Внешнеэкономическая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 11:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ влияния государственной внешнеторговой политики на экономическое развитие страны и обоснование комплекса мер, способных обеспечить устойчивую макроэкономическую динамику национального хозяйства.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

на основе критерия «влияние внешнеторговой политики на экономику страны» систематизировать основные научные подходы к исследованию внешней торговли и ее государственного регулирования;

обосновать субъектно-объектную структуру внешнеторговых отношений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3

1 ОРГАНИЗАЦИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД В РОССИИ…………5

1.1 Основные этапы развития регулирования ВЭД…………………………...5

1.2 Методы государственного регулирования и поддержки ВЭД……………10

1.3 Общие принципы регулирования ВЭД…………………………………….23

2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ВЭД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….29

2.1 Развитие и реформирование сферы ВЭД в России………………………..29

2.2 ВЭД в России на современном этапе……………………………………….33

2.3 Возможности дальнейшего развития ВЭД………………………………...35

3 ОБЗОР ПРОБЛЕМ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ВЭД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………38

3.1 Проблемы налогообложения………………………………………………..38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….48

Файлы: 1 файл

ВЭД курсовик.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3

1 ОРГАНИЗАЦИЯ  РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД В РОССИИ…………5

1.1 Основные этапы развития регулирования ВЭД…………………………...5

1.2 Методы государственного  регулирования и поддержки ВЭД……………10

1.3 Общие принципы  регулирования ВЭД…………………………………….23

2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ  ВЭД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….29

2.1 Развитие и  реформирование сферы ВЭД в  России………………………..29

2.2 ВЭД в России  на современном этапе……………………………………….33

2.3 Возможности  дальнейшего развития ВЭД………………………………...35

3 ОБЗОР ПРОБЛЕМ  ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ВЭД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………38

3.1 Проблемы налогообложения………………………………………………..38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….48 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Внешнеэкономическая деятельность занимает одну из главных ролей в экономической деятельности любого государства. От места, занимаемого в мировой торговле, зависит удельный вес государства в мировом сообществе, а также его авторитет и положение на мировой арене. Именно эти факторы вызывают стремление государства для создания надлежащих условий для участия во внешнеэкономической деятельности своим предприятиям и фирмам. Наиболее эффективным путем для достижения этой цели является активное участие в мероприятиях мирового масштаба по созданию наиболее благоприятного правового режима в международном экономическом обороте. Присоединение к этому все большего числа стран является важным залогом сведения к минимуму правовых отличий в различных странах, что тем самым устраняет барьеры для развития мирового торгового сотрудничества.

     В последние годы внешнеэкономическая  деятельность стала более развитой и многогранной, в сравнении с  предыдущими годами. В связи с  этим произошло увеличение удельного  веса внешнеэкономической деятельности во всех аспектах, в частности с правовой точки зрения.

     Внешнеэкономическая деятельность многогранна и, безусловно, полезна. И как любая деятельность подлежит правовому регулированию. Регулирование внешнеэкономической  деятельности осуществляется целой  системой международных правовых актов.

     Целью исследования является анализ влияния  государственной внешнеторговой политики на экономическое развитие страны и  обоснование комплекса мер, способных  обеспечить устойчивую макроэкономическую динамику национального хозяйства.

     Достижение  указанной цели предполагает решение следующих задач:

         на основе критерия «влияние внешнеторговой политики на экономику страны» систематизировать основные научные подходы к исследованию внешней торговли и ее государственного регулирования;

         обосновать субъектно-объектную структуру внешнеторговых отношений.

     Объект  исследования - процесс воздействия  государственной политики внешней  торговли на макроэкономическую динамику хозяйства, его обусловленность  характером развития транзитивных экономик.

     Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе реализации внешнеторговой политики государства в странах с трансформируемой хозяйственной системой 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 ОРГАНИЗАЦИЯ ВЭД  В РОССИИ

1.1 Основные этапы  развития регулирования ВЭД.

     Внешняя торговля России имеет многовековую историю, в начале которой был  проложен знаменитый торговый путь «из  варяг в греки». На протяжении столетий государство стремилось  контролировать и гибко регулировать внешнюю  торговлю, но при этом всегда исходило из национальных интересов, и действия его были нацелены прежде всего на защиту российских товаропроизводителей.

     Можно выделить четыре этапа развития регулирования  внешнеэкономической деятельности в России:

    • до 1918 г. – дореволюционный;
    • 1918 – 1986 годы – советский;
    • 1986 – 1991 годы – перестроечный;
    • С 1991 г. – современный.

     До 1918 г. внешнеэкономическая деятельность в России развивалась в основном на тех же принципах, что и в большинстве других европейских государств.

     Государственная монополия на внешнюю торговлю и другие виды внешнеэкономической деятельности была установлена в России с приходом к власти большевиков. Законодательно она была закреплена в апреле 1918г. декретом «О национализации внешней торговли».

     Декретом  устанавливался орган, ведающий национализированной внешней торговлей – Народный комиссариат торговли и промышленности, при котором был Совет внешней торговли, в 1920 г. преобразованный в Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ). В 1946 г. на базе НКВТ было сформировано Министерство внешней торговли СССР. С тех пор государственная монополия на внешнюю торговлю сохранялась все годы существования СССР.

