Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:52, курсовая работа
Цель работы: изучить свободные экономические зоны, выявить особенности их функционирования, определить перспективы развития СЭЗ в Республике Беларусь, выяснить существующие проблемы в этой сфере и определить пути их разрешения.
Реферат…………………………………………………………………………….2
Введение…………………………………………………………….….………….4
1.СЭЗ: понятие, классификация, этапы развития……………...………………..5
1.1.Понятие свободной экономической зоны…………………………………...5
1.2. Классификация свободных экономических зон……………………………5
1.3. Этапы развития свободных экономических зон……………………………7
2.СЭЗ в экономике Республике Беларусь………………………...……...............9
2.1. Цели и задачи создания СЭЗ в Республики Беларусь……………………...9
2.2. Общая характеристика СЭЗ «Брест»………………………………………..9
2.3. Общая характеристика СЭЗ «Минск»……………………………………..12
2.4. Общая характеристика СЭЗ «Гомель-Ратон»……………………………..14
2.5. Общая характеристика СЭЗ «Витебск»……………………………………15
2.6. Свободные экономические зоны «Гродноинвест» и «Могилев»………...17
3.Проблемы и перспективы развития СЭЗ в РБ……………………………….18
Заключение………………………………….……………………………………
Приложения
В течение длительного
времени СЭЗ была присуща преимущественно
коммерческая деятельность. В экономических
зонах товары складировались и подвергались
лишь тем операциям, которые были
направлены на обеспечение доброкачественного
хранения или же улучшения общего
вида или внешнего оформления, что
позволяло повысить их качество. И
только в начале 60-х годов была
разрешена обработка товаров
в СЭЗ. Обычно при этом осуществлялись
операции, учитывающие прибавочную
стоимость товара. Следовательно, СЭЗ
из собирающих центров и пунктов
распределения всё чаще становились
местами обработки и
Третий этап развития СЭЗ начался в 80-е годы XX-го столетия благодаря ряду мер, направленных на преодоление застоя в отдельных отраслях промышленности, банковского и страхового дела. Характерной чертой этого этапа можно считать создание зон комплексного назначения, соединяющих в себе несколько функций, перед которыми сразу ставится несколько задач. Комплексные зоны представляют собой самые современные формы зон. В них сочетаются торговые, таможенные, производственные и научно-исследовательские функции, образующие в зоне комплексность и многопрофильность деятельности инвесторов.
Четвертый этап (начинается с 90-х гг. XX-го века) характеризуется массовым созданием узкоспециализированных и научно-технических зон, которые являются наиболее прогрессивным типом свободных экономических зон, соединившим в себе научную и инновационную деятельность.
Для четвертого этапа также
характерно возникновение
2.1. Цели и задачи создания СЭЗ в Республики Беларусь
Планы создания в республике
свободной экономической зоны разрабатывались
давно. Еще в феврале 1992 года было
принято постановление
Принятый же в декабре 1998 года Закон «О свободных экономических зонах» заложил правовую основу функционирования СЭЗ в нашем государстве. [2, с.43]
Целями и задачами создания СЭЗ в Республике Беларусь являются:
В Республике Беларусь действуют 6 свободных экономических зон с либеральными условиями хозяйствования в виде льготного налогового, таможенного и регистрационного режимов. Они созданы указами Президента Республики Беларусь на срок от 30 до 50 лет. Важное место, со своими особенностями финансово-хозяйственного механизма, занимают свободные экономические зоны “Брест”, “Минск”, “Гомель-Ратон” и “Витебск”, которые имеют опыт работы от 6 до 9 лет. В стадии становления находится деятельность зон “Могилев” и “Гродноинвест”, образованных в 2002 году [15].
2.2. Общая характеристика СЭЗ «Брест»
Свободная экономическая зона создана Указом Президента Республики Беларусь от 20 марта 1996 года. Занимает специально отведенную территорию общей площадью 71 кв. км (7081 га). СЭЗ граничит с Республикой Польша – по реке Буг на протяжении 10 км. С южной стороны примыкает к г. Бресту и отдалена от него железнодорожной магистралью Брест – Белосток - Калининград. Имеет выгодное географическое положение. СЭЗ “Брест” состоит из двух районов: первый располагается северо-западнее Бреста в примыкании к государственной границе РБ у пограничного автоперехода “Кукурыки-Козловичи”, второй - восточнее Бреста, в районе действующего аэропорта в примыкании к автодороге Берлин-Варшава-Минск-Москва. Территория СЭЗ утверждена решением Брестского облисполкома № 596 от 24.03.97
В декабре 2001 г . в состав зоны включены производственные площади 5 крупнейших заводов г. Бреста: электромеханического, электролампового, радиотехнического, машиностроительного и завода "Цветотрон". Эти предприятия располагают свободными производственными площадями с развитой инфраструктурой более 50 тыс. кв. м.
Арендная плата за землю устанавливается Администрацией согласно законодательству Республики Беларусь с учетом места размещения объекта, размера, вида вкладываемых инвестиций и составляет 0,3-1,0 у.е. за 1 кв. м в год.
Анализ работы предприятий СЭЗ "Брест" показывает, что объем производства продукции (работ, услуг) в сопоставимых ценах, численность работающих, экспорт ежегодно возрастают в 1,2-1,5 раза.
По состоянию на 10.01.2006 г. осуществляют свою деятельность 95 предприятий, в т.ч. – с иностранным капиталом.
Общий объем инвестиций превышает 260 млн. дол. США. СЭЗ представлен капитал из 22 стран. Основные страны-инвесторы – Германия, Россия, Польша.
СЭЗ принимает инвестиции
на создание в первую очередь предприятий
высоких технологий, а также фармацевтической
(медицинские препараты и
Сегодня на предприятиях-резидентах СЭЗ производится переработка древесины, мебель, плита МДФ, кондитерские изделия, мясные продукты, переработка рыбы, люминесцентные светильники, краски и лаки, машины дорожной разметки, швейные изделия, электротехнические изделия, термоустойчивое листовое стекло, пластмассовые изделия и другие виды продукции [9].
Льготы и привилегии, которыми пользуются резиденты СЭЗ «Брест», весьма разнообразны. В частности:
Характерной особенностью функционирования
свободной экономической зоны "Брест"
в 2001г. является рост количества предприятий
с иностранными инвестициями. Если
в 1997г. их доля в общем количестве
резидентов составила 50%, то к концу
2001г. – 77,1%. По состоянию на 1.01.2002г. резидентами
СЭЗ стали 83 предприятия, в т.ч. 64
с иностранными инвестициями. 86,4% действующих
предприятий относятся к
Анализ инвестиционных проектов
СЭЗ свидетельствует о
Внешнеторговый оборот СЭЗ в 2000г. по сравнению с 1999г. увеличился в 2,4 раза, а в 2001г. возрос еще в 1,9 раза. При этом государства СНГ последние три года занимали меньший удельный вес в товарообороте, чем страны вне СНГ. В 2001г. их доля составила 46,8%. Увеличение товарооборота обусловлено ростом как импорта, так и экспорта. Экспорт резидентов зоны ориентирован на Россию, импорт – на страны вне СНГ, причем данная тенденция в последние годы возрастает. Так, если в 1997г. доля экспорта в РФ составляла 84,5% от всего его объема, то в 2001г. этот показатель увеличился до 95,3%. Аналогично импорт товаров из стран вне СНГ увеличился с 92,7% в 1997г. до 96,4% в 2001г. Основа экспорта СЭЗ – мебель (64,2% от общего объема), а также готовые и консервированные продукты из рыбы (11,5%), в импорте преобладают сырье для пищевой и деревообрабатывающей промышленности, станки, машины и оборудование. "Инвестиционный" импорт составил в 2001г. 10,7 млн. долл., в то время как отрицательное сальдо торгового баланса равно 10,8 млн. долл.
Динамично развиваясь, свободная экономическая зона "Брест" стала одним из составляющих экономического потенциала области (экспорт –12,5%, объем произведенной продукции (работ, услуг) – 8%, создано около 4600 рабочих мест).
Цель, поставленная при организации СЭЗ "Брест", достигнута лишь наполовину. Причины такого положения кроются, во-первых, в отсутствии стабильного законодательства по СЭЗ и как следствие - в невозможности привлечь крупных инвесторов; во-вторых, в недостаточном инвестировании со стороны государства средств в развитие инфраструктуры. Согласно упомянутой Концепции, в инфраструктуру СЭЗ в течение первых трех лет должно было быть вложено не менее 6 млн.долл., фактически эта величина составила 2,8 млн.долл.. На 1.01.2002г. она равнялась 4 млн.долл..
И наконец, третья причина -
отрицательный в целом
Бюджетный эффект от создания СЭЗ, рассчитанный по прямым доходам, составил 16,9 млн.долл. Фактически он значительно выше, т.к. в нем не учтены налоги, оплаченные резидентами СЭЗ косвенным путем при приобретении сырья, материалов, оплате услуг по аренде помещений, строительных работ и т.д.
Степень финансового участия в реализации проекта СЭЗ характеризуется следующими данными: республиканский бюджет – 81,5%, фонд развития СЭЗ – 15,8%, бюджетная ссуда – 2,7%.
2.3. Общая характеристика СЭЗ «Минск»
СЭЗ «Минск» создана в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О создании свободных экономических зон «Минск» и «Гомель-Ратон» от 2 марта 1998 года № 93.
Общая площадь свободной экономической зоны "Минск" - 1400 га. Из них 900 га - промышленные районы города Минска, свободные площади рядом с городом, производственно-техническая территория около Национального аэропорта "Минск", территория на пересечении автомагистралей Е30 (Москва-Париж) и М4/М5 (Минск-Могилев / Минск-Гомель).
Особенность СЭЗ "Минск"
в том, что она создана в 1998
году с целью привлечения
В настоящее время в СЭЗ «Минск» работает более 70 предприятий-резидентов, из которых больше половины – предприятия с иностранным капиталом.
В финансировании инвестиционных проектов резидентов СЭЗ «Минск» участвует капитал из 29 стран мира. Основными странами инвесторами являются Великобритания, Россия, США, Кипр, Германия. За весь период деятельности СЭЗ «Минск» предприятия-резиденты вложили в свое развитие более 500 млн. долларов США инвестиций.
Чем примечательна свободная экономическая зона "Минск":