Теории международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:42, реферат

Краткое описание

Одной из наиболее важных форм международных экономических отношений является международная торговля. Международная торговля играет все возрастающую роль в экономическом развитии. На протяжении всего послевоенного периода объемы мировой торговли быстро увеличивались, а их среднегодовые темпы роста в 1,5 раза превышали темпы роста мирового объема производства. В результате внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста, и значительно возросла зависимость стран от международного товарообмена. На долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений.

Оглавление

Содержание
Введение………………………………………………………………………………….3
Понятие международной торговли……………………………………………………..4
Основные этапы в развитии мировой торговли………………………………………..5
Теории международной торговли
 Теория абсолютного преимущества Смита………………………………..6
 Теория сравнительных издержек Рикардо………………………………....7
 Модель Хекшера – Олина…………………………………………………..8
Альтернативные теории
 Модель альтернативных издержек Хаберлера…………………………...10
 Теория жизненного цикла товара Вернона……………………………….10
 Теория подобия стран……………………………………………………...11
 Теория специфических факторов производства………………………....11
 Внешняя торговля на основе эффекта масштаба………………………...13
 Торгуемые и неторгуемые товары и услуги……………………………...14
 Теорема Рыбчинского……………………………………………………...14
 «Голландская болезнь»…………………………………………………….15
 Теория конкурентных преимуществ страны Портера…………………...16
Внешняя торговля России: тенденции и перспективы развития, место внешней торговли в экономике России………………………………………………………….17
Государственное регулирование международной торговли………………………....28
Заключение………………………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

титульный лист+.doc

— 546.50 Кб (Скачать)

      Проведенный анализ показал, что введение таможенного  тарифа на импорт приводит к перераспределению  доходов от потребителей в пользу государственного бюджета и производителей в импортозамещающих отраслях.

      Вместе  с тем, мы видим, что совокупный выигрыш производителей и государства, равный (а + с) оказывается меньше, чем проигрыш потребителей, составляющий                    (а + b + с + d). Таким образом, введение таможенного тарифа на импорт приводит к чистым потерям благосостояния общества, соответствующим области (b + d). Как видно из рис.5, для того, чтобы количественно оценить эти чистые потери, надо знать размер вводимого тарифа, а также сокращение объема импорта или эластичность спроса, на импорт по цене.

      Возникновение чистых потерь от тарифа объясняется двумя причинами, во-первых, потребители вынужденно сокращают потребление продукции, поскольку она становится дороже (область d); во-вторых, снижается эффективность распределения ресурсов, поскольку расширяется производство недостаточно конкурентоспособных отечественных фирм с более высоким уровнем издержек (область b).

      Таможенные  тарифы остаются важнейшим инструментом внешнеторговой политики, но их роль за последние десятилетия постепенно ослабла. В послевоенный период в ходе многосторонних переговоров в рамках ГАТТ было достигнуто значительное снижение тарифных барьеров: так, средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов в промышленно развитых странах снизился с 40-50% в конце 40-х гг. до 4-5% в начале 90-х гг., а в результате реализации соглашений «уругвайского» раунда переговоров ГАТТ он должен составить около 3%. Однако степень воздействия государства на международную торговлю за эти годы фактически даже возросла в результате значительного расширения форм и методов нетарифных торговых ограничений. По оценкам, их в настоящее время существует не менее пятидесяти. Особенно активно нетарифные меры регулирования торговли используют промышленно развитые страны. К середине 90-х гг. в среднем 14% товаров, импортируемых странами ЕС, США и Японией, подпадали под основные нетарифные ограничения: импортные квоты, добровольное ограничение экспорта и антидемпинговые меры. Будучи менее «прозрачными», чем таможенные пошлины, нетарифные барьеры дают больше возможностей для произвольных действий правительств и создают значительную неопределенность в международной торговле. В связи с этим, одной из важнейших задач, стоящих перед ВТО, является постепенная отмена количественных ограничений или так называемая тарификация (замена количественных ограничений тарифами, обеспечивающими эквивалентный уровень защиты).

      Наиболее  распространенной формой нетарифного  ограничения внешней торговли является квота. Квотирование представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.

      Рассмотрим  в качестве примера экономические  последствия установления квот на импорт. Предположим, что страна является импортером зерна (см. рис.6., где Ddспрос на зерно в данной стране, a Sd — внутреннее производство зерна). В условиях свободной торговли внутренняя цена на зерно не отличается от мировой цены и равна Рw. При такой цене отечественные производители не могут обеспечить всю потребность страны в зерне, и объем импорта составляет D1S1. Если правительство хочет ограничить объем импорта и устанавливает квоту размером Q, то общее предложение зерна на внутреннем рынке с учетом импорта может быть представлено в виде кривой Sd + Q. Теперь при цене, равной мировой, возникает разрыв между спросом и предложением: в результате количественного ограничения импорта часть спроса на зерно оказывается неудовлетворенной, и это приводит к росту внутренней цены до Рd. Более высокий уровень внутренней цены стимулирует рост отечественного производства зерна S2, но одновременно спрос сокращается до D2. 

      

      Рис.6. Последствия установления квоты на импорт 

      Мы  можем теперь оценить последствия квотирования импорта для благосостояния общества. Потребители в результате роста цены несут потери (область а + b + с + d + е). Отечественным производителям введение квоты выгодно - они расширяют объемы производства и реализуют свою продукцию по более высокой цене. Размер их дополнительного выигрыша составит область а. Область с + d представляет собой либо доход государства, если лицензии продаются (цена лицензии в условиях конкуренции должна будет примерно соответствовать ожидаемому приросту внутренней цены), либо дополнительный выигрыш импортеров, если они получают лицензии бесплатно. В любом случае этот выигрыш распределяется между теми, кто выдаст лицензии, и теми, кто получает.

      Таким образом, в результате введения импортной  квоты возникают чистые потери для  страны в целом, равные области h + e, т. е. результаты воздействия квоты и таможенного тарифа на уровень благосостояния идентичны. Разница лишь в том, что при введении тарифа государство всегда получает дополнительный доход, а при установлении квоты этот доход полностью или частично может достаться импортерам.

      Почему  же в этом случае государство часто предпочитает использовать именно квоты как средство ограничения импорта? Во-первых, квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи на рынке путем снижения цен. Таможенный тариф такой гарантии дает. Во-вторых, квотирование является более гибким и оперативным инструментом политики, поскольку изменение тарифов обычно регламентируется национальным законодательством и международными соглашениями. В-третьих, использование квот делает внешнеторговую политику более селективной, поскольку путем распределения лицензий государство может оказывать поддержку конкретным предприятиям.

      Вместе  с тем, использование квот на импорт может приводить к дополнительным негативным эффектам. С одной стороны, ограничивая ценовую конкуренцию и гарантируя отечественным фирмам определенную долю национального рынка, квота может способствовать монополизации экономики. С другой стороны, само распределение лицензий редко происходит на открытых аукционах в условиях честной конкуренции импортеров, и поэтому в лучшем случае приводит к произвольным и потому недостаточно эффективным административным решениям, а в худшем — к развитию коррупции.

      В настоящее время положения ГАТТ/BTO разрешают вводить количественные ограничения импорта в случае резкого неравновесия платежного  баланса.

      В 2005 г. в Гонконге состоялся саммит ВТО,  завершившийся ограниченным соглашением, которое спасло организацию  от полномасштабного кризиса. Основные итоги встречи таковы: во-первых, развивающиеся страны, прежде всего Бразилия и Индия, смогли убедить Евросоюз отказаться к 2013 г. от прямых аграрных субсидий; во-вторых, развитые страны также согласились отказаться от экспортных субсидий на хлопок, однако конкретный срок отказа от субсидий для фермеров США так и не был установлен; в-третьих, беднейшие страны получают свободный от тарифов и квот доступ на рынки развитых стран для 97% своих товаров.

      Несмотря  на частичный успех, в целом переговоры между 149 странами – членами ВТО  не привели к заключению всеобъемлющего соглашения о либерализации торговли. Так, развивающиеся страны настаивали на отмене всех аграрных субсидий и тарифов к 2010 г., что не устроило США, Канаду, Японию и ЕС. И все же даже такое ограниченное соглашение стало успехом – саммит в Гонконге не завершился полным провалом, как аналогичные встречи в Сиэтле в 1999 г. и в Канкуне в 2003 г.  Как заявил министр торговли Бразилии Сельсу Аморим, председатель группы из 20 среднеразвитых стран, результаты саммита в Гонконге оказались «скромными, но значительными». По его мнению, уже в 2006 г. страны-члены ВТО смогут заключить соглашение о полной либерализации торговли, включая сферу услуг, в т. ч. Финансы, банки и туризм.

      Что касается принятия России в ВТО, то этот вопрос до сих пор остается открытым. «Американцы пообещали содействовать нашему вступлению в ВТО. Кивают, что президент Буш, принявший Сергея Лаврова (8 марта 2006 г. – прим.), сказал, что поставит этот вопрос на «личный контроль». Ну и что? Таких обещаний мы слышали немало. Дел что-то не видно. Вот «оранжевую» Украину Штаты в ВТО принять уже готовы, даже на днях отменили против нее поправку Джексона – Вэника, ограничивающую торговые отношения. Зато против России этот реликт «холодной войны» продолжает действовать».12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

   

      Важным  фактором развития национальной экономики  являются внешнеэкономические связи. Для некоторых стран  внешняя  торговля - это единственная возможность  получить тот или иной товар, отсутствующий  в ее пределах. Но благодаря международному разделению труда каждая страна может сосредоточиться  на производстве тех товаров, которые она может производить эффективнее и дешевле по сравнению с другими странами.

          Опора на собственные силы? Это  - политика, при которой какое-либо государство стремится не допускать превышения импорта над экспортом, жестко контролируя движение товаров и услуг или капиталов через свою границу. Такой политики, как правило, придерживаются тоталитарные страны, политические режимы которых пытаются максимально ограничить внешние контакты своих граждан.

      Нередко опора на собственные силы находит  своих приверженцев среди определенной части населения, считающей, что  слаборазвитая страна может попасть  в зависимость от высокоразвитой и не будет ограничивать себя, исходя из имеющихся ресурсов. Каждая страна должна жить и развиваться, опираясь на свои средства,  но все же ни одна страна не может достичь сколь-нибудь серьезных результатов в экономическом и социальном развитии, если она не будет прибегать к использованию выгод международного обмена.

          Выгода от внешней торговли  и в том, что она позволяет  сравнить экономические условия  стран, как бы подстегивая их  развитие. При этом одни страны  освобождаются от напряжения  производства, а другие получают внешний импульс для экономического процесса. Любые ограничения внешней торговли отрицательно сказываются на экономике страны, однако это вовсе не означает, что она не должна быть объектом государственного регулирования.

      Развитая  внешняя торговля обостряет конкуренцию между товаропроизводителями, заставляя их закрывать неконкурентные и искать прибыльные производства, улучшать организацию труда и т.п. Поэтому, хотя население в целом и выигрывает, положение каких-то отраслей производства может ухудшиться. Разгосударствление внешней торговли в ходе продвижения к рынку носит необходимый характер.

           В идеале рынок должен сам  определять какие продукты будут  экспортироваться и какие импортироваться.  В этом случае нет необходимости  в том, чтобы государство полностью регламентировало внешнеэкономическую деятельность предприятий. В деле  перехода к рыночным структурам без сильного влияния государства нельзя обойтись, ибо на этом этапе важно оптимизировать экспортные и импортные группы товаров и услуг.

      Проанализировав положение дел, сложившихся в международной торговле и международных экономических отношениях во второй половине нашего столетия можно прийти к следующим основным выводам:

  1. Увеличение экспорта по сравнению с импортом благодаря действию мультипликатора будет иметь для страны экспансионистский эффект. Если до этого в стране имели место безработица и избыточные мощности, то результатом явится расширение занятости и увеличение выпуска продукции. Если же в стране наблюдалось инфляционное напряжение, то оно только более усилится.
  2. Политика разорения соседа, которой характеризовался период депрессии 30-х годов и путем которой каждая нация пытается тщетно экспортировать безработицу за границу, бьет по этой нации другим концом.
  3. Международный банк, Международный валютный фонд, широкие программы Маршалла и военной помощи, Европейский Общий рынок - все это наиболее важные факторы, сыгравшие позитивную роль в развитии международной торговли в 20 м веке по пути к свободным экономическим связям и сотрудничеству.

      Следует признать, что доминирующим направлением в  отношениях между странами мирового сообщества является путь к наиболее свободной, не признающей никаких искусственных преград торговле. 

Информация о работе Теории международной торговли