Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 19:58, курсовая работа
Целью данной выпускной квалификационной работы изучение сущности, причин возникновения, результатов и последствий торговых войн.
Данная цель обусловила постановку и решение таких задач, как:
· рассмотрение механизмов и инструментов ведения торговых войн;
· изучение эволюции и практики ведения торговых войн в мировой экономике;
· определение роли и позиции России в торговых войнах;
Да и в послевоенное время практически все развитые и развивающиеся государства старались защитить своих производителей и завоевать новые рынки. Известны "автомобильные", "стальные", "соевые", "банановые", "сигаретные", "рыбные", "винные", "газовые" и даже "сырно-молочные" войны, которые портили отношения между государствами и наносили значительный ущерб экономикам конфликтующих стран.
Первая торговая война отмечалась в XVII в. Она вспыхнула между Англией, Голландией, Испанией и Францией за превосходство в мировой торговле. После этого торговые войны вспыхивали в разных регионах, их участниками были разные страны. В XX в. эти войны возникали между Европой и США, США и Японией, между странами Европы.
Нередки торговые войны, которые имеют и явно политическую подоплеку. Так, например, объектом "политических" торговых санкции со стороны США был Советский Союз. В 1974 году конгресс США единогласно принял поправку Джексона-Вэника, ограничивавшую торговлю со странами с "нерыночной экономикой", не признающих право граждан на эмиграцию. И хотя Советского Союза давно уже нет, как и самой причины, по которой санкции были введены, поправка Джексона-Вэника в отношении России продолжала действовать и являлась одним из основных препятствий на пути вступления ее в ВТО.
Практика возведения таможенных барьеров во внешнеэкономических отношениях привела в XXl в. к существенному осложнению международной торговли. Помимо мер таможенного тарифного регулирования стали повсеместно применяться инструменты квотирования и лицензирования. Под предлогом борьбы с ввозом и вывозом контрафактной продукции многие страны ввели в таможенную практику механизмы сертификации и технические ограничения. Со второй половины XX в. стала набирать силу ограничительная практика по экологическим соображениям. Например, если автомобиль имел ненадлежащие параметры по содержанию выхлопных газов, его импорт либо запрещался вовсе, либо обременялся высокими таможенными пошлинами.
Торговые войны по политическим мотивам обычно декларативны и являются не только способом прямого давления, но и утверждения международного авторитета страны, ее активной роли в мировом политическом процессе. Именно поэтому мотивированные решения о санкциях принимаются президентами и парламентами. Они ориентиры внешнеполитической идеологии государства, пусть даже их экономический эффект невелик. В других случаях торговые войны носят экономический, протекционистский или экспансионистский характер.
Угроза объявления торговой войны - часто встречающийся способ разрешения торговых конфликтов. Любые дискриминационные меры к иностранному товару чреваты тем, что страна-экспортер ответит тем же. Импортер может пригрозить ответными санкциями. Есть и другие способы ведения войны: например, объявить продукцию импортера вредной или опасной.
Но, если речь идет о настоящей торговой войне, обе стороны обычно действуют очень продуманно. Угроза высказывается вслух только после неудачи длительных переговоров. А собственно до войны, то есть фактического применения санкций, дело почти никогда не доходит. Недаром меры к иностранным товарам вводятся не сразу, а через определенный срок. За это время стороны обычно успевают договориться.
Американо-японская автомобильная война - самая известная из последних торговых войн. Япония экспортирует в США свои автомобили на общую сумму $40 млрд. Свой же внутренний рынок не хочет полностью открыть для американских машин. Америка начала переговоры с Японией об этой несправедливости еще в 1994 году. Результата не было. Тогда США поступили решительно: в 1995 году они обещали ввести на импортируемые японские машины 100-процентный импортный налог, что сделало бы их продажу просто невозможной. Чтобы этого избежать, Японии предлагалось открыть свой автомобильный рынок для американского экспорта. Но за остававшиеся до начала действия санкций полтора месяца страны, конечно, договорились. В выигрыше неожиданно остались японские автофирмы, так как американцы раскупили их машины накануне возможного введения налога.
Не успели США закончить автомобильную войну, как подоспела фотографическая. Американцы решили, что их "Kodak" потому не очень удачно действует в Японии, что там его дискриминируют по сравнению с местной "Fuji". США уже грозили своим знаменитым 100-процентным налогом, но тут в дело вмешались адвокаты "Кодака", которые понимали, что в данном случае война ни к чему не приведет, и урезонили правительство.
