Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 18:55, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение теневая экономика как феномен, его формах, причинах и макроэкономические последствия.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИ АСПЕКТЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1. ПОНЯТИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
1.2. ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
1.2.1. УЧЕТНО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
1.2.2. ФОРМАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД
1.2.3. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
1.2.4. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
1.3. КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕНЕВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЯВЛЕНИЙ
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1. СТРУКТУРА ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
2.2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
2.2.1. ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
2.2.2. ЗАВЫШЕННАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ЭКОНОМИКИ
2.2.3. ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ МАСШТАБЫ ГОССЕКТОРА В ЭКОНОМИКЕ
2.2.4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ. КРИЗИСНОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ
2.2.5. НЕЗАЩИЩЕННОСТЬ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ
2.2.6. НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ФОН
2.2.7. ПОЛИТИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ
2.3. ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
2.3.1. ДЕФОРМАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СФЕРЫ
2.3.2. ДЕФОРМАЦИЯ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ
2.3.3. ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
2.3.4. ВЛИЯНИЕ НА КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНУЮ СФЕРУ
2.3.5. ДЕФОРМАЦИЯ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ
2.3.6. ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ
2.3.7. ВЛИЯНИЕ НА ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
2.3.8. ДЕФОРМАЦИЯ СТРУКТУРЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ
2.3.9. ВЛИЯНИЕ НА РЕЖИМ КОНКУРЕНЦИИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА
2.3.10. ВЛИЯНИЕ НА УСЛОВИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ
2.3.11. ВЛИЯНИЕ НА СИСТЕМУ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
2.3.12. ПОЗИТИВНЫЕ СТОРОНЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
ГЛАВА 3. МАСШТАБЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
3.1. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.2.ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИИ
3.2.1. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
3.2.2. МАСШТАБЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕРЫ ПО ЕЕ СОКРАЩЕНИЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
2.2.2 ЗАВЫШЕННАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ЭКОНОМИКИ
Этот эффект проявляется, конечно, в результате вмешательства государства: запрет на обработку любых товаров или услуг; административного вмешательства в процесс образования цен; растущая власть бюрократии, небольшая контролируемость бюрократических решений. Результат – рост теневой экономики. Это можно увидеть в формировании различных типов подпольных рынков труда, торговли, финансового, валютного, с которой работают законодательные ограничения. В частности воспользовавшись, случаем, чтобы не заметить или, по крайней мере, обойти трудовое право, которое устанавливает минимальный размер заработной платы, продолжительность трудового дня, сверхурочных часов, условия занятости подростков, пенсионеров, беременных женщин, иностранных работников.
2.2.3 ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ МАСШТАБЫ ГОССЕКТОРА В ЭКОНОМИКЕ
Значительный масштаб государственного сектора в экономике порождают отношения, связанные с распределением бюджетных ресурсов в форме и прямых и косвенных субсидий, грантов, льготных кредитов из государственных предприятий, что является основой для формирования неформального сектора, и часто преступные отношения, связанные с распределением ресурсов. На основе безвозмездной или льготной бюджетных ассигнований, образованные контролируемых бизнес - структур, созданных с целью незаконного присвоения этих ресурсов, прокручивать их (присвоение инфляционный доход), оформление, инвестиции, перевод за границу. Таким образом, эффективность государства является наиболее важным фактором, определяющим степень теневой экономики.
2.2.4 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ. КРИЗИСНОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ
Переход экономики в теневую происходит в результате шаткого общего положения экономики. Её плачевное кризисное состояние заставляет предпринимателей находить простые и доступные решения для своих организаций. Одни из которых и есть теневой сегмент.
Несмотря на это у теневой экономики есть и свои преимущества. Приобретенные деньги незаконным путем не хранятся на счетах предпринимателей, а идут в ход, что дает государству некоторую поддержу в виде поддержания спроса. Об этом говорит профессор австрийского университета Линца Фридрих Шнайдер.
2.2.5 НЕЗАЩИЩЕННОСТЬ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ
Этот фактор создает психологию влиятельных бизнесменов. Соответствующее экономическое поведение исходит из того, что если права собственности могут быть нарушены рано или поздно и существующих законодательства и практики не гарантируют их защиту, надо воспользоваться возможностями по максимуму. Если вы можете избежать уплаты налогов, все пути, чтобы максимизировать свою прибыль, то это должно быть сделано.
2.2.6 НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ФОН
Рост безработицы, поток беженцев, невыплата заработной платы и т.д. являются отличным "рассадником" для теневой экономики. Люди, потерявшие работу или не получающие долгими месяцами заработную плату согласны со всеми условиями незаконной, неформальной занятости: отношения с работодателем часто основываются только на устной договоренности, не отпуск по болезни и отпуск не выплачиваются, увольнение возможно без социальные гарантии и особенно без предупреждения и т.д.
