Свободные экономические зоны РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить свободные экономические зоны, выявить особенности их функционирования, определить перспективы развития СЭЗ в Республике Беларусь, выяснить существующие проблемы в этой сфере и определить пути их разрешения.

Оглавление

Реферат…………………………………………………………………………….2
Введение…………………………………………………………….….………….4
1.СЭЗ: понятие, классификация, этапы развития……………...………………..5
1.1.Понятие свободной экономической зоны…………………………………...5
1.2. Классификация свободных экономических зон……………………………5
1.3. Этапы развития свободных экономических зон……………………………7
2.СЭЗ в экономике Республике Беларусь………………………...……...............9
2.1. Цели и задачи создания СЭЗ в Республики Беларусь……………………...9
2.2. Общая характеристика СЭЗ «Брест»………………………………………..9
2.3. Общая характеристика СЭЗ «Минск»……………………………………..12
2.4. Общая характеристика СЭЗ «Гомель-Ратон»……………………………..14
2.5. Общая характеристика СЭЗ «Витебск»……………………………………15
2.6. Свободные экономические зоны «Гродноинвест» и «Могилев»………...17
3.Проблемы и перспективы развития СЭЗ в РБ……………………………….18
Заключение………………………………….……………………………………
Приложения

Файлы: 1 файл

КУрсоВАЯ2.docx

— 73.31 Кб (Скачать)

Во-вторых, размеры территории СЭЗ. Большая часть действующих  в мире СЭЗ ограничена пределами  предприятия, нескольких производственных объектов, авиа-  или морского порта, в исключительном случае – небольшого по территории города или района. Созданная  же в Бресте зона занимает такие  размеры, что даже не позволяет произвести ее ограждение, что порождает проблему таможенного контроля движения товаров, не говоря уже о создании необходимой  инфраструктуры. Таким образом, завезенный на территорию СЭЗ товар из-за границы  может быть вывезен на территорию РБ без уплаты таможенных пошлин, так  как отсутствие ограждения не позволяет  производить дальнейший контроль их движения.

В-третьих, существует необходимость  определения приоритетного направления  развития свободных экономических  зон. К примеру, на 1999 год из 52 резидентов СЭЗ «Брест» производством мебели занимались 13, в то время как на территории Брестской области их число приближалось к 200.

В-четвертых, проблема конвертации  валют существенно сдерживает поток  инвестиций. Уровень чистых валютных поступлений от экспорта может оставаться невысоким из-за необходимости импортировать  в большом объеме  производственных материалов, полуфабрикатов и комплектующих  изделий. Хотя, одной из задач стоящих  перед зоной является увеличение валютных поступлений путем наращивания  экспорта товаров (работ, услуг).

В-пятых, СЭЗ «Брест» проводила  регистрацию в качестве резидента  предприятий без иностранных  инвестиций, что противоречит самой  цели создания СЭЗ (привлечение в  страну иностранных инвестиций). Это  влечет за собой негативные последствия. Таких резидентов СЭЗ «Брест»  можно разделить на две группы: первая – это те, которые зарегистрировались впервые, вторая – те, которые уже  осуществляли хозяйственную деятельность на территории РБ и прошли регистрацию  в качестве резидента СЭЗ «Брест». От первых ожидать притока инвестиций и современных технологий не приходится, т.к. согласно действующему законодательству для белорусских субъектов хозяйствования минимальный вклад в уставный фонд составляет 10 млн. рублей. Что касается вторых, то тут ситуация еще более удручающая. В плане инвестиций, от таких резидентов республика не получила ровным счетом ничего, так как произошел простой переток капитала внутри страны, а вот налоговых и таможенных платежей данные субъекты хозяйствования стал производить меньше. Исходя из произведенных расчетов, только налоговых платежей эти резиденты стали уплачивать в 2-5 раз меньше, при этом объемы их деятельности увеличились незначительно. Таким образом, бюджет недополучил несколько миллиардов рублей.

Учитывая изложенное, в  целях упорядочения получения льгот  резидентами свободных экономических  зон и повышения эффективности  привлекаемых инвестиций необходимо:

1.  Формирование на республиканском уровне четкой концепции в   области СЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы;

2. Разработка и принятие  соответствующей законодательно-нормативной  базы, регулирующей процесс создания  и функционирования СЭЗ в стране;

3.  Инвестирование бюджетных  средств в инфраструктуру СЭЗ,  с пониманием того, что реальный  эффект для страны может быть  получен лишь в перспективе;

4.   Определить приоритетные  виды деятельности, которые следует  развивать в СЭЗ, увязав их  с Правительственными программами  развития экспортного потенциала  и импортозамещения;

5.  Разработать механизм  защиты внутреннего рынка, чтобы  не допустить использования резидентами  зон льготного статуса для  конкурентной борьбы с национальными  производителями. Одним из составляющих  механизма может стать установление, при реализации продукции на  внутренний рынок страны, дифференцированного,  в зависимости от вида товара, налога с оборота;

6.  В целях привлечения  реальных инвестиций, установить  на территории зон льготный  валютный, налоговый, таможенный  режимы только для иностранных  и совместных предприятий. При  этом весь необходимый капитал  иностранные участники обязаны  ввозить из-за границы.

Что касается предприятий-резидентов РБ, то, исходя из интересов государства, более целесообразным является предоставление им льгот по производству высоко технологичной  продукции [2].

Рассмотренные недостатки в  области организации и управления свободными экономическими зонами в  РБ, не исчерпывают круга проблем, с которыми сталкиваются как специалисты, так и субъекты хозяйствования (резиденты  СЭЗ) в процессе функционирования СЭЗ. Но для более успешного становления и функционирования свободных экономических зон в нашей стране будет способствовать выполнение хотя бы вышеизложенных  предложений.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в числе  приоритетных направлений инвестиционной деятельности СЭЗ названы: высокотехнологичные  и импортозамещающие производства; переработка сельскохозяйственной продукции; деревообрабатывающая промышленность; производство строительных материалов; легкая, пищевая, химическая и нефтехимическая  промышленность; транспорт; машиностроение и металлообработка. Всего в программу  развития белорусских СЭЗ включено около 600 инвестиционных проектов предприятий-резидентов СЭЗ. Почти половина свободных территорий СЭЗ «Минск» и «Гомель-Ратон» требует инфраструктурного обустройства, а для СЭЗ «Брест» и «Витебск»  этот показатель существенно выше. Следует отметить, что созданные в стране СЭЗ имеют достаточно выгодное экономико-географическое положение – находятся в непосредственной близости от разветвленной сети автомобильных и железнодорожных дорог, включая международные транзитные коридоры, а также международных аэропортов, что обеспечивает оперативную отправку и получение грузов.

В общем виде решаемые СЭЗ  задачи можно сгруппировать в  следующие блоки:

  1. Задачи экономического блока: привлечение иностранного и внутреннего капитала за счет действия специального льготного экономического механизма, стабильной законодательной базы, упрощения различных организационных процедур; рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов.
  2. Задачи социального блока: создание новых рабочих мест и повышения занятости населения; повышение квалификации рабочей силы за счет изучения и внедрения мирового опыта в сфере организации, управления, финансов; удовлетворение населения высококачественными товарами.
  3. Задачи научно-технического блока: привлечение передовых технологий; ускорение инновационных процессов; привлечение зарубежных ученых и специалистов [19].

Подводя итоги, следует отметить важность создания свободных экономических  зон, которые в условиях бурного  научно-технического прогресса и  обострения межгосударственной и межрегиональной  конкуренции помогают не допустить  отставания Республики Беларусь и ее регионов в области передовых  технологий, внедрения достижений науки  и техники в производство, укрепления конкурентоспособности, повышения  уровни жизни.

Но следует обратить внимание на то, что создание СЭЗ – капиталоемкий процесс. В то же время более чем из 700 действующих в мире зон (около 400 – торгово-складского и свыше 300 – производственного типа) всего только 30 функционируют успешно. Это означает, в частности, что при решении вопроса о создании СЭЗ далеко не излишни повышенные осторожность, терпеливость и скрупулезность в проведении предварительных расчетов.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Игнатов В.,  Бутов В. Свободные экономические зоны. - Москва: Ось-89, 1997.
  2. Абрамчук С.Н. Свободные экономические зоны в Республике Беларусь: проблемы и перспективы развития. Научное издание. Брест: - издательство С.Лаврова, 1999. Издание 2-е.
  3. Данько Т.П., Окрут  З.М. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве. – Москва. ИНФРА-ч, 1998.
  4. Абрамчук С.Н. Государственное регулирование свободных экономических зон в Республике Беларусь. Научное издание. Брест. – Издательский дом С. Лаврова, 2001.
  5. Свободная экономическая зона «Гомель-Ратон» - стратегия устойчивого развития (из опыта работы) / В.Ф. Бык – Гомель : УО «ГГУ им. Ф. Скорина», 2003.
  6. Национальный инвестиционный сайт Республики Беларусь -  Режим доступа: http://www.investbelarus.by
  7. Официальный сайт СЭЗ «Витебск» - Режим доступа: http://www.fez-vitebsk.com/by/
  8. Официальный сайт президента РБ – Режим доступа:  http://www.president.gov.by.
  9. «Экономическая газета».  Выпуск газеты №36(556) от 24.05.2002 / статистика.
  10. Семенов Г. Развитие свободных и оффшорных зон // Российский экономический журнал, 1995, №11, с. 34-35.
  11. Верба Е. Нужные свое и четкие зоны // Финансы, учет, аудит. – 1998. - № 6.
  12. Концепция создания СЭЗ на территории Республики Беларусь: Утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь №1415,23 октября 1997г. // Собрание Декретов, Указ Президента и  Постановлений Правительства Республики Беларусь, - 1997. – №26. – С.302 – 309.
  13. Плескачевский Ю. М. Гомельщина – свободная экономическая зона // Гомельская правда. – 1990. – 4 авг.
  14. Официальный сайт Министерства иностранных дел Республики Беларусь – Режим доступа: www.mfa.gov.by
  15. Конкурентная среда свободных экономических зон / Соболенко И. А. Под ред. В. М. Руденкова. – Мн.: Право и экономика, 2004. (Серия «Мировая экономика»).
  16. Данько Т. П., Округ З. М. Свободные экономические зоны. -М.: Инфра-М, 1998г.
  17. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2008
  18. Байнев В. Ф. Экономика региона: учеб. Пособие для студентов специальности «Государственное управление и экономика» учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / В. Ф. Байнев, С.А. Пелих; под ред. С.А. Пелиха.Минск: ИВЦ Минфина,2007.—272 с.
  19. Официальный сайт СЭЗ «Могилёв» - Режим доступа: http://www.fezmogilev.com/
  20. Официальный сайт СЭЗ «Гродноинвест» - Режим доступа: http://www.grodnoinvest.com/
  21. Официальный сайт СЭЗ «Минск» - Режим доступа: http://www.fezminsk.by/
  22. Официальный сайт СЭЗ «Брест» - Режим доступа: http://www.fez.brest.by/
  23. Официальный сайт СЭЗ «Гомель-Ратон» - Режим доступа: http://www.gomelraton.com/
  24. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2009

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица 1 – Основные модели специальных зон (типовые размеры и состав льгот)

Виды свободных зон

Размеры

(кв. км)

Наличие таможенной границы

Базовые льготы

Основные регионы/страны

распространения

Зоны свободной торговли

До 3-5

обязательно

таможенные

Крупные транспортные узлы в развивающихся и развитых странах

Промышленно-производственные:

а) точечные

 

 

б)промпарки

 

 

До 1-2

 

 

0,1-0,5

1-20

 

 

Отсутствует

 

 

Не обязательно

 

 

Таможенные

 

 

таможенные

 

 

Бразилия, Мексика, Пуэрто-Рико, Филиппины, Карибский бассейн

ЮВА, Мексика

Торгово-производственные

1-4

обязательно

таможенные

США

Зоны малого бизнеса

0,01-3

отсутствует

Финансовые, налоговые

Индия, Ближний Восток, Аргентина, Франция

Технико-внедренческие (научно-производственные)

