Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 00:46, реферат
Общество представляет собой системную организацию социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей, стабильную, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся. В качестве социетальной системы общество обладает структурно-функциональной целостностью, которая ревизуется через ряд дифференцированных функций. Дифференциация общественных функций сопровождается созданием социальных структур (экономических, политических, религиозных и других институтов), которые заполняются людьми, обладающими необходимыми качествами. Общество включает в себя все многообразие социальных связей и структур , т.е. оно шире рамок любого института, регулирующего отдельные виды взаимодействий
Философский
энциклопедический словарь. Под
ред. П.И. Иоффе. М.,2003. с.882. Соколов СВ. Социальная
философия. М.,2003. с. 157. там же. с. 160.
22
психического, мышления вообще не существует . Мышление - не переработка информации, а деятельное, чувственно-предметное, целенаправленное изменение действительности в соответствии с ее собственной сущностью. Языковое мышление - изменение "идеализированных предметов", т.е. значений и смысла слов, знаков, символов и т.п. - есть только одна из форм действительного мышления человека. С др. стороны, нельзя отождествлять понятия "психика" и " сознание ", т.е. считать, что все психические процессы у человека в каждый данный момент включаются в сознание. Ряд психических переживаний может находиться определенное время как бы "за порогом" сознания (Подсознательное), сознание, впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность идеально, ставя при этом и новые цели, задачи, создавая проекты будущих орудий, направляя всю практическую деятельность человека. Сознание формируется деятельностью, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее. Практически осуществляя свои творческие замыслы, люди преображают природу, общество, а тем самым и самих себя. В этом смысле "сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его" . На всем протяжении мировоззренческой борьбы в науке наиболее острой и основной проблемой была и остается проблема сознание и его отношения к материи (основной вопрос философии).
Существуют
различные историко-
В культуре христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении. Она была вызвана необходимостью общения с Богом через молитву. В ней человек должен погрузиться внутрь себя. Наряду с молитвой возникла практика исповеди, в которой закреплялась способность к самоанализу и самоконтролю. Тогда сознание - знание прежде всего о собственном духовном опыте. В его содержании включены инкстинты и страсти, рефлексы и рассуждения, и наконец, слиянием с Богом. Сознание -это центр между первым и вторым . Т. е. Сознание это способность
38 Социология. Основы общей теории. Отв. ред. Г.В. Осипов. - М.,2002. с. 149.
39 Ленин В.И.
Сочинения, т. 29. М.,1973. с. 194
Социология... Указ. соч. с. 151.
Киселёва М.С. Становление исторической типологии культуры// Вестник МГУ -Философия. - 1993. - №4. с. 14.
23
воспроизвести
переживания поднявшись до уровня Бога
и свидетельства о ничтожности
человека. Мировоззрение эпохи
В
Новое время человек
Философов
и естествоиспытателей всегда волновал
вопрос о
источниках сознания. Сложились разные
стратегии его исследования:
реалистическая, объективно-
вульгарно-материалистическая и др. Вульгарно-материалистическое направление сводит сознание, мышление к вещественным изменениям (некоторые его представители Фогт, Молешотт указывают на подобие мышления желчи, вырабатываемой печенью) в конечном счете характер мышления оказывается определяется пищей, влияющей через химизм крови на мозг и его работу. Противоположный этому- объетивно-идеалистический подход определяет сознание как независящее от мозга, но определяемое неким духовным фактором (Богом, идеей) (фактически, та же социокультурная доминанта!).
Философско-реалистическое
направление в понимании
Внешний предметный и духовный мир; природное, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретных чувственно-понятийных образов. Такая информация есть результат взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей постоянный контакт с нею. Социокультурная среда, идеи, социальные идеалы, этические и эстетические установки, правовые нормы, знания, средства, способы и формы
Киселёва
М.С. Указ. соч. с. 16.
24
познавательной деятельности43. Это позволяет отдельному человеку смотреть на мир глазами общества.
Духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний. Человек и при отсутствии внешних взаимодействий способен переосмысливать прошлое, строить планы и т.д. Мозг как макроструктурная природная система обеспечивающая на клеточно-тканевом уровне организации материи, осуществлении общих функций сознания. Установлено, что биохимическое состояние мозга влияет на сознание (ив этом правы вульгарные материалисты, ошибка их в игнорировании специфики других факторов, в отстаивании положения о вещественности сознания).
