Таможенные пошлины

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 15:10, реферат

Краткое описание

Таможенная политика государства играет решающую роль во внешнеэкономических отношениях России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 5
ГЛАВА I. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН. 7
1.1 Понятие таможенной пошлины, её экономическая природа , функции и виды. 7
1.2 Элементы таможенной пошлины. Методы определения таможенной стоимости товара. 12
ГЛАВА II. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТАМОЖЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
3.1 Проблемы правового статуса таможенных пошлин.
3.2. Актуальные направления деятельности таможенной службы РФ.

Файлы: 1 файл

реферат тамож.пошлины.doc

— 267.00 Кб (Скачать)

     Следует признать, что сегодня предметы ведения таможенного законодательства неоправданно расширены, особенно в части налогов и сборов, администрируемых таможенными органами (таможенных платежей).

     Первым  шагом в совершенствовании действующего законодательства могло бы стать более четкое разграничение предметов ведения и уточнение терминов налогового и таможенного законодательства. Например, в Таможенном кодексе РФ отсутствует понятие «таможенные платежи» (см. ст. 11 «Основные понятия...»), а в разделе III «Таможенные платежи» указаны только виды платежей.

     На  наш взгляд, отсутствие законодательного определения этих платежей в значительной степени создает предпосылки для обоснования их особого (например, неналогового) статуса.

     Проблемы  с неопределенностью термина «таможенные платежи» стали особенно актуальны после принятия части первой НК РФ, когда и у участников ВЭД, и у таможенных органов начали возникать трудности из-за создавшейся коллизии понятий налогового и таможенного законодательства.

     Уже в 1998 году специалистами предпринимались попытки сформулировать понятие «таможенные платежи». Так, заместителем начальника Северо-Западного таможенного управления В. Кулешовым было предложено следующее определение:

     «Таможенные платежи — налоги и сборы, взимаемые  таможенными органами РФ в соответствии с настоящим (Таможенным) кодексом и Налоговым кодексом РФ. Таможенные платежи являются федеральными налогами и сборами".

     Данное  определение, по нашему мнению, можно было бы принять за основу, внеся в него коррективы с учетом того, что сегодня, согласно законодательству, налоговые и таможенные органы не взимают налоги и сборы, а осуществляют контроль за их уплатой. С учетом сказанного, определение могло бы выглядеть следующим образом:

     «Таможенные платежи — налоги и сборы, подлежащие уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Таможенные платежи являются федеральными налогами и сборами».

     Исходя  из указанного определения, можно было бы классифицировать виды таможенных платежей, приведенные в ст. 318 Таможенного кодекса РФ как налоги или сборы.

     В заключение в подтверждение вышеприведенной аргументации хотелось бы сослаться на основные направления налоговой политики, содержащиеся в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2005 ГОДУ»:

     «Период кардинальных изменений налоговой системы подходит к концу. На первый план постепенно выходит задача сохранения стабильности налоговой системы как фактора легализации бизнеса и увеличения массы налоговых платежей. Вносимые в законодательство о налогах и сборах отдельные изменения все в большей степени должны быть направлены на повышение ясности законодательства и на однозначность его применения налогоплательщиками».

 

    3.2. Актуальные направления  деятельности таможенной  службы РФ. 

Повышение конкурентоспособности России, степени её интеграции в мировую экономику предполагают формирование единого информационного пространства в области внешнеторговой деятельности.

Как известно, 2004 г. - это первый год работы таможенных органов в условиях действия нового Таможенного кодекса Российской Федерации, призванного установить принципиально иные правоотношения между таможней и бизнесом [ТК был принят 28 мая 2003 г. и действует с 1 января 2004 г.].

Новый ТК создал правовую базу для перехода от стадии эксперимента к практическому применению электронного декларирования товаров. К концу 2004 г. около 10 таможенных постов уже работали с электронной формой декларирования. Ими оформлено более 1700 электронных деклараций. Более 100 участников внешнеэкономической деятельности перешли на такую форму работы. Электронная форма декларирования опробуется не только для автомобильного, но и для железнодорожного транспорта. В 2005 году  планируется внедрение электронного декларирования еще на 56 таможенных постах всех региональных таможенных управлений, Федеральной целевой программой "Электронная Россия" предусматривается, что к 2007 г. должна быть разработана информационная система контроля за вывозом товаров.

Его основными  задачами были:

  • предельно возможное прямое регулирование правоотношений в таможенной сфере;
  • упрощение и облегчение таможенных процедур;
  • максимальное использование электронного декларирования, современных информационных технологий управления рисками;
  • приведенная таможенного законодательства в соответствие с нормами ВТО;
  • учет специфических особенностей законодательства страны (Гражданский и Налоговый Кодексы и др.);
  • защита экономических интересов страны, отечественного бизнеса.

В новом  ТК закреплены основы и принципы таможенного  контроля с использованием системы управления рисками (СУР).

Это принципиально  новое направление работы таможенных органов Российской Федерации, несущее с собой новую идеологию и философию таможенного контроля, означающее переход к международным стандартам работы, принятым в странах ЕС и США.

От тотального контроля за всем, что перемещается через границу, современная таможня переходит к выборочному контролю, сосредоточивая свои ресурсы на предотвращении правонарушений, имеющих наиболее негативные последствия для экономики и безопасности страны.

В настоящее  время уже разработаны общероссийские, региональные и местные профили рисков. Началась работа по автоматизации создания проектов

профилей  риска, формирования базы данных профилей риска, их доведения до таможенных постов и выявления рисков при декларировании. Создан и начинает использоваться единый реестр субъектов внешнеэкономической деятельности.

Для комплексного решения задач информационной поддержки  продвижения российских товаров и услуг на внешние рынки, связанных с системой сбора и анализа экспортных предложений, заявок и тендеров, поступающих от российских предприятий и иностранных потребителей, в целом для снижения предконтрактных расходов российских экспортеров в сети Интернет создана и успешно функционирует информационно-поисковая система "Экспортные возможности России".

К настоящему времени база данных российских экспортеров  содержит информацию более чем о 1500 предприятиях, осуществляющих экспортные поставки промышленной продукции.

Внедрение системы направлено на организацию  новых информационных потоков между российскими экспортерами, центральным аппаратом МЭРТ, а также представительствами Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах, повышение скорости прохождения информации и значительного увеличения объема получаемой информации о проводимых тендерах за рубежом и коммерческих запросах иностранных организаций за счет существенной активизации работы последних.

По линии  сотрудничества с ЕС реализуется проект ТАСИС "Гармонизация таможенных процедур России и ЕС". Важным элементом таможенного сотрудничества России и ЕС в правоохранительной деятельности является взаимодействие с Европейским бюро по борьбе с мошенничеством с целью предотвращения случаев недостоверного декларирования контролируемых видов товаров.

По каналам международной правоохранительной сети "СЕN" региональный узел связи "RILO-Москва" осуществляет оперативный обмен информацией с таможенными службами стран СНГ и Всемирной таможенной организацией о новых маршрутах перемещения контрабанды и способах её сокрытия, в том числе наркотиков, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, товаров военного и двойного назначения.

Первый  год работы в новых условиях в целом показал достаточную работоспособность нового Кодекса. Его введение способствовало расширению торговли и росту объемов собираемости платежей. По предварительным данным, в целом за минувший год собрано более 1,2 трлн. рублей, или 42 млрд. долл. О масштабах деятельности таможни по сбору таможенных платежей говорит и такая цифра: ежедневно в казну государства таможенники перечисляют около 170 млн. долл. Таможенные платежи обеспечивают почти 40% доходной части бюджета и составляют без малого 8% ВВП.

Как известно, до марта 2004 г. таможенные процедуры в России осуществлялись подразделениями самостоятельного ведомства - Государственным таможенным комитетом. В рамках реорганизации таможенной службы его функции были распределены между Федеральной таможенной службой (ФТС), МЭРТ и Минфином. За ФТС оставлены только функции надзора за выполнением таможенного законодательства участниками внешнеторговой деятельности, т.е. это ведомство практически не может влиять на ход реформ в сфере таможенного дела. Все таможенное нормотворчество отошло к МЭРТ, а обязанности по установлению правил определения таможенной стоимости - к Минфину.

Для обоснования  необходимости проведения таких  преобразований приводится ряд аргументов. Отмечается, что имели место случаи весьма существенного занижения таможенной стоимости товаров по сравнению с реальной. По мнению МЭРТ, значительная часть (60-70%) руководителей таможенных органов слабо владеют ИТ, иностранными языками, не всегда знают изменения в таможенном законодательстве, в связи с чем предусматривается аттестация руководителей

этих  подразделений [их сейчас насчитывается 150). Вместе с тем, как отмечалось на проходившей в конце прошлого года конференции "Таможенная реформа: итоги и перспективы", прошедшее после принятых решений по преобразованию таможни, время выявило существенные недоработки в этой области. Отмечается несовершенство таможенного законодательства, которое может стать препятствием для вступления России в ВТО, обычно указывает на следующие моменты:

  • возможность произвола со стороны таможни при определении таможенной стоимости товаров;
  • неразвитость системы пропускных пунктов и мест декларирования (т.наз. "нетарифный протекционизм");
  • ограничение для граждан по беспошлинному ввозу товаров (65 тыс. рублей);
  • проблемы структуры самого таможенного законодательства.

Использование в отдельных странах различных национальных методик определения таможенной стоимости ввозимых товаров в международной торговой практике рассматривается в качестве барьера. В частности, российским ТК допускалось самостоятельное определение таможенными органами таможенной стоимости товаров на основании данных, указанных в каталогах иностранных организаций, осуществляющих продажу товаров, что создавало возможность её произвольной трактовки. В соответствии с правилами ВТО таможенная стоимость -это цена, реальная уплаченная за купленный товар."

Проведенный МЭРТ выборочный анализ грузовых таможенных деклараций российских импортеров показал, что иногда таможенная стоимость по сравнению с реальной занижается в сотни раз. Так, например, имел место такой факт, когда при ввозе партии американских пальто таможенная стоимость была определена в 1,5 долл. за 1 шт., тогда как его рыночная стоимость составляла 148 долл. В этой связи унификация российского законодательства по таможенной стоимости товаров с нормами Соглашения о применении статьи VII ГАТТ 1994 г. является одним из центральных вопросов на переговорах по вступлению России в ВТО. В настоящее время подготавливается законопроект, основную часть которого составляет описание методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ.

Не заработали пока положения нового Кодекса об упрощенных процедурах таможенного оформления. Статьей 68 ТК устанавливалось, что отдельным юридическим лицам "крупным, надежным", избранным экспортерам и импортерам обеспечивалась возможность выпуска товаров до подачи декларации, таможенного оформления грузов на складах предприятий, периодического таможенного декларирования, т.е не при каждом пересечении товаром границы, а раз в месяц или даже раз в год.

В связи  с тем, что в ТК не было конкретного описания "упрощенки". в начале 2004 г. ГТК рискнул самостоятельно предоставить облегченный режим 28 компаниям из 180 компаний, обратившихся к нему с соответствующими заявлениями (среди них, в частности, Магнитогорский металлургический комбинат, фабрика "Большевичка", Таганрогский автомобильный завод и др.). МЭРТ должно было определиться по данным заявлениям, но решений до сих пор не принято.

Одним из актуальных вопросов таможенного законодательства является определение мест таможенного оформления ввозимых товаров, круг которых по ряду товаров строго ограничен. Так, импортируемую бытовую технику и электронику сейчас разрешено декларировать лишь на складах временного хранения, расположенных в Москве и Подмосковье, что мотивируется необходимостью борьбы с т. наз. "серым" импортом.

Информация о работе Таможенные пошлины