Теории международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:42, реферат

Краткое описание

Одной из наиболее важных форм международных экономических отношений является международная торговля. Международная торговля играет все возрастающую роль в экономическом развитии. На протяжении всего послевоенного периода объемы мировой торговли быстро увеличивались, а их среднегодовые темпы роста в 1,5 раза превышали темпы роста мирового объема производства. В результате внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста, и значительно возросла зависимость стран от международного товарообмена. На долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений.

Оглавление

Содержание
Введение………………………………………………………………………………….3
Понятие международной торговли……………………………………………………..4
Основные этапы в развитии мировой торговли………………………………………..5
Теории международной торговли
 Теория абсолютного преимущества Смита………………………………..6
 Теория сравнительных издержек Рикардо………………………………....7
 Модель Хекшера – Олина…………………………………………………..8
Альтернативные теории
 Модель альтернативных издержек Хаберлера…………………………...10
 Теория жизненного цикла товара Вернона……………………………….10
 Теория подобия стран……………………………………………………...11
 Теория специфических факторов производства………………………....11
 Внешняя торговля на основе эффекта масштаба………………………...13
 Торгуемые и неторгуемые товары и услуги……………………………...14
 Теорема Рыбчинского……………………………………………………...14
 «Голландская болезнь»…………………………………………………….15
 Теория конкурентных преимуществ страны Портера…………………...16
Внешняя торговля России: тенденции и перспективы развития, место внешней торговли в экономике России………………………………………………………….17
Государственное регулирование международной торговли………………………....28
Заключение………………………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

титульный лист+.doc

— 546.50 Кб (Скачать)

     В других промышленно развитых странах  сравнительные преимущества не проявляются  с той же очевидностью: западноевропейские страны, хотя и обладают сходными с Японией сравнительными преимуществами, показывают более сбалансированное соотношение экспорта и импорта, а Канада экспортирует преимущественно сырьевые товары в обмен на услуги и наукоемкую продукцию. Последнее обстоятельство, по мнению П. Х. Линдерта, вполне укладывается в концепцию Хекшера-Олина и объясняется избытком природных ресурсов на душу населения.

     В то же время современная экономическая  наука указывает и на ограниченность рассматриваемой теории. Основанием для этого служит экономическая практика, реальные процессы формирования структуры мировой торговли, ее изменения. В частности, теория Хекшера-Олина не способна объяснить ухудшение в 70-е годы позиций ФРГ и Великобритании в торговле технически сложной продукцией при высоких темпах роста квалифицированного персонала. Одновременно в рассматриваемую теорию не вписываются и такие процессы, как:

  • сближение структурных сдвигов в промышленности и торговле высокоразвитых и ранее слаборазвитых стран;
  • значительный и постоянно растущий удельный вес торговли между странами с одинаково высоким уровнем дохода;
  • высокий и всевозрастающий удельный вес встречных поставок сходных промышленных товаров в мировой торговле.

     Названные обстоятельства поставили перед  экономической наукой задачу поиска, расширения или обновления основных положений теории Хекшера-Олина. Это привело, с одной стороны, к расширению теории, новому определению факторов производства, а с другой – к ее полному отрицанию и возникновению совершенно новых подходов к проблеме эффективности внешней торговли.

     Сторонники  первого направления исходят, так  же как и В. Леонтьев, из невозможности сведения всей совокупности факторов производства лишь к капиталу, земле и ограниченным видам труда. Применительно к труду рассматривается его неоднородность, проявляющаяся на высших уровнях управления или в профессиях, где необходима особо высокая, весьма редко встречающаяся квалификация. Например, применительно к автомобильной промышленности   Японии   проявился   особый   управленческий   талант   Э. Тойота,  позволивший  фирме  «Тойота»  занять высшие позиции в данной отрасли. Соответственно, знания, предпринимательские способности, технологии рассматриваются как факторы производства, принадлежащие соответствующим владельцам. Такой подход придает теории Хекшера-Олина новые черты достоверности и в какой-то мере применим к исследованию структурных изменений мировой торговли.

     Согласно  другой точке зрения, теория Хекшера-Олина  нуждается в полной замене. Исходным в данном случае является положение о том, что соотношение факторов не может объяснить процесс мировой торговли, поскольку страны или наделены основными факторами в сходных пропорциях, или нет существенных различий в использовании разными отраслями этих факторов. При этом утверждается, что страны с одинаковой обеспеченностью факторами производства получают максимальный эффект от внешней торговли, когда специализируются на тех или иных отраслях производства. В данном случае возникает эффект массового производства, характеризующийся снижением издержек на единицу продукции.  

