Внешнеэкономическая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 11:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ влияния государственной внешнеторговой политики на экономическое развитие страны и обоснование комплекса мер, способных обеспечить устойчивую макроэкономическую динамику национального хозяйства.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

на основе критерия «влияние внешнеторговой политики на экономику страны» систематизировать основные научные подходы к исследованию внешней торговли и ее государственного регулирования;

обосновать субъектно-объектную структуру внешнеторговых отношений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3

1 ОРГАНИЗАЦИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД В РОССИИ…………5

1.1 Основные этапы развития регулирования ВЭД…………………………...5

1.2 Методы государственного регулирования и поддержки ВЭД……………10

1.3 Общие принципы регулирования ВЭД…………………………………….23

2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ВЭД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….29

2.1 Развитие и реформирование сферы ВЭД в России………………………..29

2.2 ВЭД в России на современном этапе……………………………………….33

2.3 Возможности дальнейшего развития ВЭД………………………………...35

3 ОБЗОР ПРОБЛЕМ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ВЭД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………38

3.1 Проблемы налогообложения………………………………………………..38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….48

Файлы: 1 файл

ВЭД курсовик.doc

— 235.00 Кб (Скачать)
    • пограничный налог, которым облагаются товары за факт пересечения границы;
    • сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его качества;
    • другие сборы (портовые, статистические, фитосанитарные и т. п.).

     Особую  разновидность импортного налога представляют скользящие импортные сборы, широко применяемые в ЕС в качестве протекционистской  меры в аграрном секторе. По характеру действия скользящие  импортные сборы близки к таможенным пошлинам, но в отличие от них их уровень постоянно меняется в зависимости от соотношения внутренних и мировых цен на сельскохозяйственную продукцию.

     Одна  из разновидностей административных и таможенных формальностей – сертификация ввозимых товаров и услуг. Ввозимые на территорию РФ товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим стандартам (регламентам) и требованиям, установленным в РФ. Запрещается ввоз товаров, которые не соответствуют указанным выше стандартам (регламентам) и требованиям, не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в предусмотренных законодательством случаях, запрещены к использованию как опасные потребительские товары, имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей.

     Особое  место в ряду нетарифных инструментов регулирования ВЭД занимает валютное регулирование и валютный контроль. Валютное регулирование представляет собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Основные понятия, права и обязанности, положения, регулирующие валютное обращение и контроль, содержатся в Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и других нормативных актах.

     Органами  валютного регулирования в РФ являются Центральный банк РФ и Правительство  РФ.

     К государственному регулированию ВЭД следует отнести ряд мер государственной поддержки экспорта. Можно выделить пять основных направлений государственной поддержки российского экспорта: финансовая поддержка, налоговое стимулирование, таможенно – тарифное стимулирование, специальные мероприятия и меры общеэкономического характера.

     1) Государственная финансовая поддержка  осуществляется на возвратной  и платной основе. Для осуществления финансовой поддержки в федеральном бюджете выделяются отдельной строкой средства, которые предназначены для:

    • Предоставления Правительством РФ в лице Минфина РФ гарантийных обязательств в отношении кредитных ресурсов, привлекаемых Российским экспортно-импортным банком и другими уполномоченными специализированными банками для обеспечения оборотными средствами экспортно-ориентированных предприятий и организаций;
    • гарантирование и страхование экспортных кредитов для обеспечения защиты экспортеров от долгосрочных коммерческих и политических рисков;
    • прямое льготное кредитование экспортеров машин и технической продукции из средств федерального бюджета;
    • долевая государственная поддержка эффективных инвестиционных проектов;

     К наиболее актуальным вопросам  государственной финансовой поддержки экспорта промышленной продукции можно отнести:

    • государственную поддержку экспорта промышленной продукции как возмещения части процентных ставок по экспортным контрактам;
    • предоставление государственных кредитов на цели сооружения объектов за рубежом.

     2) К мерам налогового стимулирования  экспорта следует отнести отсрочку  платежей по налогу на прибыль.  Такую отсрочку получили предприятия  – экспортеры машинно-технической  продукции в 1996г. Доходы от  экспорта не учитывались при исчислении налога на прибыль в течение года, тогда как согласно действующему законодательству сумма налога должна была бы ежеквартально исчисляться нарастающим итогом с уплатой авансовых взносов исходя из предполагаемой прибыли. Тем самым предприятия – экспортеры получили временно свободные денежные ресурсы для пополнения оборотных средств,

     3) К мерам таможенно – тарифного  стимулирования  экспорта прежде  всего машинно-технической продукции  следует отнести изменения, касающиеся:

    • снижения ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование;
    • полного освобождения от таможенных пошлин ввозимых на территорию РФ компонентов, необходимых для производства продукции на экспорт;
    • сокращения перечня товаров, подпадающих под обложение экспортными пошлинами.

