Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 00:46, реферат
Общество представляет собой системную организацию социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей, стабильную, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся. В качестве социетальной системы общество обладает структурно-функциональной целостностью, которая ревизуется через ряд дифференцированных функций. Дифференциация общественных функций сопровождается созданием социальных структур (экономических, политических, религиозных и других институтов), которые заполняются людьми, обладающими необходимыми качествами. Общество включает в себя все многообразие социальных связей и структур , т.е. оно шире рамок любого института, регулирующего отдельные виды взаимодействий
Познание мира с точки зрения "единичное" предполагает умение сравнивать предметы, выявлять их сходство и различие, осознавать отдельных, единичных характеров реальных предметов, классифицировать их. Реальные предметы единичны, общее, в отличии от единичных, представлено не конкретными простространственно-временными предметами, а чертами сходства. Этому посвящена полемика номинализма и реализма. Диалектика единичного и общего проявляется в том, что общее не существует само по себе, а связано с единичным, сущим. Проявляется в нем и через него. Единичное же входит в тот или иной класс предметов, заключает в себе его общие черты. Общее мыслится не как голая абстракция, но в неразрывные связи с многообразием единичных предметов.
Итак, бытие — предельно широкая философская категория для обозначения целостности и субстанциональности мира. Понятие бытия отвлекается от бесконечного многообразия свойств и качеств конкретных предметов, кроме одного — быть существующими. Подобный подход задает миру целостность, делает его объектом специфического рассмотрения. В основе понятия бытия лежит убежденность человека в том, что мир существует не только здесь и сейчас (этот фаю неоспоримо доказывается человеческим опытом), но повсюду и вечно (интуитивная деятельность сознания). Единство этих сторон составляет самую общую структуру понятий бытия и ничто. Кроме того, рассматриваются другие онтологические категории: сущность и существование, единое и многое. Учение о бытии (онтология) — важный раздел философскою знания.
12
3. Философские аспекты деятельности человеческого мозга, (соотношение материи и сознания)
Человек
- результат процесса эволюции животного
мира, существо, подчиняющееся биологическим
закономерностям. Вместе с тем, он владеет
речью, ему присуща сложная
Сознание
- это высшая, свойственная только человеку
и связанная с речью и
В истории философии проблема сознания имеет два уровня своего решения. Первый заключается в описании способов, каким вещи даны в сознании, существуют в нем. На философском языке — это описание феномена (греч. phainomenon — являющееся) сознания. Второй - ставит цель объяснить, как сознание возможно. Вплоть до XX в. философия занималась лишь описанием способа существования вещей в сознании, для чего проделывало процедуру «растягивания» акта сознания в пространстве и времени, выделяя такие его «шаги»; как ощущение, восприятие, представление и т. д. В нашем столетии философы дерзнули задать вопросы: как возможны эти «шаги», почему они могут мгновенно сворачиваться в образ, осуществляя при этом одновременно связь человека с самим собой и
5 Философский энциклопедический словарь. Под ред. П.И. Иоффе. М.,2003. с.965. ' Гергилов Р.Е. Теория цивилизации: критика и перспективы. С-Пб.,2004. с.63.
13
миром? Ответить на эти вопросы, значит объяснить феномен сознания. В последнее время стало ясно, что сознание - - это вершина айсберга, т.е. незначительная часть того целого состояния, большая часть которого скрыта от взора самого сознания. Как проникнуть в глубины этого состояния, если содержание этих глубин не представлено в опыте сознания?17 По поводу возникновения феномена сознания у человека современного типа (кроманьонца) велись и ведутся по сей день философские и научные дискуссии. В свое время Гегель не отвергая связи человека с животным миром, считал, что биологическая природа не имеет никакого отношения к возникновению духовной сферы человека. Человека с его сознанием, считая он, создал пробуждающийся дух.
Но уже во второй половине XIX века возник и получил в дальнейшем научное подтверждение социально-практический подход в решении проблемы возникновения человеческого сознания. Было также установлено, что в процессе антропогенеза (развития человека) создались определенные биологические предпосылки, способствовавшие формированию сознания. К таким предпосылкам относятся: переход к прямохождению, развитие руки и формирование человеческого мозга. Эти биологические предпосылки, получившие наименование гоминидной триады, выделили наших обезьяноподобных предков из животного царства. Связь сознания с мозгом человека представляется Очевидной. Проблемы возникают, когда ученые пытаются раскрыть характер этой связи. По этому поводу еще в XIX веке шли дискуссии, высказывались различные точки зрения.
На самом же деле сознание это мир идеальных явлений,
существующих
в субъективной психической сфере человека
и прин
ципиально отличающихся от своего материального
носителя мозга
человека. Ведь в коре мозга хирург или
физиолог не находит мыслей,
образов, а находит лишь мозговое вещество.
Вышеуказанные концепции
противоречат доказанной наукой точке
зрения, согласно которой сознание
есть функция мозга. Современная наука
установила, что мозг человека
представляет собой очень сложно организованную
и саморегулирующуюся
систему. Мыслительные процессы протекают
в коре головного мозга,
которая состоит из миллиардов нервных
клеток. Все они образуют
невероятно сложную сеть с огромным множеством
связей, уходящих по
нервным волокнам к нервным окончаниям
органов чувств .
Сознание не есть данность только индивида, личности, свойство его мозга. Личное сознание - это нечто индивидуальное, единичное. Оно принадлежит конкретной личности, хотя и не подчиняется ей в своих общих нормах и законах функционирования. Специфические особенности индивидуального развития личности определяют отличия ее духовного мира от духовного мира других личностей, что а создает все красочное разнообразие человеческих индивидуальностей. Но индивидуальное
Философия: Учебное пособие. - Ростов и/Д: "Феникс" 2001. - 229с. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. Ростов-на-Д, 2003. с.339.
14
человеческое сознание формируется в процессе активного включения человека в реальную совместную деятельность, в конкретные формы общения в процессе этой деятельности. Такая включенность в совместную деятельность ориентирует индивидуальные действия, программирует их. Деятельность закрепляется в виде определенных представлений, норм и установок сознания, регулирующих, программирующих отношение человека к внешнему природному и социальному миру и к самому себе. Вез этого оказывается невозможной совместная деятельность людей, а также передача опыта от одного поколения к другому. Сознание выступает, таким образом, как способ программирования специфически человеческой совместной деятельности. Оно выполняет функцию социальной памяти человечества, кодируя схемы, «матрицы» воспроизводства человеческой деятельности. Сознание объективируется в системе материальной и духовной культуры, в языке, в художественном творчестве, в науке и философии, в других формах общественного сознания. К ним относятся политическое, правовое, нравственное, религиозное сознание.
В
последнее время выделяют такие
новые формы общественного
сознания как экономическое в экологическое.
В структуре общественного
сознания, наряду с формами, принято различать
его уровни в виде
обыденного и теоретического сознания,
а также, их составляющие
общественную психологию и идеологию.
Обыденное сознание возникает как
осознание повседневных потребностей
людей. Оно не проникает в сущность
вещей и включает в себе всю сумму эмпирических
званий, заблуждений, тра
диций, предрассудков, суеверий и т.п.,
связанных с повседневной
деятельностью людей в сфере производства,
быта, политики и т.д. . Более
глубокое отражение на уровне сущностей
вещей дает теоретическое
сознание. Оно реализуется в виде научных
идей, теорий, понятий, законов и
т.д. Обыденное и теоретическое сознание
взаимодействуют между собой.
Границы между ними меняются в зависимости
от развития общества. Так
идеи, возникшие как сугубо теоретические,
на определенном этапе
социально-экономического, научно-технического
прогресса могут быть
использованы в массовом масштабе в человеческой
практике в тем самым
стать повседневностью, перейти на уровень
обыденного сознания.
Общественная психология важнейшая
составная часть обыденного
сознания — это массовое сознание, которое непосредственно отражает социальные условия жизни людей. Общественная психология представляет собой несистемную, стихийно сложившуюся совокупность духовных образований: чувств, эмоций, настроений, обычаев привычек к т.н. К общественной психологии относятся также взгляды, идеи, представления (политические, правовые, нравственные в др.), которые существуют не в виде теорий (как в идеологии), а в виде убеждений, предрассудков, верований, социальных позиций.
Голубинцев
В.О. Указ.соч. с.341.
15
Идеология
— это система взглядов, идей,
теорий, отражающих
социально-экономические условия жизни
людей и выражающая коренные
интересы определенных социальных групп
(прежде всего, классов).
Идеология представляет собой теоретическое
сознание. Она вырабатывается
отдельными специалистами идеологами (в отличие
от общественной
психологии, формирующейся, в основном, стихийно всеми членами общества). Идеология, теоретически объясняя явления общественной жизни, в значительной мере создает мировоззрение людей, обеспечивает «стратегическую» линию их поведения, способствует выработке ценностных ориентации — соответственно интересом той или иной социальной группы. Внутри общественного сознания происходят активное взаимодействие между его уровнями (идеология воздействует на общественную психологию, теоретическое сознание - на обыденное, и наоборот) и формами (политическое сознание, например, активно воздействует на правовое, нравственное, художественное и даже религиозное сознание).
Итак,
сознание — не просто
образ, а идеальная форма
деятельности, ориентированная
на отражение и преобразование
действительности .
Таким образом, жизнь
индивидуального сознания
зависит от того, насколько
активно оно связано
с миром духовной культуры,
с общественным сознанием,
индивид приобщается
к духовной и материальной
культуре общества с
раннего детства, в процессе
социализации. В семье,
школе, получая профессию,
читая книги, газеты,
журналы и т.д. индивид
усваивает культуру
общества. В обществе
он обретает социальную
определенность, осваивает
различные социальные
роли, становится личностью.
Голубинцсв В.О. Указ.соч. с.349..
16
4. Система и метод философии Г. Ф. Гегеля
При выработке основных принципов своих учений Гегель использовал важнейшие выводы философских систем древнего мира нового времени, естественных и общественных наук. Обобщая предшествующие системы, он критически развивал и своевременно истолковал элементы философских воззрений Вольфа, Спинозы, Лейбница, Канта, Рихте, Шеллинга. «Философия Гегеля - максимально рационализированный и логизированный объективный идеализм. В основе всего сущего лежат законы мышления, то есть законы логики. Но логики не формальной, а совпадающей с диалектикой - диалектической логики. На вопрос откуда взялись эти законы Гегель отвечает просто: это мысли бога до сотворения мира. Логика есть изображение бога каков он есть в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа»21.
Философская система делится Гегелем на три части: 1) логика; 2) философия природы; 3) философия духа.
Исходным
пунктом философии Гегеля выступает
тождество мышления (сознания) и
бытия, это тождество представляет
собой субстанциональное
Объективное абсолютное мышление есть движущая сила всего сущего и выступает оно, как абсолютная идея, которая непрерывно развивается. Восхождение от абстрактного к конкретному — общий принцип развития. Новаторство Гегеля в том, что его логика прорывает узкий горизонт формальной логики. Логические формы не только содержательны, но и находятся во взаимной связи и развитии. Гегель провозглашает единство, тождество диалектики, логики и теории познания .