Теории международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:42, реферат

Краткое описание

Одной из наиболее важных форм международных экономических отношений является международная торговля. Международная торговля играет все возрастающую роль в экономическом развитии. На протяжении всего послевоенного периода объемы мировой торговли быстро увеличивались, а их среднегодовые темпы роста в 1,5 раза превышали темпы роста мирового объема производства. В результате внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста, и значительно возросла зависимость стран от международного товарообмена. На долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений.

Оглавление

Содержание
Введение………………………………………………………………………………….3
Понятие международной торговли……………………………………………………..4
Основные этапы в развитии мировой торговли………………………………………..5
Теории международной торговли
 Теория абсолютного преимущества Смита………………………………..6
 Теория сравнительных издержек Рикардо………………………………....7
 Модель Хекшера – Олина…………………………………………………..8
Альтернативные теории
 Модель альтернативных издержек Хаберлера…………………………...10
 Теория жизненного цикла товара Вернона……………………………….10
 Теория подобия стран……………………………………………………...11
 Теория специфических факторов производства………………………....11
 Внешняя торговля на основе эффекта масштаба………………………...13
 Торгуемые и неторгуемые товары и услуги……………………………...14
 Теорема Рыбчинского……………………………………………………...14
 «Голландская болезнь»…………………………………………………….15
 Теория конкурентных преимуществ страны Портера…………………...16
Внешняя торговля России: тенденции и перспективы развития, место внешней торговли в экономике России………………………………………………………….17
Государственное регулирование международной торговли………………………....28
Заключение………………………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

титульный лист+.doc

— 546.50 Кб (Скачать)

      В общей картине конкурентных преимуществ  М. Портер отводит роль также случаю и  правительству.

      Случайными  являются события, которые имеют  мало общего с условиями развития экономики страны и влиять на которые часто не могут ни фирмы, пи правительство. К наиболее важным событиям такого рода можно отнести новые изобретения, крупные технологические сдвиги (прорывы), резкие изменения цен на ресурсы (например, «нефтяной шок»), значительные изменения на мировых финансовых рынках или в обменных курсах, всплески мирового или местного спроса, политические решения правительств, войны и другие непредвиденные обстоятельства. Случайные события могут изменить позиции соперничающих государств. Они могут свести на нет преимущества старых мощных конкурентов и усилить экспортный потенциал других государств.

      Роль  правительства в формировании национального  конкурентного преимущества состоит в оказании значительного влияния на все основные детерминанты «национального ромба», причем это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. На параметры факторов производства и спроса правительство воздействует денежно-кредитной, налоговой, таможенной политикой. Само правительство в большинстве стран является покупателем товаров для армии, транспорта, связи, образования, здравоохранения и других отраслей. Осуществляя антимонопольное регулирование, правительство оказывает воздействие на подержание оптимальной конкурентной среды в ведущих секторах и отраслях национальной экономики. Наконец, правительство во многих странах содействует развитию родственных и сопряженных отраслей, взаимодействующих с ведущими экспортными отраслям.

      Особое  внимание М. Портер обращает на то, что  во многих странах компании, успешно выступающие на мировых рынках, охватывают своей деятельностью и определяют уровень развития целого спектра отраслей, так называемый кластер. Отражая динамику конкурентных преимуществ страны, кластеры формируются, расширяются, но они могут и свертываться, и распадаться.

      Таким образом, теория М. Портера наиболее полно отражает важнейшие факторы, определяющие конкурентные преимущества той или иной страны. 
 

      Внешняя торговля России: тенденции и перспективы  развития

      Место внешней торговли в экономике  России 

      Имея  почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. Доля России мировом экспорте в 1997 г. составила около 1,3%. На состоянии российской внешней торговли до сих пор болезненно отражаются резкое сокращение хозяйственных связей с другими бывшими советскими республиками в результате распада СССР и свертывание торговли с бывшими социалистическими странами — членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественной машиностроительной продукции.

      Но  если роль России в мировой торговле невелика, то для нее самой значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Величина экспортной квоты России, рассчитанная на базе паритета покупательной способности рубля к доллару, составляет около 10%, делясь между дальним и ближним зарубежьем в соотношении примерно 5:1. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами потребительского назначения. 

      Структура внешней торговли России

      Структура российской внешней торговли и ранее  была не характерной для развитой страны. В настоящее время это в основном топливно-энергетические, простые химические и нефтехимические товары, черные и цветные металлы, оружие.

      Существенные изменения произошли в товарной структуре российского импорта. В нем сократилась доля инвестиционных товаров, тогда как доля потребительских товаров возросла, составляя около 40% всего объема импорта. 

      Конкурентные  преимущества и слабые стороны России

      Перспективы развития внешней торговли России в  значительной степени зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне, а также значительные объемы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего оборудования, что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизации производства; наличие уникальных передовых разработок и технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с ВПК.

      Однако  использование этих преимуществ  сдерживается рядом причин. Это неразвитость финансовой и организационной инфраструктур внешнеторгового сотрудничества; отсутствие развитой системы государственной поддержки экспорта; трудности адаптации к условиям массового производства на основе конкурентных технологий, сосредоточенных в оборонном комплексе и предназначенных для малосерийного или единичного производства; низкая эффективность производства и чрезвычайно высокая доля материальных затрат даже в передовых секторах промышленности.  

      ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ

      С учетом конкурентных преимуществ и слабых сторон России можно попытаться определить среднесрочные перспективы развития ее внешней торговли. Очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары еще длительное время будут оставаться основной позицией. Однако для России вполне реально углубление степени переработки сырья и на этой основе увеличение в экспорте доли таких товаров, как целлюлоза, химическая продукция, удобрения и др.

      Имеются возможности для стабилизации и  расширения традиционного машинотехнического экспорта, к которому относятся легковые и грузовые автомобили, энергетическое и дорожное оборудование, оборудование для геологоразведки и др. С учетом  наличия достаточно дешевой рабочей силы весьма перспективным является создание сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов, ориентированных на внутренний и внешний рынок.

      Имеются определенные перспективы для расширения экспорта наукоемкой продукции, что тесно связано с конверсией и коммерциализацией предприятий оборонного комплекса (в частности, экспорта аэрокосмических технологий и услуг, лазерной техники, оборудования для АЭС, современного оружия).

      По  мере развития отечественного сельского  хозяйства и легкой промышленности, очевидно, в российском импорте будет  сокращаться доля потребительских  товаров и увеличиваться доля инвестиционных товаров – машин  и оборудования. 

Развитие внешней торговли России в 2001 году

      При всех трудностях и пертурбациях, переживаемых Россией, экономика страны начинает возрождаться, что наглядно отражается в росте экспортного потенциала страны. Однако существуют, и даже нарастают, диспропорции экспорта России в сторону продукции топливно-энергетического комплекса, что приводит к повышению зависимости экономики страны от цен на энергоносители. Косвенно этот процесс тормозит развитие экспортно-ориентированных отраслей обрабатывающей промышленности.

      В 2001 году внешнеэкономический комплекс оставался динамичным сектором национального  хозяйства, стимулирующим рост российской экономики и обеспечивающим решение  важных социально-экономических задач. Доля экспорта в ВВП страны (рассчитанном на основе паритета покупательной способности валюты) составила, по предварительным данным, около 25%.

      Положительное сальдо внешнеторгового баланса  превысило 69 млрд. долл. США, что создало  предпосылки для улучшения состояния  платежного баланса страны и обеспечения  стабильности на российском валютном рынке, своевременного обслуживания долговых обязательств России без привлечения в этих целях кредитов со стороны международных финансовых организаций

      Активная  экспортная деятельность российских компаний стимулировала промышленный рост, в первую очередь в топливно-энергетической отрасли, черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. В общем объеме реализации продукции промышленности (с учетом расходов на транспортировку и торговой наценки) поставки на экспорт занимают порядка 30%.

      За  счет импорта обеспечивалась значительная часть внутреннего спроса в инвестиционных и потребительских товарах.

