Внешнеэкономическая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 11:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ влияния государственной внешнеторговой политики на экономическое развитие страны и обоснование комплекса мер, способных обеспечить устойчивую макроэкономическую динамику национального хозяйства.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

на основе критерия «влияние внешнеторговой политики на экономику страны» систематизировать основные научные подходы к исследованию внешней торговли и ее государственного регулирования;

обосновать субъектно-объектную структуру внешнеторговых отношений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3

1 ОРГАНИЗАЦИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД В РОССИИ…………5

1.1 Основные этапы развития регулирования ВЭД…………………………...5

1.2 Методы государственного регулирования и поддержки ВЭД……………10

1.3 Общие принципы регулирования ВЭД…………………………………….23

2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ВЭД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….29

2.1 Развитие и реформирование сферы ВЭД в России………………………..29

2.2 ВЭД в России на современном этапе……………………………………….33

2.3 Возможности дальнейшего развития ВЭД………………………………...35

3 ОБЗОР ПРОБЛЕМ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ВЭД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………38

3.1 Проблемы налогообложения………………………………………………..38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….48

Файлы: 1 файл

ВЭД курсовик.doc

— 235.00 Кб (Скачать)
    • выявилась незащищенность отечественных производителей от конкурирующей импортной продукции по широкому кругу товаров;
      • растет дискриминация со стороны иностранных государств в отношении широкого перечня экспортируемой из России продукции, в результате чего страна не только ограничена в реальных возможностях поставок своих вполне конкурентоспособных товаров на западные рынки, но и потеряла прежние;
      • в России исчерпались экстенсивные факторы роста экспорта основных сырьевых товаров, т. е. за счет физического объема вывоза.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 ВОЗМОЖНОСТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО  РАЗВИТИЯ ВЭД

     Существуют  две крайние модели развития: внешне- и внутреннеориентированные. Эти  стратегии разделяются на основе внешних или внутренних факторов, воздействие которых должно оказывать преобладающее влияние на развитие ВЭД.

     Внешнеориентированная модель, то есть направленная на присоединениек мировому сообществу, основывается на использовании таких положительных  факторов, как повышение конкурентоспособности и диверсификации продукции, квалификации трудовых ресурсов, использование внешней сферы для смягчения трудностей и для следования за лидером, использование внешнего спроса в условиях ограниченного внутреннего спроса на отечественную продукцию.

     Эта модель получила широкое распространение в самом начале реформы ВЭД, когда платежеспособный спрос внутри страны был низким и поэтому отечественные производители ориентировались преимущественно на связи с развитыми странами. Развитым странам прежде всего от России нужна продукция добывающей отрасли. Это способствовало усилению сырьевой зависимости отечественного экспорта.

     Внешнеориентированная модель направлена на увеличение экспорта. Однако экономического роста можно  достичь лишь при условии, что  заработанные средства будут инвестироваться в развитие производства. Иначе расширение экспорта означает лишь отток ресурсов.

     Вывоз сырья приводит не только к падению  цен на мировых рынках, но и к  неблагоприятной структурной перестройке  внутри страны: ресурсы переходят из обрабатывающих отраслей в добывающие. А это означает закрепление сырьевой специализации и деградацию промышленности, которую придется закупать у других стран. Именно такие перспективы открывает свобода торговли России при внешнеориентированной модели.

     Чтобы России быстро и полномасштабно включиться в мировое хозяйство необходимо технологическое перевооружение, подключение  к мировым финансовым ресурсам, используя  такие преимущества, как мощная сырьевая база, относительно дешевая и квалифицированная  рабочая сила, передовой уровень некоторых отраслей и видов продукции, а также достижения в сфере фундаментальных научных исследований.

     Однако  все эти преимущества и ресурсы  нельзя задействовать в широких  масштабах и в короткие сроки. Могут не оправдаться, расчеты на то, что импорт повысит конкуренцию, поскольку, как показывает мировой опыт, зарубежным и местным монополиям легко достичь «взаимопонимания», которое может получить и организационное оформление в виде совместных предприятий.

     В сложнейший период, который переживает Россия, неадекватной оказалась и реакция наших зарубежных партнеров. В их политике выявились элементы протекционизма со стороны не только отдельных товаропроизводителей, но и определенных властных кругов, которые опасаются возможной конкуренции экономически сильной России и поэтому достаточно  откровенно выступают за применение под разными предлогами в отношении нашей страны политики двойного стандарта.

     Западные  страны создают препятствия на пути российского экспорта, причем даже в отношении сырьевых товаров, если это затрагивает интересы производителей на их собственных рынках. Что касается экспорта высокотехнологичной продукции (космические, ядерные технологии) и услуг, то на Россию оказывается давление даже в случае ее попыток выйти на рынки развивающихся стран.

     Поэтому приоритет внешнеориентированных  стратегий, в пользу которых высказываются  многие российские экономисты, не оправдан.

     Выбор стратегии должен определяться как  внешними, так и внутренними факторам. Как известно, лучше не та стратегия, которая обещает большой эффект, а та, которую можно реализовать. Реализация зависит от того, насколько данная политика соотносится с теми, кто будет ее осуществлять, то есть от внутренних факторов.

     Наиболее  сложная ситуация сложилась в  области регулирования импорта. На начальном этапе реформ в течение некоторого времени какие – либо барьеры на пути импорта в Россию практически отсутствовали. Именно в этот момент нужно было подумать о создании отвечающей международным нормам системы защиты внутреннего рынка. Однако таких шагов предпринято не было, и ситуация складывалась иначе.

     Правительство России со значительным опозданием стало  предпринимать действия для создания адекватного мировым нормам механизма  защиты интересов российских производителей как внутри страны, так и за рубежом, предотвращения «утечки» из страны средств, а также недопущения недобросовестной конкуренции.

     Логическим  завершением этих усилий является принятие закона «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности», где  среди прочих положений закрепляется возможность применения мер по защите внутреннего рынка, введения запретов и ограничений экспорта или импорта исходя из национальных интересов, применения ответственных мер, а также государственной монополии на экспорт или импорт отдельных товаров4.

     Следует отметить, что специфика нового этапа  реформ в части ВЭД нашла отражение  в среднесрочной программе правительства, которая в этой сфере исходит  прежде всего из необходимости решения  триединой задачи:

    • развитие экспорта и совершенствования его структуры;
    • защита внутреннего рынка и отечественных производителей;
    • продолжение курса на интеграцию российской экономики в мировое хозяйство и обеспечения для этого благоприятных внешних условий.

       

3. ОБЗОР ПРОБЛЕМ  ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ  ВЭД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1 ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

     Либерализация внешнеэкономической деятельности и предоставление права выхода на внешний рынок практически любому хозяйствующему субъекту, включая физических лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью без образования юридического лица, привели к возникновению новой для российской экономики и законодательства проблемы – массовой утечки из России за рубеж валютных средств. Суммы, размещенные на зарубежных счетах российских физических и юридических лиц, исчисляются миллионами долларов. Отмечая масштабность этих процессов, эксперты указывают, что в случае возврата в Россию ее валютных ресурсов страна могла бы легко решить проблему выплаты внешней задолженности. Таким образом, сформировалась система утечки финансовых ресурсов из России, в основе которой лежит незаконная реализация российскими предпринимателями прав на осуществление внешнеэкономической деятельности (злоупотребление данным правом).

     Внешне  утечка валюты напоминает экспорт капитала. Экспорт российского капитала - осуществляемый в разрешенных законодательством формах и под контролем государства вывоз интеллектуального, финансового и производственного капитала, право собственности на который возникло на территории Российской Федерации, с целью его инвестирования в экономику зарубежных государств, как правило, без обязательства об обратном ввозе. Он имеет следующие признаки:

     - легитимность: подконтрольность государству  и осуществление в санкционированных  (предусмотренных законодательством  либо, как минимум, им не запрещенных) формах;

     - трансграничность хозяйственных  операций, квалифицируемых как экспорт  капитала: валюта или имущество  пересекает таможенную границу  РФ и таможенную границу государства-реципиента;

     - предметность: из страны вывозится  и инвестируется в экономику иностранных государств именно капитал, имеющий российское происхождение, а не товары или российская национальная валюта. Однако в силу того, что в российском праве и законодательстве нет определения капитала, то есть это понятие имеет скорее экономическое, а не юридическое содержание, бывает трудно правильно квалифицировать ту или иную хозяйственную операцию российского резидента за рубежом в качестве капитальной операции либо текущей валютной операции;

     - бессрочность хозяйственно-правовых связей, опосредующих капитальные операции российских предпринимателей: капитал вывозится без обязательства экспортера возвратить его обратно в страну. Вернуться в Россию может предпринимательская прибыль, полученная с использованием за рубежом национального капитала, а сам он остается за рубежом до тех пор, пока существует зарубежное предприятие. И лишь в случае ликвидации созданного за рубежом российскими учредителями юридического лица его имущество может быть возвращено в Россию.

     Основная  характеристика утечки капиталов - их нелегальность, тщательная скрываемость от государства, а цель - незаконное сбережение российскими предпринимателями части своего дохода путем уклонения от налогов, которыми облагаются внешнеэкономические операции на территории России.

     Один  из самых известных методов ухода  от уплаты налогов - использование оффшорных  компаний. Основой этого метода являются законодательства многих стран, частично или полностью освобождающие  от налогообложения компании, принадлежащие  иностранным лицам. Оффшорная компания - это компания, которая не ведет хозяйственной деятельности в стране своей регистрации, а владельцы этих компаний являются нерезидентами этих стран.

     Оффшорные зоны можно условно разделить  на три типа:

     1) зоны, в которых зарегистрированные компании платят налоги по крайне низким ставкам. За деятельностью этих компаний установлен контроль со стороны надзорных органов, и они обязаны вести бухгалтерский учет, а также представлять ежегодное аудиторское заключение о достоверности баланса;

     2) зоны, в которых зарегистрированные компании не платят налоги, а уплачивают взнос за регистрацию. При этом предприятия должны вести бухгалтерский учет и составлять отчетность. Контроль за деятельностью этих компаний со стороны надзорных органов практически отсутствует;

     3) зоны, в которых зарегистрированные  компании платят установленную  ежегодную пошлину, при этом  они не обязаны вести учет, и за их деятельностью нет  никакого контроля.

     Принципы  международного налогового планирования с помощью оффшоров по своей сути аналогичны тем, что применяются на национальном уровне. Это максимальное уменьшение налоговой базы для предприятия, выплачивающего большие налоги, и максимальное увеличение налоговой базы для предприятия, выплачивающего минимальные налоги, т.е. так называемое перемещение максимума прибыли на минимально налогооблагаемый субъект.

     Лизинговая  деятельность является одним из видов  инвестиционной деятельности. Оффшорная  компания может передать в лизинг необходимое оборудование, закупленное  за рубежом. Лизинговые платежи можно осуществлять в течение длительного времени без специальной лицензии ЦБ РФ, так как они не рассматриваются как операции, связанные с движением капитала.

     Оффшорная компания продает товар, являющийся ее собственностью, конечному покупателю - иностранной компании по цене 1100000 долл. США. Основная часть прибыли - 80000 долл. США остается на счетах своей оффшорной компании и облагается минимальными налогами. Прибыль же российской фирмы составляет 20000 долл. США, налог на прибыль - 4800 долл. США).

     В тех случаях, когда размер таможенной пошлины не зависит от стоимости  определенного товара (например, автомобили), применяется способ искусственного завышения стоимости товара для  того, чтобы основная дельта прибыли  оказалась на счете оффшорной  компании.

     Например, в промышленности оффшорная компания может работать по давальческой схеме, выступая в качестве заказчика. Российская фирма-исполнитель в этом случае действует практически безвозмездно, производя продукцию для заказчика, который и получает основную прибыль от ее реализации. Российская фирма может действовать в России в качестве агента оффшорной компании по договорам комиссии и агентирования. В этом случае в ее деятельности практически ничего не меняется, за исключением того, что документально она получает символическое вознаграждение, а основная часть прибыли остается на счетах оффшорной компании. Необходимым условием является регистрация оффшорной компании в стране, имеющей с Россией соглашение об избежании двойного налогообложения.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность