Свободные экономические зоны РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить свободные экономические зоны, выявить особенности их функционирования, определить перспективы развития СЭЗ в Республике Беларусь, выяснить существующие проблемы в этой сфере и определить пути их разрешения.

Оглавление

Реферат…………………………………………………………………………….2
Введение…………………………………………………………….….………….4
1.СЭЗ: понятие, классификация, этапы развития……………...………………..5
1.1.Понятие свободной экономической зоны…………………………………...5
1.2. Классификация свободных экономических зон……………………………5
1.3. Этапы развития свободных экономических зон……………………………7
2.СЭЗ в экономике Республике Беларусь………………………...……...............9
2.1. Цели и задачи создания СЭЗ в Республики Беларусь……………………...9
2.2. Общая характеристика СЭЗ «Брест»………………………………………..9
2.3. Общая характеристика СЭЗ «Минск»……………………………………..12
2.4. Общая характеристика СЭЗ «Гомель-Ратон»……………………………..14
2.5. Общая характеристика СЭЗ «Витебск»……………………………………15
2.6. Свободные экономические зоны «Гродноинвест» и «Могилев»………...17
3.Проблемы и перспективы развития СЭЗ в РБ……………………………….18
Заключение………………………………….……………………………………
Приложения

Файлы: 1 файл

КУрсоВАЯ2.docx

— 73.31 Кб (Скачать)

             -  так ставка налога на прибыль для резидентов СЭЗ «Минск» – 15% (в республике – 24%), ставка налога на добавленную стоимость – 10% (в республике – 18%);

            - прибыль, полученная резидентами СЭЗ за счет реализации услуг и продукции собственного производства, освобождается от налогообложения сроком на 5 лет с момента ее объявления [19];

5. администрация СЭЗ "Минск", оказывающая всестороннюю организационную помощь, решающая все вопросы о государственной регистрации резидентов СЭЗ и являющаяся органом управления на территории СЭЗ «Минск».

Основу экспорта в 2000 году составили поставки в Россию труб, шлангов и фитингов из пластмасс  – 0,7 млн. долл. США, прутков, профилей и  прочих изделий из алюминия – 3,6 млн. долл. США и закупорочных и упаковочных  принадлежностей – 6,8 млн. долл. США. Из стран СНГ можно выделить Италию – 0,4 млн. долл. США (машины для обработки  металлов).

Импортные операции характеризуются  следующими данными. Основным импортером является Италия – 10,4 млн. долл. США (полимеры винилхлорида, прокат плоский из углеродистой стали, машины для обработки металлов). Кроме того, можно выделить Германию – 4 млн. долл. США (полимеры винилхлорида, плиты, полосы и лента алюминиевые), Россию – 2 млн. долл. США ( краска типографская, полимеры этилена, металлоконструкции, прутки и профили алюминиевые, плиты, листы, полосы и лента алюминиевая).

Подводя итог работе свободной  экономической зоны «Минск», следует  отметить, что постепенно  значение СЭЗ в экономической жизни  города, в том числе и внешнеэкономической, возрастает и есть все основания  полагать, что и в дальнейшем СЭЗ  «Минск» будет укреплять свои позиции. Планируется, что СЭЗ “Минск”  будет функционировать 30 лет.

 

2.4. Общая характеристика СЭЗ «Гомель-Ратон»

В Гомельской области вопросам создания зоны свободного предпринимательства, свободной экономической зоны уделялось серьезное внимание с 1990 г. [14]. Инициатива гомельчан была поддержана Правительством РБ в 1994 г., но реализована только в 1998 г.

“Ратон” – государственное  предприятие, специализирующееся в  области разработок и производства наукоемкой высокотехнологичной продукции. Ассортимент выпускаемой продукции  разнообразен: от высокоточного специального радиотехнологического оборудования и измерительной техники до товаров  народного потребления.

Общая площадь СЭЗ “Гомель-Ратон” составляет 4300 гектаров. Выбор той  территории и находящихся на ней  объектов обусловлен выгодным географическим положением города Гомеля (на пересечении основных железно- и автодорожных маршрутов Санкт-Петербург–Одесса и Брянск–Варшава), развитой инфраструктурой (до аэропорта 8 км, близость железнодорожного и шоссейного узлов), устоявшимися связями со странами ЕС.

 Международный аэропорт  “Гомельавиа” является вторым по объему перевозок аэропортом в Республике Беларусь. Создание СЭЗ в регионе способствует развитию внешнеэкономических связей, что положительно влияет на объемы, как грузоперевозок, так и на увеличение  пассажиропотока в регионе. Также  растет объем международных грузовых и автобусных перевозок.

СЭЗ обладает так же следующими преимуществами:

  • Наличие в СЭЗ земель, пригодных для нового строительства производственных цехов, офисов, сервисных центров и т.п.;
  • Наличие свободных производственных площадей на существующих предприятиях, имеющих все необходимые коммуникации;
  • Здания и земельные участки СЭЗ могут передаваться в аренду и продаваться в собственность под проекты;
  • Наличие высококвалифицированной рабочей силы, ранее задействованной в оборонной промышленности.

Гибкое налоговое регулирование  и упрощенная процедура таможенного  оформления товаров позволяет резиденту  СЭЗ «Гомель-Ратон» снизить сумму  выплат до 40% от суммы уплачиваемых налогов в Республике Беларусь. После  уплаты налогов и сборов иностранным  инвесторам в отношении принадлежащих  им доходов, полученных от использования  их инвестиций, гарантируется: использование их на цели инвестирования и реинвестирования, а так же на покупку другой валюты на внутреннем рынке РБ; беспрепятственный перевод доходов в валюте в страну происхождения инвестиций или в любую другую страну.

По состоянию на 01.11.2009 г. в Реестрах регистрации резидентов СЭЗ "Гомель-Ратон" находится 37 субъектов  предпринимательской деятельности.

СЭЗ «Гомель-Ратон» создана  сроком на 50 лет. Ей придан особый экономико-правовой статус, который дает большие возможности  для развития, подкрепленный на законодательном  уровне. СЭЗ «Гомель-Ратон» - один из факторов стабильного развития Гомельского региона, занимая по численности ППП, около 1% общеобластного, производит 2% промышленной продукции области, 3,3% экспорта, привлекла около половины прямых иностранных инвестиций.

 

2.5. Общая характеристика СЭЗ «Витебск»

СЭЗ "Витебск" образована в августе 1999 года сроком на 30 лет, находится в одном из крупнейших индустриальных центров Беларуси – городе Витебске с населением 360 тыс. жителей, занимая территорию площадью свыше 900 га. Она имеет весьма выгодное географическое положение, находясь в незначительном отдалении от крупнейших промышленных центров стран Балтии (Вильнюс, Даугавпилс, Рига) и России (Санкт-Петербург, Москва). Подобная локация делает СЭЗ «Витебск» достаточно привлекательным местом для организации производств, ориентированных на экспорт на российский балтийские рынки, а в перспективе – и на рынки стран ЕС.

По состоянию на 27.11.2009 г. на территории СЭЗ "Витебск" успешно  осуществляется 32 инвестиционных проекта  с участием капитала из следующих  стран: Германии, Польши, США, Чехии, России, Великобритании, Болгарии, Литвы, Канады, Беларуси.

На выгодных условиях предоставляются  производственные здания и сооружения, которые могут быть использованы для различного назначения, общей  площадью 50 тысяч кв. метров. В наличии  земельные участки (около 51 га) пригодные для нового строительства. Производственные территории расположены в черте города и обеспеченны всеми инженерными коммуникациями, включая подъездные автомобильные, железнодорожные пути. Здания, сооружения и земельные участки сдаются резидентам на условиях долгосрочной аренды.

Инвесторам предоставлены  необходимые условия для создания собственной инфраструктуры.

На территории СЭЗ "Витебск" успешно работают предприятия следующих  отраслей промышленности: производство строительных материалов; производство продуктов питания; переработка нефтепродуктов; швейное производство; деревообработка; электроника; производство ветпрепаратов и химикатов для аграрного сектора; производство волоконно-оптического кабеля; производство очистных сооружений и оборудования для воды; производство жидкокристаллических мониторов; производство изделий из меха; производство осветительных приборов.

Традиционными производственными  отраслями Витебского региона являются машино- и станкостроение, электроника, деревообработка. Успешно развиваются  топливно-энергетические отрасли, легкая и пищевая промышленность.

Наличие высококвалифицированных  рабочих и интеллектуальных кадров является следствием долговременного  развития вышеперечисленных отраслей. Резерв конструкторов – технологов, специалистов по радиоэлектронике, строителей, технологов пищевой промышленности, модельеров, закройщиц, швей и т. д. обеспечит эффективное и быстрое освоение новых технологий, современного оборудования. И всё это при сравнительно небольшой средней зарплате работников.

Развитая система образования, широко представленная в городе государственными и негосударственными учебными заведениями; университетами, институтами, академией, колледжами, профессионально - техническими училищами дополнит широкий спектр необходимых при организации  производства специальностей. К Вашим  услугам, юристы, экономисты, бухгалтера и другие специалисты.

Согласно положения о  свободной экономической зоне "Витебск", на её территории действует специальный  правовой режим, включающий льготные условия  осуществления предпринимательской, инвестиционной и иной деятельности, который распространяется на юридических  лиц, зарегистрированных в установленном  порядке в качестве резидентов СЭЗ "Витебск".

На резидентов СЭЗ "Витебск" распространяются следующие налоговые  льготы:

- 100% освобождение от уплаты  налога на прибыль от реализации  собственной продукции (работ,  услуг) в течение 5 лет с момента  ее объявления и понижение  ставки этого налога на 50 % в  последующие годы;

- освобождение от уплаты  местных сборов из прибыли  (транспортного сбора и сбора  на содержание инфраструктуры) в  период действия льготы по  налогу на прибыль (в течение  5 лет с момента объявления);

- освобождение от уплаты  единого платежа от выручки  в размере 3%;

- освобождение от уплаты  налога на недвижимость;

- понижение ставки платежа  по фонду заработной платы  с 4 до 1 %;

Кроме того:

На период функционирования СЭЗ "Витебск" (30 лет) не допускается  увеличение перечня и ставок налогов.

На территории СЭЗ "Витебск" действуют международные соглашения Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения. Банковская система двухуровневая. Национальный банк - коммерческие банки. Коммерческие организации с иностранными инвестициями вправе иметь счета в уполномоченных банках Беларуси в рублях и валюте. 
Валютная выручка от экспорта продукции, работ, услуг остается в распоряжении предприятия - резидента СЭЗ (если доля иностранного капитала в уставном фонде составляет более 30%). Резидент СЭЗ может производить взаиморасчеты в иностранной валюте, продавать и покупать валюту по договорному курсу.

 

2.6. Свободные экономические зоны «Гродноинвест» и «Могилев»

Эти СЭЗ являются относительно молодыми, поскольку они созданы в 2002 г. сроком на 30 лет как производственные, экспортные и таможенные зоны.

Свободная экономическая  зона «Могилев» создана Указом Президента Республики Беларусь 31 января 2002 г. у  восточных границ нашей страны. Ее особый статус предполагает обеспечение  благоприятных условий для привлечения  капитала в экономику.

СЭЗ «Могилев» - это особая территория в границах Республики Беларусь, на которой действует специальный  льготный таможенный и налоговый  режим для различных производств (в том числе с участием иностранного капитала). Территория СЭЗ «Могилев»  обладает хорошо развитой инфраструктурой  инженерных и транспортных коммуникаций, свободными производственными и  складскими помещениями, а также  землями для нового строительства. 

Географическое положение  СЭЗ, а также международные договоры о свободной торговле с Россией  и Украиной, обеспечивают удобный  доступ к рынкам этих  стран.

В настоящее время территория СЭЗ состоит из шести участков общей площадью 1318 га. За 6 лет существования  СЭЗ накоплен большой опыт успешного  сотрудничества с инвесторами из разных стран (в том числе Германии, Австрии, Дании, Турции, Литвы).

СЭЗ "Гродноинвест" состоит  из 6-и участков общей площадью 2187,83 гектаров. В настоящее время в СЭЗ зарегистрированы 50 резидентов с капиталом из 17 стран мира, реализующих инвестиционные проекты в легкой, пищевой, деревообрабатывающей, строительной и других отраслях.

Основные показатели деятельности резидентов свободных экономических  зон Республики Беларусь представлены в приложении Б.

 

 

 

 

3. Проблемы  и перспективы развития СЭЗ  в РБ

Оценивая реально складывающееся положение с их формированием  в Республике Беларусь, законодательную  базу по ним, является целесообразным определить перспективы развития СЭЗ  в республике, а также выработать некоторые положения по совершенствованию  хозяйственного механизма зон, включая  и финансовые аспекты.

Не оставив без внимания роль СЭЗ в мировой практике и  значение их для экономики Республики Беларусь, следует в республике разработать  собственную Программу создания и развития СЭЗ, где бы указывались  перечень создаваемых зон, задачи и  цели, этапы становления, приоритетные развиваемые отрасли, объемы инвестиций и источники их привлечения.

СЭЗ «Брест» является первым проектом, на опыте которого созданы другие зоны. Рассмотрим проблемы, с которыми столкнулись специалисты в процессе работы по претворению данного проекта в жизнь.

Во-первых, статичность существующей нормативно-правовой базы. Во время  ее создания практического опыта  функционирования таких образований  в стране не имелось и поэтому, некоторые вопросы остались не до конца отрегулированными. Накопленный  ряд проблем, из-за проявляющихся  недостатков отдельных нормативных  актов, потребовал внесение корректировок  и уточнений в существующую нормативную  базу.

Тревожит и то, что создание СЭЗ повлекло за собой быстрый  рост экономической преступности, появление  новых видов правонарушений и  форм их совершения. И это еще  один аргумент в пользу создания четкой нормативной базы.

Нормативная база должна закреплять механизм защиты внутреннего рынка: на территории СЭЗ существует реальная угроза создания конкурентов отечественным  производителям за счет полученных резидентами  льгот, что недопустимо по сути создания СЭЗ.

Информация о работе Свободные экономические зоны РБ