      Внешнеторговый  оборот (по данным таможенной статистики) в 2001  г. составил 136,6 млрд. долл. США и увеличился по сравнению с 2000 г. на 32,4%, в том числе со странами вне СНГ — 111,3 млрд. долл. США (на 32,2%), странами СНГ — 25,3 млрд. долл. США (на 33,0%).  Опережающие темпы роста экспорта обусловили увеличение положительного сальдо торгового баланса России, которое составило 69,0 млрд. долл. США (рост по сравнению с 2000 г. в 1,62 раза). Положительное сальдо на 96,9% сформировалось в торговле со странами вне СНГ. Коэффициент несбалансированности товарооборота возрос с 41,3% в 2000  г. до 50,5% в отчетном периоде (таблица 1).

      Таблица 1.     ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ В 2001 Г.   (млрд. долларов)

        Оборот Экспорт Импорт Сальдо
Всего 136,6 102,8 33,8 69,0
темпы прироста, % 32,4 41,0 11,5        
Страны  вне СНГ 111,3 89,1 22,2 66,9
темпы прироста, % 32,2 43,2 1,1        
Страны  СНГ 25,3 13,7 11,6 2,1
темпы прироста, % 33,0 28,2 39,0        
 

 

      В географической структуре внешней  торговли России на страны ЕС в 2001  г. приходилось 35,0% российского товарооборота (в 2000 г. — 34,9%), на страны АТЭС — 15,3% (17,0%), на страны ЦВЕ — 14,9% (12,8%) (диаграмма 1).

      

      Диаграмма 1. Страны — основные торговые партнеры России в 2001 году

      В 2001 году колебания помесячных экспортно-импортных  объемов были незначительны. Вместе с тем три всплеска экспортной активности в марте, августе и  ноябре текущего года были связаны  с конъюнктурным расширением  поставок энергоносителей (диаграмма 2).

      

      Диаграмма 2. Помесячная динамика экспортно-импортных операций в 2001 г. (по данным таможенной статистики), млрд. долл. 

     Структура и динамика экспорта 

      В 2001 году впервые за годы проведения рыночных реформ российский экспорт  превысил уровень в 100 млрд. долл. США. Этому способствовали рекордно высокие  контрактные цены на нефть, значительный рост цен на другие виды топливно-энергетических товаров, черные и цветные металлы и ряд других основных экспортных товаров.

      В общем объеме экспорта на долю стран  дальнего зарубежья приходилось 86,6% (в 2000 г. — 85,3%), на долю стран СНГ соответственно — 13,4% (14,7%).

      Российский экспорт направлялся в основном в страны Евросоюза, Центральной и Восточной Европы и СНГ, на долю которых в общем экспорте России приходилось более 66%. Наиболее крупными импортерами российских товаров являлись Германия, Италия, Белоруссия, Китай, Украина, США, Великобритания, Польша, Нидерланды (диаграмма 3).

      

      Диаграмма 3. Индексы стоимости, физического объема и экспортных цен в 2001 г., в процентах к 2000 г. 

      Физический  объем экспортных поставок в рассматриваемый  период возрос в целом на 10,0%, в  том числе в страны вне СНГ на 9,1%, в страны СНГ на 12,2% (диаграмма 4).

      

      Диаграмма 4. Товарная структура экспорта в 2001 году

      В 2001 г. экспорт нефти составил 144,5 млн.тонн и по физическому объему увеличился против 2000 г. на 7,1%, каменного угля — 43,4 млн.тонн (увеличение на 54,1%), природного газа — 193,8 млрд.куб.м (снижение на 5,6%).

      Экспорт в страны СНГ характеризовался увеличением  физических объемов поставок автомобильного бензина — в 1,8 раза, дизтоплива —  в 1,4 раза, в то же время поставки сырой нефти снизились на 10,1%, природного газа — на 19,2%, мазута — на 46,8% (таблица 2). 
 
 

      Таблица 2. УДЕЛЬНЫЙ ВЕС СТРАН СНГ В ЭКСПОРТЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ ИЗ РОССИИ  (в процентах)

Информация о работе Теории международной торговли