Участники внешнеэкономической деятельности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 17:03, курсовая работа

Краткое описание

Вывозные таможенные пошлины отменены с 1 апреля 1996 г. практически по всем товарам, а по нефти и газовому конденсату - с 1 июля 1996г.
Одним из основных итогов либерализации внешней торговли является превращение таможенного тарифа в основной инструмент регулирования импорта. Меры внешнеторгового регулирования применяются к товарам на основе Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Оглавление

Введение 3
Понятия и виды внешнеэкономической деятельности 5
Участники внешнеэкономической деятельности в России 6
Правовая база внешнеэкономической деятельности 8
Основные органы, регулирующие внешнеэкономическую
деятельность в России и организации содействующие внешнеэкономической деятельности 11
Заключение 19
Литература 20

Файлы: 1 файл

курсовая ВЭД1.doc

— 113.50 Кб (Скачать)


21

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                   3

 

Понятия и виды внешнеэкономической деятельности                                                     5

 

Участники внешнеэкономической деятельности в России                                                   6

 

Правовая база внешнеэкономической деятельности                                                  8

 

Основные органы, регулирующие внешнеэкономическую

деятельность в России и организации содействующие внешнеэкономической деятельности                                                                                                                       11

 

Заключение                                                                                                             19

 

Литература                                                                                                             20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Система регулирования внешнеторговых операций в России начала формироваться в конце 1991 г. - начале 1992 г. С 1992 г. стал действовать экспортный таможенный тариф. В первые два года его действия вывозные пошлины охватывали около 3/4 российского экспорта. Обложению пошлинами подлежал экспорт топливно-сырьевых товаров, продовольствия, промышленных полуфабрикатов, а также некоторых видов готовой промышленной продукции.

С 1992 г. ввоз товаров в Россию был освобожден от квотирования, лицензированию подлежит ввоз ограниченного числа изделий, к которым относятся химические средства защиты растений, лекарства, промышленные отходы, а также товары, включенные в перечень, определяемый правительством и президентом (вооружение, боеприпасы, ядерные материалы и технологии, драгоценные металлы и камни, наркотические, психотропные вещества и яды, продукция, имеющая двойное назначение). Импортные поставки регулировались преимущественно тарифными и налоговыми мерами.

В 1993 - 1994 г.г. произошла частичная либерализация экспортного режима: список квотируемых товаров постепенно сокращался, уменьшался также перечень товаров, облагаемых экспортными пошлинами, а их ставки снижались. При импорте товаров таможенные пошлины и налоги дополнялись обязательной сертификацией на предмет безопасности и соответствия российским стандартам.

В течение второй половины 1994 г. и в начале 1995 г. в основном был отменен прежний порядок регулирования российского экспорта на основе квот и лицензий. С этого времени в перечень товаров, подпадающих под лицензионный режим, стали входить:

                    продукция, вывоз которой регламентируется квотами, установленными на базе подписанных Россией международных обязательств (добровольное ограничение экспорта);

 

                    товары, по которым сохранен особый порядок экспорта.

              Отмена количественных ограничений и особого режима экспорта основных валютоемких товаров сопровождалась введением во второй половине 1994 г. регистрации контрактов на экспорт отдельных товаров, ранее подпадавших под лицензионный контроль. С 1994 г. действует система валютного контроля при экспорте товаров.

              Важнейшие сдвиги в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности произошли в 1995 г.: либерализация нефтяного экспорта, отмена института спецэкспортеров СВСТ, ограничение области применения мер нетарифного регулирования, введение новых ставок ввозных таможенных пошлин, снижение или отмена вывозных таможенных пошлин по основным товарным группам.

              Вывозные таможенные пошлины отменены с 1 апреля 1996 г. практически по всем товарам, а по нефти и газовому конденсату - с 1 июля 1996г.

