Сущность принципа саморазвития социальных систем. Диалектика социальной самоорганизации и организационного порядка в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 00:46, реферат

Краткое описание

Общество представляет собой системную организацию социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей, стабильную, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся. В качестве социетальной системы общество обладает структурно-функциональной целостностью, которая ревизуется через ряд дифференцированных функций. Дифференциация общественных функций сопровождается созданием социальных структур (экономических, политических, религиозных и других институтов), которые заполняются людьми, обладающими необходимыми качествами. Общество включает в себя все многообразие социальных связей и структур , т.е. оно шире рамок любого института, регулирующего отдельные виды взаимодействий

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

      Итак, общество молено представить  в виде многоуровневой 
системы. Первый уровень - это социальные роли, задающие структуру 
социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в различные 
институты и общности, которые составляют второй уровень 
общества. Каждый институт и общность могут быть представлены в 
виде
 сложной        системной        организации,        устойчивой        и

самовоспроизводящейся. Различия выполняемых функций,

противостояние  целей социальных групп требует  такого системного, уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Соколов СВ. Указ. соч. с. 110.

 

7

2. Главные онтологические  категории Бытие  и Ничто, Сущность  и Существование,  Единое и Многое

     Фундаментом всей философии является учение о  бытии, которое называется онтологией. Формы осознания Всего в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства и законы природы, общества и мышления называются категориями. Основные онтологические категории - материя и время, время и пространство, качество и количество, мера, единичное, особенное и всеобщее, противоречие, сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность. Эти категории образуют взаимосвязи и систему, воспроизводящую объективную и исторически развивающуюся взаимозависимость всеобщих способов отношения человека к миру, в которых отражаются формы бытия природы и общественной жизни. Основные принципы их организации: движение от абстрактного к конкретному, от внешнего к внутреннему, от явления к сущности. Категории онтологии не образуют замкнутой системы, в ходе деятельности, в процессе которой человек преобразует мир, образуются новые категории и обогащается содержание старых".

     Одна  из центральных проблем философии - изучение бытия. В самом широком смысле слова Бытие есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Первый аспект проблемы бытия - ответы на вопросы:

  • Что существует? Мир.
  • Где существует? Здесь и везде.
  • Как долго? Теперь и всегда: мир был, есть и будет.
    • Как  долго   существуют   отдельные   вещи,   организмы,   люди,   их жизнедеятельность?"

Антитезой бытия, или нечто, является ничто. Все конкретные формы бытия, например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и становятся наличным актуальным бытия. Но бытие сущего сколько бы оно ни продолжалось приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную форму бытия. Диалектика и заключается в том, что переход в небытие есть уничтожение данного вида бытия и превращение, становление его в иной форме. Выделяют следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия:

  1. бытие Вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на: бытие вещей, процессов, состояния природы, бытие природы как целого, бытие вещей и процессов, произведенные человеком;
  2. бытие человека, которое делится на бытие человека в мире вещей и специфическое человеческое бытие;

 
Губин В.Д. Основы философии. М.,1999. с.59-61.

 

8

3) бытие   духовного   (идеального),   которое   делится   на   индивидуальное 
духовное и объективированное (внеиндивид.) духовное;

4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие и бытия 
общества.

      Возникновение той или иной формы бытия - есть результат перехода от одной формы бытия в другую. Какие бы формы бытия мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю. По первому виду бытия все вещи, процессы, состояния, целостность бытия природы существуют до, вне и независимо от сознания человека - в этом ее отличие. Первая природа — реальность особого чипа, объективная и первичная. Для природы существовать не означает восприниматься человеком, а человек с его сознанием только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.

     Существование - есть все многообразие изменчивых вещей в их связи и взаимодействии. Нельзя ставить сущность выше существования, признавая существование чем-то временным, случайным, низменным. Но нельзя и наоборот, говоря, что либо сущности вообще нет, либо она непостижима и недоступна рассудку. Ни сущность, ни существование невозможны друг без друга. Сущность без существования есть застывший мир, царство полной неподвижности, а существование без сущности есть нечто временное, беспокойное, внешнее, случайное.

      Развитие  познания есть движение мысли от поверхностного ко все более глубокому, скрытому — к сущности. Сущность же обладает подлинной действительностью только вследствие определенных форм своего самообнаружения. Явление, как правило, выражает лишь некую грань сущности, один из ее аспектов.

      Сущность  есть нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. В понятии сущности заключено единство всех глубинных, закономерно связанных элементов содержания объекта в их противоречиях, причинно-следственных отношениях, в их зарождении, развитии и тенденциях к будущему. И в этом случае она есть нечто внутреннее, некий организующий принцип. Понятие сущности, таким образом, соотносительно с пониманием содержание, выражая не все содержание, а только главное, основное в нем. Сущность соотносится и с категорией качества, которая выражает лишь какой-то аспект ее. Понятие сущности связано и с понятием закона, но закон и сущность не совпадают: мы, знаем закон гравитации, не ведая ее физической сущности. Сущность внутри себя динамична и подвержена принципу развития. Вскрыть сущность чего-либо - значит проникнуть в глубины вещи, в ее основные свойства, выявить причины возникновения и принципы развития . При этом сущность обладает разной степенью глубины. Она имеет свои степени или порядки. И познание движется от сущности одного порядка к сущности другого, более глубокого.

1' Губин В.Д. Указ. соч. с.62-62.

 

9

Порядок сущностей уходит в бесконечность. Следует подчеркнуть, что сущность всегда конкретна, нет сущности вообще.

     Сущность  нерасторжима с формами своего проявления. Явление это проявление сущности: если сущность нечто общее, то явление - единичное, выражает какой-то момент сущности, если сущность есть нечто  глубинное, то явление - внешнее, более богатое и красочное. Явление есть то, как сущность проявляет себя вовне: во взаимодействии со всем иным, в точности и с нашими органами. Явление - это непосредственно воспринимает свойства объекта, то или иное видение которое зависит от строения и действия органов чувств, а сущность - то качественное своеобразие предмета, определяет его характерное лицо, которое может скрываться за его проявлениями. И сущность и явление существуют объективно, это атрибуты объекта. Но явление есть функция, зависящая от объекта и его данности субъекту, а сущность есть собственно объективное качество объекта. Диалектика сущности и явления - процесс не однозначно простой, т.е. в нем нет такой связи: одна сущность одно явление. Само явление достаточно неоднозначно и не всегда скрывает за собой истинную сущность. Вполне реальной оказывается для философии проблема кажимости, видимости. Феномен "быть-казаться" выражает прежде всего факт несоответствия сущности с ее внешними проявления  .

     Итак, если явление обнаруживает сущность, то видимость, как правило, закрывает ее, и задача разума заключается в том, чтобы проникнуть сквозь покров видимости и заглянуть в истинное лицо сущности. Движение познания есть всегда движение от внешнего к внутреннему. Категория внешнего раскрывает свойства предмета как целого, и не только предмета самого по себе, но и способа его взаимодействия с окружающей средой. Категория внутреннего раскрывает строение предмета и выявляется благодаря теоретическим процедурам познания, связанным с допущением идеализированных объектов.

      В истории познания проблема внешнего и внутреннего подчас смыкалась  с проблемой сущности и явления. Но очевидно, что полного отождествления здесь нет. В самом деле, даже если мы познаем внутреннее строение объекта мы не сможем сказать, что познали его сущность. Ведь последняя предполагает знание каких-то принципов своего функционирования и развития, она исключает наличия в ней случайного, несущественного. Внутреннее может содержать и случайное, и несущее. Явление как правило ничего не говорит нам о связях объекта с другими, внешнее же предполагает рассмотрение объекта именно со стороны его связей, так, что внешнее становится для объекта существенным, в этом смысле внешнее раскрывает нам существенные связи объекта, т.е. обнаруживает какой-то аспект сущности его.

      При этом нет однозначного соответствия сущность-явление. Одна сущность может  быть выражена во многих явлениях, при  этом одно явление

Кутырсв В.А. Современное  социальное познание. - М.,1988. с. 137.

 

10

может определятся многими сложными сущностями Переход от явления к сущности есть переход от описания к объяснению. Явление может характеризоваться  как единое, сущность - как всеобщее. Сущность первого порядка может  быть проявлением сущности второго, более глубокого порядка и т.д. Сущность исследуемых явлений позволяет прогнозировать их в будущем. Агностицизм разрывает сущность и явление, говоря о непознаваемости сущности, считая ее первичной и приписывая ей божественное происхождение. Субъект идеализм отрицает сущность, говоря, что разум диктует законы природе, а явления есть элементы мира, комбинации психического и физического '.

      Все вещи и события мира различны между  собой, единичны в своем бытии. В "лепке" единичного участвует  несметное множество неповторимых условий, масса случайностей. Единичное есть объект взятый в своем отличии от других объектов в их неповторимой специфике. В качестве единичного может рассматриваться не только отдельный предмет, но и целый их класс, если он берется как нечто одно, а также отдельное свойство или признак предмета, если он берется в своей индивид неповторимости. Единичное суть категория, выражает относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количеств определенность.

      Однако  бесконечное разнообразие - это лишь одна сторона бытия. Другая сторона заключается в общности вещей, их структур, свойств, отношений. Нет двух абсолютно различных вещей. Все люди индивидуальны, но все они обладают чем-то общим, что выражено в понятии "Человек". Общее - это единое во многом. Никакая деятельность, никакая паука не были бы возможными, если бы не существовала возможности выделить в вещах нечто общее. Как сходство признаков определенных вещей общее доступно непосредственному восприятию. Будучи закономерностью, оно выражается в форме понятий и теорий. Законы формируются на основе общего и включает в себя это понятие. Хотя общее и помогает нам приблизиться к сущности, тем не менее нельзя смешивать его с самой сущностью. Платон: "Человек - двуногое существо, лишенное перьев" , на что ему принесли ощипанную курицу. Здесь обыграно ложное утверждение сводившее общие свойства людей к их сущности. Кроме того, общее соотносится не со всей сущностью как с неким системно организованным целым, а лишь с каким-либо атрибутом этого целого.

      Почему  же общее привязано к единичному? Да потому, что в силу дискретности мира общее не дано нам иначе, как  через единичное. Общее не существует отдельно, оно существует как закон рождения и жизни единичного. Оно содержит в себе закономерность протекания процессов в любом   единичном   явлении   данного   класса   Действие   закономерности,

Кутырев В.А. Указ. соч. с. 139. цит. по: Губин В.Д. Указ. соч. с.69.

 

11

анонимная власть общего выражается только в  единичном и через единичное. Таким образом, как единичное  невозможно без общего, так и общее  невозможно без единичного, которое  служит предпосылкой и субстратом общего.

      Если признать, что общее проявляется не иначе как в единичном и через него, то это значило бы, что все сущности единичности неразличимы. Однако, нет абсолютных тождеств вещей. Такое различие единичностей фиксируется категорией особенного. Особенное означает меру и способ объединения общего и единичного в одном явлении. Наука имеет дело прежде всего с обобщениями и оперирует общими понятиями, что дает ей возможность устанавливать заключение. Но для успешной практической деятельности надо знать не только общее, но в полной мере учитывать единичное и особенное. Не существуют никаких шаблонов пригодных везде однозначно без учета индивидуальных особенностей: особенное богаче общего. В познании можно идти двумя путями: путем отвлечения от единичного, случайного к образованию общих понятий, теорий, отражающих существенное, и, наоборот, через нахождение наиболее характерных единичных событий, которые при всей уникальности как бы непосредственно являют собой общее, закономерное.

Информация о работе Сущность принципа саморазвития социальных систем. Диалектика социальной самоорганизации и организационного порядка в обществе