Источником сознания выступает, вероятно, и космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого является сознание человека. Подтверждается гипотезой в квантово-механической природе мозга.
Раскрывая
природу сознания необходимо выяснить,
являются ли сознание атрибутом человека
или это явление
Таким образом:
3. Сознание
- субъективный образ объективного мира
способ
существования идеального состоящий в
знании
4. Сознание - продукт и творец культуры , имеет структуру и функции.
Итак,
источником индивидуального
сознания является не
сами по
себе идеи ( как у объективных
идеалистов) и не сам
по себе мозг (как у
вульгарных материалистов),
а реальность (объективная
и
субъективная), отражаемая чело
высокоорганизованного материального субстрага — головного мозга в системе надличностных форм сознания.
там
же. с. 19.
Киселёва М.С. Указ. соч. с.20.
25
6. Термины: индивидуум, самосознание, истина, категории диалектики, социализация
ИНДИВИДУУМ
Философия. Словарь/ Под ред. В.Н. Фоменко. М.,2004.
ИНДИВИДУУМ — (от лат. individuum — неделимое) -- единичное как противоположность совокупности, массе; отдельное живое существо, особь, отдельный человек, в отличие от стада, труппы, коллектива. В логике И. называют любой объект, обозначаемый единичным, или собственным, именем.
Философский словарь/ Под общ. ред. П.Н. Федосеева. С-Пб.,1999.
ИНДИВИДУУМ (индивид) (от лат. individuum — неделимое; особь),
Вундт В. Введение в философию. М.,1998.
ИНДИВИДУУМ (лат. - нерасчленимое) - особь («единственное»), которая не может быть расчленена без потери ее самобытности, ее индивидуальности и ее собственного бытия, основанных только на ее целостности. Строго говоря, это определение может быть принято только для высших животных, включая человека, тогда как, напр., некоторые растения можно разделить на части и каждая часть будет самостоятельной.
Ермакова Е.Е. Философия. М.,2002.
Трудность
определения понятия
Свое определение термина: ИНДИВИД — отдельный человек; личность. Человек как самостоятельное, одаренное разумом существо, которое может само распоряжаться собой, но одновременно во внешних своих отношениях является и носителем общечеловеческих достоинств.
26
Самосознание
Философский словарь/ Под ред. М.М. Розенталя. М.,1972. с.326.
САМОСОЗНАНИЕ, осознание и оценка человеком самого себя как личности — своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения. В обычной разговорной речи - САМОСОЗНАНИЕ - (в смысле сознания свое]'О собственного достоинства, а с ироническим оттенком - в смысле самоуверенности) убеждение в ценности собственной личности.
Хомич Е.В. Человек// Новейший философский словарь/ Сост А.А. Грищанов. -Минск, 1998. с.906.
САМОСОЗНАНИЕ (в психологии) переживание единства и
специфичности Я как существа, наделенного мыслями, чувствами, желаниями, противоположное осознанию внешнего мира (объекта).
Ильин В.В. История философии. С-Пб.,2003. с.490.
САМОСОЗНАНИЕ (по Канту) самосознание и осознание внешнего мира, что согласуются: «Сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия др. вещей, находящихся вне меня».
Ильин В.В. История философии. С-Пб.,2003. с.495.
САМОСОЗНАНИЕ (по Гегелю) картина мира, которую люди создают себе в философии, есть осознание мира.
Ильин В.В. История философии. С-Пб.,2003. с.501.
САМОСОЗНАНИЕ (по Н. Гартману), возможное «самосознание мира», ибо дух, член этого мира, который в состоянии познать слои, лежащие ниже его, может осознать и самого себя.
Свое определение термина: САМОСОЗНАНИЕ - осознание и оценка человеком самого себя как личности. Точнее по Канту: «Сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия др. вещей, находящихся вне меня».
27
Истина
Философия. Словарь/ Под ред. В.Н. Фоменко. М.,2004. с.201 ИСТИНА, соответствие знания действительности; объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания. В истории философии истина понималась как соответствие знания вещам (Аристотель), как вечное и неизменное абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), как соответствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм), как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами (И. Кант).