              Одним из основных итогов либерализации внешней торговли является превращение таможенного тарифа в основной инструмент регулирования импорта. Меры внешнеторгового регулирования применяются к товарам на основе Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятия и виды внешнеэкономической деятельности

 

Внешнеэкономические связи (ВЭС) – это совокупность торгово-экономических, научно-технических, валютно-финансовых отношений между современными государствами, в основе которых лежит международное разделение труда. Характер, интенсивность, направления внешнеэкономических связей каждого государства определяется внутренними и внешними факторами.

Среди внутренних факторов можно выделить природно-географические (обеспеченность полезными ископаемыми и природными ресурсами, размер территории, климатические условия, экономико-географическое расположение страны и т.д.) и социально-экономические (характер общественно-политической системы, уровень экономического и научно-технического развития, территориально-политическое устройство и т.д.).

К внешним факторам относятся: степень зависимости от мирового рынка, объем и структура внешнего долга, участие в международных экономических и политических организациях, наличие межгосударственных договоров и соглашений, международное политическое положение, ситуация на мировых финансовых рынках.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) предприятия – это совокупность производственно-хозяйственных, организационно-технических, финансово-экономических и коммерческих функций, связанных с проведением внешнеторговых сделок, с участием в международном инвестиционном сотрудничестве, международной кооперации, валютных и финансово-кредитных операциях.

Понятие ВЭД фирмы в нормативных документах появилось в связи с подписанием 15 ноября 1991 г. Указа Президента РФ «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», положившего начало осуществлению кардинальных реформ в этой области. Основное их содержание – отмена абсолютной государственной монополии внешней торговли, предоставление всем предприятиям – независимо от формы собственности – права самостоятельного выхода на внешний рынок и осуществления внешнеэкономической деятельности. В результате (с конца 1991 г.) главным звеном внешнеэкономического комплекса России стало предприятие (фирма).

Существует ряд различных мотивов развития ВЭД фирмы. Под воздействием этих мотивов предприятия осуществляют определенные операции, соответствующие тем или иным видам внешнеэкономической деятельности, что позволяет им в конкретных условиях использовать многочисленные преимущества международного разделения труда.

 

Участники внешнеэкономической деятельности в России

 

Участниками внешнеэкономической деятельности в России являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, имеющие постоянное место нахождения на ее территории, а также физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории РФ и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Все многообразие участвующих во внешнеэкономической деятельности фирм классифицируется по критерию принадлежности к тем или иным видам ВЭД. Наибольшее распространение из них получила внешняя торговля. По характеру объектов обмена ее можно классифицировать (схема 1). Вторая форма ВЭД – международное инвестиционное сотрудничество. Оно может осуществляться посредством привлечения в российскую экономику портфельных и прямых зарубежных инвестиций, вывоза российских капиталов за рубеж либо в виде сооружений объектов на условиях подряда.

В сфере внешней торговли наиболее крупные участники – это производители экспортной продукции добывающих (нефтяная, газовая, угольная, алмазодобывающая и др.) и перерабатывающих (нефтехимическая,

металлургическая, машиностроительная, лесообрабатывающая и др.) отраслей материального производства. Они в большинстве своем имеют необходимую инфраструктуру экспортного сбыта и самостоятельно  реализуют свою продукцию на внешнем рынке. Эти операции являются неотъемлемым элементом их производственно-коммерческой деятельности, существенно пополняя валютную составляющую оборотных средств, что создает дополнительные возможности модернизации экспортонаправленного производства, повышения его конкурентоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эти же фирмы могут выступать и как прямые импортеры технологий, оборудования, сырья и материалов для указанных нужд, привлекать иностранных инвесторов, участвовать в международной кооперации, использовать иностранные кредиты. Такие фирмы пользуются определенной поддержкой государства, освобождаясь, в частности, в отличии от фирм-посредников от уплаты НДС при экспорте продукции, от уплаты налогов на часть прибыли, идущую на развитие производства, и некоторыми другими льготами.

