Теории международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:42, реферат

Краткое описание

Одной из наиболее важных форм международных экономических отношений является международная торговля. Международная торговля играет все возрастающую роль в экономическом развитии. На протяжении всего послевоенного периода объемы мировой торговли быстро увеличивались, а их среднегодовые темпы роста в 1,5 раза превышали темпы роста мирового объема производства. В результате внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста, и значительно возросла зависимость стран от международного товарообмена. На долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений.

Оглавление

Содержание
Введение………………………………………………………………………………….3
Понятие международной торговли……………………………………………………..4
Основные этапы в развитии мировой торговли………………………………………..5
Теории международной торговли
 Теория абсолютного преимущества Смита………………………………..6
 Теория сравнительных издержек Рикардо………………………………....7
 Модель Хекшера – Олина…………………………………………………..8
Альтернативные теории
 Модель альтернативных издержек Хаберлера…………………………...10
 Теория жизненного цикла товара Вернона……………………………….10
 Теория подобия стран……………………………………………………...11
 Теория специфических факторов производства………………………....11
 Внешняя торговля на основе эффекта масштаба………………………...13
 Торгуемые и неторгуемые товары и услуги……………………………...14
 Теорема Рыбчинского……………………………………………………...14
 «Голландская болезнь»…………………………………………………….15
 Теория конкурентных преимуществ страны Портера…………………...16
Внешняя торговля России: тенденции и перспективы развития, место внешней торговли в экономике России………………………………………………………….17
Государственное регулирование международной торговли………………………....28
Заключение………………………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

титульный лист+.doc

— 546.50 Кб (Скачать)

      Внешняя торговля на основе эффекта масштаба

      Эффект  масштаба возникает в том случае, когда с ростом объема выпускаемой продукции средние издержки на единицу продукции снижаются. Экономия на масштабе позволяет объяснить торговлю между странами в случаях, не поддающихся объяснению на основе классических теорий международной торговли. Это, в первую очередь, относится к торговле между странами, в одинаковой степени наделенными основными факторами производства, и к торговле технологически однородными товарами, внутриотраслевой торговле дифференцированными товарами (например, автомобилями, изделиями электронной промышленности и др.).

      Рассмотрим  на конкретном примере, как развивается  международная торговля на основе эффекта масштаба.

      Предположим, что две страны, А и В, обладают примерно одинаковым экономическим потенциалом и в равной мере наделены факторами производства. В отсутствии внешней торговли каждая страна производит по 30 ед. товара X и товара Y, что обозначено точкой Е на графике рис.2. В этом случае граница производственных возможностей обеих стран и кривые безразличия могут быть выражены одними и теми же сливающимися кривыми. Соотношение цен товара Х(РX) и товара Y(PY) представлено вектором относительных цен  рх/ру.

      

      Рис. 2. Международная торговля на основе эффекта масштаба 

      С началом торговли каждая страна начинает специализироваться на выпуске того товара, в производстве которого она  может получить эффект масштаба. Для страны А — это товар Х, а для страны В — товар Y. Рост выпуска товара X в стране А отражен на графике движением вниз от точки Е в направлении точки К, где будет достигнута полная специализация страны А на выпуске этого товара, который будет доведен до 90 ед. Рост выпуска страной В товара Y отражен движением вверх от точки Е до точки N, где достигается полная специализация страны В на производстве этого товара (90 ед.).

      Как видно из графика, в условиях торговли на основе эффекта масштаба кривая производственных возможностей (общая для обеих стран) является вогнутой в сторону начала координат. Такая форма кривой объясняется тем, что при экономии на масштабе выпуска экспортного товара приводит к снижению средних издержек на каждую единицу продукции в пересчете на другой товар, от выпуска которого приходится отказываться. В приведенном на рис. 2 графике для страны А: при отсутствии торговли — 1Х=1Y, по мере роста выпуска товара X и сокращения выпуска товара Y — 1X=0,8Y, 0,6Y и т.д.

      B результате использования высвобождаемых от сокращения производства товара Y ресурсов выпуск товара Х расширяется в большем объеме, чем сокращается производство товара Y.

      По  мере развития внешней торговли и  углубления международной специализации на основе использования эффекта масштаба происходит относительное снижение цен на экспортируемые товары. Так, в стране А уменьшается цена товара X относительно цены товара Y, что отражается в сдвиге вектора цен рXY страны А — влево, а для страны В — ответственно вправо от ее положения при отсутствии внешней торговли.

      В результате обе страны получают выигрыш  от участия в международной торговле по мировым ценам, увеличивают потребление товара X и товара Y с 30 до 45 ед. Это отражается точкой Е1. Соответственно общая, сливающаяся для обеих стран кривая безразличия смещается вправо (кривая безразличия D, отражает уровня потребления обоих товаров в равной пропорции).

      Внешняя торговля на основе эффекта масштаба приводит к изменениям в рыночной структуре экспортоориентированных  отраслей. При этом в экономической литературе выделяют внутреннюю и внешнюю экономию на масштабе. Внутренняя экономия на масштабе достигается на основе увеличения размеров отдельных фирм, что ведет к созданию монополий и порождает несовершенную конкуренцию. Внешняя экономия на масштабе, напротив, предполагает снижение затрат на единицу продукции в результате увеличения количества фирм в отрасли, усиления конкуренции между ними, т.е. дальнейшего развития совершенной конкуренции. 

      Торгуемые и неторгуемые товары и услуги

      Последствия участия во внешней торговле для национальной экономики были конкретизированы экономистами на основе использования концепции торгуемых и неторгуемых товаров и услуг.

      В соответствии с этой концепцией все  товары и услуги подразделяются на торгуемые, т.е. участвующие в международном обмене (вывозимые и ввозимые), и неторгуемые, т.е. потребляемые только там, где они производятся, и не являющиеся объектом международной торговли. Уровень цен на неторгуемые товары складывается на внутреннем рынке и не зависит от цен на мировом рынке.

      Исключение неторгуемых товаров и услуг из международного товарооборота обусловлено двумя основными факторами: большими транспортными расходами на их перемещение через национальные границы и высоким уровнем протекционистских (тарифных и нетарифных) ограничений.

      На  практике большинство товаров и  услуг, произведенных в сельском хозяйстве, добывающей и обрабатывающей промышленности, являются торгуемыми. Напротив, большая часть товаров и услуг, производимых в сфере строительства, транспорта и связи, коммунальных, общественных и личных услуг, относится к неторгуемым. Разделение товаров и услуг на торгуемые и неторгуемые имеет условный характер и может изменяться под воздействием научно-технических достижений. Отмеченное деление товаров и услуг влияет на структурные сдвиги в экономике, происходящие под воздействием участия страны в международной торговле. Это обусловлено тем, что спрос на неторгуемые товары и услуги может быть удовлетворен только за счет внутреннего производства, а спрос на торгуемые товары и услуги — также и за счет импорта. 
 

      Теорема Рыбчинского

      Английский  экономист польского происхождения  Т.М. Рыбчинский уточнил выводы теории соотношения факторов производства Хекшера—Олина.

      Он  доказал теорему, согласно которой  при неизменных мировых ценах  и наличии только двух секторов в экономике расширение использования избыточного фактора в одном из них ведет к сокращению производства и выпуска товаров в другом. Рассмотрим теорему Рыбчинского на конкретном примере.

      

      Рис.3. Влияние роста использования фактора производства на доходы от него 

      Допустим, что в стране производятся два  товара: X и Y c использованием двух факторов производства — капитала и труда (рис. 3). Причем товар X является относительно более трудоемким, а товар Y — относительно более капиталоемким. Вектор OF показывает оптимальное сочетание труда и капитала на основе использования наиболее эффективной технологии при производстве товара X, а вектор ОЕ — соответственно при производстве товар Y. Обеспеченность страны в целом трудовыми ресурсами и капиталом показана точкой G, означающей, что в стране имеется OJ труда и JG капитала. При отсутствии внешней торговли товар производится в объеме F, а товар Y— в объеме Е.

      С включением страны в международный  товарообмен увеличивается производство товара Y в экспортном секторе, при создании которого в большей мере используется избыточный фактор — капитал. Это приводит к росту используемого капитала на GG1. При неизменных размерах другого используемого факторатруда — соотношение производства товаров X и Y показано параметрами нового параллелограмма. Производство экспортируемого капиталоемкого товара Y переместится в точку E1, т.е. возрастет на EE1. Напротив, производство более трудоемкого товара переместится в точку F1, т.е. уменьшится на FF1. Причем перемещение капитала в экспортоориентированный сектор приводит к непропорционально большому увеличению производства товара Y. 

      «Голландская  болезнь»

      Концепция торгуемых и неторгуемых товаров  и теорема Рыбчинского позволяют  объяснить проблемы, с которыми в последние десятилетия XX в. столкнулись многие страны, начавшие интенсивную разработку новых сырьевых экспортных ресурсов» нефти, газа и др., так называемую голландскую болезнь. Своим названием этот феномен обязан тому, что в конце 60-х — начале 70-х гг. в Голландии началась разработка природного газа в Северном море с расширением в дальнейшем его экспорта. Экономические ресурсы стали перемещаться в добычу газа.

      Происшедший в результате этого рост доходов  привел к увеличению спроса на неторгуемые товары и росту их производства. В то же время имело место свертывание производства в традиционных экспортных отраслях обрабатывающей промышленности и расширение импорта недостающих товаров. «Голландская болезнь» в различные периоды поразила Норвегию, Великобританию, Мексику и другие страны.

      Последующее снижение цен на сырьевые товары вызвало  новую фазу «голландской болезни». Произошло снижение доходов населения, сокращение производства неторгуемых товаров, отток ресурсов из отраслей сырьевого экспорта. Вновь укрепились позиции традиционных экспортных отраслей обрабатывающей промышленности. Структурные сдвиги, вызываемые «голландской болезнью», порождают серьезные социальные проблемы.

      Опыт  промышленно развитых стран должен учитываться при разработке экономической стратегии России. 
 

      Теория  конкурентных преимуществ страны Майкла Портера

      Дальнейшее  развитие на качественно новой основе теория сравнительных преимуществ получила в трудах известного американского экономиста Майкла Портера10.

      На  основании анализа обширного  статистического материала М. Портер создал оригинальную теорию конкурентного преимущества страны. Центральное место в его концепции занимает идея так называемого национального ромба, раскрывающего главные свойства (детерминанты) экономики, формирующие конкурентную макросреду, в которой действуют фирмы этой страны (рис. 4). 

      

      Рис. 4. Детерминанты конкурентного преимущества страны («национальный ромб») 

      «Национальный ромб» выявляет систему детерминантов, которые, находясь во взаимодействии, создают благоприятную или неблагоприятную среду для реализации потенциальных конкурентных преимуществ страны.

      Каковы  же эти детерминанты?

      Параметры  факторов представляют собой материальные (вещественные) и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества страны в целом и е ведущих экспортоориентированных отраслей.

      Рассматривая  факторы производства с точки  зрения их влияния на конкурентные преимущества страны, Портер наряду с традиционными факторами (труд, земля, капитал, предпринимательские способности) выделяет и такие, как ресурс знаний, т.е. сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг, а также на инфраструктуру (транспортная система, система связи, почтовые услуги, система здравоохранения, обеспеченность населения жилым фондом и др.).

      Важное  значение в теории М. Портера уделяется  делению факторов на общие (например, сеть автомобильных дорог, персон с  высшим образованием и др.), которые создают конкурентные преимущества для широкого спектра отраслей, и специализированные (например, персонал с узкой специализацией, база данных в определенной области знаний и т.д.), которые, как правило, применимы в ограниченном числе отраслей или даже одной-единственной отрасли. При этом специализированные факторы, обеспечивая более длительное и устойчивое конкурентное преимущество фирмам соответствующих отраслей на мировом рынке, в то же время требуют значительных и долговременных капиталовложений.

      Стратегия фирм, их структура и соперничество. В обеспечении национального конкурентного преимущества немаловажную роль играет фирменная структура и конкурентная среда внутри страны, которая складывается в результате соперничества фирм. Если отсутствует конкурентная среда или соперничество между фирмами, если стратегия фирмы не ориентирована на деятельность в условиях соперничества, то на внешнем рынке таких фирм конкурентного преимущества обычно не возникает.

      Параметры  спроса — это, в первую очередь, емкость спроса, динамика его развития, дифференциация на виды продукции, требовательность покупателей к качеству товаров и услуг. Именно на внутреннем рынке в условиях развитого спроса должны получать апробацию новые изделия до выхода на мировой рынок.

      Родственные и поддерживающие отрасли. Наличие  в национальной экономике высокоразвитых родственных и поддерживающих отраслей, обеспечивающих фирмы в экспортоориентированных отраслях необходимыми материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, информацией, выступает необходимым условием создания и поддержания конкурентного преимущества в мировой торговле для фирм соответствующих отраслей.

Информация о работе Теории международной торговли