Теоритические основы формирования интеллектуального капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 23:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является обоснование места и роли интеллектуального капитала в хозяйственной системе страны.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность интеллектуального капитала как экономической категории и рассмотреть структурное содержание интеллектуального капитала;
определить функции интеллектуального капитала страны;
дать оценку эффективности использования интеллектуального капитала;
рассмотреть эволюцию и типологию интеллектуального капитала:

Файлы: 1 файл

Интеллектуальный Капитал.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

 

 

Введение

Современный этап развития мирового рынка характеризуется ростом динамики, нестабильности, усилением конкуренции и быстрым сокращением жизненного цикла продуктов. В условиях ограниченности традиционных ресурсов, их удорожания, устойчиво развиваться, завоевывать и сохранять конкурентные преимущества становиться все сложнее. Учитывая, что природные ресурсы исчерпаемы, финансовые ресурсы подвержены экономическим катаклизмам, основная масса капитала и главные стратегические ожидания мирового бизнеса переходят в сторону ресурсов неиссякаемых, возобновляемых и быстро расширяющихся, которыми являются интеллектуальные ресурсы. Качество интеллектуальных ресурсов и степень их вовлеченности в общественное производство оказывают непосредственное воздействие на уровень национального богатства страны.

В настоящее время для наиболее развитых стран мира характерен переход от индустриальной экономики, основанной на массовом производстве, к новой экономике, существенным свойством которой является извлечение, выявление, создание и использование новых знаний. Проблемы наращивания интеллектуальных ресурсов и эффективного их использования важны не только для лидеров мировой экономики. Сегодня мы с тревогой наблюдаем, как разрушается образовательный и научный потенциал России и как активно осуществляется перенос на российскую почву зарубежных научно-технических достижений. Для того чтобы остановить этот разрушительный для российской экономике процесс и не допустить превращения России в интеллектуальную колонию, необходимо осознать ключевую роль интеллектуального капитала и наращивать собственные интеллектуальные ресурсы.

Целью исследования является обоснование места и роли интеллектуального капитала в хозяйственной системе страны.

Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

  • раскрыть сущность интеллектуального капитала как экономической категории и рассмотреть структурное содержание интеллектуального капитала;
  • определить функции интеллектуального капитала страны;
  • дать оценку эффективности использования интеллектуального капитала;
  • рассмотреть эволюцию и типологию интеллектуального капитала:
  • обосновать особенности формирования интеллектуального капитала в России и зарубежных странах;
  • рассмотреть влияние интеллектуального капитала на национальное богатство страны.

Новизна исследуемой темы подтолкнула к поиску информации в Интернете, где, как известно, можно найти новейшие сведения по любому вопросу. Большой интерес представляют сайты, на которых специалисты публикуют свою точку зрения по поводу важности исследования понятия и оценки интеллектуального капитала(http://intellectualcapital.report.ru, http://www.ecsocman.edu.ru) .

Рассмотрение основ российского и международного законодательства, регулирующего правоотношения в сфере интеллектуальной собственности описано в трудах Леонтьева Б.Б., Селезнева Е.Н., Егорычева Д.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоритические основы  формирования интеллектуального  капитала

1.1. Понятие, структура и  формы интеллектуального капитала  фирмы

 

Под интеллектуальным капиталом (ИК) того или иного субъекта понимается стоимость совокупности имеющихся у него интеллектуальных активов, включая интеллектуальную собственность, его природные и приобретенные интеллектуальные способности и навыки, а также накопленные им базы знаний и полезные отношения с другими субъектами. Ценность субъекта интеллектуального капитала всегда должна рассматриваться в соотношении с реально ожидаемыми результатами его интеллектуальной деятельности,  на этом основании должна выражаться соответствующей стоимостью. Интеллектуальный капитал является ведущим капиталом и составляет основу любого предприятия на современном этапе развития рыночной экономики.1

Главная функция интеллектуального капитала - существенно ускорять прирост массы прибыли за счет формирования и реализации необходимых предприятию систем знаний, вещей и отношений, которые, в свою очередь, обеспечивают его высокоэффективную хозяйственную деятельность. В частности, интеллектуальный капитал предприятия определяет качество его системы управления.

Именно интеллектуальный капитал задает темп и характер обновления технологии производства и его продукции, которые затем становятся главным конкурентным преимуществом на рынке. Интеллектуальный капитал - это система капитальных устойчивых интеллектуальных преимуществ данной компании или фирмы на рынке

Сущность интеллектуального капитала как экономической категории можно определить как систему отношений различных экономических субъектов по поводу рационального, устойчивого его воспроизводства на основе прогрессивного развития науки в целях производства конкретных товаров, услуг, дохода, повышения жизненного уровня, решения проблемы неравномерности мирового и регионального развития на основе персонифицированных экономических интересов субъектов.

Интеллектуальному капиталу присуща более высокая ступень развития по сравнению с уже известными функциональными формами капитала, критерием чего является более устойчивый уровень экономического роста общества, эффективности его структур. Интеллектуальный капитал, развиваясь на основе предшествующих форм капитала, вбирает в себя их основные свойства и одновременно имеет собственное содержание, определяемое спецификой его функций:

  • наличие и прогрессивное развитие интеллектуальной собственности;
  • становление креативного типа мышления работников, предпринимателей, научных деятелей, управляющего персонала, формирующего и реализующего основные модели воспроизводства каждой конкретной экономической системы и их совокупности;
  • преимущественное формирование в данной системе капитала интеллектуального центра, охватывающего постепенно всю совокупность факторов производства, распределения, обмена и потребления.

Современными формами материализации ИК сегодня являются материальные факторы производства, труда - патенты, лицензии, ноу-хау, модели, программы и т. п., находящие растущее применение во всех сферах жизнедеятельности общества и его субъектов. Интеллектуальный капитал постепенно обретает собственную оригинальную форму движения, системообразующим элементом которого является наука. Как и всякий капитал, интеллектуальный капитал имеет свои особенности движения и распространяет свое влияние на все составляющие корпоративной структуры.

Важен факт, что ИК как экономическая категория может существовать только в рыночной экономике, в условиях рынка, как и другие формы капитала, когда способность к труду является товаром, приносящим не только стоимость, но и прибавочную стоимость. Именно в рыночном обществе неравенство людей в их интеллектуальных способностях наиболее резко бросается в глаза. Разрыв между тем, что на самом деле представляет собой человек и его имеющиеся успехи, с одной стороны, и тем, что он думает о своих возможностях и достижениях, с другой стороны, безжалостно обнажается.

Интеллектуальный капитал приобрел свой статус в последнее время, благодаря тому, что было пересмотрено и переоценено значение нематериальных ценностей в достижении и максимизации благосостояния фирмы. В достижение этой цели главенствующую роль стали играть такие факторы, как организационная культура, взаимоотношения с клиентами, навыки и профессионализм персонала и т. д.

Стимулом, подтолкнувшим активное внедрение термина «интеллектуальный капитал» послужило развитие информационных технологий. Век информации принес человечеству новые реалии, которые заставили его переосмыслить отношение к понятию благосостояния и источников, его образующих. Одним из проявлений новой экономики стал феномен Интернет-компаний. Существовавшие представления о том, что главенствующим источником благосостояния выступают материальный капитал в виде сооружений, агрегатов, земли и т.д., были критически переосмыслены. Переоценка произошла в силу того, что появилась новая формация экономических агентов, располагающих незначительным физическим капиталом, но капитализация которых превышает капитализацию фирм с большим размером физического капитала. Таким образом, стало все более очевидно, что наряду с элементами финансового капитала существует нематериальный актив фирмы - интеллектуальный капитал, функционирование которого в значительной степени определяет достижение фирмой роста благосостояния для всех заинтересованных лиц. Деление совокупного капитала на финансовый и интеллектуальный источник формирования отображено на рис 1.


 






 


 

 

Рис. 1.1. Элементы совокупного капитала

 

 В наиболее  общем виде интеллектуальный  капитал можно определить как  совокупность активов фирмы, не  имеющих материально-вещественной  субстанции, к которым относятся  компетенция персонала, взаимоотношения  с клиентами, организационная структура и т. д.

Структура интеллектуального капитала представлена следующими элементами:

  • Организационный капитал представляет собой совокупность нематериальных активов, созданных фирмой в виде сформированной системы управления, потоков информации, стратегического плана развития и т. д.
  • Человеческий капитал выступает в виде навыков, профессионализма и мотивации персонала.
  • Капитал взаимоотношений является активом фирмы, созданным через взаимодействие фирмы с заинтересованными лицами: поставщиками, клиентами, государством. Ключевым компонентом капитала взаимоотношения является деловая репутация фирмы.2

Таким образом, после проведенного анализа существующих определений интеллектуального капитала и его покомпонентного состава, можно сформулировать авторское определение:

Интеллектуальный капитал – это такая взаимосвязь силы бренда компании, отношений компании с партнерами и клиентами, а также интеллектуального потенциала сотрудников и их отношений с партнерами и клиентами компании, которая обеспечивает генерацию добавочной стоимости, конкурентоспособность и долю рынка.

В предлагаемом определении интеллектуального капитала взаимодействие всех трех компонент: человеческого капитала, структурного капитала и клиентского капитала представляется основополагающим свойством.

 

1.2. Оценка эффективности использования интеллектуального капитала

 

Интеллектуальный капитал, как это показано на рис.1 в Приложении 1, на второй стадии превращений обеспечивает создание интеллектуальной составляющей инновационной продукции — ее качества.

Продукция более высокого качества имеет большую ценность на потребительском рынке, так как более полно удовлетворяет общественные потребности за счет приданных этой продукции свойств. Большая ценность предопределяет и большую стоимость продукции с более высоким качеством. Все это является результатом использования интеллектуального капитала, который на второй стадии превращений выступает в роли интеллектуальных элементов производительного капитала.

Таким образом, для оценки результатов использования ИК в создании инновационной продукции необходимо оценить долю стоимости интеллектуальной составляющей в общей стоимости этой продукции, т.е. оценить стоимость качества, стоимость тех потребительских свойств продукции, которые были ей приданы в процессе создания и которые сделали продукцию инновационной.

Затратный подход к такой оценке не может быть продуктивен, так как большие затраты могут быть не эффективно использованы при совершенствовании продукции. В то же время блестящая инновационная идея и соответствующее этой идеи техническое решение могут с минимальными затратами обеспечить создание бренда, востребованного потребительским рынком. Полученный прирост качества приведет к приросту стоимости усовершенствованной продукции. Величину прироста стоимости продукции определяет потребитель совместно с продавцом, исходя из заинтересованности и возможностей потребителя и интересов производителя инновационной продукции. При этом продавец будет стремиться получить за товар столько, сколько позволит покрыть как все финансовые затраты производителя, так и свои собственные, а также получить с потребителя за качество продукции. Потребитель будет оплачивать приобретаемую продукцию по имеющимся возможностям.

В этом случае рыночную стоимость Ср продукции следует определять в виде:

Ср = Зс + Ск ,

где Зс—сумма всех видов затрат на создание и реализацию единицы продукции;

      Ск—рыночная стоимость качества продукции.

Массовый потребитель является лучшим экспертом для оценки качества продукции в условиях рыночной экономики. Поэтому полученная от такой экспертной группы оценка с высокой достоверностью позволяет установить стоимость качества продукции, а следовательно, и долю интеллектуальной составляющей в стоимости продукции (Dи):

Dи = (Ср - Зс) / Ср 

Этот показатель Dи следует применять для оценки эффективности использования интеллектуального капитала конкретной организации, создавшей определенную инновацию.

В качестве усредненного по отрасли промышленного производства показателя эффективности использования интеллектуального капитала удобнее употреблять значение роялти (R), которое определяет величину отчислений от выручки, получаемой лицензиатом от реализации производимой в соответствии с лицензионным договором продукции. Действительно, эти отчисления получает лицензиар, который разработал и внедрил бренд, используя свой интеллектуальный капитал. Именно за это он и должен получать долю от выручки лицензиата.

Информация о работе Теоритические основы формирования интеллектуального капитала