Сущность понятия креативного труда в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:18, реферат

Краткое описание

Цель исследования – выявление роли креативного труда, как фактора инновационного развития экономики и повышения конкурентоспособности предприятий, а также разработка общих и специфических подходов, практических рекомендаций по использованию указанных технологий в качестве конкурентных преимуществ компаний в современных условиях.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих основных задач:
Более полно раскрыть роль креативного труда в области решения задач инновационного развития экономики в условиях современной конкурентной борьбы;
Выявить основные проблемы и особенности инновационного развития экономики, связанные с процессом использования креативного труда.
Исследовать эволюцию и современные тенденции в использовании креативного труда в мировой и отечественной практике с позиции инновационного развития экономики;
Проанализировать практику использования креативного труда на предприятиях различных сфер и отраслей производства с целью повышения их конкурентоспособности;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….....……..3
ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ………..…...…..7
1.1. Тенденции инновационного развития экономики России……………………....….7
1.2. Проблемы и перспективы инновационного развития экономики …………….….21
1.3. Модернизация системы социально-трудовых отношений как условие перехода к инновационной экономике………………………………………………………….
ГЛАВА 2. ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ……………….
2.1. Основные тенденции развития трудового потенциала и их влияние на социально-экономическую ситуацию в России……………………………………………………….
2.2. Формирование предложения рабочей силы на базе трудового потенциала и его основные характеристики…………………………………………………………………..
ГЛАВА 3. КРЕАТИВНЫЙ ТРУД КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………………………...……..…...27
3.1.Сущность понятия креативного труда в экономике……………………………..……27
3.2. Влияние креативного труда на инновационной развитие экономики России…………………………………………………………………………………….….31
3.3. Разработка механизма стимулирования креативных работников…………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………..………34

Файлы: 1 файл

реферат для поступления в аспирантуру.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

    Кроме того, стремление дать сжатое определение, удобное в использовании при сборе и обработке статистической информации, неизбежно приводит к пробелам в содержательном анализе.  
Несомненным достоинством данного определения является то, что авторы смогли все безграничное разнообразие функционального назначения инноваций вместить в три понятия: предметы, процессы, методы. Плюсом является и то, что внедрение новшеств органически связывается с воспроизводственной деятельностью: коммерческой деятельностью, производством, внешнеэкономической деятельностью. Однако перечисленных выше признаков оказывается совершенно недостаточно для выделения инновационной деятельности среди других форм воспроизводственной деятельности в рамках национальной экономики и, тем более, в рамках мирового хозяйства.

    Очевидно, например, что распространение инновации даже на уровне национальной экономики занимает длительное время – несколько десятков лет – и образует так называемый «инновационный цикл»10. В условиях ускоряющегося развития завершение одного инновационного цикла неизбежно накладывается на начало других циклов, переплетается с ними. При этом понятие инновации оказывается крайне неопределенным.  
Еще более рельефно эта закономерность выступает в системе мирового хозяйства. Об инновационности того или иного внедрения нельзя судить с позиции отдельной фирмы и даже национальной экономики. Характер внедряемого новшества всегда относителен и может быть измерен в системе определенных координат. Такими координатами могут служить: прошлое состояние улучшаемого предмета или процесса у конкретного субъекта; состояние улучшаемого предмета или процесса у конкурирующих субъектов на рынке; техническая возможность улучшения предмета или процесса.

     Как показывает практика, догоняющие инновации (объективно имеющие место в первоначальной фазе развития, а также в фазе стабилизации или падения динамики спроса) на какое-то время способны повысить конкурентоспособность хозяйствующего субъекта, осуществляющего внедрение. Но конкурентоспособность сохраняется до тех пор, пока существует рынок для производимой продукции. Общей закономерностью является абсолютное и относительное сокращение рынка на продукцию, перестающую быть инновационной.

    Конечно, использование такого понятия, как «достаточно длительный период», отличается высокой степенью неопределенности. Очевидно, что повышение уровня определенности будет происходить при связывании расчета с длительностью инновационного и воспроизводственного циклов. Последние специфичны для конкретных стран, сфер и отраслей экономики. Общий подход к пониманию содержания инноваций и инновационного развития, к сожалению, не учитывает их места в инновационном цикле, различий в формах и путях осуществления внедрений, состояния инновационного процесса.

    Именно это наблюдается в России. Рассмотрим лишь один аспект.  
В российской экономике, бесспорно, имеют место инновационный процесс и инновационное развитие. Но их наличие не дает основания считать, что российская экономика является инновационной11.Прежде всего, звенья инновационного процесса крайне непропорционально развиты и искаженно связаны с национальным и мировым воспроизводством. Российская Федерация, входя в группу восьми наиболее развитых стран мира, по абсолютным размерам расходов на НИОКР и их доле в ВВП находится среди не самых развитых в экономическом отношении стран. В структуре экспорта России наукоемкая и высокотехнологичная продукция занимает непропорционально мало места (по сравнению с высокоразвитыми странами). Основная часть инноваций сосредоточена преимущественно в немногих отраслях (оборонной, добывающей, космической, атомной и некоторых отраслях пищевой промышленности). Конечно, в такой огромной стране, как Россия, инновации можно найти практически в любой отрасли. Но это само по себе еще не характеризует масштаб инновационной деятельности и ее уровень.

    В современной глобализирующейся экономике особое значение приобретает различие в положении отдельных производственных отраслей и фирм с точки зрения участия в генерации и использовании изобретений различных уровней12.

    Используя этот критерий, можно выделить следующие группы фирм и отраслей: а) генерирующие научные и технические достижения и материализующие их в средствах производства (включая технологии). Эти инновации применяются другими фирмами в той же отрасли или других отраслях. Во многих случаях одни и те же фирмы разрабатывают не только новые предметы потребления (особенно предметы длительного пользования), но и технику и технологию для их изготовления;  
б) генерирующие научные и технические достижения и материализующие их в предметах потребления; в) использующие научно-технические достижения, генерируемые другими фирмами и отраслями, для производства средств производства и предметов потребления; г) использующие готовую продукцию других фирм и отраслей, в которой материализованы изобретения, для собственного производства (генерация и использование могут иметь разные научно-технические уровни и разную отраслевую принадлежность). 

    Место отдельной фирмы, отрасли, национальной экономики в системе «генерация–использование», соотношение ролей генератора или пользователя, исполняемых ими на протяжении определенного отрезка времени, оказывают огромное воздействие не только на абсолютную величину их экономических показателей, но и на изменение их удельного веса в динамике мировой экономики. Так, США на протяжении многих десятилетий остаются крупнейшим в мире информационным, генерирующим и одновременно использующим центром. Япония долгое время (с конца 1940-х до середины 1980-х годов) делала упор на усовершенствование изобретений, сделанных в других странах (главным образом в США и ЕС).

    Национальная экономика может специализироваться на протяжении известного исторического этапа на использовании уже материализованных изобретений. В частности, удовлетворение спроса на научно-технические решения для сырьевых отраслей может осуществляться (и нередко осуществляется) за пределами сырьевой экономики. Анализ показывает, что в подавляющем большинстве случаев в РФ (за исключением, пожалуй, ВПК, космической и атомной отраслей) внедрение новинок происходит за счет импорта зарубежной техники, общей и информационных технологий, организационных форм.

    В глобальном инновационном процессе российская экономика оказывается замыкающим звеном. Это оказывает весьма противоречивое воздействие не только на течение инновационного процесса в Российской Федерации, но и на ее общее экономическое развитие13. Нельзя обеспечить переход к инновационной экономике, не внося радикальных качественных и количественных изменений в течение российского инновационного процесса. Необходимо органическое включение национального инновационного процесса в глобальный, освобождение от объятий «голландской болезни» и некоторых других проблем. 
 

    1. Инновационно-креативная экономика в России
 
 

     Современные экономика и общество в развитых странах все в большей степени  становятся креативными  (творческими), главными продуктами которых являются новые идеи и инновации в различных областях человеческой деятельности14. В развитых странах креативность становится и основным источником экономической ценности. Интеллектуальная собственность приходит на смену таким ресурсам, как земля, рабочая сила, капитал в качестве наиболее ценного экономического ресурса. В настоящее время на стадии креативного развития находятся США, Япония, Южная Корея. Стремятся перейти к этой стадии страны Европейский Союз и Китай.

     В развитии креативного общества главную  роль играют новые идеи и инновации. Объектами инновационного развития в креативном обществе становятся все  его сферы: экономика, наука, техника, политика, социальная сфера, регионы, отрасли, предприятия, товары, технологии, образование, культура, искусство, спорт и другие сферы.

     Без креативного общества не может быть креативной экономики. В креативном обществе в наибольшей степени раскрывается творческий потенциал людей.  Можно  предположить, что в результате своего развития человечество перейдет на креативный уровень, т.е. станет креативным человечеством.

     Как показывает опыт развитых стран (США, Японии, Швеции, Германии и других) основными  характеристиками креативного общества являются: общество основано на принципах гуманизма, либерализма и демократии;  основу креативного общества составляют правовое государство, гражданское

общество, предпринимательство и инновации; целями общества являются богатство, сила и развитие; экономика креативного общества является социально-ориентированной, рыночной и инновационной; важнейшую роль в креативном обществе играет наличие креативного класса, то есть людей занимающихся инновационными разработками в различных областях (ученые, инженеры, преподаватели ВУЗов, архитекторы, дизайнеры, писатели, журналисты и др.).

     Характеристиками  креативного общества являются также: систематическое инвестирование в инновации в различных сферах  (экономика, наука, техника, социальная сфера, политика, культура и др.); рост практической отдачи от затрат на инновации; рост количества профессионалов, занятых креативной работой в различных областях; развитие венчурного капитала; развитие инновационных инфраструктур (технопарки, инновационно-технологические центры и комплексы, инновационные венчурные фирмы, бизнес–инкубаторы).

     Важнейшим фактором развития креативного общества является его интеллектуальный потенциал15. В качестве элементов интеллектуального потенциала креативного общества предлагается рассматривать: человеческий потенциал (здравоохранение, воспитание, образование, физ-

культура, спорт, культура, искусство, уровень  жизни, здоровье, занятость, демография, профессиональный уровень, интеллект  граждан); организационный потенциал (инфраструктура образования, науки  и НИОКР,

численность и структура магистрантов, аспирантов, кандидатов и докторов наук, финансирование, законодательство, коммуникации); информационный потенциал (знания, информационные системы и технологии); международный потенциал (имидж страны, экономические, политические,

образовательные, научные, культурные и другие связи  с зарубежными странами); процессный потенциал (современные методы и технологии в области экономики, производства, менеджмента, в социальной сфере и др.);

структурный потенциал (структура экономики и общества, партии, предпринимательские и общественные организации и союзы); инновационный потенциал (направления фундаментальных и прикладных НИОКР и ТР (технологических разработок), их финансирование, инновации, изобретательская активность населения, защита объектов интеллектуальной собственности); потенциал конкурентоспособности  (отраслевая структура конкурентоспособности, связи с рынками, развитие высокотехнологичных производств, их доля в ВВП и экспорте)16.

     За  счет взаимодействия всех этих элементов  достигается эффект синергии, многократно усиливающий интеллектуальный потенциал креативного общества и повышающий эффективность его функционирования и развития. Интеллектуальный потенциал общества связан также с уровнем его культуры. Высокий уровень культуры способствует высокому уровню интеллектуального потенциала, а низкий – снижает его.

     Основными факторами роста креативной экономики  являются человеческий потенциал, внутренний спрос, инновации, инвестиции; обеспечивающими факторами являются эффективный креативный, инновационный, инвестиционный, производственный и социальный менеджмент; дополнительным фактором является внешний спрос.

     Признаками  креативной  (инновационно-креативной)   экономики являются непрерывное инновационное развитие, большая роль человеческого капитала в инновационном развитии страны; инвестиции в новые товары, услуги, технологии, в развитие человеческого капитала; большая доля наукоемкой продукции в ВВП; конкуренция на основе инноваций; специализация и кооперация в области инновационной деятельности хозяйствующих субъектов; создание комплексов производств имеющих межотраслевой и глобальный характер; высокая наукоемкость производства и высокий уровень профессиональной подготовки работников, защита объектов интеллектуальной собственности.

     Важнейшей характеристикой инновационно–креативной экономики является наличие индустрии инноваций, под которой понимается сфера разработки, производства и реализации конкурентоспособных инноваций в массовом масштабе.

Индустрия инноваций должна охватывать все  отрасли экономики и социальную сферу, а инновации должны носить отраслевой и межотраслевой характер. Целями индустрии инноваций являются модернизация и развитие всех отраслей экономики и сфер жизни общества, повышение уровня и качества жизни граждан, рост эффективности, наукоемкости и качества труда и производства во всех отраслях экономики, обеспечение конкурентоспособности страны на мировых рынках.

     Задачами  индустрии инноваций являются инновационное развитие всех отраслей экономики и сфер общества в кратко-, средне- и долгосрочном периодах. Главным объектом управления в индустрии инноваций является инновационный цикл: «исследования–разработки–производство–распространение–использование инноваций» во всех сферах экономики и общества. Основными элементами индустрии инноваций должны стать инновационные центры, которые должны быть созданы во всех отраслях и регионах страны.

Информация о работе Сущность понятия креативного труда в экономике