Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 23:42, курсовая работа
Целью исследования является обоснование места и роли интеллектуального капитала в хозяйственной системе страны.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность интеллектуального капитала как экономической категории и рассмотреть структурное содержание интеллектуального капитала;
определить функции интеллектуального капитала страны;
дать оценку эффективности использования интеллектуального капитала;
рассмотреть эволюцию и типологию интеллектуального капитала:
Второй статьей доходов от использования интеллектуального капитала организации является прямая реализация создаваемой интеллектуальной собственности в виде передачи прав на использование этой собственности полностью или частично (по лицензионному договору). В этих случаях интеллектуальная собственность выступает в качестве интеллектуальной продукции, произведенной на второй стадии превращений интеллектуального капитала.
Ассортимент этой интеллектуальной продукции составляют:
Объекты промышленной собственности и авторского права становятся товаром на рынке интеллектуальной продукции с момента оформления патентов и авторских свидетельств, обеспечивающих владельцам этих объектов права на эксклюзивное их использование.
Ноу-хау, являясь также товаром на рынке интеллектуальной продукции, не имеет правового закрепления за владельцами этого вида собственности. В связи с этим передача ноу-хау (за соответствующее вознаграждение) производится чаще всего при оформлении лицензионных договоров на право производства патентованной продукции. В этом случае ноу-хау содержится в технической документации, в рекомендациях лицензиара лицензиату по организации работ, в передаваемом в процессе обучения персонала опыте организации работ при производстве лицензионной продукции и т.п.
В перечисленных и в других вариантах реализации интеллектуальной продукции на рынке происходит передача собственности новым владельцам. Для оценки результатов реализации этого вида продукции естественно использовать получаемую от продаж прибыль.
Следует заметить, что первый путь реализации интеллектуального капитала — прямая продажа интеллектуальной собственности — имеет негативную сторону. Такая реализация ИК ведет к снижению интеллектуального потенциала организации, если продажа интеллектуальной собственности производится не в рамках лицензионного договора. Поэтому продажа патентов и свидетельств целесообразна лишь в случаях, когда организация не в состоянии самостоятельно реализовать имеющийся интеллектуальный капитал в собственной инновационной продукции.
Так как показатель эффективности использования интеллектуального капитала является функцией двух переменных — рыночной стоимости продукции Ср и суммы всех затрат на создание и реализацию единицы продукции Зс, то инвестиции в интеллектуальный капитал организации будут более выгодны там, где выпускается:
В связи с тем, что реально инвестируются конкретные проекты, для преумножения интеллектуального капитала при переходе с третьей стадии его развитие на первую стадию следующего цикла инвестируемая организация должна выдвигать проект создания будущей инновации. Величина инвестиций в этом случае зависит от той прибыли, которую предполагается получить от реализации инновационной продукции. При этом долю вложений в преумножение интеллектуального капитала от общей величины инвестиций проекта следует определять величиной роялти. Кроме того, мотивация интеллектуального труда и вложения в развитие корпоративной культуры, повышение квалификации, обучение и переподготовку специалистов на этой стадии развития интеллектуального капитала должны определяться полученными организацией доходами от реализации созданной инновационной и интеллектуальной продукции с учетом значения показателя эффективности использования интеллектуального капитала Dи.
Таким образом, для эффективного использования интеллектуального капитала необходимо обеспечить его постоянное движение по замкнутой схеме (рис.) через три стадии превращений:
Все существующее на сегодняшнее время количество методов по оценки интеллектуального капитала можно разделить на четыре группы и сгруппировать все известные модели по ним (см. Приложение 2).
Перечисленные четырех группы методов позволяют сформулировать критерии модели оценки интеллектуального капитала:
• практичность (измеряет интеллектуальный капитал в денежном выражении);
• универсальность (применимость к различным отраслям, рынкам и типам
компаний, для всех рыночных ситуаций – кризисных и в стабильные периоды);
• подробность (учет всех компонентов интеллектуального капитала)
• комплексность (учет всех факторов, влияющих на стоимость интеллектуального капитала, в частности, фактора риска потери интеллектуального капитала);
• простота расчетов (расчет может быть произведен на основе данных финансовой отчетности компании);
• возможность динамической оценки интеллектуального капитала (в модели
должна быть учтена не только текущая стоимость интеллектуального капитала по балансовым и сравнительным методам, но и стоимость будущих выгод от владения интеллектуальным капиталом).
1.3. Эволюция и типология интеллектуального капитала
Человеческое знание и возможности всегда были в ядре создания стоимости, но этот трюизм стал более очевиден в век информации, где умственный компонент работы становится всё более и более важным. Традиционно при анализе индивидуального и общественного производства не уделялось особого внимания ИК, рассматривались более осязаемые материальные активы, и компонент знания в цепочке создания экономической выгоды был затенен тенденцией определения бизнеса как преимущественно материальной деятельности. Однако потенциальные преимущества, выражающиеся в том, что ИК формирует больший доход (в частности посредством использования лицензионных технологий) со временем изменили этот подход. Интеллектуальные активы существуют в различных формах, и их эффект ограничен только способностями людей использовать его. Возможности управления человеческим интеллектом и конвертации его в полезные товары и услуги становится критической компетенцией в современном бизнесе. Применение знаний для обеспечения конкурентоспособности стало все более и более важным в организационных стратегиях. Возрастает интерес к ИК, творческому потенциалу, инновациям и организационному обучению.
