Сущность принципа саморазвития социальных систем. Диалектика социальной самоорганизации и организационного порядка в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 00:46, реферат

Краткое описание

Общество представляет собой системную организацию социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей, стабильную, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся. В качестве социетальной системы общество обладает структурно-функциональной целостностью, которая ревизуется через ряд дифференцированных функций. Дифференциация общественных функций сопровождается созданием социальных структур (экономических, политических, религиозных и других институтов), которые заполняются людьми, обладающими необходимыми качествами. Общество включает в себя все многообразие социальных связей и структур , т.е. оно шире рамок любого института, регулирующего отдельные виды взаимодействий

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

 
 
Философский энциклопедический словарь. Под  ред. П.И. Иоффе. М.,2003. с.882. Соколов СВ. Социальная философия. М.,2003. с. 157. там же. с. 160.

 

22

психического, мышления вообще не существует . Мышление - не переработка информации, а деятельное, чувственно-предметное, целенаправленное изменение действительности в соответствии с ее собственной сущностью. Языковое мышление - изменение "идеализированных предметов", т.е. значений и смысла слов, знаков, символов и т.п. - есть только одна из форм действительного мышления человека. С др. стороны, нельзя отождествлять понятия "психика" и " сознание ", т.е. считать, что все психические процессы у человека в каждый данный момент включаются в сознание. Ряд психических переживаний может находиться определенное время как бы "за порогом" сознания (Подсознательное), сознание, впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность идеально, ставя при этом и новые цели, задачи, создавая проекты будущих орудий, направляя всю практическую деятельность человека. Сознание формируется деятельностью, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее. Практически осуществляя свои творческие замыслы, люди преображают природу, общество, а тем самым и самих себя. В этом смысле "сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его" . На всем протяжении мировоззренческой борьбы в науке наиболее острой и основной проблемой была и остается проблема сознание и его отношения к материи (основной вопрос философии).

      Существуют  различные историко-философские  толкования проблемы сознания. В зависимости  от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга . В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске. Античный грек не сосредоточен на своем внутреннем мире. Античная философия открыла только одну сторону сознания - направленность на объект.

      В культуре христианства возникает потребность  во внутреннем сосредоточении. Она  была вызвана необходимостью общения  с Богом через молитву. В ней  человек должен погрузиться внутрь себя. Наряду с молитвой возникла практика исповеди, в которой закреплялась способность к самоанализу и самоконтролю. Тогда сознание - знание прежде всего о собственном духовном опыте. В его содержании включены инкстинты и страсти, рефлексы и рассуждения, и наконец, слиянием с Богом. Сознание -это   центр  между   первым   и   вторым   .   Т.   е.   Сознание  это  способность

38 Социология. Основы общей теории. Отв. ред. Г.В. Осипов. - М.,2002. с. 149.

39 Ленин В.И. Сочинения, т. 29. М.,1973. с. 194 
Социология... Указ. соч. с. 151.

 Киселёва  М.С. Становление исторической типологии  культуры// Вестник МГУ -Философия. - 1993. - №4. с. 14.

 

 

23

воспроизвести переживания поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности  человека. Мировоззрение эпохи Средневековья  можно назвать геоцентрическим.

      В Новое время человек отказывается от Бога, сам захотел быть Богом, царем природы, опираясь на свой Разум. Это свидетельствовало о формировании нового духовного опыта людей, в  котором человек освобождается  от власти сверх чувственного о согласии принять свое происхождение только через природную эволюцию. По сути это начало антропоцентристского мировоззрения. Человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире. Он есть условие и возможность мира, мира, который он может понимать и действовать в нем. Человек своей деятельностью творит мир, Р.Декарт объявил, что акт «я мыслю» есть основание существования человека и мира. Во всем можно сомневаться, но нельзя сомневаться в том, что я мыслю, значит - существую. Поэтому сознание представляется как некий сосуд в котором уже содержится идеи и образцы того с чем предстоит столкнуться в мире. Такое учение было названо идеализмом. Но опыт обращения к внутреннему миру был использован в утверждении, что сознание открыто самому себе, т.е. является самосознанием. Сознание отождествляется с мышлением т.е. максимально рационализировано. Оно может конструировать мир по правилам логики, т.к. сознание тождественно предметному миру'12.

