Свободные экономические зоны РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить свободные экономические зоны, выявить особенности их функционирования, определить перспективы развития СЭЗ в Республике Беларусь, выяснить существующие проблемы в этой сфере и определить пути их разрешения.

Оглавление

Реферат…………………………………………………………………………….2
Введение…………………………………………………………….….………….4
1.СЭЗ: понятие, классификация, этапы развития……………...………………..5
1.1.Понятие свободной экономической зоны…………………………………...5
1.2. Классификация свободных экономических зон……………………………5
1.3. Этапы развития свободных экономических зон……………………………7
2.СЭЗ в экономике Республике Беларусь………………………...……...............9
2.1. Цели и задачи создания СЭЗ в Республики Беларусь……………………...9
2.2. Общая характеристика СЭЗ «Брест»………………………………………..9
2.3. Общая характеристика СЭЗ «Минск»……………………………………..12
2.4. Общая характеристика СЭЗ «Гомель-Ратон»……………………………..14
2.5. Общая характеристика СЭЗ «Витебск»……………………………………15
2.6. Свободные экономические зоны «Гродноинвест» и «Могилев»………...17
3.Проблемы и перспективы развития СЭЗ в РБ……………………………….18
Заключение………………………………….……………………………………
Приложения

Файлы: 1 файл

КУрсоВАЯ2.docx

— 73.31 Кб (Скачать)

В течение длительного  времени СЭЗ была присуща преимущественно  коммерческая деятельность. В экономических  зонах товары складировались и подвергались лишь тем операциям, которые были направлены на обеспечение доброкачественного хранения или же улучшения общего вида или внешнего оформления, что  позволяло повысить их качество. И  только в начале 60-х годов была разрешена обработка товаров  в СЭЗ. Обычно при этом осуществлялись операции, учитывающие прибавочную  стоимость товара. Следовательно, СЭЗ  из собирающих центров и пунктов  распределения всё чаще становились  местами обработки и трансформации  товаров. При этом действовали льготные условия их экспорта из СЭЗ.

Третий этап развития СЭЗ  начался в 80-е годы XX-го столетия благодаря ряду мер, направленных на преодоление застоя в отдельных отраслях промышленности, банковского и страхового дела. Характерной чертой этого этапа можно считать создание зон комплексного назначения, соединяющих в себе несколько функций, перед которыми сразу ставится несколько задач. Комплексные зоны представляют собой самые современные формы зон. В них сочетаются торговые, таможенные, производственные и научно-исследовательские функции, образующие в зоне комплексность и многопрофильность деятельности инвесторов.

Четвертый этап (начинается с 90-х гг. XX-го века) характеризуется массовым созданием узкоспециализированных и научно-технических зон, которые являются наиболее прогрессивным типом свободных экономических зон, соединившим в себе научную и инновационную деятельность.

Для четвертого этапа также  характерно возникновение транснациональных  зон, которым предшествовало региональное экономическое сотрудничество сопредельных стран. 

2. СЭЗ в экономике Республики Беларусь

 

2.1. Цели и задачи создания СЭЗ в Республики Беларусь

Планы создания в республике свободной экономической зоны разрабатывались  давно. Еще в феврале 1992 года было принято постановление Правительства  №100 «О создании свободной экономической  зоны в районе . Бреста». Однако, новое с трудом пробивает себе дорогу, и только в 1994 году Верховный совет одобрил в первом чтении законопроект «О свободных экономических зонах», а в программу неотложных мер по выводу страны из кризиса был включен пункт о создании вблизи Бреста СЭЗ.

Принятый же в декабре 1998 года Закон «О свободных экономических  зонах» заложил правовую основу функционирования СЭЗ в нашем государстве. [2, с.43]

Целями и задачами создания СЭЗ в Республике Беларусь являются:

  • Увеличение притока иностранных инвестиций, улучшение инвестиционного климата и привлечение инвесторов;
  • Обеспечение дополнительных благоприятных условий для привлечения новых и высоких технологий, передового зарубежного опыта;
  • Содействие международной интеграции и сотрудничеству;
  • Стимулирование экспорта и импортозамещающих производств;
  • Создание новых рабочих мест;
  • Развитие и расширение сферы работ и услуг;
  • Развитие инфраструктуры территорий;
  • Получение практических результатов функционирования СЭЗ в целях дальнейшего их использования в проведение реформ в республике [13].

В Республике Беларусь действуют 6 свободных экономических зон  с либеральными условиями хозяйствования в виде льготного налогового, таможенного  и регистрационного режимов. Они  созданы указами Президента Республики Беларусь на срок от 30 до 50 лет. Важное  место, со своими  особенностями финансово-хозяйственного механизма, занимают свободные экономические зоны “Брест”, “Минск”, “Гомель-Ратон” и “Витебск”, которые имеют опыт работы от 6 до 9 лет. В стадии становления находится деятельность зон “Могилев” и “Гродноинвест”, образованных в 2002 году [15].

 

2.2. Общая характеристика СЭЗ «Брест»

Свободная экономическая  зона создана Указом Президента Республики Беларусь от 20 марта 1996 года. Занимает специально отведенную территорию общей  площадью 71 кв. км (7081 га). СЭЗ граничит с Республикой Польша – по реке Буг на протяжении 10 км. С южной  стороны примыкает к г. Бресту и отдалена от него железнодорожной магистралью Брест – Белосток - Калининград. Имеет выгодное географическое положение. СЭЗ “Брест” состоит из двух районов: первый располагается северо-западнее Бреста в примыкании к государственной границе РБ у пограничного автоперехода “Кукурыки-Козловичи”, второй - восточнее Бреста, в районе действующего аэропорта в примыкании к автодороге Берлин-Варшава-Минск-Москва. Территория СЭЗ утверждена решением Брестского облисполкома № 596 от 24.03.97

В декабре 2001 г . в состав зоны включены производственные площади 5 крупнейших заводов г. Бреста: электромеханического, электролампового, радиотехнического, машиностроительного и завода "Цветотрон". Эти предприятия располагают свободными производственными площадями с развитой инфраструктурой более 50 тыс. кв. м.

Арендная плата за землю  устанавливается Администрацией согласно законодательству Республики Беларусь с учетом места размещения объекта, размера, вида вкладываемых инвестиций и составляет 0,3-1,0 у.е. за 1 кв. м в год.

Анализ работы предприятий  СЭЗ "Брест" показывает, что объем  производства продукции (работ, услуг) в сопоставимых ценах, численность  работающих, экспорт ежегодно возрастают в 1,2-1,5 раза.

По состоянию на 10.01.2006 г. осуществляют свою деятельность 95 предприятий, в т.ч. – с иностранным капиталом.

Общий объем инвестиций превышает 260 млн. дол. США. СЭЗ представлен  капитал из 22 стран. Основные страны-инвесторы  – Германия, Россия, Польша.

СЭЗ принимает инвестиции на создание в первую очередь предприятий  высоких технологий, а также фармацевтической (медицинские препараты и оборудование), автомобильной, пищевой, электронной  и машиностроительной отраслей промышленности. Приоритет отдается инвестициям  на организацию экспортного и  импортозамещающего производства.

Сегодня на предприятиях-резидентах СЭЗ производится переработка древесины, мебель, плита МДФ, кондитерские изделия, мясные продукты, переработка рыбы, люминесцентные светильники, краски и лаки, машины дорожной разметки, швейные изделия, электротехнические изделия, термоустойчивое листовое стекло, пластмассовые изделия и другие виды продукции [9].

Льготы и привилегии, которыми пользуются резиденты СЭЗ «Брест», весьма разнообразны. В частности:

  • При ввозе иностранных и отечественных товаров на территорию СЭЗ «Брест» таможенные пошлины не взимаются и меры экономической политики не применяются;
  • Продукция собственного производства резидентов зоны, вывозимая за ее пределы, освобождается от уплаты таможенных пошлин;
  • Иностранным работникам гарантируется беспрепятственный перевод за границу доходов, полученных на территории СЭЗ «Брест»;
  • На территории СЭЗ в отношении инвестиций не допускаются такие принудительные меры, как национализация, реквизиция, конфискация либо аналогичные по своему действию меры;
  • На товары, произведенные на территории СЭЗ, не устанавливаются квоты, не вводится лицензирование при вывозе их за пределы республики;
  • Резиденты СЭЗ, прибыль которых образуется за счет реализации услуг и продукции собственного производства, освобождаются от уплаты налогов на прибыль в течении первых пяти лет с момента объявления ими прибыли. Резиденты СЭЗ, поставляющие не менее 70% своей продукции на экспорт, в последующие пять лет уплачивают налог на прибыль в размере 50% от ставки налога;
  • В течение пяти лет с момента регистрации дивиденды, принадлежащие резидентам СЭЗ «Брест», не подлежат налогообложению;
  • Минимальная заработная плата устанавливается на уровне не менее 120% от соответствующей заработной платы в среднем по Республике Беларусь.

Характерной особенностью функционирования свободной экономической зоны "Брест" в 2001г. является рост количества предприятий  с иностранными инвестициями. Если в 1997г. их доля в общем количестве резидентов составила 50%, то к концу 2001г. – 77,1%. По состоянию на 1.01.2002г. резидентами  СЭЗ стали 83 предприятия, в т.ч. 64 с иностранными инвестициями. 86,4% действующих  предприятий относятся к промышленности.

Анализ инвестиционных проектов СЭЗ свидетельствует о повышенном интересе к ней преимущественно  малого и среднего зарубежного и  отечественного бизнеса. Так, 85,8% резидентов инвестировали1 в производство до 1 млн.долл., из них 94,4% – это инвестиции до 0,5 млн.долл.. Превалируют проекты легкой, пищевой и деревообрабатывающей отрасли, промышленности с неглубокой степенью переработки исходного сырья, объемом инвестиций от 0,5 до 2 млн.долл. и численностью рабочих мест до 200 человек. В большинстве случаев для их реализации достаточно аренды небольших производственных помещений площадью от 100 до 2000 кв.м или земельных участков размером 0,5 – 1 га.

Внешнеторговый оборот СЭЗ  в 2000г. по сравнению с 1999г. увеличился в 2,4 раза, а в 2001г. возрос еще в 1,9 раза. При этом государства СНГ  последние три года занимали меньший  удельный вес в товарообороте, чем  страны вне СНГ. В 2001г. их доля составила 46,8%. Увеличение товарооборота обусловлено  ростом как импорта, так и экспорта. Экспорт резидентов зоны ориентирован на Россию, импорт – на страны вне  СНГ, причем данная тенденция в последние  годы возрастает. Так, если в 1997г. доля экспорта в РФ составляла 84,5% от всего  его объема, то в 2001г. этот показатель увеличился до 95,3%. Аналогично импорт товаров  из стран вне СНГ увеличился с 92,7% в 1997г. до 96,4% в 2001г. Основа экспорта СЭЗ – мебель (64,2% от общего объема), а также готовые и консервированные продукты из рыбы (11,5%), в импорте преобладают сырье для пищевой и деревообрабатывающей промышленности, станки, машины и оборудование. "Инвестиционный" импорт составил в 2001г. 10,7 млн. долл., в то время как отрицательное сальдо торгового баланса равно 10,8 млн. долл.

Динамично развиваясь, свободная  экономическая зона "Брест" стала  одним из составляющих экономического потенциала области (экспорт –12,5%, объем  произведенной продукции (работ, услуг) – 8%, создано около 4600 рабочих мест).

Цель, поставленная при организации СЭЗ "Брест", достигнута лишь наполовину. Причины такого положения кроются, во-первых, в отсутствии стабильного законодательства по СЭЗ и как следствие - в невозможности привлечь крупных инвесторов; во-вторых, в недостаточном инвестировании со стороны государства средств в развитие инфраструктуры. Согласно упомянутой Концепции, в инфраструктуру СЭЗ в течение первых трех лет должно было быть вложено не менее 6 млн.долл., фактически эта величина составила 2,8 млн.долл.. На 1.01.2002г. она равнялась 4 млн.долл..

И наконец, третья причина - отрицательный в целом инвестиционный имидж страны.

Бюджетный эффект от создания СЭЗ, рассчитанный по прямым доходам, составил 16,9 млн.долл. Фактически он значительно выше, т.к. в нем не учтены налоги, оплаченные резидентами СЭЗ косвенным путем при приобретении сырья, материалов, оплате услуг по аренде помещений, строительных работ и т.д.

Степень финансового участия  в реализации проекта СЭЗ характеризуется  следующими данными: республиканский  бюджет – 81,5%, фонд развития СЭЗ – 15,8%, бюджетная ссуда – 2,7%.

 

2.3. Общая характеристика СЭЗ «Минск»

СЭЗ «Минск» создана в  соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О создании свободных экономических  зон «Минск» и «Гомель-Ратон» от 2 марта 1998 года № 93.

Общая площадь свободной  экономической зоны "Минск" - 1400 га. Из них 900 га - промышленные районы города Минска, свободные площади рядом с городом, производственно-техническая территория около Национального аэропорта "Минск", территория на пересечении автомагистралей Е30 (Москва-Париж) и М4/М5 (Минск-Могилев / Минск-Гомель).

Особенность СЭЗ "Минск" в том, что она создана в 1998 году с целью привлечения иностранных  и отечественных инвестиций, технологий и менеджмента для организации  на территории СЭЗ современных производств, обеспечения благоприятных условий  экономического развития минского региона.

В настоящее время в  СЭЗ «Минск» работает более 70 предприятий-резидентов, из которых больше половины – предприятия с иностранным капиталом.

В финансировании инвестиционных проектов резидентов СЭЗ «Минск»  участвует капитал из 29 стран  мира. Основными странами инвесторами  являются Великобритания, Россия, США, Кипр, Германия. За весь период деятельности СЭЗ «Минск» предприятия-резиденты вложили в свое развитие более 500 млн. долларов США инвестиций.

Чем примечательна свободная  экономическая зона "Минск":

  1. СЭЗ "Минск" - столичная свободная экономическая зона с выгодным географическим положением в центре страны, значительным научным и деловым кадровым потенциалом;
  2. на территории СЭЗ "Минск" имеется в наличии первоначально необходимая инженерная инфраструктура, незадействованные производственные площади, свободные земельные участки;
  3. специальный льготный налоговый режим деятельности резидентов СЭЗ "Минск", при котором объем налоговых платежей значительно уменьшен;
  4. специальный таможенный режим, при котором на производственных объектах резидентов СЭЗ устанавливается режим свободной таможенной зоны (СТЗ): таможенные пошлины не взимаются и меры экономической политики не применяются при ввозе товаров на территорию СТЗ и при вывозе продукции собственного производства за пределы СТЗ.

Информация о работе Свободные экономические зоны РБ