Трудовой потенциал

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью настоящего исследования является изучение понятия, содержания и особенностей развития трудового потенциала в РФ. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1.изучение трудового потенциала, понятия, системы его показателей - в первой главе работы;
2.исследование состояния и особенностей развития современного трудового потенциала в РФ – во второй главе;
3.рассмотрение основных направлений в развитии трудового потенциала – в третьей главе настоящего исследования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Трудовой потенциал: понятие, система его показателей ………....................5
1.Понятие экономического потенциала и его виды ……………………........5
2.Трудовой потенциал и система его показателей…………………..………..8
3.Роль трудового потенциала в развитии национальной экономики............12
2 Современное состояние трудового потенциала в РФ …………...…….……15
2.1 Анализ основных показателей трудового потенциала РФ ………...……..15
2.2 Трудовой потенциал в условиях мирового экономического кризиса……20
3 Направления в развитии трудового потенциала РФ ………………………..27
3.1 Целевые ориентиры, направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития и трудовой потенциал страны…………………………………………………………………………….27
3.2 Взаимодействие государства, частного бизнеса и общества как одно из важнейших направлений развития трудового потенциала страны…………..30
Заключение …………………………………………………………….…..…….37
Список использованных источников…………………….…………….……….39
Приложение………………………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

курсовая НЭК.docx

— 121.12 Кб (Скачать)

Уровни  как общей (по методологии МОТ), так  и зарегистрированной безработицы  в целом по области сохранились  в 2008 году ниже среднероссийских значений (см. таблицу 1). В 2009 году рост размеров безработицы продолжился (на 01.04.2009 года в регионе официально зарегистрировано 39,6 тыс. безработных граждан), но ситуация остается контролируемой и управляемой.

 

 

 

 

Таблица7

Сравнение уровней зарегистрированной и общей безработицы 

по Самарской  области, Приволжскому федеральному округу

и Российской Федерации за 2008 год

(в процентах  от экономически активного населения) [29]

Показатель 

Самарская область

ПФО

РФ

Уровень безработицы по МОТ (в среднем  за год) 

4,2

6,3

6,3

Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года)  

1,3

1,3

2,0


 

В целом, следует выделить мощное  отрицательное  воздействие финансового кризиса  на состояние  и перспективы развития трудового потенциала как отдельных  регионов и всей нашей страны, в  целом, так и для всего мирового экономического сообщества.

 

3. Направления в развитии трудового  потенциала РФ

 

3.1. Целевые ориентиры,  направления перехода к инновационному  социально ориентированному типу  экономического развития и трудовой  потенциал страны

 

Важно выделить Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, утвержденную Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р как важнейший документ глобального масштаба, содержащий в себе основные направления экономического и социального развития страны в целом, а также направления и ориентиры развития трудового потенциала России, в частности.

Пункт 3 данной Концепции, именуемы «Целевые ориентиры», представляет важнейшую стратегическую цель - достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.

В рамках достижения данной цели предполагается формирование качественно нового образа будущей России к концу следующего десятилетия по реализации следующих основных направлений [25]:

  1. Развитие высоких стандартов благосостояния человека
  2. Социальное благополучие и согласие
  3. Экономика лидерства и инноваций
  4. Сбалансированное пространственное развитие
  5. Экономика, конкурентоспособная на мировом уровне
  6. Институты экономической свободы и справедливости
  7. Безопасность граждан и общества.

Следовательно, развитие трудового потенциала должно стать одновременно фундаментом  для реализации выше обозначенных направлений, а также стать одним из составных  элементов каждого такого мероприятия.

Направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития (п. 4) требуют реализации комплекса взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований по программе Концепции, в том числе – по развитию трудового потенциала страны.

Развитие человеческого потенциала России. С одной стороны, это предполагает создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды, с другой - повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики.

В рамках данного пункта Концепции на практике должны быть достигнуты следующие результаты [25]:

  • преодоление негативных демографических тенденций, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, повышение качества жизни населения;
  • формирование условий для устойчивого повышения заработной платы, соответствующего темпам роста производительности труда и качеству рабочей силы, создание эффективных механизмов регулирования рынка труда, обеспечивающих сочетание конкуренции на рынке труда с партнерскими отношениями работников, работодателей и государства;
  • повышение зависимости размера трудовых пенсий от заработной платы, повышение размера пенсий с учетом развития добровольных накопительных пенсионных сбережений до уровня, обеспечивающего достойную жизнь пенсионеров;
  • обеспечение возможности получения качественного образования и медицинской помощи, доступа к национальным и мировым культурным ценностям, безопасности и правопорядка, благоприятных условий для реализации экономической и социальной инициативы;
  • переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности;
  • обеспечение населения доступным и качественным жильем, создание комфортной городской среды для человека и эффективного жилищно-коммунального хозяйства, формирование гибкой системы расселения населения, учитывающей многообразие региональных и национальных укладов жизни;
  • создание эффективной адресной системы поддержки лиц, относящихся к категории бедных, и предоставления социальных услуг для пожилых людей, инвалидов и детей;
  • создание экономических условий сохранения и умножения культурных и духовных ценностей российского народа;
  • обеспечение качества и доступности услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта;
  • улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека;
  • снижение уровня преступности;
  • обеспечение высокой профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов, формирование профессиональной культуры, ценностных ориентиров в сфере труда и предпринимательской деятельности.

