Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:52, курсовая работа
Цель работы: изучить свободные экономические зоны, выявить особенности их функционирования, определить перспективы развития СЭЗ в Республике Беларусь, выяснить существующие проблемы в этой сфере и определить пути их разрешения.
Реферат…………………………………………………………………………….2
Введение…………………………………………………………….….………….4
1.СЭЗ: понятие, классификация, этапы развития……………...………………..5
1.1.Понятие свободной экономической зоны…………………………………...5
1.2. Классификация свободных экономических зон……………………………5
1.3. Этапы развития свободных экономических зон……………………………7
2.СЭЗ в экономике Республике Беларусь………………………...……...............9
2.1. Цели и задачи создания СЭЗ в Республики Беларусь……………………...9
2.2. Общая характеристика СЭЗ «Брест»………………………………………..9
2.3. Общая характеристика СЭЗ «Минск»……………………………………..12
2.4. Общая характеристика СЭЗ «Гомель-Ратон»……………………………..14
2.5. Общая характеристика СЭЗ «Витебск»……………………………………15
2.6. Свободные экономические зоны «Гродноинвест» и «Могилев»………...17
3.Проблемы и перспективы развития СЭЗ в РБ……………………………….18
Заключение………………………………….……………………………………
Приложения
- так ставка налога на прибыль для резидентов СЭЗ «Минск» – 15% (в республике – 24%), ставка налога на добавленную стоимость – 10% (в республике – 18%);
- прибыль, полученная резидентами СЭЗ за счет реализации услуг и продукции собственного производства, освобождается от налогообложения сроком на 5 лет с момента ее объявления [19];
5. администрация СЭЗ "Минск", оказывающая всестороннюю организационную помощь, решающая все вопросы о государственной регистрации резидентов СЭЗ и являющаяся органом управления на территории СЭЗ «Минск».
Основу экспорта в 2000 году составили поставки в Россию труб, шлангов и фитингов из пластмасс – 0,7 млн. долл. США, прутков, профилей и прочих изделий из алюминия – 3,6 млн. долл. США и закупорочных и упаковочных принадлежностей – 6,8 млн. долл. США. Из стран СНГ можно выделить Италию – 0,4 млн. долл. США (машины для обработки металлов).
Импортные операции характеризуются следующими данными. Основным импортером является Италия – 10,4 млн. долл. США (полимеры винилхлорида, прокат плоский из углеродистой стали, машины для обработки металлов). Кроме того, можно выделить Германию – 4 млн. долл. США (полимеры винилхлорида, плиты, полосы и лента алюминиевые), Россию – 2 млн. долл. США ( краска типографская, полимеры этилена, металлоконструкции, прутки и профили алюминиевые, плиты, листы, полосы и лента алюминиевая).
Подводя итог работе свободной
экономической зоны «Минск», следует
отметить, что постепенно значение
СЭЗ в экономической жизни
города, в том числе и
2.4. Общая характеристика СЭЗ «Гомель-Ратон»
В Гомельской области вопросам создания зоны свободного предпринимательства, свободной экономической зоны уделялось серьезное внимание с 1990 г. [14]. Инициатива гомельчан была поддержана Правительством РБ в 1994 г., но реализована только в 1998 г.
“Ратон” – государственное
предприятие, специализирующееся в
области разработок и производства
наукоемкой высокотехнологичной продукции.
Ассортимент выпускаемой
Общая площадь СЭЗ “Гомель-Ратон” составляет 4300 гектаров. Выбор той территории и находящихся на ней объектов обусловлен выгодным географическим положением города Гомеля (на пересечении основных железно- и автодорожных маршрутов Санкт-Петербург–Одесса и Брянск–Варшава), развитой инфраструктурой (до аэропорта 8 км, близость железнодорожного и шоссейного узлов), устоявшимися связями со странами ЕС.
Международный аэропорт “Гомельавиа” является вторым по объему перевозок аэропортом в Республике Беларусь. Создание СЭЗ в регионе способствует развитию внешнеэкономических связей, что положительно влияет на объемы, как грузоперевозок, так и на увеличение пассажиропотока в регионе. Также растет объем международных грузовых и автобусных перевозок.
СЭЗ обладает так же следующими преимуществами:
Гибкое налоговое
По состоянию на 01.11.2009
г. в Реестрах регистрации резидентов
СЭЗ "Гомель-Ратон" находится 37 субъектов
предпринимательской
СЭЗ «Гомель-Ратон» создана сроком на 50 лет. Ей придан особый экономико-правовой статус, который дает большие возможности для развития, подкрепленный на законодательном уровне. СЭЗ «Гомель-Ратон» - один из факторов стабильного развития Гомельского региона, занимая по численности ППП, около 1% общеобластного, производит 2% промышленной продукции области, 3,3% экспорта, привлекла около половины прямых иностранных инвестиций.
2.5. Общая характеристика СЭЗ «Витебск»
СЭЗ "Витебск" образована в августе 1999 года сроком на 30 лет, находится в одном из крупнейших индустриальных центров Беларуси – городе Витебске с населением 360 тыс. жителей, занимая территорию площадью свыше 900 га. Она имеет весьма выгодное географическое положение, находясь в незначительном отдалении от крупнейших промышленных центров стран Балтии (Вильнюс, Даугавпилс, Рига) и России (Санкт-Петербург, Москва). Подобная локация делает СЭЗ «Витебск» достаточно привлекательным местом для организации производств, ориентированных на экспорт на российский балтийские рынки, а в перспективе – и на рынки стран ЕС.
По состоянию на 27.11.2009 г. на территории СЭЗ "Витебск" успешно осуществляется 32 инвестиционных проекта с участием капитала из следующих стран: Германии, Польши, США, Чехии, России, Великобритании, Болгарии, Литвы, Канады, Беларуси.
На выгодных условиях предоставляются производственные здания и сооружения, которые могут быть использованы для различного назначения, общей площадью 50 тысяч кв. метров. В наличии земельные участки (около 51 га) пригодные для нового строительства. Производственные территории расположены в черте города и обеспеченны всеми инженерными коммуникациями, включая подъездные автомобильные, железнодорожные пути. Здания, сооружения и земельные участки сдаются резидентам на условиях долгосрочной аренды.
Инвесторам предоставлены
необходимые условия для
На территории СЭЗ "Витебск" успешно работают предприятия следующих отраслей промышленности: производство строительных материалов; производство продуктов питания; переработка нефтепродуктов; швейное производство; деревообработка; электроника; производство ветпрепаратов и химикатов для аграрного сектора; производство волоконно-оптического кабеля; производство очистных сооружений и оборудования для воды; производство жидкокристаллических мониторов; производство изделий из меха; производство осветительных приборов.
Традиционными производственными отраслями Витебского региона являются машино- и станкостроение, электроника, деревообработка. Успешно развиваются топливно-энергетические отрасли, легкая и пищевая промышленность.
Наличие высококвалифицированных рабочих и интеллектуальных кадров является следствием долговременного развития вышеперечисленных отраслей. Резерв конструкторов – технологов, специалистов по радиоэлектронике, строителей, технологов пищевой промышленности, модельеров, закройщиц, швей и т. д. обеспечит эффективное и быстрое освоение новых технологий, современного оборудования. И всё это при сравнительно небольшой средней зарплате работников.
Развитая система образования, широко представленная в городе государственными и негосударственными учебными заведениями; университетами, институтами, академией, колледжами, профессионально - техническими училищами дополнит широкий спектр необходимых при организации производства специальностей. К Вашим услугам, юристы, экономисты, бухгалтера и другие специалисты.
Согласно положения о
свободной экономической зоне "Витебск",
на её территории действует специальный
правовой режим, включающий льготные условия
осуществления
На резидентов СЭЗ "Витебск" распространяются следующие налоговые льготы:
- 100% освобождение от уплаты
налога на прибыль от
- освобождение от уплаты местных сборов из прибыли (транспортного сбора и сбора на содержание инфраструктуры) в период действия льготы по налогу на прибыль (в течение 5 лет с момента объявления);
- освобождение от уплаты единого платежа от выручки в размере 3%;
- освобождение от уплаты налога на недвижимость;
- понижение ставки платежа по фонду заработной платы с 4 до 1 %;
Кроме того:
На период функционирования СЭЗ "Витебск" (30 лет) не допускается увеличение перечня и ставок налогов.
На территории СЭЗ "Витебск"
действуют международные
Валютная выручка от экспорта продукции,
работ, услуг остается в распоряжении
предприятия - резидента СЭЗ (если доля
иностранного капитала в уставном фонде
составляет более 30%). Резидент СЭЗ может
производить взаиморасчеты в иностранной
валюте, продавать и покупать валюту по
договорному курсу.
2.6. Свободные экономические зоны «Гродноинвест» и «Могилев»
Эти СЭЗ являются относительно молодыми, поскольку они созданы в 2002 г. сроком на 30 лет как производственные, экспортные и таможенные зоны.
Свободная экономическая
зона «Могилев» создана Указом Президента
Республики Беларусь 31 января 2002 г. у
восточных границ нашей страны. Ее
особый статус предполагает обеспечение
благоприятных условий для
СЭЗ «Могилев» - это особая
территория в границах Республики Беларусь,
на которой действует специальный
льготный таможенный и налоговый
режим для различных
Географическое положение СЭЗ, а также международные договоры о свободной торговле с Россией и Украиной, обеспечивают удобный доступ к рынкам этих стран.
В настоящее время территория СЭЗ состоит из шести участков общей площадью 1318 га. За 6 лет существования СЭЗ накоплен большой опыт успешного сотрудничества с инвесторами из разных стран (в том числе Германии, Австрии, Дании, Турции, Литвы).
СЭЗ "Гродноинвест" состоит из 6-и участков общей площадью 2187,83 гектаров. В настоящее время в СЭЗ зарегистрированы 50 резидентов с капиталом из 17 стран мира, реализующих инвестиционные проекты в легкой, пищевой, деревообрабатывающей, строительной и других отраслях.
Основные показатели деятельности резидентов свободных экономических зон Республики Беларусь представлены в приложении Б.
Оценивая реально
Не оставив без внимания роль СЭЗ в мировой практике и значение их для экономики Республики Беларусь, следует в республике разработать собственную Программу создания и развития СЭЗ, где бы указывались перечень создаваемых зон, задачи и цели, этапы становления, приоритетные развиваемые отрасли, объемы инвестиций и источники их привлечения.
СЭЗ «Брест» является первым проектом, на опыте которого созданы другие зоны. Рассмотрим проблемы, с которыми столкнулись специалисты в процессе работы по претворению данного проекта в жизнь.
Во-первых, статичность существующей
нормативно-правовой базы. Во время
ее создания практического опыта
функционирования таких образований
в стране не имелось и поэтому,
некоторые вопросы остались не до
конца отрегулированными. Накопленный
ряд проблем, из-за проявляющихся
недостатков отдельных
Тревожит и то, что создание СЭЗ повлекло за собой быстрый рост экономической преступности, появление новых видов правонарушений и форм их совершения. И это еще один аргумент в пользу создания четкой нормативной базы.
Нормативная база должна закреплять механизм защиты внутреннего рынка: на территории СЭЗ существует реальная угроза создания конкурентов отечественным производителям за счет полученных резидентами льгот, что недопустимо по сути создания СЭЗ.