Сущность принципа саморазвития социальных систем. Диалектика социальной самоорганизации и организационного порядка в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 00:46, реферат

Краткое описание

Общество представляет собой системную организацию социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей, стабильную, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся. В качестве социетальной системы общество обладает структурно-функциональной целостностью, которая ревизуется через ряд дифференцированных функций. Дифференциация общественных функций сопровождается созданием социальных структур (экономических, политических, религиозных и других институтов), которые заполняются людьми, обладающими необходимыми качествами. Общество включает в себя все многообразие социальных связей и структур , т.е. оно шире рамок любого института, регулирующего отдельные виды взаимодействий

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

      Познание  мира с точки зрения "единичное" предполагает умение сравнивать предметы, выявлять их сходство и различие, осознавать отдельных, единичных характеров реальных предметов, классифицировать их. Реальные предметы единичны, общее, в отличии от единичных, представлено не конкретными простространственно-временными предметами, а чертами сходства. Этому посвящена полемика номинализма и реализма. Диалектика единичного и общего проявляется в том, что общее не существует само по себе, а связано с единичным, сущим. Проявляется в нем и через него. Единичное же входит в тот или иной класс предметов, заключает в себе его общие черты. Общее мыслится не как голая абстракция, но в неразрывные связи с многообразием единичных предметов.

      Итак, бытие предельно широкая философская категория для обозначения целостности и субстанциональности мира. Понятие бытия отвлекается от бесконечного многообразия свойств и качеств конкретных предметов, кроме одного быть существующими. Подобный подход задает миру целостность, делает его объектом специфического рассмотрения. В основе понятия бытия лежит убежденность человека в том, что мир существует не только здесь и сейчас (этот фаю неоспоримо доказывается человеческим опытом), но повсюду и вечно (интуитивная деятельность сознания). Единство этих сторон составляет самую общую структуру понятий бытия и ничто. Кроме того, рассматриваются другие онтологические категории: сущность и существование, единое и многое. Учение о бытии (онтология) важный раздел философскою знания.

 

      

12

3.      Философские     аспекты     деятельности     человеческого     мозга, (соотношение материи и сознания)

     Человек - результат процесса эволюции животного  мира, существо, подчиняющееся биологическим  закономерностям. Вместе с тем, он владеет  речью, ему присуща сложная мыслительная и эмоциональная деятельность, которую называют сознанием.

      Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью и деятельностью  функция мозга, состоящая в обобщенном отражении, а также в конструктивно - творческом преобразовании действительности и в разумном саморегулировании и самоконтролировании. Сознание имеет биологические и социальные факторы. Оно является общественным продуктом и отражает окружающую действительность активно. Трудности решения проблемы сознания . Проблема сознания — одна из самых трудных и загадочных, ибо она сопутствует Человеческому освоению мира, входит обязательной «добавкой» во все, что человек воспринимает как данность. Все его мысли, чувства, переживания, волнения проходят через то, что мы называем сознанием. Оно не существует как отдельный предмет, вещь, процесс, а потому познать, описать, определить сознание нельзя с помощью тех способов познания, которые применяются, например, в естествознании. Сознание нельзя вытащить из его содержательной связи с миром и человеком одновременно, потому что вне этой связи оно не существует. Человек познает себя в сравнении с другими живыми организмами. Так, точному знанию своей анатомии и физиологии человек не в малой степени обязан опытам над животными: изучая их анатомию и физиологию, он имеет возможность через процедуры сравнения, аналогии уточнить знание о своем [еле. Но сравнить феномен своей психики и особенно сознания, человеку не с чем, ибо сознание - уникальная способность, присущая только человеку. К.Г. Юнг писал, что при решении вопроса о сознании «человек обречен на отшельничество»'6.

      В истории философии проблема сознания имеет два уровня своего решения. Первый заключается в описании способов, каким вещи даны в сознании, существуют в нем. На философском языке — это описание феномена (греч. phainomenon — являющееся) сознания. Второй - ставит цель объяснить, как сознание возможно. Вплоть до XX в. философия занималась лишь описанием способа существования вещей в сознании, для чего проделывало процедуру «растягивания» акта сознания в пространстве и времени, выделяя такие его «шаги»; как ощущение, восприятие, представление и т. д. В нашем столетии философы дерзнули задать вопросы: как возможны эти «шаги», почему они могут мгновенно сворачиваться в образ, осуществляя при этом одновременно связь человека с самим собой и

5 Философский энциклопедический словарь. Под ред. П.И. Иоффе. М.,2003. с.965. ' Гергилов Р.Е. Теория цивилизации: критика и перспективы. С-Пб.,2004. с.63.

