Торговые войны: сущность, причины и последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной выпускной квалификационной работы изучение сущности, причин возникновения, результатов и последствий торговых войн.
Данная цель обусловила постановку и решение таких задач, как:
· рассмотрение механизмов и инструментов ведения торговых войн;
· изучение эволюции и практики ведения торговых войн в мировой экономике;
· определение роли и позиции России в торговых войнах;

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 112.92 Кб (Скачать)

В целом мировая экономика переживает классическую дефляционную спираль. И прежде чем мир пройдет нижнюю точку нам придется пережить торговые войны и волну протекционизма, а затем массовые банкротства предприятий и физлиц.

2.3 Участие России в торговых  войнах

Российской дипломатии до сих пор удавалось избегать крупных торговых споров со своими партнерами, пользуясь арсеналом средств, прописанных в соответствующих двусторонних соглашениях, а также в российском законодательстве, которое соответствует мировой практике.

Между тем, что сама Россия на мировом рынке нередко подвергается самой настоящей дискриминации даже, от, казалось бы, надежных партнеров и, по данным ВТО, входит в десятку наиболее дискриминируемых в отношении внешней торговли стран мира.

По данным Министерства экономического развития, в результате действия ограничительных мер в отношении российских товаров на зарубежных рынках наши экспортеры ежегодно теряют около 2 млрд. долларов.

Минэкономразвития России по состоянию на 1 октября 2011 года зафиксировало 81 ограничительную меру, применяемую иностранными государствами для защиты своего внутреннего товарного рынка. Об этом сообщается в материалах Минэкономразвития РФ о социально-экономическом развитии РФ в январе-сентябре 2011 года.

Ограничительные меры в отношении российских товаров применяют Австралия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Бразилия, Индия, Индонезия, Казахстан, Китай, Республика Корея, Мексика, Молдова, США, Таиланд, Туркмения, Турция, Узбекистан, Украина, Филиппины, а также страны-члены ЕС как единая таможенная территория. Максимальное количество ограничительных мер действует в ЕС, Украине, США и Белоруссии.

Более половины от всех действующих антидемпинговых мер введены в отношении импорта российских черных металлов и изделий из них. Второе место занимают минеральные удобрения.

Наиболее известными и широко применяемыми нетарифными ограничениями являются антидемпинговые меры, что объясняется их предметной направленностью и эффективностью, достаточно хорошо проработанным механизмом расследований, а также тем, что они могут применяться на выборочной основе против конкретного экспортера по сравнению с другими мерами, непосредственно влияющими на торговые потоки. Максимальное количество антидемпинговых мер против товаров российского происхождения действует в ЕС (9), затем в США (6), Китае (6) и Мексике (4). На остальные страны - Австралия, Аргентина, Бразилия, Индонезия, Канада, Перу, Таиланд, Турция - приходится по 1-3 меры.

Из государств-участников СНГ этим инструментом регулирования импорта активно пользуется только Украина. Так, на Украине по состоянию на 1 мая 2010 г. действовало 5 антидемпинговых пошлин. Специальные защитные меры применяются для ограничения импорта гораздо реже, поскольку они являются менее гибкими и точечным.

Наибольшее количество мер административного характера выявлено в государствах-участниках СНГ, и в первую очередь в Белоруссии. Одним из самых распространенных барьеров на пространстве СНГ является применение дифференцированных ставок акцизного налога, когда в отношении импортной продукции применяются ставки акциза существенно выше, чем в отношении отечественной продукции.

В январе-марте 2011 года были проведены 2 новых расследования для того, чтобы ввести меры защиты рынка. В результате проделанной работы перестали действовать 9 мер, которые препятствуют доступу российских товаров на зарубежные рынки. По предварительным оценкам, сумма предотвращенного ущерба составляет 105 млн. долларов.

Расследования также были инициированы в Украине в отношении импорта холодильников и в Молдавии в отношении импорта кондитерских изделий, а также в Пакистане в отношении импорта горячекатаного проката. Удалось добиться отмены антидемпинговых мер на горячекатаный и холоднокатаный прокат, которые действовали в Перу более 10 лет. В США также удалось добиться отмены антидемпинговой меры в отношении импорта магния, которая действовала 5 лет.

Между тем в прошлом году страны ЕС обвиняли Россию в протекционизме. "Россия в очередной раз признается торговым партнером с самыми жесткими заградительными мерами с начала кризиса", - отметила Еврокомиссия. В 2010 году Россия экспортировала товаров на 398 млрд. долларов, импортировала -- на 248,8 млрд. долларов.

Однако ограничения на ввоз товаров существуют и в России. Комиссия Таможенного союза (КТС), в который входят Россия, Белоруссия и Казахстан, установила антидемпинговые пошлины на ввоз на единую таможенную территорию союза некоторых видов металлопродукции.

В частности, КТС приняла решение установить до 13 мая 2012 г. антидемпинговую пошлину в размере 21,8% от таможенной стоимости в отношении ввозимого на единую таможенную территорию союза машиностроительного крепежа (болты и гайки) отдельных видов с Украины, кроме продукции "Дружковского метизного завода" (г. Дружковка, Донецкая область).

