Сущность понятия креативного труда в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:18, реферат

Краткое описание

Цель исследования – выявление роли креативного труда, как фактора инновационного развития экономики и повышения конкурентоспособности предприятий, а также разработка общих и специфических подходов, практических рекомендаций по использованию указанных технологий в качестве конкурентных преимуществ компаний в современных условиях.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих основных задач:
Более полно раскрыть роль креативного труда в области решения задач инновационного развития экономики в условиях современной конкурентной борьбы;
Выявить основные проблемы и особенности инновационного развития экономики, связанные с процессом использования креативного труда.
Исследовать эволюцию и современные тенденции в использовании креативного труда в мировой и отечественной практике с позиции инновационного развития экономики;
Проанализировать практику использования креативного труда на предприятиях различных сфер и отраслей производства с целью повышения их конкурентоспособности;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….....……..3
ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ………..…...…..7
1.1. Тенденции инновационного развития экономики России……………………....….7
1.2. Проблемы и перспективы инновационного развития экономики …………….….21
1.3. Модернизация системы социально-трудовых отношений как условие перехода к инновационной экономике………………………………………………………….
ГЛАВА 2. ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ……………….
2.1. Основные тенденции развития трудового потенциала и их влияние на социально-экономическую ситуацию в России……………………………………………………….
2.2. Формирование предложения рабочей силы на базе трудового потенциала и его основные характеристики…………………………………………………………………..
ГЛАВА 3. КРЕАТИВНЫЙ ТРУД КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………………………...……..…...27
3.1.Сущность понятия креативного труда в экономике……………………………..……27
3.2. Влияние креативного труда на инновационной развитие экономики России…………………………………………………………………………………….….31
3.3. Разработка механизма стимулирования креативных работников…………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………..………34

Файлы: 1 файл

реферат для поступления в аспирантуру.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

     Соответствующие подразделения должны действовать в структуре региональных органов власти, в отраслевых, академических институтах, в крупных ВУЗах, а также на крупных и средних предприятиях.

Инновации должны обладать следующими характеристиками17:

  • Креативностью – большой новизной и полезностью;
  • Стратегией – обеспечивать конкурентные преимущества и успешную корпоративную деятельность на рынке в долгосрочном периоде;
  • Реализацией – быть реализуемыми в виде конкретных товаров и услуг;
  • Прибыльностью – повышать до максимума ценность конечного продукта для потребителей, предприятия и общества в целом.

   Государство играет центральную роль в креативном обществе. Государственное управление должно быть направлено на рост богатства во всех сферах и на всех уровнях общества в т.ч.: государства, регионов, отраслей, предприятий, негосударственных организаций и граждан.

     Государство должно регулировать  инновационные и образовательные процессы для обеспечения конкурентоспособности страны на мировых рынках, финансировать фундаментальные исследования и НИОКР, результаты которых не могут найти в ближайшее время применения в коммерческом секторе, т.к. бизнес не может взять на себя финансирование науки в полном объеме.

     Целями  государственной инновационной  политики являются: развитие науки, техники  и образования на мировом уровне, увеличение их вклада в развитие экономики страны, повышение конкурентоспособности страны на мировых рынках, улучшение экологии и др. Главные функции государства в креативном обществе – защита свободы, личности и собственности; активная поддержка предпринимательства; формирование институционной среды, способствующей созданию и распространению инноваций. В развитых странах мира государство играет большую роль в создании национальной инновационной системы и обеспечении ее эффективного функционирования18.

       Важную роль в инвестициях  в инновации должно играть  партнерство между государством и частным бизнесом. Как показывают международные финансовые и экономические кризисы, необходимо также иметь эффективную систему (механизмы и инструменты) обеспечения устойчивого количественного и качественного роста креативной экономики и безопасности национального богатства креативного общества.

     Бюджетно-налоговая система страны должна быть построена в интересах развития всего общества, а не отдельных социальных групп. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. КРЕАТИВНЫЙ ТРУД КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ 

2.1. Сущность понятия креативного труда в экономике 

    Ричард Флорида в отношении оценки креативного класса России написал следующее: «Даже согласно строгим из моих критериев, в России сейчас около 13 млн. представителей креативного класса, т.е. ей принадлежит второе после США место в мире по абсолютному числу работников, занятых в креативных профессиях. По проценту от общей рабочей силы это ставит ее на 16-е место.