     Реформа внешнеэкономической деятельности в СССР началась с 1986г. Именно в этот период были сделаны первые шаги по расширению прав министерств, ведомств, предприятий и организаций, по самостоятельному выходу их на внешний рынок, углублению экономической заинтересованности во внешнеэкономической деятельности. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1986г. № 991 № «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями» была создана Государственная внешнеэкономическая комиссия (ГВК) при СМ СССР, на которую были возложены задачи по координации деятельности внешнеэкономического комплекса страны. В соответствии с этим постановлением было предоставлено право непосредственного осуществления экспортно – импортных операций более 20 министерствам, ведомствам СССР и союзных республик, а также крупнейшим объединениям и предприятиям, которые имели условия для значительных поставок на экспорт высококачественной продукции.

     Следующим шагом, направленным на развитие торгово  – экономического и научно –  технического сотрудничества, были постановления  СМ СССР от 13 января 1987г. № 48 и 49, в соответствии с которым юридические лица на территории СССР получили возможность создавать совместные предприятия с участием иностранных фирм. Позднее СМ СССР постановлением №412 от 16 мая 1989г. « О развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом» разрешил юридическим лицам СССР создавать предприятия (с участием иностранного капитала или без него) на территории зарубежных стран.

     При этом продолжалась начатая либерализация  внешнеэкономической деятельности.

     В результате предоставления права всем предприятиям и организациям с 1 апреля 1989г. самостоятельного выхода на внешний рынок и ведения на нем оперативно – коммерческой деятельности главным звеном внешнеэкономического комплекса СССР стало предприятие (организация)1.

     Это право было предоставлено постановлением СМ СССР от 2 декабря 1988г. № 1405 «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений, организаций».

     Таким образом, практически любое государственное и кооперативное предприятие могло выйти на внешний рынок.

     В основе осуществления экспортно-импортных  операций с самого начала был заложен  принцип валютной самоокупаемости  во внешнеэкономической деятельности. В соответствии с вышеназванным  постановлением, а также постановлением от 7 марта 1989 г. № 203 «О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» был установлен следующий порядок государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:

    • регистрация участников внешнеэкономических связей;
    • декларирование товаров и иного имущества, перемещаемых через государственную границу СССР;
    • оперативное регулирование внешнеэкономических связей;
    • контроль экспорта и импорта отдельных товаров общегосударственного назначения, включающий квотирование и лицензирование.

     Стремление  многих предприятий и организаций к самостоятельному выходу на внешний рынок имело массовый характер и привело к хаотичному экспорту из страны ряда товаров, например, угля, металлолома, макулатуры, древесины, цветных и редких металлов, что вызвало нехватку их в стране и резкое падение цен на зарубежных рынках в связи с множественностью советских экспортеров, их неоправданной конкуренцией и продажей продукции по демпинговым ценам. Поэтому Правительством СССР был подготовлен перечень лицензируемых товаров на 1989-1990 годы, который охватывал более 90% советского экспорта и около 8% импорта.

     За  государством оставалось право экспорта и импорта ядерных материалов, драгоценных металлов и камней, вооружения, боеприпасов и военной техники, произведений искусства и предметов старины, других предметов, представляющих значительную художественную, историческую, научную и иную культурную ценность, а также наркотических и психотропных веществ.

     В условиях действия преимущественно  административных методов регулирования  внешнеэкономических связей введение обязательного лицензирования (особенно при экспорте) значительно ограничивало  возможности в экспортно-импортных операциях у непосредственных производителей продукции и услуг, ставила их в зависимость от центральных органов управления. Последующее постановление СМ СССР от 11 декабря 1989г. № 1104 «О дополнительных мерах государственного регулирования в 1990г. внешнеэкономической деятельности» еще более ужесточало отношения между государственными органами управления внешнеэкономической деятельностью и непосредственными товаропроизводителями, в значительной степени монополизируя действия МВЭС СССР в сфере экспортно-импортных операций.

     С созданием суверенного государства  в Российской Федерации были осуществлены мероприятия, направленные на демократизацию внешнеэкономической деятельности в стране, расширение самостоятельности в этой области предприятий и организаций всех форм собственности.

     Основы  становления новой системы государственного регулирования внешнеэкономических связей в России были заложены Указом Президента «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15 ноября 1991г. № 213.

     Прежде  всего Указ отменил специальную  регистрацию предприятий и организаций  в качестве участников внешнеэкономической  деятельности, в том числе и для осуществления посреднической деятельности, которая была обязательна последние три года. Российские предприятия независимо от форм собственности получили право осуществлять внешнеэкономическую деятельность с момента их создания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ И  ПОДДЕРЖКИ ВЭД

     Во  всех странах внешнеэкономическая  деятельность рассматривается как  часть внешней политики государства, а также национальной экономической политики, поэтому подлежит регулированию со стороны государства.

     Основные  принципы государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации:

    • защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;
    • единство системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
    • единство таможенной территории РФ;
    • приоритет экономических мер регулирования;
    • равенство всех участников ВЭД и их недискриминация, если другое не предусмотрено федеральным законом;
    • взаимность в отношении другого государства (группы государств);
    • исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во ВЭД, нанесения ущерба ее участникам и экономике страны в целом;
    • обеспечение выполнения обязательств Российской Федерацией по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;
    • выбор мер государственного регулирования по принципу достаточности;
    • гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
    • обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
    • обеспечение обороны страны и безопасности государства;
    • обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц;
    • единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории РФ.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность