Внешнеэкономическая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 11:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ влияния государственной внешнеторговой политики на экономическое развитие страны и обоснование комплекса мер, способных обеспечить устойчивую макроэкономическую динамику национального хозяйства.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

на основе критерия «влияние внешнеторговой политики на экономику страны» систематизировать основные научные подходы к исследованию внешней торговли и ее государственного регулирования;

обосновать субъектно-объектную структуру внешнеторговых отношений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3

1 ОРГАНИЗАЦИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД В РОССИИ…………5

1.1 Основные этапы развития регулирования ВЭД…………………………...5

1.2 Методы государственного регулирования и поддержки ВЭД……………10

1.3 Общие принципы регулирования ВЭД…………………………………….23

2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ВЭД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….29

2.1 Развитие и реформирование сферы ВЭД в России………………………..29

2.2 ВЭД в России на современном этапе……………………………………….33

2.3 Возможности дальнейшего развития ВЭД………………………………...35

3 ОБЗОР ПРОБЛЕМ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ВЭД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………38

3.1 Проблемы налогообложения………………………………………………..38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….48

Файлы: 1 файл

ВЭД курсовик.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

     Запреты и ограничения экспорта и (или) импорта  товара (работ, услуг) могут устанавливаться  исходя из национальных интересов, включающих:

    • соблюдение общественной морали и правопорядка;
    • охрану жизни и здоровья людей, охрану животного и растительного мира и окружающей среды в целом;
    • сохранение культурного наследия народов РФ;
    • защиту культурных ценностей от незаконных вывоза, ввоза и передачи прав собственности на них;
    • необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производства и потребления;
    • обеспечение национальной безопасности РФ;
    • защиту внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса РФ;
    • выполнение международных обязательств РФ.

     Ввозимые  на территорию товары должны соответствовать  техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным  экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ.

     Ввоз  экологически опасной продукции  подлежит специальному контролю.

     Запрещается ввоз на территорию РФ товаров, которые:

    • не соответствуют вышеназванным стандартам и требованиям, установленным в РФ;
    • не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ;
    • запрещены к использованию как опасные потребительские товары;
    • имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей.

     Указанные товары должны быть вывезены обратно или уничтожены на основании акта, составленного независимыми экспертами Торгово-промышленной палаты РФ в порядке, определяемом Таможенным кодексом РФ.

     В целях защиты национальных интересов  РФ при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств РФ по нераспространению  оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологии их создания в стране действует система экспортного контроля, принципы которой были определены Федеральным законом от 18 июня 1999г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле». Экспортный контроль – это комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного нормативно- законодательными органами РФ порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

     Экспортный  контроль осуществляется в целях:

    • защиты интересов РФ;
    • реализации требований международных договоров РФ в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;
    • создания условий для интеграции экономики РФ в мировую экономику.

     На  отдельные виды товаров на экспорт и (или) импорт устанавливается государственная монополия. Перечни таких товаров определяются федеральными законами.

     Государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензирования деятельности по импорту и (или) экспорту товаров. Лицензии выдаются федеральным органом исполнительной власти исключительно унитарным предприятиям, которые обязаны совершать сделки по экспорту и (или) импорту товаров на основе принципов недискриминации и добросовестной коммерческой практики. Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

     Особыми режимами осуществления отдельных  видов внешнеторговой деятельности являются приграничная торговля и свободная экономическая зона.

     Приграничная  торговля осуществляется между российскими  лицами, имеющими постоянное место  нахождения (место жительства) на приграничной территории РФ, и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на соответствующей приграничной территории, определяемой в международных договорах РФ с сопределенными государствами, исключительно для удовлетворения местных нужд в отношении товаров, производимых в пределах существующей приграничной территории, а также товаров, предназначенных для потребления в пределах соответствующей приграничной территории.

     Важную  роль в регулировании внешнеэкономической  деятельности и в контроле за ее осуществлением играет рациональная организация  таможенного дела, которая включает таможенную политику РФ, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления и таможенного контроля.

     Правовые, экономические и организационные основы таможенного дела определены Таможенным кодексом РФ.

        
 
 
 
 
 
 

2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ  ВЭД В РОССИИ

2.1 РАЗВИТИЕ И РЕФОРМИРОВАНИЕ СФЕРЫ ВЭД В РОССИИ

     К середине 80-х гг. выявились негативные стороны развития внешней торговли: отсталая стратегия и товарная структура экспорта и импорта, падение темпов внешнеторгового оборота, устарелые формы организации работы на внешнем рынке и т.д. Несмотря на то, что в начале десятилетия ежегодный прирост внешнеторгового оборота СССР в 1,3 раза опережал рост национального дохода, обеспечивая до 16% поступлений в госбюджет, к концу его внешнеторговый объем снизился на 33%, составив лишь 6% национального дохода. Это явилось результатом прежде всего одностороннего развития внешнеторговых отношений как с восточноевропейскими и развивающимися странами, так и с западными государствами.

     Одновременно  сказывалось проявление «пассивного  экспорта», низкой конкурентоспособности  машин и оборудования и отсутствие продаж наукоемкой продукции и услуг.

     Причинами неконкурентоспособности экспортной продукции послужили отчужденность производителей от внешнего рынка, отсутствие стимулов по улучшению качества и технических характеристик продукции, низкий уровень технологии производства, отсутствие права распоряжаться заработанными валютными средствами.

     Для внешней  торговли того периода был  характерен необоснованно широкий  ассортимент импорта химической продукции, некоторых видов проката, труб, руды, концентратов, металла из них, удобрений; оборудования для агропромышленного комплекса, которое способна была производить отечественная промышленность; слишком завышенные объемы закупок товаров народного потребления и продовольствия, достигавшие ежегодно 30,5 – 36,3% всего импорта.