    В мировом индексе креативности – комбинация разного рода показателей технологий, таланта и креативности – она попадает на несколько менее впечатляющее 25-е место.

    Другими словами, есть поводы для оптимизма, но впереди еще много работы». На основе исследований Ричарда Флориды, мы предприняли попытку исследовать не креативный класс в России, а креативный труд в рамках инновационного развития экономики.

    Необходимо  выделить, что отличительной особенностью креативного труда от традиционного  экономического представления заключается  в том, что главный инструмент в нем – это знания, ресурс – информация, а продукт – инновация19.

    Практически всеми учеными, занимающимися проблемами современного труда, начиная с 60-х  гг. прошлого века, отмечается общий  тренд в сторону наполнения труда  все более творческим содержанием  пусть и понимаемым в несколько  различных аспектах.

    На  основе вышесказанного, важнейшим качеством  работника нового типа нами полагается креативность. Развитие же инновационной же политики не может обойтись без включения креативного труда в различные стадии ее формирования (рис. 1).  

       

         Активная                                                                                       Пассивная

   инновационная политика                                                          инновационная политика                                             

      

    

    

      

    

      

      
 

    Рис 1. Формирование инновационной политики 

    На  первом этапе формируется платформа  инноваций – внедряется инновационный  менеджмент20. На втором – обеспечиваются научные разработки, расширение деятельности научных центров, инкубаторов, университетов. Третий этап включает в себя инфраструктурную подготовку (транспорт, связь, страхование, социальное обеспечение, сбыт) к технико-технологическим инновациям.

    И только на четвертом и пятом этапах осуществляется внедрение новых  техники и технологии. Креативный труд объединяет все стадии развития инновационной политики, он неразрывно связан с процессом формирования успешной инновационной политики, только с помощью креативного труда инновационная экономика способна развиваться в современных условиях.

    Актуальность  исследования  креативного труда как фактора инновационного развития экономики определена возрастанием роли креативных факторов в экономике и управлении бизнесом, в обеспечении конкурентоспособности, как отдельного предприятия, так и национальной экономики в целом. Современная экономика сегодня неразрывно связана с креативностью и креативными процессами в ней происходящими. В настоящее время информация и знания выступают в роли фундамента креативной экономики, играя роль неисчерпаемого ресурса в экономической деятельности.

    В XXI веке креативность становится важнейшим фактором повышения эффективности и конкурентоспособности современного производства. Развитие креативной экономики выступает как основа  выполнения приоритетных государственных задач. Проблемы и пути развития креативной экономики  постоянно обсуждают на самом высоком уровне.

    Углубление  процесса глобализации ведет к тому, что компании вынуждены вести  свою хозяйственную деятельность в  условиях ожесточенной конкуренции. В  связи с этим креативный труд с неизбежностью становится важнейшим инструментом повышения конкурентоспособности21.

    Эффективное освоение этого инструмента во многом предопределяет не только конкурентоспособность  компаний их применяющих, но и конкурентоспособность  экономики в целом.

    Так как исследование креативного труда  как фактора инновационного развития экономики не является законченным   Цель исследования – выявление роли креативного труда, как фактора инновационного развития экономики и повышения конкурентоспособности предприятий, а также разработка общих и специфических подходов, практических рекомендаций по использованию указанных технологий в качестве конкурентных преимуществ компаний в современных условиях.

    Поставленная  цель предопределила необходимость  решения следующих основных задач:

  • Более полно раскрыть роль креативного труда в области решения задач инновационного развития экономики в условиях современной конкурентной борьбы;
  • Выявить основные проблемы и особенности инновационного развития  экономики, связанные с процессом использования креативного труда.
  • Исследовать эволюцию и современные тенденции в использовании креативного труда в мировой и отечественной практике с позиции инновационного развития экономики;
  • Проанализировать практику использования креативного труда на предприятиях различных сфер и отраслей производства с целью повышения их конкурентоспособности;
  • Проанализировать особенности использования креативного труда в целях инновационного развития предприятий, выявить его особенную роль в формировании конкурентных преимуществ и на этой основе разработать рекомендации по оценке креативного труда.