Значительную долю в общей численности фирм внешнеторгового профиля составляют оптовые торговые предприятия, являющиеся по сути посредническим звеном. Важнейшие из них:

 

                    Государственные специализированные объединения

                    Специализированные внешнеэкономические объединения

                    Акционерные снабженческо-бытовые компании

                    Оптово-закупочные фирмы и частные предприниматели

 

Все большее значение приобретают российские коммерческие структуры за рубежом: филиалы российских компаний, торгово-сбытовые фирмы и международные торговые дома с участие  российского капитала, сборочные предприятия, сервисные центры и представительства, осуществляющие продвижение отечественных товаров, работ и услуг на зарубежные рынки.

Активно осуществляют внешнеэкономическую деятельность российские предприятия с иностранными инвестициями, филиалы транснациональных корпораций, иностранные представительства.

 

Правовая база внешнеэкономической деятельности

 

Законом Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности" разрешено предприятиям самостоятельно осуществлять экономическую деятельность. Указом Президента Российской Федерации "О либерализации внешнеэкономической деятельности" разрешено всем зарегистрированным на территории Российской Федерации предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности осуществление внешнеэкономической деятельности без специальной регистрации. Экспорт стратегически важных сырьевых товаров осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными МВЭС РФ для этих целей. Зарегистрированные предприятия вносятся в специальный реестр, который публикуется в периодической печати. Отказ в регистрации и исключение их из реестра могут быть в случае нарушения действующего законодательства РФ или зарубежных стран, повлекшего за собой экономический и политический ущерб для России; невыполнение обязательств по экспортным поставкам. Перечень стратегически важных сырьевых товаров установлен соответствующим постановлением Правительства РФ и содержит 13 позиций (топливо, электроэнергия, зерно и др.) .

Предприятия могут осуществлять экспортно-импортные операции непосредственно или на договорной основе через внешнеэкономические организации. К таким организациям относятся ассоциации делового сотрудничества, торговые дома, торгово-промышленная палата и др.

Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе контракта. Российское законодательство предписывает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта. Сделка может быть заключена либо путем составления и подписания одного документа, либо путем обмена письмами, телеграммами. Внешнеэкономический контракт содержит несколько разделов, расположенных в определенной последовательности. При этом каждый контракт имеет определенные юридические атрибуты, без наличия которых он

теряет правовую силу, и права, из него вытекающие, не могут быть защищены. Внешнеэкономический контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и их юридические адреса, полное имя и фамилию лица, представляющего организацию, его должность, а также указание, на основании чего осуществляется представительство. Управление внешнеэкономической деятельностью в Российской Федерации осуществляет Министерство внешнеэкономических связей, Государственный таможенный комитет. Регулирование валютных операций производят Валютно-экономическая комиссия Российской Федерации, Центральный банк России. Общее руководство возложено на Президента, Правительство и Министерство экономики Российской Федерации.

На территории Российской Федерации действует единый режим квотирования и лицензирования, основой которого являются единые перечни лицензируемых товаров, система установления и распределения квот и лицензий. Общие квоты экспорта из России отдельных товаров устанавливаются Министерством экономики по согласованию с соответствующими министерствами. Постановлением правительства РФ "О продаже экспортных квот, устанавливаемых для государственных нужд" разрешено МВЭС ежеквартально осуществлять на конкурсной или аукционной основе продажу не использованных предприятиями-изготовителями экспортных квот в случаях заключения ими договоров поставки продукции на экспорт для государственных нужд либо невыполнения ими указанных поставок.

Продукция, получаемая регионами в счет платы за пользование недрами, акваторией и участками морского дна, может быть реализована на экспорт в пределах установленных региональных экспортных квот. Реализация квот по нефти и нефтепродуктам региональными органами государственного управления осуществляется через нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия-производители указанной продукции. Квоты для аукционной продажи определяются Министерством экономики РФ с

Информация о работе Участники внешнеэкономической деятельности в России