Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:38, реферат
После падения Римской империи в конце V в. в Западной Европе произошла почти полная аграризация и натурализация хозяйства. Сельская община стала основной хозяйственной структурой.
Потребовались многие столетия для оживления экономической деятельности в этом районе мира, чему способствовали многие факторы и условия, в том числе природные. По сравнению с районами, где развивались восточные цивилизации, Западная Европа имела менее благоприятные природные условия, но более удобное географическое положение, была удалена от кочевых племен.
Модуль 1. Система мировой экономики ………………………………………..3
1. Развитие Западной Европы и зарождение товарно-денежных отношений…………………………………………………………….…….3
2. Особенности экономической глобализации…………………………...5
Модуль 2. Потенциал мировой экономики…………………………………….12
1. Причины изменений сбережений и капиталовложений…………......12
2. Структурные изменения в производстве обработанных товаров…...20
Модуль 3. Экономика индустриально развитых стран………………………..25
1. Характерные черты экономического развития США………………..25
2. Экономическое положение Японии в конце ХХ-го века……………29
Модуль 4. Экономика развивающихся стран и стран с переходной экономикой……………………………………………………………………….37
1. Основные черты хозяйственного механизма Южной Кореи………..37
2. Основные черты развивающихся стран и их место в мировой экономике………………………………………………………………….44
Модуль 5. Проблемы мировой экономики и механизмы их разрешения……50
1. Место экологических проблем в глобальных мировых проблемах...50
2. Организации системы ОЭСР…………………………………………..60
Список использованной литературы…………………………………
Семейное и перекрестное владение акциями приводит к тому, что основным источником привлечения капитала являются займы (кредиты банков, облигации). Выпуск акций в 90-е годы составлял 10—12% привлекаемых средств. Перекрестное владение оборачивается тем, что финансовый кризис ставит на грань распада всю чеболь.
Государственный сектор. Другой отличительной чертой социальной структуры южно-корейского хозяйства явилось создание весьма мощного государственного сектора, основу которого составила бывшая японская колониальная собственность. Значительная часть государственной собственности сформировалась в 60—70-е годы на базе специального закона в целях развития промышленности и становления экспортно-ориентированной экономики. Государственная собственность охватывает электроэнергетику, строительство шоссейных дорог, производство черных металлов и химических удобрений, использование гидроресурсов, морской промысел, мелиоративные работы в сельском хозяйстве. В 1981 г. 24 государственные корпорации давали 10% ВВП.
Механизм хозяйствования Южной Кореи с 1962 г. неразрывно связан с планированием экономической деятельности на основе пятилетних планов экономического и социального развития. С 1963 г. в стране действовало Управление экономического планирования, функции которого в 1994 г. были переданы министерству промышленности. Планирование охватывало различные производственные и региональные разрезы хозяйственной активности, и ему был присущ в определенной мере нормативный характер. Выработка плановых ориентиров происходит с участием Федерации корейской промышленности, представляющей интересы крупнейших компаний.
Важное место
в рамках планирования и планов экономического
развития в первой половине 80-х годов
было отведено такому аспекту структурной
перестройки, как свертывание
Подобное положение складывалось в электронной промышленности, в производстве минеральных удобрений, в судостроении и других отраслях, при планировании развития которых в прошлые годы были допущены просчеты в прогнозах сбыта или в связи с резким изменением обстановки на международных рынках. Финансировали деятельность депрессивных картелей коммерческие банки под гарантии правительства.
При направляющем
воздействии государства
Кредитная система находилась под жестким контролем государства. В начале 60-х годов банки были национализированы, но в дальнейшем реприватизированы. Государственный банк обеспечивал правительству дополнительный контроль над деятельностью финансово-промышленных групп. Связь правительственного банка и ФПГ создавала внутренний рынок финансирования, который функционировал более целенаправленно, чем финансовая система свободного рынка, но способствовал увеличению краткосрочной задолженности.
Финансовые институты, которые контролировались государством или находились в его собственности, предоставляли в основном целевые кредиты и наблюдали за их использованием. Кредиты предоставлялись на длительный период на льготных условиях, пока компании не становились конкурентоспособными на международных рынках. Правительство прямо или косвенно контролировало до 2/3 капиталовложений, при этом в 60-е годы оно финансировало 20%, в 1972—1975 гг. — 14,5, в 1976— 1980 гг. — 20, в 1981—1984 гг. — 24,4% капиталовложений.
Трудовые отношения. Особое положение в системе взаимоотношений факторов производства занимала рабочая сила. Стратегия быстрого экономического роста сопровождалась острыми социальными проблемами, включая рост неравенства в распределении доходов, неудовлетворение первичных потребностей, увеличение бедности. Только с четвертого пятилетнего плана (1977—1981 гг.) правительство стало включать в него вопросы контроля над рождаемостью, расширения занятости, образования, здравоохранения, улучшения производственных отношений. До этого основными целями социальной политики было предупреждение абсолютной бедности.
Профсоюзное движение длительное время было ограничено. В период правления военных рабочим и служащим государственных предприятий и отраслей, имеющих важное хозяйственное значение, было запрещено проводить забастовки для отстаивания своих прав (до 1987 г.). Выступления за демократию жестоко подавлялись, примером чего являются события в г. Кванжу в 1980 г.
Труд рабочих в 70-х годах был одним из самых дешевых в Азии. В начале 80-х годов южно-корейский рабочий получал в среднем около 250 долл. в месяц, в два раза меньше сингапурского рабочего. В последующие годы заработная плата наемных работников росла быстрее, чем в западных странах. Существуют значительные различия в оплате мужского и женского труда почти в два раза.
После 1987 г. рабочие получили новые возможности при заключении коллективных трудовых соглашений. Количество профсоюзных объединений возросло в 3,5 раза, но они охватывают менее 15% рабочих и служащих. Коллективные соглашения заключаются на уровне предприятий. Только в текстильной промышленности и в банковской сфере это происходит на уровне отрасли, а в горно-добывающей и обувной — на уровне региона. Правительство воздействует на ход заключения трудовых соглашений в рамках трехсторонней комиссии, причем его голос оказывается решающим. Довольно широко практикуются дополнительные выплаты — от одного до четырех раз в год, которые в отличие от практики в западных странах редко отличаются по величине в одной группе работников.
В крупных объединениях использовалась система пожизненного найма, которая закреплялась трудовым законодательством. Для компаний было дешевле создать дополнительные производственные мощности, чем проводить сокращение рабочей силы. При сокращении работника фирма должна обеспечивать его в течение нескольких лет пособиями в размере прежней заработной платы, оплачивать в течение двух лет обучение его детей в школе.
За 70—90-е годы разрыв в уровнях доходов самых бедных и богатых групп населения сократился с 19,8 до 8,3 раза. Наибольшее выравнивание доходов произошло в 80-е годы. В 1976 г. коэффициент Джини составлял 0,3908, а в 1993 г. — 0,316.
Характерной чертой положения трудящихся является продолжительное рабочее время в течение года (уступает Малайзии, Таиланду, США). Рабочая неделя законодательно ограничена 44 часами (в середине 80-х годов — 60 часами). На практике продолжительность рабочего времени превышает установленные нормы. Модель экономического развитая привела к заметным результатам за счет жертв и ограничений рабочей силы.
Для идеологического воздействия на население были использованы тезис об «угрозе с Севера» и концепция «чучхесон» (национальной самобытности). Последняя послужила важным элементом теорий «национальной и кореизированной демократии», которые представляли собой синтез традиций прошлого с формами буржуазного преобразования общества. Использовались идеи патернализма и лояльности к правительству вместе с идеями индивидуальной свободы.
Общая характеристика. Модель экономического развития Южной Кореи имеет много общего с японской, но роль правительства в регулировании экономики здесь была значительно выше. Широко использовались диктаторские методы руководства. Так, в 1978 г., когда многие южно-корейские фирмы не смогли погашать свои иностранные долги, президент освободил их от выплаты процентов внутренним инвесторам и от погашения задолженности. Длительное время внутренние инвесторы получали отрицательный реальный процент на сбережения. Все было направлено на мобилизацию ресурсов.
С 1987 г. сделаны
шаги по ослаблению государственного
регулирования, предприняты меры по
либерализации и созданию более
открытой для иностранных производителей
экономики. Этот процесс получил
новый импульс после
2. Основные черты развивающихся стран и их место в мировой экономике.
Подсистема развивающихся стран включает 4/5 всех стран мира, в которых проживает более 80% населения планеты. Экономическое состояние развивающихся стран, их проблемы непосредственно сказываются на подавляющей части человечества. К этой подсистеме относятся все азиатские страны, кроме Японии и Израиля, все страны Африки, исключая ЮАР, а также страны Латинской Америки. Их характеризует чрезвычайно пестрый облик, разные условия и уровни социального и экономического развития. Вместе с тем, существует ряд признаков, которые объединяют развивающиеся страны в особую группу государств.
На современном облике многих развивающихся стран лежит глубокий отпечаток их исторического развития, связанного с их кол колониальным или полуколониальным прошлым.
Социально-экономическая структура развивающихся стран, таких как страны Азии, Африки и Латинской Америки, характеризуется своей многоукладностью. Многоукладность объясняется медленной сменой производственных отношений и напластовывании одних социально-экономических структур на другие.
Одним
из важнейших критериев выделения
развивающихся стран в
Отсталость развивающихся стран порождает большую специфику их социальных и экономических проблем, решение которых предполагает особые подходы, отличные от используемых в промышленно развитых странах.
Отсталость проявляется и во внешнеэкономических отношениях развивающихся стран. Отсталая структура экономики, низкий уровень производительных сил, их традиционно аграрно-сырьевая специализация, колониальное прошлое обусловили внешнеэкономическую ориентацию развивающихся стран на индустриальные государства Запада.
В итоге, зависимость проявляется в отношениях доминирования и подчинения, носящих экономический характер. Она охватывает многие виды связей между индустриальными и развивающимися странами, воздействует на политику, идеологию, культуру. Степень зависимости каждого конкретного государства может меняться - ослабевать или усиливаться, в зависимости от состояния мирового хозяйства, характера социально-экономической политики развивающихся стран.
Развивающиеся страны отличаются от промышленно развитых социальной структурой общества. В целом ряде стран еще не сформировалось разветвленное и прочное гражданское общество. Присутствует стремление удержать общинные принципы социальности.
Общественные структуры развивающихся стран формировались в рамках различных цивилизаций и содержат в себе разное социально-культурное наполнение. Перечисленные выше признаки тесно взаимосвязаны друг с другом.
Развивающиеся страны занимают относительно скромное место в мировом производстве. На их долю в 1992 г. приходилось порядка 18% совокупного ВВП мира и 13.6% мирового промышленного производства. Значимость стран "третьего мира" в планетарной экономической системе определяется их богатейшими природными и людскими ресурсами. За высокой ресурсообеспеченностью развивающегося мира скрывается, вместе с тем, большая неравномерность в наделенности полезными ископаемыми входящих в него стран. Так, 2/3 развивающихся стран вообще не располагают значимыми запасами минерального и экономического сырья, а, следовательно, многие развивающиеся государства сами зависят от импорта данного сырья для обеспечения функционирования своих экономик (например, в Южной Азии доля регионального импорта достигает 28%).
В рамках мирового хозяйства, начиная со второй половины XX столетия, развивающиеся страны оказывают определяющее влияние на формирование населения планеты. В современных условиях 80% его прироста приходится на развивающиеся государства Азии, Африки и Латинской Америки.