     Однообразие и неизменность импортных позиций  в течение длительного периода привели к прекращению развития в стране многих отраслей и направлений производства. Импортные поставки промышленного оборудования через посредников в лице внешнеторговых объединений не были адресными, к тому же не предусматривалась ответственность за своевременный ввод оборудования в эксплуатацию.

     Значительный  урон развитию ВЭД нанесла также  устойчивая модель товарообмена с восточноевропейскими странами, основанная преимущественно  на сложившихся в прошлом национальных структурах производства, что тормозило их качественные изменения и повышение научно – технического уровня.

     Перечисленные негативные факты послужили основной причиной реформирования ВЭС, в котором  условно можно выделить три этапа.

     Первый  этап (1986 – 1988 гг.) характеризовался изменением принципов организации управления внешней торговлей и ее децентрализацией. На этом этапе решались две основные задачи.

     1) Расширение прав отраслевых министерств  и ведомств, предприятий, объединений  и организаций по выходу на  внешний рынок, установлению прямых связей и осуществлению производственной и научно – технической кооперации с зарубежными партнерами, предоставление предприятиям – производителям права самостоятельного участия в ВЭД.

     2) Расширение числа участников  ВЭД за счет создания совместных  мероприятий , международных объединений и организаций, ассоциаций внешнеэкономического сотрудничества с зарубежными странами с целью ускорения научно – технического прогресса.

     Второй  этап (1989 – 1991 гг.) характеризовался дальнейшим развитием ВЭД и формированием системы государственного регулирования данной сферы, прежде всего нетарифного (регистрация участников ВЭД, лицензирование, квотирование и контингентирование экспорта). Право самостоятельного выхода на внешний рынок с апреля 1989 г. получили все производители товаров и услуг.

     На  третьем этапе, начиная с 1992 г., усилия были направлены  на создание нового механизма государственного регулирования  ВЭД и более стабильной нормативной  базы российского государства в  условиях формирования современной  внешнеэкономической стратегии и ее либерализации.

     Новая стратегия ВЭД России была разработана  в середине 1992г. с учетом обстановки, сложившейся после распада СССР: разрушения хозяйственных связей, неопределенности нормативно – договорной базы ВЭД, ослабления контроля государства за экспортно-импортными и платежно – расчетными операциями из – за отсутствия таможенных границ и недееспособности системы регулирования торговли со странами СНГ с использованием прежних методов, не учитывающих новой специфики внешнеэкономических отношений; отсутствия надежного банковского и валютного контроля; кризиса платежей и денежного обращения, негативно влияющего на курс рубля и затрудняющего его использование в качестве платежного средства во внешнеторговых операциях.

       К внутренним факторам добавились  внешние. Прежде всего – огромный внешний долг, составивший на начало 1992 г. 81 млрд долл. И необеспеченность зарубежных активов развивающихся и слаборазвитых стран, долг которых достигал 142 млрд долл., а также резкое сокращение внешнеторгового оборота с бывшими партнерами из Восточной Европы в результате разрушения прямых и кооперационных связей и перехода к расчетам в свободно конвертируемой валюте по мировым ценам.

     Сказалась также неблагоприятная конъюнктура  мировых цен на готовую продукцию и сырье в результате спада деловой активности и производства в западных государствах.

     Особо следует остановиться на противодействии  развитых стран Запада выходу на внешние  рынки российских предприятий с  наукоемкой продукцией, способной составить  конкуренцию на мировых рынках вооружения, атомной и авиакосмической продукции. Выход новых государств на международные рынки противоречит интересам давно закрепившихся на них развитых стран, поэтому сопротивление со стороны последних неизбежно. Высокая интегрированность западных государств, объединенных в ряд не только политических, но и экономических союзов и организаций, позволяет предположить и в дальнейшем высокую скоординированность этого сопротивления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 ВЭД В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

     На  современном же этапе развития России ВЭД выступает важным фактором финансовой стабилизации страны. Поступления от ВЭД (таможенные сборы, НДС, акцизы, неналоговые  поступления) формируют значительную долю бюджета.

     Растут  иностранные инвестиции в экономику России: в 2003 году было привлечено 30 млрд. долларов, в том числе прямые инвестиции – 7 млрд., это наполовину больше, чем в 2002.

     Важным  итогом в развитии ВЭД страны явилось  также устойчивое положительное  сальдо торгового баланса. Это было достигнуто за счет резкого сокращения государственного импорта и увеличения экспорта сырьевых товаров. Доходы от внешней торговли значительно ослабляют нагрузку на расходную часть бюджета.

     Тем самым уже  в среднесрочной  перспективе удается выйти из тяжелейшего валютно-финансового кризиса.

     Вместе  с этим на фоне положительных тенденций  в развитии ВЭД есть и негативные стороны:

      • привлекаемый иностранный капитал концентрируется в первую очередь в торговле,  в т. ч. в значительной степени – во внешней, а также в топливно-сырьевых отраслях. Это совсем не те вложения, которые нам хотелось бы видеть. России нужны инвестиции в новые технологии и развитие предпринимательства;
      • экспорт России продолжает носить ярко выраженный сырьевой характер. На долю пяти товарных групп приходится около 80% экспорта (топливо, металлы, химические товары, лесоматериалы, сельскохозяйственное сырье). Происходит активное исключение из структуры экспорта продукции машиностроения;
      • несмотря на рост экспорта, это не сопровождается адекватным увеличением валютных поступлений в доход государства;

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность