Трудовой потенциал

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью настоящего исследования является изучение понятия, содержания и особенностей развития трудового потенциала в РФ. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1.изучение трудового потенциала, понятия, системы его показателей - в первой главе работы;
2.исследование состояния и особенностей развития современного трудового потенциала в РФ – во второй главе;
3.рассмотрение основных направлений в развитии трудового потенциала – в третьей главе настоящего исследования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Трудовой потенциал: понятие, система его показателей ………....................5
1.Понятие экономического потенциала и его виды ……………………........5
2.Трудовой потенциал и система его показателей…………………..………..8
3.Роль трудового потенциала в развитии национальной экономики............12
2 Современное состояние трудового потенциала в РФ …………...…….……15
2.1 Анализ основных показателей трудового потенциала РФ ………...……..15
2.2 Трудовой потенциал в условиях мирового экономического кризиса……20
3 Направления в развитии трудового потенциала РФ ………………………..27
3.1 Целевые ориентиры, направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития и трудовой потенциал страны…………………………………………………………………………….27
3.2 Взаимодействие государства, частного бизнеса и общества как одно из важнейших направлений развития трудового потенциала страны…………..30
Заключение …………………………………………………………….…..…….37
Список использованных источников…………………….…………….……….39
Приложение………………………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

курсовая НЭК.docx

— 121.12 Кб (Скачать)

Создание  комфортной и безопасной социальной среды также связано со значительным снижением уровня преступности, повышением эффективности системы защиты граждан  от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая  принятие необходимых технических  регламентов в этой сфере, а также  развитие системы страхования гражданской  ответственности в сфере функционирования потенциально опасных объектов.

В рамках развития трудового потенциала страны, государство предполагает усовершенствовать  демографическую политику, а также  развивать «политику народосбережения»; активными темпами развивать  здравоохранение; развивать физическую культуру и спорт, культуру СМИ; преобразовать  систему образования и развивать  рынок труда; а также совершенствовать другие направления хозяйственной, социальной и политической компоненты России.

Необходимым условием, как для формирования инновационной экономики в целом, так и для совершенствования трудового потенциала страны, в частности, является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.

В основу развития системы образования должны быть положены такие принципы проектной  деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте "Образование", как открытость образования к  внешним запросам, применение проектных  методов, конкурсное выявление и  поддержка лидеров, успешно реализующих  новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки  и комплексный характер принимаемых  решений [25].

Обновление  организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования  обеспечит ее соответствие перспективным  тенденциям экономического развития и  общественным потребностям, повысит  практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность.

Гибкий  эффективно функционирующий рынок  труда является важнейшей составляющей инновационной экономики, а также необходимым фундаментом эффективного развития трудового потенциала России. Вместе с тем современное развитие экономики невозможно без продуктивной занятости, являющейся производной от эффективно функционирующего гибкого рынка труда, позволяющего оперативно реагировать на экономические вызовы.

Переход к инновационной экономике (реструктуризация и диверсификация отраслей экономики) приведет к изменению сложившейся  структуры занятости населения, будет сопровождаться сокращением  неэффективных рабочих мест, перераспределением работников по секторам экономики, расширением  сферы услуг, развитием инновационных  направлений деятельности и возникновением новых направлений занятости. В  этих условиях рынок труда позволит стимулировать создание новых эффективных  рабочих мест, включая гибкие формы  занятости, повысить их оборачиваемость.

Развитие  рынка труда будет осуществляться посредством решения следующих задач [19]:

  1. повышение гибкости рынка труда и стимулирование сокращения нелегальной занятости;
  2. улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе реформирования системы профессионального образования всех уровней, развития системы непрерывного профессионального образования, системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом определения государственных приоритетов развития экономики;
  3. развитие институтов рынка труда, рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов;
  4. создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры;
  5. создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования национальных кадров.

Ключевые  этапы и показатели реализации поставленных задач в течение 2008 - 2020 годов следующие [25]:

  • снижение уровня нелегальной занятости с 35 до 5 - 10 процентов;
  • повышение уровня легальной занятости мигрантов с 26 до 70 - 80 процентов;
  • снижение уровня общей безработицы с 6 до 2 - 3 процентов.

Кроме того, будут охвачены внутрипроизводственным обучением (с периодичностью обучения не более 5 лет) 80 процентов работников крупных и средних предприятий, а опережающим профессиональным обучением - 40 - 50 процентов работников, подлежащих высвобождению.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Важно отметить, что совокупный экономический потенциал является основой национальной экономики, от которого непосредственно зависят ее нормальное функционирование, а также темпы и масштабы экономического роста. По своей характеристике он неоднороден и существует в нескольких основных видах: человеческий, природный и производственный.

Обобщающим  показателем процесса становления  и развития человека в трудовой деятельности является именно трудовой потенциал общества.

Исходной  структурообразующей единицей трудового  потенциала является трудовой потенциал работника (личности). Применительно к предприятию трудовой потенциал представляет собой предельную величину возможного участия работников в производстве с учетом микро- и макросреды. Общественный трудовой потенциал, аккумулирующий и синтезирующий совокупные способности к общественно полезной деятельности трудоспособного населения, представляет собой конкретную форму материализации человеческого фактора, показатель уровня развития и границы созидательной активности трудящихся масс.

Важно выделить огромную роль трудового потенциала в  рамках хозяйственной деятельности страны, так как именно человеческие ресурсы являются основой современной  рыночной экономики глобального  масштаба. Особую роль в развитии национальной экономики занимает качество  трудового потенциала, изучаемое и рассчитываемое в разных показателях (численность экономически активного населения, занятых и безработных, по отраслям и субъектам и т.п.).

Анализ  основных показателей трудового  потенциала РФ  за 2000-2007 г.г.  иллюстрирует в целом положительную динамику его развития, наблюдается увеличение важнейших показателей, таких как: численность экономически активного населения по субъектам; численность занятых в экономике по субъектам; занятое население по видам экономической деятельности по основной работе; экономически активное и неактивное население всего.

Однако  положительную роль данных изменений  несколько ухудшает картина мирового экономического кризиса, на фоне которое  наблюдается рост безработицы на период ноябрь 2008-март, апрель2009г.г., когда  огромное количество предприятий произвело  массовые сокращения вплоть до увольнений по некоторым возрастным и другим показателям, снижение уровня заработной платы. В то время, как цифры говорят  о положительных изменениях, статьи газет, Интернета, данные со статистических  сайтов за текущий период иллюстрируют весьма негативные тенденции в структуре  трудового потенциала нашей современной  России.

В связи  с этим, проявляется объективная  необходимость в разработке и  практической  реализации направлений  в развития и совершенствования  трудового потенциала, особенно в  условиях кризиса.

Важно выделить Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации как важнейший документ глобального масштаба, содержащий в себе основные направления экономического и социального развития страны в целом, а также направления и ориентиры развития трудового потенциала России, в частности.

Согласно  данной концепции, развитие трудового  потенциала должно стать одним из приоритетных направлений социально-экономического  развития  страны на ближайшую перспективу, что должно реализовываться в  рамках следующих основных направлений:

  1. Развитие человеческого потенциала.
  2. Совершенствование кадрового потенциала страны в рамках создания высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику.
  3. Взаимодействие государства, частного бизнеса и общества как одно из важнейших направлений развития трудового потенциала страны

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Основная  литература

  1. Адамчук В.В.,Ромашов О.В., Сорокина М.Е. экономика и социология труда. – М.: Юнити, 2005. – 407с.
  2. Аникин А.В. История финансовых потрясений: Российский кризис в свете мирового опыта. Изд. 2-е, доп. перераб. М: Олимп-Бизнес, 2002 г.
  3. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В. Экономика труда: Конспект лекций.- Ростов н /Д: Феникс, 2006.-224с.
  4. Блохин А.А., Ломакин-Румянцев И.В. Готовы ли мы к новым кризисам? "Деловые люди" - №157, апрель 2004 г.
  5. Богомолов В.А., Богомолова А.В. Антикризисное регулирование экономики: Теория и Практика: Учебное пособие для вузов М: ЮНИТИ-ДАНА , 2003 г.
  6. Борисов Е.Ф. Экономическая теория   2-е издание.  -  М: Проспект, 2005.
  7. Владимиров Б. «Будет ли найден путь из кризиса?» // Бизнес и банки, 2007, №38,39.
  8. Воронин Ю. Ориентиры выхода из экономического кризиса//Экономист, 2007. – №5. – . С. 11-21.
  9. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. — СПб.: Наука, 2004. — 309 с.
  10. Капелюшкин Р. Российская модель рынка трудА, М., «Перспектива», 2005.
  11. Молочников Н.Р., Барышевский И.О., Воронов А.А. и др. Современная экономика: Российская модель: Учебное пособие (под ред. Молочникова Н.Р.) М: МПСИ /Воронеж: МОДЭК, 2004 г.
  12. Пилипенко Н.Н. Актуальные проблемы социально-экономического развития России: Сборник научных трудов. Вып. 1 (ред. Пилипенко Н.Н.) М: Дашков и К , 2004 г.
  13. Путь в ХХI век.// Стратегические проблемы и перспективы российской экономики. / Под ред. Д.С.Львова. М., 2005.
  14. Рофе А.И. Рынок труда, М., «МИК», 2003.
  15. Рынок труда: Практикум по исследованиям в области развития бизнеса «ГИНТ-М», М. «Accelerating Your Business», 2006.
  16. Смирнов С. Рынки труда регионов в условиях финансово-экономического кризиса // человек и труд.- 2008.-№3.-с.56-59.
  17. Соловьёв А.В. Социальное партнерство. Комментарий к Трудовому кодексу РФ. — М.: Дело и Сервис, 2006. — 240 с.
  18. Софронов-Антомони В. Производство теории потребления // Знание — сила. 2007. № 7.
  19. Тимофеев А.В. Проблемы поддержания и развития занятости работников предприятий ТЭК // Вестник электроэнергетики. — 2006. — №3.
  20. Фаминский И.П., Кочетов Э.Г., Пресняков В.Ю. и др. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России (под ред. Фаминского И.П.) М: Республика, 2004.
  21. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика: В 2 тт: Т. 2: Теория, принципы, политика М: Экономика, 2004.
  22. Чистилин Д.К. Самоорганизация мировой экономики: Евразийский аспект, М.: 2006.