      Альтернативные  теории 

     Некоторые исследователи пытались выйти за пределы теории сравнительных издержек, обращаясь к технологическим  изменениям. Ведь теория Рикардо, основывающаяся на разнице в производительности труда, по существу опирается на технологию в широком смысле этого слова. На современном уровне технологического развития делаются попытки объяснить рост торговли на основе так называемого «технологического отрыва». Ведущее место среди неоклассических теорий международной торговли занимает модель альтернативных издержек американского экономиста Г. Хаберлера. Для каждой страны он предлагает кривые производственных возможностей, показывающие, в каком соотношении каждая страна может производить два товара при использовании всех ресурсов и наилучшей технологии. Согласно этим взглядам, страны экспортируют продукцию тех отраслей, в которых они обладают наивысшей по сравнению с другими странами технологией. В последующем передовая технология неизбежно распространяется по  миру, отрыв исчезает, экспорт падает, порождая дальнейшее изменение структуры мировой торговли.

     Однако  ни теория Рикардо, ни теория технологических  преимуществ не отвечают на вопрос о причинах возникновения различий в эффективности производства или  преимуществ в технологии. Нет в них ответа на вопрос, почему фирмы отдельных стран зачастую десятилетиями сохраняют лидерство в мировой торговле, хотя по теории технологического отрыва они должны были бы его потерять. Поэтому стали возникать предположения, что успех страны в мировой торговле зависит от внутреннего рынка. Лучше всего эта позиция разработана в теории жизненного цикла товара Р. Вернона. Согласно этой теории, некоторые виды продукции проходят цикл, состоящий из четырех этапов (внедрение, рост, зрелость, упадок), а их производство перемещается в международном плане в зависимости от этапа цикла. Р. Вернон пытался объяснить, почему США лидируют в производстве значительного числа новых и перспективных товаров. Он утверждал, что спрос на такие товары, возникающий на национальном рынке раньше, чем за рубежом, приводит к технологическим преимуществам США. Американские фирмы на стадии развития производства экспортируют эти новшества, а по мере роста спроса на них организуют производство в зарубежных странах. По мере распространения новой технологии иностранные фирмы также осваивают производство новых товаров, начиная ввозить их в США.

     Понятие «цикл товара» стало основой  теории, объясняющей взаимосвязь  национального и внешнего рынков. Показывая некоторые тенденции  в развитии мировой торговли, она, тем не менее, не раскрывает ряд сложных проблем. В частности (сам Вернон это признает), США никогда не имели возможности диктовать свои условия на рынке новых товаров. Остаются открытыми и такие вопросы, как: причины возникновения спроса на новые товары одновременно в нескольких странах; мировое лидерство по отдельным товарам стран, развивающихся относительно медленно и не имеющих емкого внутреннего рынка; длительное сохранение за некоторыми странами технологических преимуществ; лидерство в технологии фирм отдельных стран, их устойчивые конкурентные позиции в какой-либо отрасли.

     Попытки понять эти причины некоторые  исследователи связывают с деятельностью  транснациональных корпораций, когда  фирмы действуют одновременно в  нескольких странах. В деятельности этих корпораций торговля хотя и остается важнейшей, но далеко не единственной сферой международной конкуренции. ТНК производят и продают товары в различных странах, при этом немалая доля мировой торговли приходится на торговлю между филиалами, а значительная часть импорта развитых стран – это импорт продукции собственных филиалов ТНК.

     В большинстве рассмотренных теорий торговли особо выделялись различия между странами в отношении климата, факторов производства, инновационных  возможностей. Из этих теорий следовало, что чем больше различий между странами, тем больше потенциальных возможностей для торговли. Тем не менее, реально существующие модели внешней торговли свидетельствуют о том, что большая часть торговли осуществляется между странами с явно похожими характеристиками: промышленно развитыми, имеющими население с высоким уровнем образования и расположенными в умеренном климатическом поясе. Это связано с ростом значения приобретенного (например, на основе новой технологии производства продукции) преимущества в мировой торговле по отношению к естественному преимуществу. Производитель, разработав новую продукцию в ответ на выявленную на внутреннем рынке потребность, обращается затем к рынкам, которые воспринимаются им как наиболее схожие с рынками своей страны. Таким образом, согласно теории подобия стран, большая доля объема внешней торговли сегодня приходится на торговлю готовыми изделиями между промышленно развитыми странами, потому что в них имеются схожие сегменты рынков. 

