Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 11:26, курсовая работа
Целью исследования является анализ влияния государственной внешнеторговой политики на экономическое развитие страны и обоснование комплекса мер, способных обеспечить устойчивую макроэкономическую динамику национального хозяйства.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
на основе критерия «влияние внешнеторговой политики на экономику страны» систематизировать основные научные подходы к исследованию внешней торговли и ее государственного регулирования;
обосновать субъектно-объектную структуру внешнеторговых отношений.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
1 ОРГАНИЗАЦИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД В РОССИИ…………5
1.1 Основные этапы развития регулирования ВЭД…………………………...5
1.2 Методы государственного регулирования и поддержки ВЭД……………10
1.3 Общие принципы регулирования ВЭД…………………………………….23
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ВЭД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….29
2.1 Развитие и реформирование сферы ВЭД в России………………………..29
2.2 ВЭД в России на современном этапе……………………………………….33
2.3 Возможности дальнейшего развития ВЭД………………………………...35
3 ОБЗОР ПРОБЛЕМ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ВЭД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………38
3.1 Проблемы налогообложения………………………………………………..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….48
Запреты и ограничения экспорта и (или) импорта товара (работ, услуг) могут устанавливаться исходя из национальных интересов, включающих:
Ввозимые на территорию товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ.
Ввоз экологически опасной продукции подлежит специальному контролю.
Запрещается ввоз на территорию РФ товаров, которые:
Указанные товары должны быть вывезены обратно или уничтожены на основании акта, составленного независимыми экспертами Торгово-промышленной палаты РФ в порядке, определяемом Таможенным кодексом РФ.
В
целях защиты национальных интересов
РФ при осуществлении
Экспортный контроль осуществляется в целях:
На отдельные виды товаров на экспорт и (или) импорт устанавливается государственная монополия. Перечни таких товаров определяются федеральными законами.
Государственная
монополия на экспорт и (или) импорт
отдельных видов товаров
Особыми режимами осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности являются приграничная торговля и свободная экономическая зона.
Приграничная торговля осуществляется между российскими лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на приграничной территории РФ, и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на соответствующей приграничной территории, определяемой в международных договорах РФ с сопределенными государствами, исключительно для удовлетворения местных нужд в отношении товаров, производимых в пределах существующей приграничной территории, а также товаров, предназначенных для потребления в пределах соответствующей приграничной территории.
Важную
роль в регулировании
Правовые,
экономические и
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ВЭД В РОССИИ
2.1 РАЗВИТИЕ И РЕФОРМИРОВАНИЕ СФЕРЫ ВЭД В РОССИИ
К середине 80-х гг. выявились негативные стороны развития внешней торговли: отсталая стратегия и товарная структура экспорта и импорта, падение темпов внешнеторгового оборота, устарелые формы организации работы на внешнем рынке и т.д. Несмотря на то, что в начале десятилетия ежегодный прирост внешнеторгового оборота СССР в 1,3 раза опережал рост национального дохода, обеспечивая до 16% поступлений в госбюджет, к концу его внешнеторговый объем снизился на 33%, составив лишь 6% национального дохода. Это явилось результатом прежде всего одностороннего развития внешнеторговых отношений как с восточноевропейскими и развивающимися странами, так и с западными государствами.
Одновременно сказывалось проявление «пассивного экспорта», низкой конкурентоспособности машин и оборудования и отсутствие продаж наукоемкой продукции и услуг.
Причинами неконкурентоспособности экспортной продукции послужили отчужденность производителей от внешнего рынка, отсутствие стимулов по улучшению качества и технических характеристик продукции, низкий уровень технологии производства, отсутствие права распоряжаться заработанными валютными средствами.
Для внешней торговли того периода был характерен необоснованно широкий ассортимент импорта химической продукции, некоторых видов проката, труб, руды, концентратов, металла из них, удобрений; оборудования для агропромышленного комплекса, которое способна была производить отечественная промышленность; слишком завышенные объемы закупок товаров народного потребления и продовольствия, достигавшие ежегодно 30,5 – 36,3% всего импорта.
Однообразие и неизменность импортных позиций в течение длительного периода привели к прекращению развития в стране многих отраслей и направлений производства. Импортные поставки промышленного оборудования через посредников в лице внешнеторговых объединений не были адресными, к тому же не предусматривалась ответственность за своевременный ввод оборудования в эксплуатацию.
Значительный
урон развитию ВЭД нанесла также
устойчивая модель товарообмена с восточноевропейскими
странами, основанная преимущественно
на сложившихся в прошлом
Перечисленные негативные факты послужили основной причиной реформирования ВЭС, в котором условно можно выделить три этапа.
Первый этап (1986 – 1988 гг.) характеризовался изменением принципов организации управления внешней торговлей и ее децентрализацией. На этом этапе решались две основные задачи.
1)
Расширение прав отраслевых
2)
Расширение числа участников
ВЭД за счет создания
Второй этап (1989 – 1991 гг.) характеризовался дальнейшим развитием ВЭД и формированием системы государственного регулирования данной сферы, прежде всего нетарифного (регистрация участников ВЭД, лицензирование, квотирование и контингентирование экспорта). Право самостоятельного выхода на внешний рынок с апреля 1989 г. получили все производители товаров и услуг.
На третьем этапе, начиная с 1992 г., усилия были направлены на создание нового механизма государственного регулирования ВЭД и более стабильной нормативной базы российского государства в условиях формирования современной внешнеэкономической стратегии и ее либерализации.
Новая
стратегия ВЭД России была разработана
в середине 1992г. с учетом обстановки,
сложившейся после распада
К внутренним факторам добавились внешние. Прежде всего – огромный внешний долг, составивший на начало 1992 г. 81 млрд долл. И необеспеченность зарубежных активов развивающихся и слаборазвитых стран, долг которых достигал 142 млрд долл., а также резкое сокращение внешнеторгового оборота с бывшими партнерами из Восточной Европы в результате разрушения прямых и кооперационных связей и перехода к расчетам в свободно конвертируемой валюте по мировым ценам.
Сказалась
также неблагоприятная
Особо
следует остановиться на противодействии
развитых стран Запада выходу на внешние
рынки российских предприятий с
наукоемкой продукцией, способной составить
конкуренцию на мировых рынках вооружения,
атомной и авиакосмической продукции.
Выход новых государств на международные
рынки противоречит интересам давно закрепившихся
на них развитых стран, поэтому сопротивление
со стороны последних неизбежно. Высокая
интегрированность западных государств,
объединенных в ряд не только политических,
но и экономических союзов и организаций,
позволяет предположить и в дальнейшем
высокую скоординированность этого сопротивления.
2.2 ВЭД В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
На современном же этапе развития России ВЭД выступает важным фактором финансовой стабилизации страны. Поступления от ВЭД (таможенные сборы, НДС, акцизы, неналоговые поступления) формируют значительную долю бюджета.
Растут иностранные инвестиции в экономику России: в 2003 году было привлечено 30 млрд. долларов, в том числе прямые инвестиции – 7 млрд., это наполовину больше, чем в 2002.
Важным итогом в развитии ВЭД страны явилось также устойчивое положительное сальдо торгового баланса. Это было достигнуто за счет резкого сокращения государственного импорта и увеличения экспорта сырьевых товаров. Доходы от внешней торговли значительно ослабляют нагрузку на расходную часть бюджета.
Тем
самым уже в среднесрочной
перспективе удается выйти из
тяжелейшего валютно-
Вместе с этим на фоне положительных тенденций в развитии ВЭД есть и негативные стороны: