Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:42, реферат
Одной из наиболее важных форм международных экономических отношений является международная торговля. Международная торговля играет все возрастающую роль в экономическом развитии. На протяжении всего послевоенного периода объемы мировой торговли быстро увеличивались, а их среднегодовые темпы роста в 1,5 раза превышали темпы роста мирового объема производства. В результате внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста, и значительно возросла зависимость стран от международного товарообмена. На долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………….3
Понятие международной торговли……………………………………………………..4
Основные этапы в развитии мировой торговли………………………………………..5
Теории международной торговли
Теория абсолютного преимущества Смита………………………………..6
Теория сравнительных издержек Рикардо………………………………....7
Модель Хекшера – Олина…………………………………………………..8
Альтернативные теории
Модель альтернативных издержек Хаберлера…………………………...10
Теория жизненного цикла товара Вернона……………………………….10
Теория подобия стран……………………………………………………...11
Теория специфических факторов производства………………………....11
Внешняя торговля на основе эффекта масштаба………………………...13
Торгуемые и неторгуемые товары и услуги……………………………...14
Теорема Рыбчинского……………………………………………………...14
«Голландская болезнь»…………………………………………………….15
Теория конкурентных преимуществ страны Портера…………………...16
Внешняя торговля России: тенденции и перспективы развития, место внешней торговли в экономике России………………………………………………………….17
Государственное регулирование международной торговли………………………....28
Заключение………………………………………………………………………………33
Сальдо баланса торговли сложилось положительное в размере 48,8 млрд. долл. (в январе - августе 2002 г. - 37,4 млрд.), в том числе со странами дальнего зарубежья - 44,2 млрд. (34,3 млрд.) и странами СНГ - 4,6 млрд. (3,1 млрд.).
Экспорт России в январе - августе 2003 г. составил 83,8 млрд. долл. и по сравнению с январем - августом 2002 г. увеличился на 26,2%, в том числе в страны дальнего зарубежья - 71,1 млрд. (рост на 25,1%) и страны СНГ - 12,7 млрд. (рост на 32,7%). Прирост стоимости экспорта в страны дальнего зарубежья на 14,3 млрд. долл. почти на 81% увеличился за счет поставок энергоресурсов, а в страны СНГ прирост на 1,9 млрд. (без учета данных по Белоруссии) был обеспечен поставками энергоресурсов почти на 34% и машиностроительной продукции - на 24%.
В структуре экспорта в страны СНГ в январе - августе 2003 г. доля топливно-энергетических товаров составила 43,4% всего экспорта в эти страны (в январе - августе 2002 г. - 46,3%).
Импорт России в январе - августе 2003 г. составил 35 млрд. долл. и по сравнению с январем - августом 2002 г. увеличился на 20,6%, в том числе из стран дальнего зарубежья - 26,9 млрд. (рост на 18,8%) и стран СНГ - 8,1 млрд. (рост на 27,2%). Особенностью 2003 года стало то, что увеличение внутреннего спроса (потребительского и инвестиционного) обусловило рост физического объема импорта, несмотря на его относительное удорожание. Однако во втором квартале рост несколько замедлился – сказалось удорожание европейских товаров в связи с резким укреплением европейской валюты по отношению к доллару.
Важной особенностью также стали изменения в структуре прироста импорта. Если в 2002 г. его расширение происходило за счет наращивания ввоза потребительских товаров, то в 2003 г. основная часть прироста пришлась на ввоз машин и оборудования вследствие большого притока инвестиций. В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья доля машин и оборудования в январе - августе 2003 г. составила 39,7% (в январе - августе 2002 г. - 38,1%), продовольственных товаров и сырья для их производства - 22,4% (25,1%), продукции химической промышленности - 18,4% (17,6%). Стоимостные объемы импорта продукции указанных товарных групп повысились на 23,7, 6,1 и 24,1% соответственно.
Поток
капитала впервые за последние 10 лет
(с 1994 г.) изменил свое направление. Российские
компании впервые привлекли больше финансовых
ресурсов, чем экспортировали. До этого
заимствования компенсировались ростом
невозвращенной экспортной выручки и
увеличением российских инвестиций за
рубежом. Положительную роль сыграли укрепление
рубля и относительная нестабильность
в мировой экономике, приведшая к росту
мировых рисков и снижению доходности
инвестиций за рубежом (по мере снижения
мировых процентных ставок).
Таблица 5. Торговля со странами СНГ и странами Прибалтики в январе - августе 2003г. (млн. долл.)
Январь - август 2003 г. | % к январю - июлю 2002 г. | |||||
Оборот | Экспорт | Импорт | Оборот | Экспорт | Импорт | |
Азербайджан | 296,2 | 251,0 | 45,3 | 140,7 | 158,4 | 87,3 |
Армения | 129,3 | 86,9 | 42,4 | 172,6 | 214,6 | 123,6 |
Белоруссия | 7811,1 | 4781,8 | 3029,3 | 128,9 | 133,9 | 121,7 |
Грузия | 131,7 | 80,3 | 51,4 | 125,0 | 133,6 | 113,5 |
Казахстан | 2581,6 | 1941,2 | 1640,5 | 129,3 | 128,6 | 130,6 |
Киргизия | 148,0 | 91,6 | 56,4 | 130,1 | 138,6 | 118,2 |
Молдавия | 401,0 | 176,9 | 224,1 | 118,9 | 103,6 | 134,7 |
Таджикистан | 109,8 | 68,0 | 41,8 | 145,6 | 166,3 | 121,2 |
Туркмения | 160,3 | 143,2 | 17,1 | 161,6 | 171,1 | 110,3 |
Узбекистан | 611,8 | 298,1 | 313,7 | 119,4 | 106,2 | 135,3 |
Украина | 7385,6 | 4736,5 | 2649,1 | 132,9 | 133,4 | 132,1 |
Латвия | 802,9 | 689,4 | 113,5 | 137,9 | 139,4 | 129,0 |
Литва | 1600,1 | 1343,3 | 256,8 | 135,8 | 134,7 | 142,2 |
Эстония | 1039,4 | 963,8 | 75,6 | 95,2 | 93,7 | 119,8 |
По опубликованным статистическим данным, мнению специалистов можно сделать вывод о том, что в 2003г. ускорился рост экономики.
Как показало исследование динамики развития внешней торговли России за последние три года, характерными являются следующие тенденции:
· Постоянный рост оборота внешней торговли России.
· Увеличение доли экспорта продукции топливно-энергетического комплекса.
· Снижение в экспорте доли продукции обрабатывающих отраслей промышленности.
· Рост положительного сальдо внешней торговли.
Не все эти тенденции можно считать положительными, так как наблюдается дальнейший рост зависимости России от экспорта сырья, что не характерно для наиболее развитых стран мира.
Интересно привести мнение Всемирного банка. Всемирный банк отмечает "неожиданно мощный" рывок в экономическом развитии России. В новом докладе11 говорится, что темпы роста ВВП в России составляют в 2003 г около 7,2%, рост промышленного производства оценивается примерно в 10%, активное сальдо платежного баланса должно достичь почти 30 млрд. долл. - около 15% ВВП.
С
точки зрения ВБ, нынешний сильный
платежный баланс России "ослабляет
необходимость в привлечении
в ближайшей перспективе
Вместе
с тем, Всемирный банк считает, что
"в среднесрочной перспективе"
экономический рост в России должен несколько
замедлиться. Объясняется это ожидаемым
снижением цен на мировых энергетических
рынках, а также тем, что эффект от девальвации
рубля в 1998 г, стимулирующий импортозамещение,
уже исчерпывает себя.
Государственное
регулирование международной торговли
Несмотря на то, что свободная торговля приводит к возрастанию экономического благосостояния всех стран — как экспортеров, так и импортеров, — на практике международная торговля практически нигде и никогда не развивалась действительно свободно без вмешательства государства. История международной торговли одновременно представляет собой и историю развития и совершенствования протекционизма — государственной политики ограничения внешней торговли в целях защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. В ходе развития внешнеторговых отношений сталкиваются экономические интересы различных социальных групп и слоев населения, и государство неизбежно оказывается вовлеченным в этот конфликт интересов. Кроме того, в современных условиях национальная экономика становится все более открытой, и государство должно учитывать в своей политике тесную взаимосвязь процессов, происходящих внутри экономики и в сфере внешнеэкономических связей. Поэтому, несмотря на то, что за послевоенные годы в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и недавно созданной на его основе Всемирной торговой организации (ВТО) была проделана большая работа по ослаблению протекционизма и либерализации мировой торговли, внешнеторговая политика по-прежнему остается одним из основных направлений государственного регулирования экономики.