2-20

Не обязательно

налоговые

НИС Юго-Восточной Азии

Оффшорные

Финансовые центры

0,05-0,1

отсутствует

налоговые

Карибский бассейн, Гонконг, Сингапур

Комплексные:

а)специаль-ные экономические

 

б)террито-рии особого режима типа зоны «Манаус»

 

в)особые экономические зоны

16-330

 

 

 

2200000;

льготируется до 10000

 

 

В пределах адм.-террит-ных образований (город, район)

Обязательно

 

 

 

Обязательно для части  зоны

 

 

 

Обязательно для отдельных  локальных зон, находящихся на территории особой зоны

Таможенные налоговые, финансовые.

 

Таможенные налоговые, финансовые.

 

 

Налоговые, таможенные, финансовые

КНР

 

 

 

Бразилия («Манаус»), Аргентина («Огненная земля»)

Россия (Калининградская  обл., проекты для других территорий)


 

ПРИМЕЧАНИЕ: Источник [4]

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 Таблица 2 – Основные показатели деятельности резидентов свободных экономических зон Республики Беларусь

 

20002)

2005

2006

2007

1

2

3

4

5

Количество зарегистрированных резидентов на конец года, единиц

169

278

269

260

Брест

87

97

87

76

Гомель-Ратон

35

36

35

34

Минск

39

77

71

67

Витебск

8

28

27

31

Могилев

-

11

10

1

Гродноинвест

-

29

39

40

Из них работающих

144

260

251

246

Брест

72

85

77

72

Гомель-Ратон

32

35

34

32

Минск

36

76

69

67

Витебск

4

27

25

30

Могилев

-

11

10

11

Городноинвест

-

26

36

34

Среднесписочная численность  работников, человек

7337

27163

32681

41160

Брест

2159

12023

12606

12746

Гомель-Ратон

3862

5392

7188

8457

Минск

1305

6115

5760

8684

Витебск

11

1841

1692

6582

Могилев

-

435

586

732

Гродноинвест

-

1357

4849

3959

Номинальная начисленная  заработная плата, тыс. руб.

67

487

599

731

Брест

74

481

602

739

Гомель-Ратон

59

460

525

658

Минск

78

562

727

912

Витебск

91

384

521

522

Могилев

-

552

688

753

Гродноинвест

-

432

569

804

1

2

3

4

5

Объем производства промышленной продукции, работ, услуг в фактических  отпускных ценах, млрд. руб.

88,6

1822,6

2693,7

3623,5

Брест

42,2

920,6

1068,6

1285,4

Гомель-Ратон

28,2

214,3

324,9

496,9

Минск

18,2

481,3

763,2

1118,1

Витебск

-

108,0

225,9

321,7

Могилев

-

48,6

89,7

117,9

Гродноинвест

-

49,8

221,4

283,5

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

11,7

318,1

238,1

314,0

Брест

6,2

114,9

87,2

74,5

Гомель-Ратон

3,6

40,8

26,2

44,3

Минск

1,6

122,0

62,3

108,2

Витебск

0,3

13,4

18,8

28,7

Могилев

-

7,9

8,0

14,7

Гродноинвест

-

19,0

35,6

43,6

Экспорт товаров, млн. долл. США

78,9

580,2

804,5

998,7

Брест

36,4

271,7

305,6

368,1

Гомель-Ратон

28,8

56,8

80,1

111,8

Минск

13,8

160,0

229,7

318,8

Витебск

-

49,4

103,5

86,8

Могилев

-

13,9

24,7

39,2

Гродноинвест

-

28,5

61,0

74,0

Импорт товаров, млн. долл. США

89,6

618,6

804,7

947,5

Брест

37,9

264,4

302,6

320,6

Гомель-Ратон

31,3

81,6

83,9

103,8

Минск

17,3

176,7

217,0

307,0

Витебск

3,1

36,6

71,2

76,7

Могилев

-

31,3

49,6

38,1

Гродноинвест

-

28,0

80,5

101,3

Информация о работе Свободные экономические зоны РБ