Теоретические аспекты влияния неформальных групп на результативность компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить влияние неформальных групп на результативность компании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить особенности неформальных групп и их характеристики.
2. Рассмотреть роль неформальных групп в процессе деятельности организации.
3. Определить механизм и методы управления неформальными группами в организации.
4. Рассмотреть формирование неформальных групп на примере ООО «Строитель».
5. Рассмотреть на практике применение методов управления неформальными группами в ООО «Строитель».
6. Предложить рекомендации для управления неформальными группами в данной организации.

Файлы: 1 файл

kursovaya гузель.docx

— 95.12 Кб (Скачать)

 

Введение

Организация - это социальная категория и одновременно средство достижения целей. Это - место, где люди строят отношения и взаимодействуют. В формальной организации, несмотря на весьма детальную регламентацию ее деятельности, не все средства функционирования четко определены и далеко не все стороны функционирования формализованы. Инструкции не охватывают, да и не могут охватить всего, что происходит в организациях. Более того, попытки абсолютно все регламентировать зачастую приводят к снижению эффективности их работы. Причина состоит в том, что основным элементом всякой современной организации являются люди, в связи, с чем целесообразно рассматривать ее одновременно и как неформальное образование.

Если формальная группа представляет собой скелет компании, то неформальная – ее центральную нервную систему, обеспечивающую процесс коллективного  мышления, деятельность и реакции  ее сотрудников.

В каждой организации существуют формальные группы. Назначение формальных групп по отношению к организации  в целом состоит в выполнении конкретных задач и достижении определенных целей. Наряду с формальными в  организации возникают и действуют  неформальные группы. Они создаются  самими членами организации.

Актуальность проблемы состоит  в том, что, несмотря на то, что неформальные группы созданы не по воле руководства, они представляют собой фактор, с которым должен считаться каждый руководитель, потому что такие организации, и другие группы могут оказывать сильное влияние на поведение отдельных личностей и на рабочее поведение сотрудников. Кроме того, как бы хорошо руководитель ни выполнял свои функции, невозможно определить, какие действия и отношения потребуются для достижения целей в организации, стремящейся вперед. Руководителю и подчиненному часто приходится взаимодействовать с людьми, находящимися за пределами данной организации. Люди не смогут успешно выполнять свои задачи, если они не добьются должного взаимодействия отдельных лиц и групп, от которых зависит их деятельность. Чтобы справляться с такими ситуациями, менеджер обязан понимать, какую роль в конкретной ситуации играет та или иная группа, и какое место в ней занимает процесс руководства.

Цель исследования – определить влияние неформальных групп на результативность компании.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить особенности неформальных групп и их характеристики.

2. Рассмотреть роль неформальных групп в процессе деятельности организации.

3. Определить механизм и методы управления неформальными группами в организации.

4. Рассмотреть формирование неформальных групп на примере ООО «Строитель».

5. Рассмотреть на практике применение методов управления неформальными группами в ООО «Строитель».

6. Предложить рекомендации  для управления неформальными группами в данной организации.

Объект исследования - ООО «Строитель».

Предмет исследования –  неформальные группы.

В процессе написания курсовой работы были использованы работы таких авторов как: Мескон М. Х., Лукашевич В.В., Тебекин А.В., Набоков В.И. и др., материалы периодической литературы. Полный перечень источников приведён в конце работы.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты влияния неформальных групп на результативность компании

    1. Неформальная группа: понятие и характеристика

Не существует определенного понятия малой группы, так как это достаточно гибкое и подверженное влиянию обстоятельств явление. Однако широко принят достаточно общий, устоявшийся взгляд на малую группу как относительно обособленное объединение двух или более лиц, находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени. Взаимодействие членов группы базируется на неком общем интересе и может быть связано с достижением общей цели. При этом группа обладает определенным групповым потенциалом, либо же групповыми возможностями, позволяющими ей вступать во взаимодействие с окружением и адаптироваться к изменениям, происходящим в окружении.[14. с. 262-263]

Существует два типа групп: формальные и неформальные. Оба эти  типа групп имеют значение для организации и оказывают большое влияние на членов организации.

Формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения  в организации. Они имеют формально назначенного руководителя¸ формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи.

Формальная группа имеет  следующие особенности:

1. Она рациональна, т.е. в основе ее лежит принцип целесообразности, сознательного движения к известной цели;

2.  Она безлична, т.е. рассчитана на индивидов, отношения между которыми устанавливаются по составленной программе.

В формальной группе предусмотрены  только служебные связи между индивидами, и она подчиняется лишь функциональным целям. [21. с.256]

Наряду с формальными группами в организации возникают и действуют неформальные группы. Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями привычками и т.п. Данные группы существуют во всех организациях, хотя они не представлены в схемах, отражающих строение организации, ее структуру.[17, 562с.]

Начало исследованию неформальных групп было положено знаменитой серией экспериментов, проведенных Элтоном Мэйо. Пусть и не безупречные, но эти эксперименты оказали воздействие на понимание руководителями факторов поведения.

В ноябре 1924 г. группа исследователей начала проводить эксперимент на заводе Хоторна, принадлежащем компании «Вестерн Электрик» в городе Чичеро, штат Иллинойс. Первоначальным замыслом его было определение зависимости между физическими условиями работы и производительностью труда. Этот эксперимент явился логическим развитием теории «научного управления», доминировавшей в тот период. Как это часто случается с великими открытиями, результаты получились не те, что ожидались. Случайно ученые нащупали нечто более важное, что впоследствии привело к возникновению теории «человеческих отношений» в науке управления.