Для работодателей, такие отношения выгоднее, чем: сотрудники очень заинтересованы в этом тенистом бизнес "хозяина" оставался им; работодатели имеют неконтролируемое власть над сотрудников; прямые финансовые выгоды видны в том, что нет налога на фонд заработной платы не нужно платить, и т.д.
2.2.7 ПОЛИТИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ
Этот фактор также как "незащищенность прав собственности", стимулирует и развивает психологию «временки». Так что неизвестно, что будет завтра, все средства хороши для роста капитала.
Важно отметить, что если в периоды политической нестабильности теневая экономика развивается очень динамично, то официальная, наоборот, заходит в тупик. И его объем не уменьшится не только от "слежки", но и из-за элементарной свертывания деятельности "до лучших времен".
В зависимости от развития рыночных отношений, экономики в целом, причины теневой экономики будет больше или меньше, степень влияния различных из них будет варьироваться. Как развитие теневой экономики влияют экономическая свобода, граничащих с моральной вседозволенностью деформации этические требования.
2.3 ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
Негативные последствия теневой и криминальной экономической деятельности проявляется в различных социально-экономических деформациях. Существуют также значительные неэкономические последствия.
2.3.1 ДЕФОРМАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СФЕРЫ
Деформация в налоговой сфере проявляется во влиянии на распределение налогового бремени и, как следствие, сокращение бюджетных расходов и деформации ее структуры.
Сокрытие от контроля хозяйственной деятельности и уклонения от уплаты налогов приводит к увеличению налоговых поступлений, полученных законопослушных налогоплательщиков. Увеличение налогового бремени стимулирует дальнейшее сокрытие доходов от налогообложения, увеличивает необоснованной дифференциации доходов и имущества.
Следствием нелегальной занятости является вытеснение из сферы общественно-полезного труда юридических работников. Общий объем производства не увеличивается, и официальная часть становится меньше, что приводит к снижению налоговых поступлений. Таким образом, скрывая, даже разрешенной законом экономической деятельности, вызывает перераспределение доходов и имущества налоговой политики по деформации и налоговых отношений.
2.3.2 ДЕФОРМАЦИЯ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ
Деформация государственного сектора проявляется в сокращении государственного бюджета и деформации ее структуры.
Снижение доходов бюджета является причиной недофинансирования государственных учреждений экономического регулирования (регулирующие, правоохранительные), их ослабления и деградации в период, когда самая мощная необходимость обеспечения прав и законных интересов экономических отношений.
Не менее важным результатом сокращения государственных расходов вырезать и недостаточное финансирование социальных программ. Это происходит в то время, когда уровень социальной дифференциации населения достиг критического размера и значительная часть населения живет за чертой бедности. Таким образом, высокая социальная цена реформ усугубляется неэффективным социальной политики.
В развивающихся странах (Бразилия, Индия, и т.д.), в том числе наименее развитых стран (в основном государство от Сахары), сокращение средств на социальные программы и инвестиции для развития, ставя под угрозу социальную стабильность и прогресс.
2.3.3 ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Влияние на эффективность макроэкономической политики проявляется прежде всего в увеличении ошибок макроэкономического регулирования . Они связаны , как правило, с отсутствием достоверных данных о масштабах, структуре и динамике скрытых частях производственной деятельности в правовой и нелегальном секторе . Можно выделить следующие ситуации :
Если нелегальная экономика растет быстрее, чем юридические, и этот факт не отражен в статистике , правительство может продолжать политику стимулирования экономического роста за счет расширения денежной массы и влияние на спрос ( рост государственных расходов , ослабление кредитно-финансовая политика ), а так как это не является необходимым. Результатом этой политики может быть " перегрева " экономики , сопровождается ростом инфляции .
Если , в более динамичном развитии нелегальной экономики , товары и услуги, предлагаемые в нем дешевле , есть риск переоценить инфляцию.
Кроме того, можно , когда инфляция занижается , как не учитываются цены на нелегальном рынке , степень которой может увеличить дефицит товаров на официальном рынке.
Отсутствие адекватного рассмотрения в нелегальной экономики может негативно повлиять на политику в области занятости . Если занимается нелегальной экономики , считаются безработными , уровень безработицы будет оценка выше, чем фактическая . Это может побудить правительства проводить экспансионистскую политику в условиях, когда оно не нужно . Другими словами,политика будет направлена на повышение совокупного спроса , и рост производства и увеличение занятости путем ослабления монетарной политики , а также увеличения государственных расходов . Результат тот же - появление нехватки рабочей силы и инфляции.
Ошибки в развитии экономической политики может произойти и по другим причинам , связанным с недооценкой последствий нелегальной экономики :
искажение реальной платежного баланса , вызванных неконтролируемым перемещением товаров через границы и столицы ;
переоценка конкретных показателей налоговой нагрузки и государственных расходов в связи с тем , что они определены в связи с недооценкой ВВП , не принимая во внимание товары и услуги в нелегальном секторе ;
Ошибка в оценке распределения доходов.
Сравнение размеров денежной массы с заниженным официальным ВВП может исказить национальную денежно-кредитную политику . Если доходы, полученные от незаконной экономической деятельности растет быстрее , чем темпы роста ВВП денежной массы , рассчитанной на основе официальных экономических показателей меньше, чем определяется реальными потребностями экономики.
Эффективность макроэкономической политики также снижается из-за коррупции , незаконных форм лоббистской деятельности , влияющих на формирование и распределение бюджетных ресурсов .
2.3.4 ВЛИЯНИЕ НА КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНУЮ СФЕРУ
Влияние на денежно-кредитной сфере проявляется в структуре деформации платежных операций, стимулируя инфляцию деформацию кредитных отношений и увеличение инвестиционного риска, повреждение кредитных организаций, инвесторов, вкладчиков, акционеров и общества в целом.
Незаконные денежные операции, осуществляемые с целью отмывания денег или для получения незаконных доходов, могут иметь отрицательное влияние на обменные курсы и банковские системы во многих странах. Кроме того, наличие больших, незаконно полученных средств в одной стране создает зависимость, что криминальные элементы готовы для использования. Часто результатом вышеуказанных положений может быть инфляция. Незаконная передача средств может нарушить национальные финансовые институты.
2.3.5 ДЕФОРМАЦИЯ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ
Уголовность экономической деятельности является не только следствием деформации структуры экономики , но и ее фактором. Это относится практически ко всем ее видам. Скрываясь от хозяйственной деятельности , разрешенной законом, и заканчивая самыми серьезными формами организованной преступности . Рассмотрим некоторые аспекты этого эффекта .
Во-первых, уголовное экономической деятельности , как правило, способствуют высокие инвестиционные риски и снижает инвестиционную активность , что снижает спрос на инвестиционные товары и стимулирует промышленности спад инвестиционной группы .
Во-вторых, уголовное экономической деятельности в значительной степени ориентирована на развитие сферы незаконных товаров и услуг , для которых спрос в странах с переходной экономикой не удовлетворен . В некоторых случаях , экономика стала зависеть от незаконной экономической деятельности , которые определяют участие страны в международном разделении труда .
В-третьих, их объемы все доходы, полученные от незаконной экономической деятельности , лишь часть затрат на содержание фактической преступной деятельности . Основная часть доходов инвестируется в легальную экономику . Результатом является развитие видов деятельности, которые используются для содействия осуществлению преступной деятельности ( предоставление информации , транспортировки, распределения и других услуг ) , а также те, которые обеспечивают быструю прибыль .
2.3.6 ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ
Влияние на экономический рост и развитие не однозначно деструктивным. Влияние это разнонаправленной. Таким образом, сокрытие экономической деятельности, разрешенной законом от государственного контроля, несмотря на сокращение налоговых поступлений, в некоторых случаях, оказывает положительное влияние на экономический рост. Например, любой подземные работы порождает законной экономической деятельности (за счет использования доходов от незаконной экономической деятельности на приобретение товаров и услуг, произведенных легально), и увеличивается ВВП. [2]
Кроме того, если работник занимается деятельностью, что без него не было бы найти исполнителя, общество не несет потерь вовсе. В других случаях, сокрытие экономической деятельности негативно сказывается на экономическом развитии, снижая налоговые поступления и вызывает цепь последствий, описанных выше.
2.3.7 ВЛИЯНИЕ НА ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
Это один из наиболее значимых результатов воздействия уголовного экономической деятельности на экономическое развитие и могут быть совершенно разными в зависимости от типа, формы преступной деятельности, а также социально-экономических условий.
Сокрытие нормальной экономической деятельности от контроля, как правило, ограничивают возможность привлечения инвестиционных ресурсов извне, особенно зарубежных.
Тень деятельность редко включает в себя появление новых отраслей промышленности. Он стремится получить прибыль как можно скорее, а не к его стабильного роста. Большая часть прибыли вывозится, лишая страну инвестиционных ресурсов.
2.3.8 ДЕФОРМАЦИЯ СТРУКТУРЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ
Деформация структуры потребления является естественным следствием преступных форм передела собственности и незаконного расширения рынков для товаров и услуг. Существует перераспределение ВВП в пользу паразитическое потребление. Деформация структуры потребления порождает деформацию экономической структуры, содействия развитию секторов, обслуживающих держателей уголовное непредвиденной. Результат уголовного экономической деятельности является увеличение расходов узкий круг лиц, находящихся на предметы роскоши в среде, где есть острая необходимость выделения большего объема ресурсов в обществе. Промышленность обеспечить потребности большинства населения не развиваются и снижаться.
Информация о работе Теневая экономика: причины, формы, влияние на макроэкономическое равновесие