Сущность принципа саморазвития социальных систем. Диалектика социальной самоорганизации и организационного порядка в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 00:46, реферат

Краткое описание

Общество представляет собой системную организацию социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей, стабильную, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся. В качестве социетальной системы общество обладает структурно-функциональной целостностью, которая ревизуется через ряд дифференцированных функций. Дифференциация общественных функций сопровождается созданием социальных структур (экономических, политических, религиозных и других институтов), которые заполняются людьми, обладающими необходимыми качествами. Общество включает в себя все многообразие социальных связей и структур , т.е. оно шире рамок любого института, регулирующего отдельные виды взаимодействий

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

2

/. Сущность принципа саморазвития социальных систем. Диалектика социальной самоорганизации и организационного порядка в обществе

      Общество  представляет собой системную организацию  социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей, стабильную, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся. В качестве социетальной системы общество обладает структурно-функциональной целостностью, которая ревизуется через ряд дифференцированных функций. Дифференциация общественных функций сопровождается созданием социальных структур (экономических, политических, религиозных и других институтов), которые заполняются людьми, обладающими необходимыми качествами. Общество включает в себя все многообразие социальных связей и структур , т.е. оно шире рамок любого института, регулирующего отдельные виды взаимодействий.

      Социальная  система - структурный элемент социальной реальности, определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи и взаимодействия. Система - это предмет, явление или процесс, состоящий из качественно определенной совокупности элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями своего существования изменять свою структуру. Существенными чертами любой системы являются целостность и интеграция . Целостность фиксирует объективную форму существования явлений, т.е. существования как целого, интеграция - процесс и механизм объединения частей. Целое всегда больше суммы входящих в него частей. Это означает, что каждое целое обладает новыми качествами, которое механически несводимы к сумме его элементов, обнаруживают некий «интегральный эффект». Эти новые качества, присущие явлению как целому, обычно обозначаются как целому, обычно обозначаются как системные или интегральные. Специфика социальной системы состоит в том, что она формируется на базе той или иной социальной общности (социальная группа, социальная организация и т. д.), а ее элементами являются люди, чье поведение детерминируется определенными социальными позициями (статусами), которые они занимают, и конкретными социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе, а также их различными, индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т. д.) .

     Самоорганизация в социально-экономических системах предполагает наличие      определенного      взаимодействия,      или      синергии,      между

 
Философия. Словарь/Под ред. В.II. Фоменко. М.,2004. с.571.

2 Соколов СВ. Социальная философия. М.,2003. с.88-104.

3 Гам же. с. 102.

 

3

участвующими  в общественных процессах людьми, группами и классами. По мнению теоретиков «маржинального анализа», или теории предельной полезности, в экономике, возникновение равновесной цены на рынке происходит результате согласования субъективных шкал полезностей или ценностей, которыми руководствуются индивидуальные его участники. Система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях и связях друг с другом. Существует целая иерархия систем: одна система может быть элементом системы более высокого прядка; элементы любой системы, в свою очередь, выступают как системы более низкого порядка. Система обладает особыми системными качествами: порядок, организация системы как целого, выше, чем ее отдельных элементов. Любая система - от атома до общества -всегда представляет собой нечто большее, чем простая сумма составляющих ее элементов и подсистем . Важными системными принципами являются также структурность - возможность описания системы через установление ее структуры, т. е. сети связей и отношений системы, а также обусловленность функционирования элементов системы свойствами ее структуры. Существует взаимозависимость системы и среды (система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой).

     Всем  этим признакам отвечает человеческое общество, 
представляющее собой сложно организованную систему высшего 
«органического» типа, суперсистему, или социетальную систему, 
включающую в себя все виды социальных систем и характеризующуюся 
структурно-функциональной
 целостностью, устойчивостью,

равновесием, открытостью, динамизмом, самоорганизацией,

самовоспроизводством, эволюцией5.

      Общество  обладает высоким уровнем внутренней саморегуляции, обеспечивающим поддержку  и постоянное воспроизводство сложной  системы социальных отношений. Общество постоянно воспроизводит социальное качество своих структур и, соответственно, социальные качества индивидов и групп индивидов, включенных в их функционирование. Способность к воспроизводству социальных взаимодействий характерна и для каждого института, организаций, общности в отдельности. Общество обладает внутренними механизмами включения в сложившуюся систему взаимосвязей социальных новообразований. Оно подчиняет своей логике вновь возникающие институты, организации, общности, заставляет их действовать в соответствии со сложившимися социальными нормами и правилами. Таким образом, идет процесс адаптации структурных элементов к формам и способам функционирования социетальной системы.

      Общество  как суперсистема представляет совокупностью  систем (социальная группа, социальный институт, личность). Социальные системы  выступают в качестве структурных элементов общества. На

4 Гуревич П.С. Основы философии. М.,2000. с.83-86.

5 Гам же. с.89.

 

4

своем уровне каждая социальная система в  той или иной мере детерминирует  действия входящих в нее индивидов  и групп и в определенных ситуациях выступает как единое целое.

    Функционирование        общества это        его        постоянное

самовоспроизводство, устойчивый процесс воссоздания  структур, функциональных связей, составляющих организацию социетальной системы. Общество утверждает себя как целостность в постоянном противостоянии окружающей среде. Самосохранение, функционирование общества есть не что иное, как его способность противостоять деструктивному влиянию извне. Функционировать — значит поддерживать равновесие системы с окружающей средой, обеспечивать ее (системы) или его (общества) - стабильность6.

      Самым главным условием самоорганизации  общества является степенное формирование спонтанного порядка и новых  структур в процессе исторического  развития. Такое формирование происходило  путем многократных и неустанных проб и ошибок, где каждый успех подкреплялся достижением лучших условий для жизнедеятельности людей. Приобретаемый таким путем социальный, экономический, культурный и нравственный опыт подкреплялся в традициях и обычаях и путем воспитания и общения передавался от поколения к поколению. Именно на основе этого исторического опыта и традиций возникли такие феномены и институты общества, как мораль, право, рынок, деньги, наука, язык, культура в целом.

      Самоорганизация и генетически, и исторически предшествует сознательной организации, поскольку именно она выступает как форма проявления внутренней активности материальных систем, их потенциальной способности к саморазвитию. Как свидетельствует современная наука, процесс развития обусловливает обратимые изменения в открытых системах, направленных на усиление в них порядка и самоорганизации. Эволюционные процессы в космологии, биологии и обществе ясно показывают, что они теснейшим образом зависят от внутренних изменений, «сходящих в системах, способствующих их упорядочению, совершенствованию и усложнению . Вместе с тем следует подчеркнуть, что развитие систем, особенно социальных, зависит также от внешних факторов. В обществе целенаправленное воздействие со стороны государства должно содействовать устойчивому развитию социально-экономических и культурно-исторических систем.

      Одной из ведущих тенденций в предстоящее  десятилетие обещает стать ярко выраженное стремление абсолютного большинства граждан к социальному порядку, который пока не обеспечен, что вызывает крайне негативное к этому отношение. Люди устали жить в условиях перманентного нескончаемого «перехода» от одного этапа к другому и сопровождающей всякий «переход» неустроенности жизни. Исследования показывают, что «категорическое неприятие беспорядка объединяет людей независимо от

 
' Сокопов  СВ. Указ. соч. с. 105.

 

5

возраста, образования, места жительства, рода занятий, получаемых доходов. Оно затеняет даже политические разногласия между  ними и различия в жизненных установках».

     Поскольку мысль о наведении порядка не имеет отчетливо выраженной идейной окраски, она претендует сегодня и будет претендовать в ближайшие годы на то, чтобы, встав над другими социальными, политическими и иными направлениями, консолидировать абсолютное большинство нации. Однако эта солидарность, порожденная массовым неприятием существующего беспорядка, исчезает, как только речь заходит о реальных контурах желаемого социального порядка и о конкретных действиях, которых потребует его утверждение, и уступает место привычному размежеванию. Единого, устоявшегося мнения о том, каким должен быть порядок, сегодня в массовом сознании нет. Представления о социальных, экономических, политических основах порядка фрагментарны, противоречивы, неоформлены. Образ желаемого социального порядка абстрактен, оторван от реальности, его черты размыты и неопределенны. В этом образе присутствуют и патернализм, рассматривающий государство в качестве источника и «отца» порядка; и «железная рука» как одно из средств наведения порядка; и свобода от диктата и производства государства; и понимание роли права и законности как основы порядка и т.д . Вместе с тем особенности психологии не выдвигают никаких непреодолимых препятствий на пути к достижению и построению нового порядка. Реальная проблема массового сознания состоит не в том, чтобы приспособить к себе элементы этого социального порядка, а в том, чтобы самому приспособиться к новым правилам жизни без которых он невозможен. Удастся это или нет, зависит от того, сумеют ли власти всех уровней и наиболее динамичные слои общества осознать свой общий интерес в обеспечении на перспективу устойчивости устраивающего их социального порядка. Для этого необходимо, чтобы они предприняли значительные усилия по формированию новой социальной атмосферы, помогающей большинству населения включиться в рыночные отношения и, соответственно, в строительство нового порядка на приемлемых для себя условиях.

      Именно  отсутствие такой атмосферы, отсутствие ощущения личной, заинтересованности в успехе преобразований, а вовсе  не какая-то врожденная предрасположенность, мешают переводу абстрактных представлений о желаемом порядке на язык естественных правил повседневной жизни. Несомненно, психологическая непереносимость беспорядка превращает — чем дальше, тем больше — значительную часть населения в сознательного или бессознательного союзника политических сил, выступающих за ужесточение власти — неважно, в прежнем или каком-либо ином варианте. Вероятность такого развития событий не исключена и сегодня, когда ощущение людьми нарастающего в стране беспорядка грозит стать главной проблемой власти. Поскольку ни одна из находящихся сегодня

Соколов СВ. Указ. соч. с. 109.

 

6

в обращении  идей не обладает такой консолидирующей  социальной мощью и потенциалом, до тех пор, пока власть не предложит  стране тот порядок, который будет принят большинством граждан, ее оппоненты будут получать фору и наращивать свои возможности. Усиление хаоса будет делать их аргументы все более убедительными .

      Важнейшая задача, стоящая перед властью  в обозреваемый период, -«оседлать» эту тенденцию, использовать потенциал тяги граждан к порядку и в результате придать устойчивость социальному строю, сформировавшемуся в стране в последние годы. Одним из наиболее действенных средств для решения этой задачи может стать повышение роли производительного труда, превращение его в главный фактор достижения производительного успеха. Нынешний кризис трудовой мотивации обусловлен не только тем, что людей не устраивает их заработок, но и утратой ими чувства общенародной, общенациональной значимости их труда. Еще имеющаяся в массовом сознании ностальгия по прежним временам с характерной для них установкой на сознательное отношение к труду как к общенародному делу обусловливает возможную стратегию для нынешней власти. Ее смысл — в укреплении государственности не только «сверху», но прежде всего «снизу», за счет придания работе значения и перспектив, сочетающих в себе ценности частного и всеобщего благополучия. Тогда потребность в социальном порядке, смыкаясь с потребностью в интегрирующей общенациональной идее, ориентированной на человека и предлагаемой обществу не вместо благополучия, а наряду с ним, могла бы стать реальной основой динамичного развития общества и жизненного успеха людей, следовательно, обретения перспектив для цивилизации в целом.

Информация о работе Сущность принципа саморазвития социальных систем. Диалектика социальной самоорганизации и организационного порядка в обществе