддержки торговым организациям, определяющим ситуацию на местном рынке;

     - рациональное размещение торговых объектов на территории муниципального образования;

     - установление правил организации торгового обслуживания.

     Нормы международного права. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы, нормы международного права  и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором предусмотрены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

     Под общепризнанными принципами международного права понимаются основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека, принцип добросовестного выполнения международных обязательств и др.

     Общепризнанной  нормой международного права является правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного. Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений.

     Согласно  ст. 2 Федерального закона N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. (ред. от 01.12.2007) международным договором является международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами), международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме, и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

     В настоящее время Россия - участник многих международных договоров. Среди них можно выделить:

     Конвенцию ООН о договорах международной  купли-продажи товаров, заключенную  в Вене 11 апреля 1980 г.;

     Соглашение  от 20 марта 1992 г. «Об общих условиях поставки товаров между организациями  государств-участников Содружества Независимых Государств» и др.

     Следует отдельно отметить, что в Плане  действий Правительства РФ в области  социальной политики и модернизации экономики на 2000–2001 гг., утвержденного распоряжением Правительства РФ от 26.07.2000 г., была поставлена задача приведения национального законодательства РФ в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации (ВТО). В Плане было предусмотрено принятие целого пакета законов для приведения российского законодательства в соответствие с требованиями ВТО. Во исполнение требований ВТО уже принят Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании», изменивший систему требований к товарам.

     Законы  Российской Федерации. Базовым документом, устанавливающим правовые основы торговли, является Гражданский кодекс РФ. Согласно ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство:

     - определяет правовое положение участников гражданского оборота;

     - определяет основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации;

     - регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

     ГК  РФ регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, определяет правовые начала функционирования рыночного хозяйства: неприкосновенность собственности, свободу договора, недопустимость вмешательства кого-либо и частные дела, равенство различных форм собственности и т.п.

     Большую роль в торговом обороте играют нормативные  правовые акты, регулирующие деятельность транспорта:

     - Кодекс внутреннего водного транспорта;

     - Воздушный кодекс;

     - Кодекс торгового мореплавания;

     - Устав железнодорожного транспорта РФ.

     Важными законами в области коммерческого  права являются:

     - Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20.02.1992 № 2383-1 (ред. от 25.11.2009);

     - Закон РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» от 07.07.1993 № 5340-1 (ред. от 23.07.2008);

     - Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 28.09.2010);

     - Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 02.02.2006);

     Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 05.04.2010) и др.

     Подзаконные акты Российской Федерации. К их числу относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств, ведомств и иных федеральных органов исполнительной власти РФ, наделенных правом издания нормативных правовых актов, например:

     Указ Президента РФ «О свободе торговли» от 29.01.1992 № 65 (ред. от 16.05.1997), принятый в целях развития потребительского рынка, стимулирования конкуренции;

     Указ  Президента РФ «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» от 22.02.1992 № 179 (ред. от 30.12.2000);

     Постановление Правительства от 13.08.1997 г. № 1013 «Об  утверждении перечня товаров, подлежащих сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» от 13.08.1997 № 1013 (ред. от 05.08.2009) и др.

     Законы  и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

     Обычаи  делового оборота (торговые обычаи). Обычай делового оборота – сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст. 5 ГК РФ.). Правило поведения, рассматриваемое в качестве обычая, должно быть устойчивым и общепризнанным в соответствующей области предпринимательской деятельности. По форме выражения оно может быть устным или письменным, зафиксированным в каком-либо документе.

Информация о работе Uосударственноt регулирования товарного обращения