КТС до 25 декабря 2013 г. установила антидемпинговую пошлину на никельсодержащий плоский прокат из коррозионностойкой стали (в листах или рулонах) из Бразилии, КНР, Южной Кореи и ЮАР - в размере от 4,8% до 62,8% в зависимости от страны происхождения.

Также до 16 июня 2013 г. будет действовать антидемпинговая пошлина в размере 19,4% на подшипниковые трубы из Китая. До 18 ноября 2015 г. установлены антидемпинговые пошлины на обсадные трубы (в размере 18,9%), насосно-компрессорные трубы (19,9%), нефтепроводные и газопроводные трубы диаметром до 820 мм (в размере 19,4%-37,8% в зависимости от предприятия-изготовителя) из Украины.

До 17 марта 2014 г. будет действовать специальная пошлина в размере 282,4 долл. за тонну в отношении отдельных видов крепежных изделий (болты, гайки, шайбы) из Китая. Также антидемпинговая пошлина в размере от 31,3% до 41,5% до 20 января 2013г. будет установлена на подшипники качения из КНР. До 26 декабря 2012г. установлена специальная пошлина в размере 1,4 долл. за 1 кг на столовые приборы из коррозионностойкой стали из Китая.

КТС также установила до 1 ноября 2012 г. специальную пошлину в размере 9,9% от таможенной стоимости, но не менее 1,5 тыс. долл. за тонну, в отношении ввозимых на единую таможенную территорию союза труб из коррозионностойкой стали наружным диаметром до 426 мм из Бразилии и КНР.

Кроме того, до 24 сентября 2013 г. будет действовать антидемпинговая пошлина в размере 11,6% в отношении отдельных видов синтетических нейлоновых нитей, происходящих с Украины.

Вступление Росси в ВТО предоставило некоторые орудия для восстановления баланса в Российской экономике. Но оно создает и сложности. Москве пришлось открыть Россию для импортных товаров и придется забыть о торговых войнах с соседями.

3. Последствия торговых  войн и их влияние на экономическое  развитие стран

Исходом торговой войны является либо потеря странами экономического статуса, либо их полное разорение (при успешном ведении войны - для конкурентов, при неудачном - для страны, начавшей торговую войну, либо для обоих стран). Высокая степень монополизации товарных рынков, транснациональная структура доминирующих на них корпорации служат питательной средой для возникновения новых торговых войн, в которые вовлекаются не только отдельные государства, но и межгосударственные союзы. Вспышки торговых конфликтов между тремя основными центрами межимпериалистического соперничества носят перманентный характер. Страны запада стремятся к сглаживанию противоречий путем достижения компромиссов в рамках различных международных форумов (ВТО, Совещание глав "семерки" по экономическим вопросам и т.п.). Результаты свидетельствуют об отсутствии единства в решении проблем мирового рынка, что приводит многие торговые войны в разряд "хронических" . Иными словами, возникновение торговых войн обеспечивается самой структурой мирового рынка и международных отношений. Фактически, ведение торговых войн уже гарантируется высоким экономическим потенциалом страны, так как на войну уходит значительные средства. Таким образом, слабые государства не ведут торговую войну, иначе они просто разорятся. Это подтверждается фактами, что в основном в торговых и продовольственных войнах замечены такие мощные страны-производители, как США, Япония, Германия, Мексика, или союзы стран (АКГ, ЕС, Атлантический союз и т.п.).

Процессы, происходящие сейчас в глобальной экономике, для государства могут закончиться тем, что в условиях глобализации финансов "национальное государство в лучшем случае сковывается, а в худшем - становится устаревшим" (Дж. Фримэн). Можно прийти к выводу, что в торговых войнах участвуют в основном мощные государства и их блоки, их исход в большинстве случаев непредсказуем, т.к. зависит от развития международной ситуации в мире и психологии проживающих на территории стран людей. В общем случае можно спрогнозировать результат с позиций экономики, но только для "вспыхивающих", т.е. длящихся недолго торговых войн.

Любая страна в мире, имеющая внешние торговые отношения, имеет и так называемую экономическую безопасность. Это значит, что любое действие во внешнеторговой политике сначала просчитывается экономистами, хотя результат не всегда совпадает с реальностью (это зависит от тактики ведения торговых войн). Тактика ведения продовольственных и торговых войн сводится, в основном, к определению наиболее необходимого для страны-соперника товара и прекращению его поставок (в простейшем случае). Ответ может последовать в той же форме, однако, с милитаристскими государствами такие торговые войны идут недолго и перерастают в боевые действия с применением оружия (как это почти всегда заканчивалось во времена до XIX века), примером чего может послужить война в Ираке. Малоэффективны также торговые войны по отношению к государству, имеющему большое число союзников, так как в этом случае "нападение" на эту страну может обернуться "защитой" от всех ее союзников.