 

Интернет-ресурсы

  1. Гаген. А. Мировой финансовый кризис и Россия // Сайт: Финансовый Юрист/ Режим доступа - http://timesnet.ru/1177.html
  2. Занятость и безработица. Сайт ФСГС. Режим доступа - http://www.gks.ru/wps/portal/main/nas/zz#
  3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением от 17 ноября 2008 г. N 1662-р Правительством РФ. Режим доступа - http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=law;n=90601#p27
  4. Кризис затягивается до конца 2009 года? // Аналитика. Дата публикации: 27.11.2008. Режим доступа - http://www.infocrisis.ru/analytics/38.html
  5. Сайт Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год. Режим доступа - http://premier.gov.ru/anticrisis/
  6. Совокупный экономический потенциал: понятие и сущность. Национальная экономика. Режим доступа - http://fictionbook.ru/author/anton_nikolaevich_koshelev/nacionalnaya_yekonomika/read_online.html?page=2&MSISDN=79172845573
  7. Трудовой потенциал Самарской области. Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Правительства Самарской области. Режим доступа - http://www.economy.samregion.ru/trudovoi
  8. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. Режим доступа - http://www.gks.ru/
  9. Эскиндаров М. «О мировом финансовом кризисе» // Регион: Москва (ЦФО)) / Режим доступа - http://www.1rre.ru/news/doc/29167/

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Таблица 1

Численность экономически активного  населения по субъектам  за 2007-2008г.г. [30]

             

тыс. человек

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Российская Федерация

72769,9

71546,6

72357,1

72391,4

72949,6

73431,7

74166,9

75159,0

75 756,6

Центральный федеральный  округ

19530,8

19375,2

19597,2

19641,2

19795,1

19808,1

19858,7

20191,2

20 215,3

Белгородская область

740,6

748,3

720,2

719,5

730,6

713,8

752,0

735,3

759,2

Брянская область

664,6

651,5

636,1

650,7

658,6

648,0

659,6

661,0

655,5

Владимирская область

797,9

785,4

808,0

795,7

806,2

809,3

792,0

787,4

776,2

Воронежская область

1171,3

1106,1

1140,1

1113,1

1091,1

1135,8

1148,5

1120,0

1 135,1

Ивановская область

591,9

572,1

567,5

565,5

576,5

574,7

560,4

570,8

576,4

Калужская область

561,4

542,5

520,7

539,9

550,8

547,4

538,5

547,8

548,9

Костромская область

380,2

373,7

370,5

362,2

369,6

367,0

371,5

376,8

376,8

Курская область

636,1

608,7

615,7

583,4

593,4

609,2

592,5

599,7

599,3

Липецкая область

601,1

598,4

607,2

603,0

589,0

585,3

597,5

600,0

608,5

Московская область

3612,4

3504,5

3505,3

3617,8

3682,3

3580,6

3603,3

3772,1

3 764,2

Орловская область

437,7

429,4

442,6

430,8

432,9

425,0

438,6

426,9

416,4

Рязанская область

605,3

587,0

619,3

591,3

584,8

606,7

576,3

596,3

570,6

Смоленская область

547,6

538,3

538,5

526,5

528,0

535,0

528,6

532,3

519,4

Тамбовская область

573,8

527,0

552,2

547,9

520,5

555,4

556,1

547,8

566,1

Тверская область

749,5

735,0

738,6

718,9

716,3

734,4

719,6

733,0

711,5

Тульская область

836,6

828,0

803,4

806,4

826,6

804,7

814,5

818,7

784,2

Ярославская область

746,0

722,7

712,6

723,6

702,8

709,4

716,9

705,4

729,7

г. Москва

5277,0

5516,6

5698,8

5745,2

5835,0

5866,3

5892,5

6059,9

6 117,1

Северо-Западный федеральный округ

7394,6

7345,9

7371,8

7402,0

7418,9

7514,6

7581,4

7640,2

7 687,7

Южный федеральный  округ

9993,1

9871,9

10059,3

9943,5

10207,9

10295,5

10891,1

11196,8

11 345,0

Приволжский федеральный  округ

15785,4

15530,8

15656,8

15521,1

15613,7

15740,9

15797,5

15929,1

15 966,5

Уральский федеральный  округ

6359,6

6215,1

6242,4

6465,1

6430,5

6497,5

6537,8

6534,2

6 705,2

Сибирский федеральный  округ

10078,2

9694,4

9942,0

9884,4

9973,4

10086,0

10004,2

10143,9

10 249,2

Дальневосточный федеральный округ

3628,2

3513,4

3487,7

3534,1

3510,0

3489,1

3496,2

3523,6

3 587,7

Информация о работе Трудовой потенциал