 

13

миром? Ответить на эти вопросы, значит объяснить  феномен сознания. В последнее время стало ясно, что сознание - - это вершина айсберга, т.е. незначительная часть того целого состояния, большая часть которого скрыта от взора самого сознания. Как проникнуть в глубины этого состояния, если содержание этих глубин не представлено в опыте сознания?17 По поводу возникновения феномена сознания у человека современного типа (кроманьонца) велись и ведутся по сей день философские и научные дискуссии. В свое время Гегель не отвергая связи человека с животным миром, считал, что биологическая природа не имеет никакого отношения к возникновению духовной сферы человека. Человека с его сознанием, считая он, создал пробуждающийся дух.

     Но  уже во второй половине XIX века возник и получил в дальнейшем научное подтверждение социально-практический подход в решении проблемы возникновения человеческого сознания. Было также установлено, что в процессе антропогенеза (развития человека) создались определенные биологические предпосылки, способствовавшие формированию сознания. К таким предпосылкам относятся: переход к прямохождению, развитие руки и формирование человеческого мозга. Эти биологические предпосылки, получившие наименование гоминидной триады, выделили наших обезьяноподобных предков из животного царства. Связь сознания с мозгом человека представляется Очевидной. Проблемы возникают, когда ученые пытаются раскрыть характер этой связи. По этому поводу еще в XIX веке шли дискуссии, высказывались различные точки зрения.

    На    самом    же   деле    сознание это    мир    идеальных   явлений,

существующих  в субъективной психической сфере человека и прин 
ципиально отличающихся от своего материального носителя
 мозга 
человека. Ведь в коре мозга хирург или физиолог не находит мыслей, 
образов, а находит лишь мозговое вещество. Вышеуказанные концепции 
противоречат доказанной наукой точке зрения, согласно которой сознание 
есть функция мозга. Современная наука установила, что мозг человека 
представляет собой очень сложно организованную и саморегулирующуюся 
систему. Мыслительные процессы протекают в коре головного мозга, 
которая состоит из миллиардов нервных клеток. Все они образуют 
невероятно сложную сеть с огромным множеством связей, уходящих по 
нервным волокнам к нервным окончаниям органов чувств   .

     Сознание  не есть данность только индивида, личности, свойство его мозга. Личное сознание - это нечто индивидуальное, единичное. Оно принадлежит конкретной личности, хотя и не подчиняется ей в своих общих нормах и законах функционирования. Специфические особенности индивидуального развития личности определяют отличия ее духовного мира от духовного мира других личностей, что а создает все красочное разнообразие    человеческих     индивидуальностей.     Но     индивидуальное

Философия: Учебное  пособие. - Ростов и/Д: "Феникс" 2001. - 229с. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. Ростов-на-Д, 2003. с.339.

 

14

человеческое  сознание формируется в процессе активного включения человека в  реальную совместную деятельность, в  конкретные формы общения в процессе этой деятельности. Такая включенность в совместную деятельность ориентирует индивидуальные действия, программирует их. Деятельность закрепляется в виде определенных представлений, норм и установок сознания, регулирующих, программирующих отношение человека к внешнему природному и социальному миру и к самому себе. Вез этого оказывается невозможной совместная деятельность людей, а также передача опыта от одного поколения к другому. Сознание выступает, таким образом, как способ программирования специфически человеческой совместной деятельности. Оно выполняет функцию социальной памяти человечества, кодируя схемы, «матрицы» воспроизводства человеческой деятельности. Сознание объективируется в системе материальной и духовной культуры, в языке, в художественном творчестве, в науке и философии, в других формах общественного сознания. К ним относятся политическое, правовое, нравственное, религиозное сознание.

      В последнее время выделяют такие  новые формы общественного 
сознания как экономическое в экологическое. В структуре общественного 
сознания, наряду с формами, принято различать его уровни в виде 
обыденного и теоретического сознания, а также, их составляющие 
общественную психологию и идеологию. Обыденное сознание возникает как 
осознание повседневных потребностей людей. Оно не проникает в сущность 
вещей и включает в себе всю сумму эмпирических званий, заблуждений, тра 
диций, предрассудков, суеверий и т.п., связанных с повседневной 
деятельностью людей в сфере производства, быта, политики и т.д. . Более 
глубокое отражение на уровне сущностей вещей дает теоретическое 
сознание. Оно реализуется в виде научных идей, теорий, понятий, законов и 
т.д. Обыденное и теоретическое сознание взаимодействуют между собой. 
Границы между ними меняются в зависимости от развития общества. Так 
идеи, возникшие как сугубо теоретические, на определенном этапе 
социально-экономического, научно-технического прогресса могут быть 
использованы в массовом масштабе в человеческой практике в тем самым 
стать повседневностью, перейти на уровень обыденного сознания. 
Общественная   психология
 важнейшая   составная   часть   обыденного

сознания  — это массовое сознание, которое  непосредственно отражает социальные условия жизни людей. Общественная психология представляет собой несистемную, стихийно сложившуюся совокупность духовных образований: чувств, эмоций, настроений, обычаев привычек к т.н. К общественной психологии относятся также взгляды, идеи, представления (политические, правовые, нравственные в др.), которые существуют не в виде теорий (как в идеологии), а в виде убеждений, предрассудков, верований, социальных позиций.

 
 
Голубинцев В.О. Указ.соч. с.341.

 

15

      Идеология — это система взглядов, идей, теорий, отражающих 
социально-экономические условия жизни людей и выражающая коренные 
интересы определенных социальных групп (прежде всего, классов). 
Идеология представляет собой теоретическое сознание. Она вырабатывается 
отдельными специалистами
 идеологами  (в отличие от общественной

психологии, формирующейся, в основном, стихийно всеми членами общества). Идеология, теоретически объясняя явления общественной жизни, в значительной мере создает мировоззрение людей, обеспечивает «стратегическую» линию их поведения, способствует выработке ценностных ориентации — соответственно интересом той или иной социальной группы. Внутри общественного сознания происходят активное взаимодействие между его уровнями (идеология воздействует на общественную психологию, теоретическое сознание - на обыденное, и наоборот) и формами (политическое сознание, например, активно воздействует на правовое, нравственное, художественное и даже религиозное сознание).

      Итак, сознание не просто образ, а идеальная форма деятельности, ориентированная на отражение и преобразование действительности . Таким образом, жизнь индивидуального сознания зависит от того, насколько активно оно связано с миром духовной культуры, с общественным сознанием, индивид приобщается к духовной и материальной культуре общества с раннего детства, в процессе социализации. В семье, школе, получая профессию, читая книги, газеты, журналы и т.д. индивид усваивает культуру общества. В обществе он обретает социальную определенность, осваивает различные социальные роли, становится личностью. 

Голубинцсв В.О. Указ.соч. с.349..

 

16

4. Система и метод  философии Г. Ф.  Гегеля

     При выработке основных принципов своих  учений Гегель использовал важнейшие  выводы философских систем древнего мира нового времени, естественных и общественных наук. Обобщая предшествующие системы, он критически развивал и своевременно истолковал элементы философских воззрений Вольфа, Спинозы, Лейбница, Канта, Рихте, Шеллинга. «Философия Гегеля - максимально рационализированный и логизированный объективный идеализм. В основе всего сущего лежат законы мышления, то есть законы логики. Но логики не формальной, а совпадающей с диалектикой - диалектической логики. На вопрос откуда взялись эти законы Гегель отвечает просто: это мысли бога до сотворения мира. Логика есть изображение бога каков он есть в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа»21.

     Философская система делится Гегелем на три  части: 1) логика; 2) философия природы; 3) философия духа.

     Исходным  пунктом философии Гегеля выступает  тождество мышления (сознания) и  бытия, это тождество представляет собой субстанциональное единство мира. Но тождество не абстрактное, а конкретное, то есть предполагающее и различие. Мышление и бытие подчинены одним и тем же законам, в этом смысле Гегелевского положения о конкретном тождестве.

     Объективное абсолютное мышление есть движущая сила всего сущего и выступает оно, как абсолютная идея, которая непрерывно развивается. Восхождение от абстрактного к конкретному — общий принцип развития. Новаторство Гегеля в том, что его логика прорывает узкий горизонт формальной логики. Логические формы не только содержательны, но и находятся во взаимной связи и развитии. Гегель провозглашает единство, тождество диалектики, логики и теории познания   .

Информация о работе Сущность принципа саморазвития социальных систем. Диалектика социальной самоорганизации и организационного порядка в обществе