Анализ сложившейся мировой ситуации на рубеже XX и XXI столетий позволяет зафиксировать следующие варианты ведения торговых и продовольственных войн: во-первых, прекращение поставок наиболее необходимых стране-противнику товаров (в основном, сырья); во-вторых, полный отказ государства от торговых отношений с другим государством (если это возможно); в-третьих, поставка заведомо недоброкачественной продукции (иногда по сниженным ценам); в-четвертых, экономическая блокада (вариант "железного занавеса", т.е. полный отказ всех стран от торговых отношений с какой-либо страной); в-пятых, запрет на импорт продукции страны-соперника. В меньшей степени встречаются другие варианты. В результате осуществления политики торговой войны, проводимой в нелинейном по своей природе обществе, последствия могут быть самыми неожиданными. В любом случае,100% совпадения рассчитанного результата от торговой войны и реально получившегося не существует, так как в ведении такого рода войн присутствует философские и психологические тонкости.

Иногда страны, измотанные и разоренные торговыми войнами, прекращают их и приходят к соглашению и даже к примирению. Это связано с тем, что экономическая ситуация в них настолько ухудшена, что они уже не в состоянии выбраться из нее и занять прежние позиции на мировой арене (в экономике такая стратегия называется мондиализацией бизнеса). Дело в том, что ни одно государство не может предугадать, каким будет ответное действие другого. На встрече правительственных кругов в Давосе (середина 90-х годов XX века) самым непредсказуемым в этом отношении была признана Россия. Действительно, Россия находится в экономической зависимости от Запада, имея за рубежом огромную финансовую и геополитическую собственность . Кстати, по данным института национальных стратегических исследований национального университета безопасности США России предрекается на будущее 4 варианта развития: полный упадок; создание Соединенных Штатов Евразии на базе СНГ; потеря Дальнего Востока и Сибири (которые отойдут к Китаю или Японии) и создание русского национального государства "Имперская Россия". Из всех этих вариантов Запад не устраивает до сих пор только четвертый, причем западные и некоторые российские политологи постоянно муссируют идею о неизбежном распаде Советского Союза, чтобы не возникало и мысли о восстановлении "Российской империи" . Для ведения торговой и продовольственной войны, кроме экономики необходимо еще учитывать психологию, менталитет проживающего на территории государства населения, поскольку именно психологический фактор определяет так называемую "экономическую живучесть" (которая, кстати, в России занимает одно из первых мест).

Торговые войны ведутся вплоть до полного уничтожения соперника, и, в основном, без применения оружия. Например, не имея практически ни одного месторождения (ни железной руды, ни каменного угля, ни известняка, ни газа) Япония, оказавшись на грани экономического кризиса, применила стратегию торговой войны, закрыв США импорт товаров и услуг и развивая технологию низкой оплаты труда при высокой стоимости и качестве товаров. Курс доллара стал нестабилен: в 1985 году он упал за 6 месяцев от 250 йен за доллар до 125 йен за доллар. США, надеясь уговорить Японию открыть свой внутренний рынок для товаров и услуг Америки, угрожают закрыть свой собственный рынок для Японии, Бразилии и Кореи. Таким образом вступает так называемый принцип взаимности, когда в торговую войну втягиваются другие страны и т.д. На январь 1996 года курс доллара к йене составил приблизительно 110 йен за доллар.

По отношению к России также ведется торговая война, хотя здесь тактика иная - заполнить российский рынок иностранными товарами, вывозя из России сырье (т.е. без последствий для Запада). Здесь и лобовые атаки на российский рынок в виде массовых поставок залежалого третьесортного ширпотреба, и обходные маневры в виде затягивания торговых переговоров, и построение непроходимых оборонительных редутов в виде антидемпинговых пошлин на различную российскую продукцию. Таким образом, осуществляется тактика ведения торговых войн Запада по отношению к России, тогда как она не имела в 90-е годы прошлого века по существу никакой тактики ведения этой торговой войны: в результате чего ей нанесен немалый ущерб. В этом случае следовало бы ориентироваться на опыт западных стран, таких, как США, Япония и др., которые уже имеют опыт ведения торговых войн.

Последствием этого является увеличение долга странам, низкая удельная стоимость земли в России, ухудшающееся экономическое положение населения, и, как следствие, рост смертности.

Как свидетельствует история, торговые войны между государствами, желающими защитить своих производителей, начались практически тогда же, когда зародилась и сама торговля. Нередко это приводило к войнам настоящим, которые преследовали уже вполне конкретные политические цели. Так, по мнению директора американского Института Экономической Демократии американского Джона Смита, одной из причин начала Первой мировой войны стали торговые конфликты, постоянно возникавшие между наиболее богатыми и могущественными странами. Тогдашние политики обосновывали необходимость вступления Великобритании и Франции в войну с Германией в 1914 г. необходимостью "защиты национальных торговых интересов против германской экспансии". А вступлению Японии во Вторую мировую войну предшествовали ее торговые конфликты с европейскими странами.

Информация о работе Торговые войны: сущность, причины и последствия