Первоначальной задачей  того, что позднее превратилось в четыре этапа эксперимента, было определить влияние интенсивности освещения на производительность труда. Рабочие были поделены на группы: контрольную и экспериментальную. К большому удивлению исследователей, когда они увеличили освещение для экспериментальной группы, производительность труда обеих групп возросла. То же самое произошло и тогда, когда освещение было уменьшено.

Исследователи сделали вывод, что само освещение оказывало на производительность труда лишь незначительное влияние. Они поняли, что эксперимент не удался из-за факторов, находящихся вне их контроля. Выяснилось, что их гипотеза была правильной, но по совершенно другим причинам.

На втором этапе к группе присоединился Элтон Мэйо, к тому времени уже выдающийся ученый Гарвардского университета. Проводился лабораторный эксперимент со сборщицами реле. На этот раз малая группа, состоящая из шести добровольцев, была изолирована от остального персонала и получала за свой труд льготную оплату. Работницам была также предоставлена большая свобода общения, чем обычно было принято на заводе. В результате этого между ними возникли более тесные взаимоотношения. Сначала результаты подтверждали исходную гипотезу. Когда, например, были введены дополнительные перерывы в работе, производительность труда выросла. Ученые объяснили это меньшей степенью утомления. Поэтому группа продолжала вносить аналогичные изменения в условия работы, сокращая рабочий день и рабочую неделю, а производительность труда продолжала расти. Когда же ученые вернули первоначальные условия работы, производительность труда и тут продолжала оставаться на прежнем высоком уровне.

Согласно теории управления того периода, такого не должно было происходить, но так было. Поэтому был проведен опрос участниц для выяснения причин этого явления. В дальнейшем ученые выяснили, что некий человеческий элемент имеет большее влияние на производительность труда, чем изменения технических и физических условий. Рост производительности труда девушек, занятых на сборке продукции, нельзя было объяснить никакими изменениями в физических условиях работы, независимо от того, имела ли их работа экспериментальный характер или нет. Однако, его можно было объяснить тем, что называлось формированием организованной социальной группы, а также особыми взаимоотношениями с руководителем этой группы. [17, 564с.]

Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций.

Обычно эти группы имеют  явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы могут оказывать на своих членов влияние равное или даже большее, чем формальные структуры. Основные различия формальных и неформальных групп представлены в прил.1.

Таким образом, в каждой рабочей  группе обычно взаимодействуют формальный и неформальный лидеры.

Неформальные группы представляют собой спонтанно (самопроизвольно) сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного общения.[13. с.192-193]

Картина неформальной группы чрезвычайно пестра и изменчива  по направленности интересов, характеру деятельности, по возрастному и социальному составу и т.д. В зависимости от идейной и нравственной направленности, стиля поведения неформальные организации можно классифицировать по трем группам (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Классификация неформальных групп в зависимости от идейной  и нравственной направленности

1.Просоциальные

2. Асоциальные

3. Антисоциальные

Это социально положительные  группы: общественно-политические клубы  интернациональной дружбы, фонды  социальных инициатив, группы экологической  защиты и спасения памятников культуры. Они имеют, как правило, позитивную  направленность.

Группы, стоящие  в стороне  от социальных проблем.

Эти группы – самая неблагополучная  часть общества, вызывающую у него тревогу. С одной стороны, нравственная глухота, неспособность понять других, иную точку зрения, с другой –  часто собственные боли и страдания, выпавшие на долю этой категории людей, способствуют  выработке крайних  взглядов у отдельных её представителей.


 

К особенностям характеристики неформальных групп относятся:

1.  Социальный контроль.

Неформальные группы осуществляют социальный контроль за своими членами. Первым шагом к этому является установление и укрепление норм групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения. Чтобы быть принятым группой и сохранить в ней свое положение, личность должна соблюдать эти нормы. Чтобы укрепить соблюдение этих норм, группа может применять довольно жесткие санкции, а тех, кто их нарушает, может ждать отчуждение. Это – сильное и эффективное наказание, когда человек зависит от неформальной группы в удовлетворении своих социальных потребностей.

Социальный контроль, осуществляемый неформальной группой, может оказать влияние и направить к достижению целей формальной группы. Он также может повлиять на мнение о руководителях и справедливости их решений.

2. Сопротивление переменам.

Люди используют

неформальную группу для обсуждения предполагающихся или фактических перемен, которые могут произойти в их организации. В неформальных группах наблюдается тенденция сопротивления к переменам. Частично это объясняется тем, что перемены могут нести в себе угрозу дальнейшему существованию неформальной группы. Реорганизация, внедрение новой техники, расширение производства и, следовательно, появление большой группы, новых сотрудников и т.п. может привести к распаду неформальной группы, либо к сокращению возможностей взаимодействия и удовлетворения социальных нужд.

3. Неформальные лидеры.

Неформальные группы, также как и формальные группы, имеют своих лидеров. Неформальный лидер приобретает свое положение, добиваясь власти и применяя ее по отношению к членам группы. По существу нет никаких серьезных различий в средствах, применяемых лидерами формальных и неформальных групп для оказания воздействия. Существенным отличием является то, что неформальный лидер делает опору на признание его группой. В своих действиях он делает ставку на людей и их взаимоотношения. Сфера влияния неформального лидера может выходить за административные рамки формальной группы. Несмотря на то, что неформальный лидер одновременно является одним из членов управленческого персонала формальной группы, очень часто он занимает там сравнительно невысокую ступень в организационной иерархии.

Существенные факторы, определяющие возможность стать лидером неформальной группы, включают: возраст, должностное положение, расположение рабочего места и отзывчивость. Точные характеристики определяются принятой в группе системой ценностей.

Информация о работе Теоретические аспекты влияния неформальных групп на результативность компании