США - почти непременный участник торговых войн. Торговая война США и Китая могла начаться из-за дискриминации американских товаров в Китае и распространения там незаконно скопированных американских видеокассет. Долгие переговоры ни к чему не привели. И тогда американский торговый представитель Мики Кантор обещал обложить ввозимые в США китайские товары все тем же 100-процентным налогом. Был даже опубликован список этих товаров. Китай ответил: обещал брать 100% с американских сигарет, видео и аудиопродукции, телефонов. Но дату введения санкций обе стороны благоразумно отодвинули на два месяца. За это время они договорились. Китай обещал провести проверку своих фирм, торгующих видеокассетами.
Атомная торговая война между Россией и США - пример другого способа ведения "боевых действий". Это естественно, поскольку здесь задействованы три стороны. Россия строит в Иране ядерный реактор на легкой воде, США, которым хотелось бы того же, протестуют, утверждая, что в нем может быть получен оружейный плутоний. Россия доказывает, что получить его в таком реакторе невозможно. США грозят сократить помощь России. История продолжается.
Знаменитая банановая война - пример неудачи атакующей стороны. Ситуация такова: латиноамериканцы, экспортирующие бананы в Европу, платят за них пошлину, а объем их экспорта ограничен квотой. Экспортеры же из бывших французских и английских колоний (Африка, Карибский бассейн, Тихоокеанский регион) пошлин не платят, и квот для них нет. США, поддерживающие латиноамериканских экспортеров, пригрозили было начать торговую войну против ЕС. Но ЕС не испугался, а результат демарша был плачевен для латиноамериканцев (Chiquita Brands International и др.). Понадеявшись на отмену пошлин, они увеличили производство - ни пошлины, ни квоты не отменили, а из-за увеличения производства сильно упали цены на бананы.
Еще один пример: рыбная война между Канадой и ЕС. Не вдаваясь в подробности морского права, можно объяснить дело так: испанцы ловили рыбу в международных водах - но вместе с тем достаточно близко от канадской 200-мильной прибрежной зоны. С одной стороны, испанцы правы, с другой - рыба не знает границ, она могла бы приплыть в канадские воды, если бы испанцы ее не поймали. Поэтому канадцы арестовали испанское рыболовецкое судно. Европейский союз был возмущен и грозил эмбарго на канадские морепродукты (их в Европе продают на $1 млрд). Но никакого эмбарго, конечно, не было, зато через год было подписано новое соглашение о правилах рыболовства в международных водах.
Одним из последних ярчайших примеров торговых войн являются двусторонние отношения США и Китая.
В начале 2012 года было объявлено о создании подразделения по контролю за торговой политикой (Trade Enforcement Unit), которое будет расследовать недобросовестную торговлю в таких странах, как Китай. Подразделение будет также заниматься предотвращением попадания на территорию страны небезопасных товаров из-за границы. И Конгресс должен будет сделать так, чтобы ни одна иностранная компания, приходящая на американский рынок для создания своего бизнеса, не получила никаких конкурентных преимуществ. На протяжении последних лет двусторонние отношения США и Китая уже неоднократно испытывали на прочность различные политики как со стороны Поднебесной, так и со стороны Соединенных Штатов. Корень всех проблем раньше, да и теперь, многие аналитики и эксперты видят исключительно в валютном споре. Для примера, сейчас кросс-курс американского доллара к юаню составляет 6,21. С июня 2010 г. власти Поднебесной решили начать постепенно освобождать национальную валюту от жесткого контроля со стороны Народного банка КНР, в результате чего пришел в действие механизм ревальвации юаня. Это происходило главным образом из-за того, что "реньменби", как называют юань, считается сильно недооцененным. Отсюда и критика Вашингтона - китайские товары поступают на американский рынок по заведомо меньшей стоимости, что делает их более привлекательными по сравнению с товарами, произведенными в США.
Так что в целом нынешняя валютная политика китайского Центробанка отвечает интересам Америки. Но не до конца. Из-за сильной недооценки китайской валюты ее курс продолжит повышаться. Причем, по оценкам американских властей, сейчас юань недооценен к доллару на 25-40%. А значит, "справедливый", по мнению критиков, курс должен составлять около 5 юаней за один доллар. Таким образом, пока ситуация на валютном рынке далека от идеальной. Поэтому слабеющий внутренний спрос в США, при котором американцы отдают все большее предпочтение относительно дешевым товарам, заставляет Вашингтон выступать со все более жесткой риторикой в адрес КНР.