Инструменты, используемые государством для регулирования международной торговли, можно разделить на тарифные (основанные на использовании таможенного тарифа) и нетарифные (квоты, лицензии, субсидии, демпинг и т. д.).
Наиболее распространенным видом ограничения торговли является таможенная пошлина (тариф) на импорт, представляющая собой государственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. При введении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены.
Поскольку развитие свободной торговли затрагивает интересы различных групп людей, изменяя их благосостояние, очевидно, что и государственная внешнеторговая политика, ограничивающая свободную торговлю, также должна оказывать воздействие на уровень благосостояния этих групп людей.
Покажем
сначала последствия введения тарифа
на импортные товар для
Предположим теперь, что правительство Аргентины в целях защиты национальных производителей от иностранной конкуренции устанавливает таможенный тариф размером Т за 1 т импортируемого сахара. Цена импортного сахара на внутреннем рынке возрастет на величину Т и составит Рw+ Т. Импорт сокращается, и поскольку часть спроса на сахар оказывается неудовлетворенной, потребители предъявляют повышенный спрос на отечественную продукцию.
Однако введение таможенного тарифа приводит к росту цены не только импортируемого продукта. Ведь именно низкий уровень мировой цены делал аргентинских производителей сахара недостаточно конкурентоспособными, и они были заинтересованы во введении тарифа для того, чтобы цена на импортный сахар стала выше, и тем самым их собственная продукция — более конкурентоспособной. Но расширение производства и сбыта сопряжено с ростом издержек, и оно будет выгодно аргентинским производителям лишь в том случае, если вырастет цена и на их продукцию.
Рис.5.
Последствия введения
таможенного тарифа
на импорт
Таким образом, наряду с подорожанием импортного сахара, происходит рост цен и на сахар отечественного производства. Через некоторое время равновесная (с учетом импорта) цена на внутреннем рынке устанавливается на новом более высоком уровне: Рd = Pw + Т. В результате, введение тарифа и последующее повышение цен приводит к тому, что отечественное производство сахара возрастает до S2, внутреннее потребление снижается до D2, а импорт сокращается до величины (D2 – S2).
От введения таможенного тарифа в первую очередь страдают потребители, так как они вынуждены платить дороже за весь сахар (отечественный и импортный) и, следовательно, потреблять его меньше. Чистые потери потребителей от введения тарифа образуют область (а + b + с + d).
Введение таможенного тарифа на импорт отвечает интересам отечественных производителей товаров, конкурирующих с импортом. С одной стороны, они могут расширить продажи, так как импортные товары становятся дороже и потребители предъявляют растущий спрос на отечественную продукцию. С другой стороны, как уже было показано, подорожание импортных товаров позволяет отечественным производителям также повысить цены и получить дополнительный выигрыш. Размер дополнительного выигрыша производителей в отрасли, конкурирующей с импортом, соответствует области а.
Мы видим, что дополнительный выигрыш производителей от введения импортного тарифа (область а) существенно меньше, чем потери потребителей (область а + b + с + d). Это объясняется тем, что отечественные производители выигрывают от повышения цен только на свою продукцию, в то время как потребители платят дороже за весь приобретаемый продукт.
Кроме того, что таможенный тариф оказывает воздействие на благосостояние потребителей и производителей, он также является важным источником дохода для государственною бюджета. Размер этого дохода равняется произведению ставки тарифа на объем импорта: Т∙(D2 - S2), или область с. Говоря о доходах государства от введения таможенного тарифа, необходимо иметь в виду, что одновременно государство будет нести и определенные расходы, связанные с разработкой самого тарифа, ведением необходимой документации, содержанием таможенной службы и т. д. Другими словами, доходы от тарифа частично будут «съедены» самой тарифной системой, следовательно, чистый эффект для государства будет меньше, чем ожидалось.