    В процессе исследования необходимо учитывать  специфику креативного труда  и развития инновационной экономики  России на современном этапе. В итоге  исследования предполагается получить основные выводы о развитии креативного труда в России, а также особенностях влияния креативного труда на инновационное развитие экономики России. 
 
 
 

    2.2. Влияние креативного  труда на инновационной  развитие экономики           России 

    В конце августа был создан проект «Стратегия-2020», которая была подготовлена российскими учеными из Высшей школы экономики и Академии народного хозяйства. Теперь глава правительства должен отреагировать на документ, который, по сути, критикует его собственную политику. Однако, помимо критики, эксперты из ВШЭ и АНХиГС предлагают еще и несколько вариантов дальнейшего развития страны. 
В марте 2011 года премьер Владимир Путин попросил экспертов переделать «Стратегию 2020», которая была написана еще в 2008 году и поэтому свою актуальность уже потеряла, так как лежащие в ее основе макроэкономические прогнозы не пережили кризиса.

      Владимир Путин лично встретился  с экспертами и дал им задание, исправить ошибки правительства и придумать новую концепцию долгосрочного развития. Эксперты задание выполнили. «Стратегия-2020»вызвала неподдельный интерес. Каждый из предварительных вариантов громко обсуждался в СМИ. И вот теперь окончательная редакция находится в правительстве, и остается только ждать реакции власть предержащих22.

    Креатив и бюджетный передел 517-страничный документ, несмотря на ученый состав авторов, нельзя назвать чрезмерно сложным для понимания, и в этом, пожалуй, его достоинство. На самом деле логика «Стратегии-2020» прозрачна и предполагает несколько ключевых инициатив. 
Итак, до кризиса 2008–2009 годов экономика России росла высокими («азиатскими») темпами, но достичь высокого («европейского») уровня благополучия не успела. Сейчас темпы роста упали до «восточноевропейского» уровня и даже при дорогой нефти не увеличиваются. Поэтому если Россия хочет стать богатой, ей надо вернуться к высоким темпам роста.

    Высокий рост может обеспечить некий креативный класс — созидающие люди с высшим образованием (авторы документа не скрывают влияния книги Ричада Флориды «Креативный класс: люди, которые меняют будущее»). Стало быть, социальная политика должна поддерживать этот самый креативный класс.

    Чтобы креативный класс не уезжал из страны, надо улучшить деловой климат — снять административные барьеры, победить коррупцию. Для этого надо усилить защиту конкуренции, резко сократить функции госорганов по контролю над бизнесом и изменить мотивацию госаппарата.

    Помимо  этого, креативному классу нужно  создать комфортные условия жизни: хорошую медицину, инфраструктуру и качественные вузы для детей. 
Так как дополнительных источников поступления денег в бюджет для столь благих целей почти нет, то, как учит «Стратегия-2020», следует правильно перераспределить расходы и доходы бюджета. Ученые назвали это «бюджетным маневром».

    Другими словами, надо увеличить расходы на образование, здравоохранение, дорожное хозяйство, ИТ и связь. И одновременно надо снизить расходы по статьям «Национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность» и «Национальная экономика и ЖКХ». Кстати, «Стратегия-2020» предлагает также снизить расходы на инноград «Сколково», «Роснано», Олимпиаду в Сочи, транспорт и ЖКХ23.

    В XXI веке креативность становится важнейшим фактором повышения эффективности и конкурентоспособности современного производства. Развитие креативной экономики выступает как основа  выполнения приоритетных государственных задач. Проблемы и пути развития креативной экономики  постоянно обсуждают на самом высоком уровне.

    Углубление  процесса глобализации ведет к тому, что компании вынуждены вести свою хозяйственную деятельность в условиях ожесточенной конкуренции. В связи с этим креативный труд с неизбежностью становится важнейшим инструментом повышения конкурентоспособности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Сущность понятия креативного труда в экономике