Второе  направление данного пункта Концепции предполагает совершенствование кадрового потенциала страны в рамках создания высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику, в том числе [25]:

    1. создание и развитие конкурентных рынков, последовательная демонополизация экономики;
    2. отказ от повышения совокупной налоговой нагрузки в экономике и снижение издержек, связанных с исполнением обязанностей по уплате налогов;
    3. поддержка образования новых компаний и новых видов бизнеса, основывающихся на инновациях, стимулирование развития малого бизнеса;
    4. снижение инвестиционных и предпринимательских рисков за счет защиты прав собственности и повышения предсказуемости экономической политики государства, обеспечения макроэкономической стабильности, развития финансовых институтов;
    5. улучшение условий доступа организаций к долгосрочным финансовым ресурсам, развитие финансовых рынков и других институтов, обеспечивающих трансформацию сбережений в капитал;
    6. повышение договороспособности организаций и прозрачности ведения бизнеса, развитие самоорганизации предпринимательского сообщества;
    7. обеспечение высокого качества государственного администрирования в сфере экономики.

 

3.2. Взаимодействие государства, частного  бизнеса и общества как одно  из важнейших направлений развития  трудового потенциала страны

 

Достижение  целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы  предполагают выстраивание эффективных  механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и проведении социально-экономической политики.

Инновационный тип экономического развития требует  создания максимально благоприятных  условий для предпринимательской  инициативы, повышения конкурентоспособности  и инвестиционной привлекательности  российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой  конкуренции, поскольку именно частный  бизнес является основной движущей силой  экономического развития [8]. Государство может создать необходимые условия и стимулы для развития бизнеса, но не должно подменять бизнес собственной активностью.

В целях  перехода к инновационному социально  ориентированному развитию государство  в отношениях с субъектами предпринимательской  деятельности будет руководствоваться  следующими принципами [25]:

  • создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества;
  • снижение административных барьеров в экономике, превращение России в страну с низким уровнем коррупции;
  • формирование условий для массового создания новых частных компаний во всех отраслях экономики, совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и собственности;
  • устранение избыточного государственного регулирования экономики и переход преимущественно к косвенным методам регулирования экономических процессов;
  • поэтапное сокращение участия государства в управлении собственностью в конкурентных отраслях экономики путем применения прозрачных и эффективных приватизационных процедур, основанных на принципах рыночной оценки, равного доступа к имуществу и открытости деятельности органов государственной власти;
  • концентрация государственного предпринимательства главным образом в отраслях, связанных с обеспечением обороноспособности и национальной безопасности, развитием инфраструктуры, безусловное обеспечение равных условий конкуренции в тех секторах, где наряду с государственными функционируют частные компании;
  • поддержание макроэкономической стабильности и предсказуемости изменения основных макроэкономических параметров, последовательное снижение уровня инфляции;
  • развитие частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры;
  • поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала;
  • активная поддержка российских компаний на внешних рынках, в том числе прямых иностранных инвестиций российских компаний, при соблюдении норм международного права и обязательств Российской Федерации в данной области, защита интересов российского бизнеса в случае нарушения его прав в иностранных государствах;
  • расширение участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной власти, связанных с регулированием экономики.

Основными субъектами, заинтересованными в  переходе к инновационной социально  ориентированной экономике, являются не только занятые в экономике  знаний и высоких технологий (потенциально около трети занятых в экономике), но и более широкие слои работников и представителей бизнеса, которые сталкиваются с интенсивной глобальной конкуренцией и нуждаются в активном технологическом перевооружении, управленческих и социальных инновациях.

В целях  эффективного вовлечения заинтересованных субъектов в формирование и реализацию социально-экономической политики необходимо выстраивание новой модели развития общества, обеспечивающей [26]:

  1. эффективность механизмов защиты прав и свобод граждан, без которых невозможно создать конкурентоспособные государственные институты;
  2. функционирование механизмов вертикальной и горизонтальной социальной мобильности; применение процедур и правил, гарантирующих выявление и учет интересов каждой социальной группы при принятии решений на всех уровнях государственной и муниципальной власти, ответственность за результаты и последствия принятых и реализованных решений;
  3. равноправный диалог общественных организаций, бизнеса и государства по ключевым вопросам общественного развития, результаты которого становятся основой принимаемых нормативных решений;
  4. высокое доверие граждан к государственным и общественным институтам; широкий общественный консенсус по основным вопросам развития России.

Наиболее  полно данным требованиям отвечает эффективно работающая демократическая  система, которая обеспечивает не только свободу частных интересов и  договорных отношений, но и создает  предпосылки для активизации  инновационных процессов. Только воплотив в повседневную практику жизни общества формулу развития "демократия - человек - технологии", Россия сможет реализовать свои потенциальные возможности и занять достойное место среди ведущих мировых держав.

В рамках темы настоящего исследования особенно важно выделить развитие человеческого потенциала, которое, согласно данной Концепции, включает системные преобразования двух типов [25]:

  1. направленные на повышение конкурентоспособности кадрового потенциала, рабочей силы и социальных секторов экономики;
  2. улучшающие качество социальной среды и условий жизни людей.

Они охватывают среднесрочные и долгосрочные цели, приоритеты и основные направления  демографической политики, политики модернизации здравоохранения и  образования, развития пенсионной сферы  и социальной помощи, развития культуры, формирования эффективных рынков труда  и жилья.

Информация о работе Трудовой потенциал