Попытки анализа феномена знания в бизнесе прослеживаются на всех этапах его развития. Ф. У. Тейлор в своей школе «научного управления» начал формализовать опыт и навыки рабочих в объективное и научное знание, не осознавая при этом, что решение рабочего было источник нового знания. Честер Барнард изучал значение «поведенческого знания» в процессах управления. П. Друкер, вводя термин «рабочие знания» (knowledge worker), позже утверждал, что в «обществе знания» базисным экономическим ресурсом уже являются знания, а не капитал, природные ресурсы или рабочая сила. В дальнейшем он отмечал, что «знание стало ключевым экономическим ресурсом и доминантой — и возможно даже единственным источником конкурентного преимущества». Это следует из его утверждения, что увеличение производительности на основе знания представляет большую задачу менеджмента XX века, наравне с инновациями и увеличением производительности при сплошной индустриализации процессов ручного труда. Знанию отдаёт приоритет и А. Маршалл, утверждая, что капитал составляют в большей части знания и организация, и знание является самым мощным двигателем производства.
Новые информационные технологии являются не просто инструментом в процессе их применения, они развиваются при их использовании, в силу чего в какой-то мере исчезает различие между их пользователями и создателями. Отсюда следует новое соотношение между социальными процессами создания и обработки символов (культура общества) и способностью производить и распределять товары и услуги (производительные силы). Так, появление Интернета обеспечило формирование и развитие электронного бизнеса, что коренным образом изменяет экономику, рынки, промышленные структуры, характер продуктов и их потоки, рабочие места и рынки рабочей силы. Изменились не виды деятельности человечества, а технологическая способность использовать в качестве прямой производительной силы то, что отличает человека от других биологических созданий, а именно способность обрабатывать и понимать символы.
В работах отечественных авторов и переводах зарубежных публикаций совокупность объектов, включаемых в состав ИК, называют активами, так же как в структуре материальных и финансовых ресурсов в бухгалтерском балансе. Вместе с тем за термином «актив» закреплены определённые экономические и правовые атрибуты, какими не обладает доминирующий ресурс ИК — знания. Для того, чтобы обеспечить семантическую тождественность исследуемых объектов ИК необходимо использовать более широкое понятие — авуары, с выделением в их структуре активов — объектов, соответствующих этому понятию.
Авуары — материальные и нематериальные ресурсы производства, не обязательно обладающие ликвидностью и являющимися объектами собственности, в том числе активы, представляющие одну из сторон бухгалтерского баланса, отражающую в денежном выражении все принадлежащие фирме материальные и нематериальные ценности. В этом случае ИК фирмы включает и материальные авуары, и активы типа патентов, торговых марок, операционных технологий и компьютерных программ, и неосязаемые авуары — знания, технические навыки, компетентность и деловые возможности сотрудников.
Ресурсы ИК объединены в три группы: человеческие авуары, структурные и рыночные авуары и активы. Человеческие авуары включают совокупность индивидуальных и коллективных знаний персонала фирмы, компетенцию — знание и опыт в конкретной области, творческие способности, технологические и управленческие навыки и т. п. Рыночные активы и авуары связаны непосредственно с операциями на рынке и обеспечением конкурентных преимуществ фирмы. Структурные активы и авуары обеспечивают успешное функционирование основного производства.
Разработанная в соответствии с изложенными подходами типология авуаров и активов ИК представлена в таблице 1.
Как видно из таблицы, в зависимости от конкретной ситуации отдельные интеллектуальные ресурсы могут одновременно являться и активом, имеющими соответствующие балансовые цены и имущественные права, и авуарами, не обладающими такими свойствами.
Таблица 1.1. Типология ресурсов интеллектуального капитала фирмы
Человеческие |
Структурные |
Рыночные |
||
Авуары* |
Авуары* |
Активы |
Авуары* |
Активы |
Знания Образование Квалификация Базы методологических знаний Опыт Навыки Личные знакомства и связи |
Базы данных Базы методологических знаний Программное обеспечение Корпоративная культура Стратегия управления Сетевые системы связи Информационные технологии |
Базы данных Базы знаний Программы для ЭВМ Патенты на изобретения, промышленные образцы и сорта Авторские права Информационные технологии Ноу-хау: коммерческие, технологически, финансовые |
Марки товаров Контракты и соглашения: франшизные, лицензионные Покупательская приверженность Деловое сотрудничество Портфель заказов Отношения с финансовыми кругами |
Гудвилл: товарный знак, фирменное наименование, право пользования наименования места происхождения товара, марки качества, марочное наименование Франшизы Лицензии Контракты |
* Авуары — материальные
и нематериальные ресурсы
Информация о работе Теоритические основы формирования интеллектуального капитала