     Философов и естествоиспытателей всегда волновал вопрос о 
источниках сознания. Сложились разные стратегии его исследования: 
реалистическая, объективно-идеалистическая, феноменологическая,

вульгарно-материалистическая и др. Вульгарно-материалистическое направление сводит сознание, мышление к вещественным изменениям (некоторые его представители Фогт, Молешотт указывают на подобие мышления желчи, вырабатываемой печенью) в конечном счете характер мышления оказывается определяется пищей, влияющей через химизм крови на мозг и его работу. Противоположный этому- объетивно-идеалистический подход определяет сознание как независящее от мозга, но определяемое неким духовным фактором (Богом, идеей) (фактически, та же социокультурная доминанта!).

Философско-реалистическое направление в понимании источников сознания выделяет следующие факторы:

      Внешний предметный и духовный мир; природное, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретных чувственно-понятийных образов. Такая информация есть результат  взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей постоянный контакт с нею. Социокультурная среда, идеи, социальные идеалы, этические и эстетические установки,    правовые    нормы,    знания,    средства,    способы    и    формы

 
 
 
 
Киселёва  М.С. Указ. соч. с. 16.

 

24

познавательной  деятельности43. Это позволяет отдельному человеку смотреть на мир глазами общества.

     Духовный  мир индивида, его собственный  уникальный опыт жизни и переживаний. Человек и при отсутствии внешних  взаимодействий способен переосмысливать  прошлое, строить планы и т.д. Мозг как макроструктурная природная система обеспечивающая на клеточно-тканевом уровне организации материи, осуществлении общих функций сознания. Установлено, что биохимическое состояние мозга влияет на сознание (ив этом правы вульгарные материалисты, ошибка их в игнорировании специфики других факторов, в отстаивании положения о вещественности сознания).

     Источником  сознания выступает, вероятно, и космическое  информационно-смысловое поле, одним  из звеньев которого является сознание человека. Подтверждается гипотезой  в квантово-механической природе мозга.

Раскрывая природу сознания необходимо выяснить, являются ли сознание атрибутом человека или это явление надчеловеческое, космическое. Второй подход представлен  прежде всего в религиозных течениях (В.С.Соловьев, ДЛандреев, Т. де Шарден)44, в центре которых - божественный разум, живое тело космоса, «галактический разум» и т.д. Не отвергая этот подход остановимся на другом нашедшем большее научное объяснение, объявляющее сознание атрибутом человека.

    Таким образом:

  1. Сознание - специфический способ ориентации человека в окружающем мире, продукт общественного развития
  2. Сознание — результат развития материи , производно от материи и является атрибутом социальной формы материи -человек

3. Сознание - субъективный образ объективного мира способ 
существования идеального состоящий в знании

4. Сознание - продукт и творец культуры , имеет структуру и функции.

      Итак, источником индивидуального  сознания является не сами по 
себе идеи ( как у объективных идеалистов) и не сам по себе мозг (как у 
вульгарных материалистов), а реальность (объективная
и 
субъективная), отражаемая
 человеком посредством

высокоорганизованного материального субстрага  — головного мозга  в системе надличностных  форм сознания.

 
 
 
 
 
 
 
 
там же. с. 19.

Киселёва М.С. Указ. соч. с.20.

 

25

6. Термины: индивидуум, самосознание, истина, категории диалектики, социализация

ИНДИВИДУУМ

Философия. Словарь/ Под ред. В.Н. Фоменко. М.,2004.

     ИНДИВИДУУМ  — (от лат. individuum — неделимое) -- единичное как противоположность совокупности, массе; отдельное живое существо, особь, отдельный человек, в отличие от стада, труппы, коллектива. В логике И. называют любой объект, обозначаемый единичным, или собственным, именем.

Философский словарь/ Под общ. ред. П.Н. Федосеева. С-Пб.,1999.

    ИНДИВИДУУМ (индивид) (от лат. individuum — неделимое; особь),

  1. особь, каждый самостоятельно существующий организм.
  2. Отдельный человек; личность.

Вундт В. Введение в философию. М.,1998.

     ИНДИВИДУУМ (лат. - нерасчленимое) - особь («единственное»), которая не может быть расчленена без потери ее самобытности, ее индивидуальности и ее собственного бытия, основанных только на ее целостности. Строго говоря, это определение может быть принято только для высших животных, включая человека, тогда как, напр., некоторые растения можно разделить на части и каждая часть будет самостоятельной.

Ермакова Е.Е. Философия. М.,2002.

      Трудность определения понятия индивидуума  заключается особенно в том, что  в своей единичности и особенности  индивидуум вообще не поддается описанию с помощью общих отвлеченных  признаков, вследствие чего уже философы средневековья вынуждены были сказать: Individuum est innefabile (лат., «индивидуум есть невыразимое»). Под этим понимается человек как самостоятельное, одаренное разумом существо, которое может само распоряжаться собой, но одновременно во внешних своих отношениях является и носителем общечеловеческих достоинств.

Свое  определение термина: ИНДИВИД — отдельный человек; личность. Человек как самостоятельное, одаренное разумом существо, которое может само распоряжаться собой, но одновременно во внешних своих отношениях является и носителем общечеловеческих достоинств.

 

26

Самосознание

Философский словарь/ Под ред. М.М. Розенталя. М.,1972. с.326.

      САМОСОЗНАНИЕ, осознание и оценка человеком  самого себя как личности — своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения. В обычной разговорной речи - САМОСОЗНАНИЕ - (в смысле сознания свое]'О собственного достоинства, а с ироническим оттенком - в смысле самоуверенности) убеждение в ценности собственной личности.

Хомич Е.В. Человек// Новейший философский словарь/ Сост А.А. Грищанов. -Минск, 1998. с.906.

    САМОСОЗНАНИЕ    (в    психологии) переживание    единства    и

специфичности Я как существа, наделенного мыслями, чувствами, желаниями, противоположное  осознанию внешнего мира (объекта).

Ильин В.В. История  философии. С-Пб.,2003. с.490.

     САМОСОЗНАНИЕ (по Канту) самосознание и осознание  внешнего мира, что согласуются: «Сознание  моего собственного наличного бытия  есть одновременно непосредственное осознание  бытия др. вещей, находящихся вне меня».

Ильин В.В. История  философии. С-Пб.,2003. с.495.

     САМОСОЗНАНИЕ (по Гегелю) картина мира, которую  люди создают себе в философии, есть осознание мира.

Ильин В.В. История  философии. С-Пб.,2003. с.501.

     САМОСОЗНАНИЕ (по Н. Гартману), возможное «самосознание мира», ибо дух, член этого мира, который в состоянии познать слои, лежащие ниже его, может осознать и самого себя.

Свое  определение термина: САМОСОЗНАНИЕ - осознание и оценка человеком самого себя как личности. Точнее по Канту: «Сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия др. вещей, находящихся вне меня».

 

27

Истина

Философия. Словарь/ Под ред. В.Н. Фоменко. М.,2004. с.201 ИСТИНА, соответствие знания действительности; объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания. В истории философии истина понималась как соответствие знания вещам (Аристотель), как вечное и неизменное абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), как соответствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм), как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами (И. Кант).

Информация о работе Сущность принципа саморазвития социальных систем. Диалектика социальной самоорганизации и организационного порядка в обществе