     Таможенный  кодекс РФ, действующий в России с 1 января 2004г., сократил время оформления таможенных документов до трех дней и  четко определил документы, необходимые  для таможенного оформления.

     4) К мерам специальной поддержки  экспортеров относят информационное, консультационное, маркетинговое и техническое содействие экспортерам.

     Согласно  Закону РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»  система внешнеторговой информации должна содержать сведения:

    • о федеральных и региональных программах развития внешнеторговой деятельности;
    • о российских и иностранных лицах, осуществляющих внешнеторговую деятельность на российском рынке;
    • о российском и иностранном законодательстве в сфере внешнеторговой деятельности;
    • о деятельности торговых представительств РФ за рубежом;
    • о деятельности специализированного Российского экспортно-импортного банка и других организаций, предоставляющих услуги по кредитованию и страхованию;
    • о таможенной статистике РФ;
    • о конъюнктуре по основным товарным группам на зарубежных рынках;
    • о правовых актах РФ по стандартизации и сертификации;
    • о правонарушениях в сфере внешнеторговой деятельности;
    • о перечне товаров, запрещенных для ввоза на территорию РФ  вывоза с ее территории.

     В систему внешнеторговой информации входят также другие сведения, полезные для ведения внешнеторговой деятельности.

     5) Среди мер общеэкономического  характера , имеющих большее значение  для экспорта , следует отметить  такие, как наведение порядка в ценообразовании продукции и услуг естественных монополистов, включая тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом, перекачку, перевалку и налив нефти и нефтепродуктов, цены на природный газ для производственных нужд, тарифы на электрическую и тепловую энергию, а также ясную политику в отношении установления курса рубля по отношению к иностранным валютам и другие меры общеэкономического характера.

     В целом действующее обновленное  законодательство в области внешнеэкономической  деятельности предоставляет большие  возможности хозяйственникам и  предпринимателям в проявлении инициативы и самостоятельности при работе на внешних рынках. Однако их самостоятельность не беспредельна, она находится под влиянием регулирующего и координирующего воздействия государственной власти и органов ее управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ  РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД 

     Внешнеэкономические связи, как любая экономическая  категория, имеют правовые нормы, которые  юридически оформляются различными директивно-законодательными актами.

     Регулирование внешнеэкономических связей производится на основании двухсторонних правительственных соглашений и законодательных актов по внешнеторговой деятельности РФ.

     Основными принципами государственного регулирования  внешнеторговой деятельности в РФ являются:

    • внешнеторговая политика – составная часть внешней политики РФ;
    • единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;
    • единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств РФ по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;
    • единство таможенной территории РФ;
    • приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
    • равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;
    • защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;
    • исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесение ущерба ее участникам  экономике РФ в целом.

       Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов регулирования внешнеторговой деятельности.

     К ним относятся методы:

    • таможенно-тарифного регулирования, т. е. применение импортных и экспортных тарифов;
    • нетарифного регулирования, т. е. использование квотирования, лицензирования и т. п.

     Эти методы установлены Федеральным  законом от 13 октября 1995г. № 157 – ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Другие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти РФ и ее субъектов не допускаются.

     Регулирование других видов внешнеэкономической  деятельности, в частности международного инвестиционного сотрудничества, производственной кооперации, валютных и финансово-кредитных  операций, осуществляется федеральными законами и иными правовыми актами РФ.

     В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе  для защиты внутреннего рынка  РФ и стимулирования прогрессивных  структурных изменений в экономике  РФ, устанавливаются импортные и  экспортные таможенные пошлины.

     Экспорт из РФ и импорт в РФ осуществляются без количественных ограничений.

     Количественные  ограничения экспорта и импорта  могут вводиться в исключительных случаях Правительством РФ в целях:

    • обеспечения национальной безопасности страны;
    • выполнения международных обязате6льств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;
    • защиты внутреннего рынка страны.

     Постановления Правительства РФ о введении количественных ограничений экспорта и импорта  принимаются и официально опубликовываются не позднее чем за три месяца до введения этих ограничений в действие.

     Распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или аукциона или проведения операций по экспорту и (или) импорту до суммарного исполнения квот.

     Порядок проведения конкурса или аукциона устанавливается Правительством РФ. Не допускаются ограничение числа участников такого конкурса или аукциона и их дискриминация по признакам формы собственности, места регистрации, положения на рынке.

     В случае когда какой-либо товар импортируется в настолько больших количествах или на таких условиях, что наносится существенный ущерб или возникает угроза причинения такого ущерба производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на территории РФ, Правительство РФ в соответствии с общепризнанными нормами международного права вправе принять защитные меры до такой степени и на такой срок, которые могут быть необходимы для устранения серьезного ущерба или предотвращения угрозы причинения такового.

     Формами таких защитных мер в отношении импорта товаров являются: количественные ограничения импорта, специальные повышенные таможенные пошлины.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность