Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:18, реферат
Цель исследования – выявление роли креативного труда, как фактора инновационного развития экономики и повышения конкурентоспособности предприятий, а также разработка общих и специфических подходов, практических рекомендаций по использованию указанных технологий в качестве конкурентных преимуществ компаний в современных условиях.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих основных задач:
Более полно раскрыть роль креативного труда в области решения задач инновационного развития экономики в условиях современной конкурентной борьбы;
Выявить основные проблемы и особенности инновационного развития экономики, связанные с процессом использования креативного труда.
Исследовать эволюцию и современные тенденции в использовании креативного труда в мировой и отечественной практике с позиции инновационного развития экономики;
Проанализировать практику использования креативного труда на предприятиях различных сфер и отраслей производства с целью повышения их конкурентоспособности;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….....……..3
ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ………..…...…..7
1.1. Тенденции инновационного развития экономики России……………………....….7
1.2. Проблемы и перспективы инновационного развития экономики …………….….21
1.3. Модернизация системы социально-трудовых отношений как условие перехода к инновационной экономике………………………………………………………….
ГЛАВА 2. ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ……………….
2.1. Основные тенденции развития трудового потенциала и их влияние на социально-экономическую ситуацию в России……………………………………………………….
2.2. Формирование предложения рабочей силы на базе трудового потенциала и его основные характеристики…………………………………………………………………..
ГЛАВА 3. КРЕАТИВНЫЙ ТРУД КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………………………...……..…...27
3.1.Сущность понятия креативного труда в экономике……………………………..……27
3.2. Влияние креативного труда на инновационной развитие экономики России…………………………………………………………………………………….….31
3.3. Разработка механизма стимулирования креативных работников…………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………..………34
Соответствующие подразделения должны действовать в структуре региональных органов власти, в отраслевых, академических институтах, в крупных ВУЗах, а также на крупных и средних предприятиях.
Инновации должны обладать следующими характеристиками17:
Государство играет центральную роль в креативном обществе. Государственное управление должно быть направлено на рост богатства во всех сферах и на всех уровнях общества в т.ч.: государства, регионов, отраслей, предприятий, негосударственных организаций и граждан.
Государство должно
Целями государственной инновационной политики являются: развитие науки, техники и образования на мировом уровне, увеличение их вклада в развитие экономики страны, повышение конкурентоспособности страны на мировых рынках, улучшение экологии и др. Главные функции государства в креативном обществе – защита свободы, личности и собственности; активная поддержка предпринимательства; формирование институционной среды, способствующей созданию и распространению инноваций. В развитых странах мира государство играет большую роль в создании национальной инновационной системы и обеспечении ее эффективного функционирования18.
Важную роль в инвестициях в инновации должно играть партнерство между государством и частным бизнесом. Как показывают международные финансовые и экономические кризисы, необходимо также иметь эффективную систему (механизмы и инструменты) обеспечения устойчивого количественного и качественного роста креативной экономики и безопасности национального богатства креативного общества.
Бюджетно-налоговая
система страны должна быть построена
в интересах развития всего общества,
а не отдельных социальных групп.
ГЛАВА
2. КРЕАТИВНЫЙ ТРУД КАК
ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО
РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
2.1.
Сущность понятия креативного
труда в экономике
Ричард Флорида в отношении оценки креативного класса России написал следующее: «Даже согласно строгим из моих критериев, в России сейчас около 13 млн. представителей креативного класса, т.е. ей принадлежит второе после США место в мире по абсолютному числу работников, занятых в креативных профессиях. По проценту от общей рабочей силы это ставит ее на 16-е место.
В мировом индексе креативности – комбинация разного рода показателей технологий, таланта и креативности – она попадает на несколько менее впечатляющее 25-е место.
Другими словами, есть поводы для оптимизма, но впереди еще много работы». На основе исследований Ричарда Флориды, мы предприняли попытку исследовать не креативный класс в России, а креативный труд в рамках инновационного развития экономики.
Необходимо выделить, что отличительной особенностью креативного труда от традиционного экономического представления заключается в том, что главный инструмент в нем – это знания, ресурс – информация, а продукт – инновация19.
Практически всеми учеными, занимающимися проблемами современного труда, начиная с 60-х гг. прошлого века, отмечается общий тренд в сторону наполнения труда все более творческим содержанием пусть и понимаемым в несколько различных аспектах.
На
основе вышесказанного, важнейшим качеством
работника нового типа нами полагается
креативность. Развитие же инновационной
же политики не может обойтись без включения
креативного труда в различные стадии
ее формирования (рис. 1).
Активная
инновационная
политика
Рис
1. Формирование инновационной политики
На первом этапе формируется платформа инноваций – внедряется инновационный менеджмент20. На втором – обеспечиваются научные разработки, расширение деятельности научных центров, инкубаторов, университетов. Третий этап включает в себя инфраструктурную подготовку (транспорт, связь, страхование, социальное обеспечение, сбыт) к технико-технологическим инновациям.
И только на четвертом и пятом этапах осуществляется внедрение новых техники и технологии. Креативный труд объединяет все стадии развития инновационной политики, он неразрывно связан с процессом формирования успешной инновационной политики, только с помощью креативного труда инновационная экономика способна развиваться в современных условиях.
Актуальность исследования креативного труда как фактора инновационного развития экономики определена возрастанием роли креативных факторов в экономике и управлении бизнесом, в обеспечении конкурентоспособности, как отдельного предприятия, так и национальной экономики в целом. Современная экономика сегодня неразрывно связана с креативностью и креативными процессами в ней происходящими. В настоящее время информация и знания выступают в роли фундамента креативной экономики, играя роль неисчерпаемого ресурса в экономической деятельности.
В XXI веке креативность становится важнейшим фактором повышения эффективности и конкурентоспособности современного производства. Развитие креативной экономики выступает как основа выполнения приоритетных государственных задач. Проблемы и пути развития креативной экономики постоянно обсуждают на самом высоком уровне.
Углубление процесса глобализации ведет к тому, что компании вынуждены вести свою хозяйственную деятельность в условиях ожесточенной конкуренции. В связи с этим креативный труд с неизбежностью становится важнейшим инструментом повышения конкурентоспособности21.
Эффективное освоение этого инструмента во многом предопределяет не только конкурентоспособность компаний их применяющих, но и конкурентоспособность экономики в целом.
Так как исследование креативного труда как фактора инновационного развития экономики не является законченным Цель исследования – выявление роли креативного труда, как фактора инновационного развития экономики и повышения конкурентоспособности предприятий, а также разработка общих и специфических подходов, практических рекомендаций по использованию указанных технологий в качестве конкурентных преимуществ компаний в современных условиях.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих основных задач:
В
процессе исследования необходимо учитывать
специфику креативного труда
и развития инновационной экономики
России на современном этапе. В итоге
исследования предполагается получить
основные выводы о развитии креативного
труда в России, а также особенностях влияния
креативного труда на инновационное развитие
экономики России.
2.2.
Влияние креативного
труда на инновационной
развитие экономики
России
В
конце августа был создан проект «Стратегия-2020»,
которая была подготовлена российскими
учеными из Высшей школы экономики и Академии
народного хозяйства. Теперь глава правительства
должен отреагировать на документ, который,
по сути, критикует его собственную политику.
Однако, помимо критики, эксперты из ВШЭ
и АНХиГС предлагают еще и несколько вариантов
дальнейшего развития страны.
В марте 2011 года премьер Владимир Путин
попросил экспертов переделать «Стратегию
2020», которая была написана еще в 2008 году
и поэтому свою актуальность уже потеряла,
так как лежащие в ее основе макроэкономические
прогнозы не пережили кризиса.
Владимир Путин лично
Креатив
и бюджетный передел 517-страничный документ,
несмотря на ученый состав авторов, нельзя
назвать чрезмерно сложным для понимания,
и в этом, пожалуй, его достоинство. На самом
деле логика «Стратегии-2020» прозрачна
и предполагает несколько ключевых инициатив.
Итак, до кризиса 2008–2009 годов экономика
России росла высокими («азиатскими»)
темпами, но достичь высокого («европейского»)
уровня благополучия не успела. Сейчас
темпы роста упали до «восточноевропейского»
уровня и даже при дорогой нефти не увеличиваются.
Поэтому если Россия хочет стать богатой,
ей надо вернуться к высоким темпам роста.
Высокий рост может обеспечить некий креативный класс — созидающие люди с высшим образованием (авторы документа не скрывают влияния книги Ричада Флориды «Креативный класс: люди, которые меняют будущее»). Стало быть, социальная политика должна поддерживать этот самый креативный класс.
Чтобы креативный класс не уезжал из страны, надо улучшить деловой климат — снять административные барьеры, победить коррупцию. Для этого надо усилить защиту конкуренции, резко сократить функции госорганов по контролю над бизнесом и изменить мотивацию госаппарата.
Помимо
этого, креативному классу нужно
создать комфортные условия жизни:
хорошую медицину, инфраструктуру и качественные
вузы для детей.
Так как дополнительных источников поступления
денег в бюджет для столь благих целей
почти нет, то, как учит «Стратегия-2020»,
следует правильно перераспределить расходы
и доходы бюджета. Ученые назвали это «бюджетным
маневром».
Другими словами, надо увеличить расходы на образование, здравоохранение, дорожное хозяйство, ИТ и связь. И одновременно надо снизить расходы по статьям «Национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность» и «Национальная экономика и ЖКХ». Кстати, «Стратегия-2020» предлагает также снизить расходы на инноград «Сколково», «Роснано», Олимпиаду в Сочи, транспорт и ЖКХ23.
В XXI веке креативность становится важнейшим фактором повышения эффективности и конкурентоспособности современного производства. Развитие креативной экономики выступает как основа выполнения приоритетных государственных задач. Проблемы и пути развития креативной экономики постоянно обсуждают на самом высоком уровне.
Углубление
процесса глобализации ведет к тому,
что компании вынуждены вести свою
хозяйственную деятельность в условиях
ожесточенной конкуренции. В связи с этим
креативный труд с неизбежностью становится
важнейшим инструментом повышения конкурентоспособности.
Информация о работе Сущность понятия креативного труда в экономике