Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:52, курсовая работа
Цель работы: изучить свободные экономические зоны, выявить особенности их функционирования, определить перспективы развития СЭЗ в Республике Беларусь, выяснить существующие проблемы в этой сфере и определить пути их разрешения.
Реферат…………………………………………………………………………….2
Введение…………………………………………………………….….………….4
1.СЭЗ: понятие, классификация, этапы развития……………...………………..5
1.1.Понятие свободной экономической зоны…………………………………...5
1.2. Классификация свободных экономических зон……………………………5
1.3. Этапы развития свободных экономических зон……………………………7
2.СЭЗ в экономике Республике Беларусь………………………...……...............9
2.1. Цели и задачи создания СЭЗ в Республики Беларусь……………………...9
2.2. Общая характеристика СЭЗ «Брест»………………………………………..9
2.3. Общая характеристика СЭЗ «Минск»……………………………………..12
2.4. Общая характеристика СЭЗ «Гомель-Ратон»……………………………..14
2.5. Общая характеристика СЭЗ «Витебск»……………………………………15
2.6. Свободные экономические зоны «Гродноинвест» и «Могилев»………...17
3.Проблемы и перспективы развития СЭЗ в РБ……………………………….18
Заключение………………………………….……………………………………
Приложения
Во-вторых, размеры территории СЭЗ. Большая часть действующих в мире СЭЗ ограничена пределами предприятия, нескольких производственных объектов, авиа- или морского порта, в исключительном случае – небольшого по территории города или района. Созданная же в Бресте зона занимает такие размеры, что даже не позволяет произвести ее ограждение, что порождает проблему таможенного контроля движения товаров, не говоря уже о создании необходимой инфраструктуры. Таким образом, завезенный на территорию СЭЗ товар из-за границы может быть вывезен на территорию РБ без уплаты таможенных пошлин, так как отсутствие ограждения не позволяет производить дальнейший контроль их движения.
В-третьих, существует необходимость
определения приоритетного
В-четвертых, проблема конвертации валют существенно сдерживает поток инвестиций. Уровень чистых валютных поступлений от экспорта может оставаться невысоким из-за необходимости импортировать в большом объеме производственных материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. Хотя, одной из задач стоящих перед зоной является увеличение валютных поступлений путем наращивания экспорта товаров (работ, услуг).
В-пятых, СЭЗ «Брест» проводила
регистрацию в качестве резидента
предприятий без иностранных
инвестиций, что противоречит самой
цели создания СЭЗ (привлечение в
страну иностранных инвестиций). Это
влечет за собой негативные последствия.
Таких резидентов СЭЗ «Брест»
можно разделить на две группы:
первая – это те, которые зарегистрировались
впервые, вторая – те, которые уже
осуществляли хозяйственную деятельность
на территории РБ и прошли регистрацию
в качестве резидента СЭЗ «Брест».
От первых ожидать притока инвестиций
и современных технологий не приходится,
т.к. согласно действующему законодательству
для белорусских субъектов
Учитывая изложенное, в
целях упорядочения получения льгот
резидентами свободных
1. Формирование на республиканском уровне четкой концепции в области СЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы;
2. Разработка и принятие
соответствующей
3. Инвестирование бюджетных средств в инфраструктуру СЭЗ, с пониманием того, что реальный эффект для страны может быть получен лишь в перспективе;
4. Определить приоритетные
виды деятельности, которые следует
развивать в СЭЗ, увязав их
с Правительственными
5. Разработать механизм
защиты внутреннего рынка,
6. В целях привлечения реальных инвестиций, установить на территории зон льготный валютный, налоговый, таможенный режимы только для иностранных и совместных предприятий. При этом весь необходимый капитал иностранные участники обязаны ввозить из-за границы.
Что касается предприятий-резидентов РБ, то, исходя из интересов государства, более целесообразным является предоставление им льгот по производству высоко технологичной продукции [2].
Рассмотренные недостатки в
области организации и
Таким образом, в числе
приоритетных направлений инвестиционной
деятельности СЭЗ названы: высокотехнологичные
и импортозамещающие
В общем виде решаемые СЭЗ задачи можно сгруппировать в следующие блоки:
Подводя итоги, следует отметить важность создания свободных экономических зон, которые в условиях бурного научно-технического прогресса и обострения межгосударственной и межрегиональной конкуренции помогают не допустить отставания Республики Беларусь и ее регионов в области передовых технологий, внедрения достижений науки и техники в производство, укрепления конкурентоспособности, повышения уровни жизни.
Но следует обратить внимание на то, что создание СЭЗ – капиталоемкий процесс. В то же время более чем из 700 действующих в мире зон (около 400 – торгово-складского и свыше 300 – производственного типа) всего только 30 функционируют успешно. Это означает, в частности, что при решении вопроса о создании СЭЗ далеко не излишни повышенные осторожность, терпеливость и скрупулезность в проведении предварительных расчетов.
Список использованных источников
Таблица 1 – Основные модели специальных зон (типовые размеры и состав льгот)
Виды свободных зон |
Размеры (кв. км) |
Наличие таможенной границы |
Базовые льготы |
Основные регионы/страны распространения |
Зоны свободной торговли |
До 3-5 |
обязательно |
таможенные |
Крупные транспортные узлы в развивающихся и развитых странах |
Промышленно-производственные: а) точечные
б)промпарки |
До 1-2
0,1-0,5 1-20 |
Отсутствует
Не обязательно |
Таможенные
таможенные |
Бразилия, Мексика, Пуэрто-Рико, Филиппины, Карибский бассейн ЮВА, Мексика |
Торгово-производственные |
1-4 |
обязательно |
таможенные |
США |
Зоны малого бизнеса |
0,01-3 |
отсутствует |
Финансовые, налоговые |
Индия, Ближний Восток, Аргентина, Франция |
Технико-внедренческие (научно-производственные) |
2-20 |
Не обязательно |
налоговые |
НИС Юго-Восточной Азии |
Оффшорные Финансовые центры |
0,05-0,1 |
отсутствует |
налоговые |
Карибский бассейн, Гонконг, Сингапур |
Комплексные: а)специаль-ные экономические
б)террито-рии особого режима типа зоны «Манаус»
в)особые экономические зоны |
16-330
2200000; льготируется до 10000
В пределах адм.-террит-ных образований (город, район) |
Обязательно
Обязательно для части зоны
Обязательно для отдельных локальных зон, находящихся на территории особой зоны |
Таможенные налоговые, финансовые.
Таможенные налоговые, финансовые.
Налоговые, таможенные, финансовые |
КНР
Бразилия («Манаус»), Аргентина («Огненная земля») Россия (Калининградская обл., проекты для других территорий) |
ПРИМЕЧАНИЕ: Источник [4]
Таблица 2 – Основные показатели деятельности резидентов свободных экономических зон Республики Беларусь
20002) |
2005 |
2006 |
2007 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Количество зарегистрированных резидентов на конец года, единиц |
169 |
278 |
269 |
260 |
Брест |
87 |
97 |
87 |
76 |
Гомель-Ратон |
35 |
36 |
35 |
34 |
Минск |
39 |
77 |
71 |
67 |
Витебск |
8 |
28 |
27 |
31 |
Могилев |
- |
11 |
10 |
1 |
Гродноинвест |
- |
29 |
39 |
40 |
Из них работающих |
144 |
260 |
251 |
246 |
Брест |
72 |
85 |
77 |
72 |
Гомель-Ратон |
32 |
35 |
34 |
32 |
Минск |
36 |
76 |
69 |
67 |
Витебск |
4 |
27 |
25 |
30 |
Могилев |
- |
11 |
10 |
11 |
Городноинвест |
- |
26 |
36 |
34 |
Среднесписочная численность работников, человек |
7337 |
27163 |
32681 |
41160 |
Брест |
2159 |
12023 |
12606 |
12746 |
Гомель-Ратон |
3862 |
5392 |
7188 |
8457 |
Минск |
1305 |
6115 |
5760 |
8684 |
Витебск |
11 |
1841 |
1692 |
6582 |
Могилев |
- |
435 |
586 |
732 |
Гродноинвест |
- |
1357 |
4849 |
3959 |
Номинальная начисленная заработная плата, тыс. руб. |
67 |
487 |
599 |
731 |
Брест |
74 |
481 |
602 |
739 |
Гомель-Ратон |
59 |
460 |
525 |
658 |
Минск |
78 |
562 |
727 |
912 |
Витебск |
91 |
384 |
521 |
522 |
Могилев |
- |
552 |
688 |
753 |
Гродноинвест |
- |
432 |
569 |
804 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Объем производства промышленной продукции, работ, услуг в фактических отпускных ценах, млрд. руб. |
88,6 |
1822,6 |
2693,7 |
3623,5 |
Брест |
42,2 |
920,6 |
1068,6 |
1285,4 |
Гомель-Ратон |
28,2 |
214,3 |
324,9 |
496,9 |
Минск |
18,2 |
481,3 |
763,2 |
1118,1 |
Витебск |
- |
108,0 |
225,9 |
321,7 |
Могилев |
- |
48,6 |
89,7 |
117,9 |
Гродноинвест |
- |
49,8 |
221,4 |
283,5 |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. |
11,7 |
318,1 |
238,1 |
314,0 |
Брест |
6,2 |
114,9 |
87,2 |
74,5 |
Гомель-Ратон |
3,6 |
40,8 |
26,2 |
44,3 |
Минск |
1,6 |
122,0 |
62,3 |
108,2 |
Витебск |
0,3 |
13,4 |
18,8 |
28,7 |
Могилев |
- |
7,9 |
8,0 |
14,7 |
Гродноинвест |
- |
19,0 |
35,6 |
43,6 |
Экспорт товаров, млн. долл. США |
78,9 |
580,2 |
804,5 |
998,7 |
Брест |
36,4 |
271,7 |
305,6 |
368,1 |
Гомель-Ратон |
28,8 |
56,8 |
80,1 |
111,8 |
Минск |
13,8 |
160,0 |
229,7 |
318,8 |
Витебск |
- |
49,4 |
103,5 |
86,8 |
Могилев |
- |
13,9 |
24,7 |
39,2 |
Гродноинвест |
- |
28,5 |
61,0 |
74,0 |
Импорт товаров, млн. долл. США |
89,6 |
618,6 |
804,7 |
947,5 |
Брест |
37,9 |
264,4 |
302,6 |
320,6 |
Гомель-Ратон |
31,3 |
81,6 |
83,9 |
103,8 |
Минск |
17,3 |
176,7 |
217,0 |
307,0 |
Витебск |
3,1 |
36,6 |
71,2 |
76,7 |
Могилев |
- |
31,3 |
49,6 |
38,1 |
Гродноинвест |
- |
28,0 |
80,5 |
101,3 |