На этом спор двух крупнейших в мире держав не заканчивается. На протяжении всего прошлого года неоднократно всплывали обвинения как американских, так и европейских компаний в адрес Китая. В голове у западного бизнеса, привыкшего к открытым дверям рыночной экономики, не укладываются те барьеры, которые на своей территории создает Китай. В этом контексте стоит сказать, что китайские власти, с одной стороны, всячески стимулируют и приветствуют иностранные инвестиции, а с другой, ведут типично протекционистскую политику в ряде секторов. Особенно явно подобный конфликт интересов виден в тяжелой промышленности и в финансовом секторе континентального Китая. Так что регулярные призывы к Китаю как со стороны Европы, так и с берегов Америки "играть по правилам" в целом оправданы. Хотя идея защитить ключевые сектора национальной экономики едва ли может показаться порочной.
Наконец наиболее четко проследить отношения Китая и США можно через статистику внешней торговли и прямых инвестиций. Начнем с последнего. Ежегодный объем прямых иностранных инвестиций американской экономики в китайскую можно оценить на уровне 50 млрд долл. Удивительно, но те же прямые иностранные инвестиции Китая в США в десятки раз меньше - всего около 0,8 млрд долл. в год. А вот в торговле ситуация зеркально противоположная. Если ежегодный объем экспорта американских товаров в Китай можно оценить в 92 млрд долл., то у Народной Республики в отношении США этот показатель равен 365 млрд долл. Очевидно, пока что китайские власти рассматривают Штаты исключительно как рынок сбыта. В то время как Америка изо всех сил старается покорить "красную" экономику.
Китай не является союзником США и, в общем-то, не скрывает этого. Пока Европа и другие страны будут сотрудничать в этом вопросе со Штатами, вводя эмбарго на импорт нефти из Ирана, Поднебесная станет их увеличивать. И вот почему. Китай срочно нуждается в росте стратегических запасов. Сейчас их уровень составляет 110 млн барр., а новая цель правительства - 500 млн барр. Этого должно хватить примерно на 3 месяца "автономного существования". Получается, стране нужно увеличить резервы на 390 млн. барр.
Эксперты из Goldman Sachs считают, что Китай начнет скупать черное золото у Ирана в больших объемах (сейчас - 540 тыс. барр./сутки) именно для увеличения резервов. При этом по ценам куда ниже рыночных, ведь спрос на иранскую нефти упадет, а значит, диктовать условия станет покупатель. И даже если Ирану придется отказаться от прежней цены предложения, китайский спрос все равно будет поддерживать иранскую экономику. И если представить себе ситуацию, при которой очередная военная кампания на Ближнем Востоке станет неизбежной, американской демократии будет жизненно важно отрезать от своего противника всех партнеров, заинтересованных в его нормальной жизнедеятельности, с тем чтобы никто не смог встать на его защиту.
Также в марте 2012 года США, ЕС и Япония обратились во Всемирную торговую организацию (ВТО) с жалобой на Пекин. Иски сначала затронут проблему редкоземельных металлов, а затем автомобилей и поддержки китайских фирм государством. По мнению эксперта, КНР ограничивает экспорт сырья ради защиты своей экономики.
Америка вместе с ЕС и Японией требуют от Китая ослабить ограничения на экспорт редкоземельных металлов. Эти элементы используются в производстве широкого ассортимента продукции - от ракет до компьютеров, аккумуляторов для автомобилей и мобильных телефонов.
Жалоба в ВТО с призывом к Китаю начать официальные консультации по поводу вывоза редкоземельных металлов составлена от имени США, ЕС и Японии. Позже, вероятно, эти же стороны подадут жалобы на то, что Китай нарушает правила ВТО, субсидируя свои компании, а также устанавливая лимиты для иностранных фирм, которые выпускают солнечные батареи, автомобили, запчасти для них.
Торговые войны и конфликты вспыхивают даже внутри Союзного государства России и Белоруссии, представляющего собой пример наиболее тесного сотрудничества на постсоветском пространстве, не считая отношений между балтийскими республиками, входящими в Евросоюз. Европа ищет новые подходы к решению белорусской проблемы и пытается понять роль России в этом вопросе.
Если в отношении Украины российский истеблишмент признает право на независимость и самостоятельность, например, западных областей. Но по отношению к Беларуси такой сценарий исключен. Россия никогда или в ближайшие годы не выпустит Беларусь из зоны своего контроля и влияния. Кроме того, значительная часть белорусской промышленной и экономической элиты никогда не согласится на разрыв отношений с Россией. Никто из промышленников в Беларуси, рабочих и бизнесменов не поддержит идею восстановления таможенных барьеров с Россией и границ, потому что сейчас подавляющая часть продукции белорусской промышленности идет на российский рынок. В России это тоже прекрасно понимают. Все торговые войны между Минском и Москвой заканчивались капитуляцией первого ввиду отсутствия экономических ресурсов для сопротивления.
Информация о работе Торговые войны: сущность, причины и последствия