      Теория специфических факторов производства

      Теория  специфических факторов производства была разработана американскими экономистами Полом Самуэльсоном и Рональдом Джонсом в 70-х гг. на основе фундаментальных положений теории Хекшера—Олина.  Авторы этой теории исходят из того, что в производстве товаров участвуют а три фактора: труд (L), капитал (К) и земля (Т). Причем только труд является мобильным фактором, т.е. используется во всех секторах экономики и свободно перемещается между ними. В то же время два других фактора являются специфическими, т.е. могут быть использованы только в одной отрасли. Такой подход в большей мере соответствует действительности, чем теория Хекшера—Олина.

      Рассмотрим  на конкретном примере, как формируется  граница производственных возможностей в стране в соответствии с теорией специфических факторов (рис. 1).

      

      Рис.1. Граница производственных возможностей страны в теории специфических факторов 

      Предположим, что в стране производится два  товара: X и Y. При создании обоих товаров используется труд. Кроме того, при создании товара Х используется капитал, а при создании товара Y — земля. Следовательно, существует функциональная зависимость объемов производства товара X (QХ) и товара Y(QY) от затраченного труда. Эта зависимость выражается следующими формулами: QХ- QY(k, LX), a QY = QY(T, LY). При этом LX+ LY= L.

      График  на рис. 1 состоит из четырех квадрантов. В нижнем правом углу (квадрант IV) изображена граница производственных возможностей страны при условии использования всех трудовых ресурсов для создания товара X. При этом рост трудовых затрат в этой отрасли отражается сдвигом вниз по вертикальной оси координат, а рост его выпуска — сдвигом по горизонтальной оси вправо. В верхнем левом углу (квадрант 1) изображена граница производственных возможностей страны при использовании всех ресурсов для создания товара Y. Причем рост трудовых затрат в этой отрасли отражается сдвигом влево по горизонтальной оси координат, а рост выпуска товара Y — сдвигом по вертикальной оси вверх от начала координат.

      Совмещение  рассмотренных двух графиков достигается  следующим образом. В нижнем левом углу (квадрант III) на кривой LL показаны различные варианты распределения трудовых ресурсов между производством товаров Х и Y (на графике это изображено пунктирными линиями). В верхнем правом углу (квадрант II) показано, как изменяется соотношение выпуска товара X и товара Y (в точках Е1, Е2 и Е3) на кривой производственных возможностей в соответствии с различными вариантами распределения трудовых ресурсов между отраслями их производства (соответственно точки L1, L2 и L3).

      Теперь  рассмотрим, как развивается внешняя  торговля между странами в соответствии с теорией специфических факторов.

      Эта теория исходит из тех же допущений, что и теория Хекшера—Олина: наличия  равного спроса в обеих странах и различного предложения каждого из товаров, обусловленного неодинаковой наделенностью стран факторами производства. Исходя из этих допущений предположим, что в стране А относительно больше предложение товара Х, в создании которого используется относительно избыточный в этой стране специфический фактор — капитал, а в стране В относительно больше предложение товара Y, в создании которого используется изобильный в данной стране специфический фактор — земля.

      В отсутствии внешней торговли относительная цена товара X (PX/PY) в стране А будет меньше, чем в стране В, а в последней соответственно относительная цена товара Y (PY/PX) будет меньше, чем в первой. Это различие в относительных ценах на товары и является главным стимулом развития внешней торговли.

      Однако  с развитием внешней торговли относительные цены выравниваются. В то же время происходит рост производства в экспортоориентированных отраслях, усиливается перелив в эти отрасли мобильного фактора — труда, расширяется использование специфических для этих отраслей факторов. Как видно из графика, представленного на рис. 1, перемещение мобильного фактора — труда в экспортоориентированную для данной страны отрасль приводит к оттоку трудовых ресурсов и сокращению выпуска продукции в отраслях, конкурирующих с импортом.

      Согласно  теореме Хекшера—Олина—Самуэльсона происходящее вследствие развития внешней торговли выравнивание относительного уровня цен на экспортируемые обеими странами товары приводит и к выравниванию цен на факторы производства. Повышается цена факторов, используемых в производстве экспортных товаров и снижается цена дефицитных факторов, преимущественно используемых в отраслях, конкурирующих с импортом.

      Применительно к теории специфических факторов суть этого процесса раскрывается в теореме Самуэльсона—Джонса: развитие внешней торговли приводит к росту цен на факторы, специфические для экспортных отраслей, и увеличению доходов их владельцев, а также снижению цен на факторы, специфические для отраслей, конкурирующих с импортом, и соответственно к снижению доходов их владельцев. 

Информация о работе Теории международной торговли