Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:18, реферат
Цель исследования – выявление роли креативного труда, как фактора инновационного развития экономики и повышения конкурентоспособности предприятий, а также разработка общих и специфических подходов, практических рекомендаций по использованию указанных технологий в качестве конкурентных преимуществ компаний в современных условиях.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих основных задач:
Более полно раскрыть роль креативного труда в области решения задач инновационного развития экономики в условиях современной конкурентной борьбы;
Выявить основные проблемы и особенности инновационного развития экономики, связанные с процессом использования креативного труда.
Исследовать эволюцию и современные тенденции в использовании креативного труда в мировой и отечественной практике с позиции инновационного развития экономики;
Проанализировать практику использования креативного труда на предприятиях различных сфер и отраслей производства с целью повышения их конкурентоспособности;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….....……..3
ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ………..…...…..7
1.1. Тенденции инновационного развития экономики России……………………....….7
1.2. Проблемы и перспективы инновационного развития экономики …………….….21
1.3. Модернизация системы социально-трудовых отношений как условие перехода к инновационной экономике………………………………………………………….
ГЛАВА 2. ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ……………….
2.1. Основные тенденции развития трудового потенциала и их влияние на социально-экономическую ситуацию в России……………………………………………………….
2.2. Формирование предложения рабочей силы на базе трудового потенциала и его основные характеристики…………………………………………………………………..
ГЛАВА 3. КРЕАТИВНЫЙ ТРУД КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………………………...……..…...27
3.1.Сущность понятия креативного труда в экономике……………………………..……27
3.2. Влияние креативного труда на инновационной развитие экономики России…………………………………………………………………………………….….31
3.3. Разработка механизма стимулирования креативных работников…………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………..………34
Кроме
того, стремление дать сжатое определение,
удобное в использовании при сборе и обработке
статистической информации, неизбежно
приводит к пробелам в содержательном
анализе.
Несомненным достоинством данного определения
является то, что авторы смогли все безграничное
разнообразие функционального назначения
инноваций вместить в три понятия: предметы,
процессы, методы. Плюсом является и то,
что внедрение новшеств органически связывается
с воспроизводственной деятельностью:
коммерческой деятельностью, производством,
внешнеэкономической деятельностью. Однако
перечисленных выше признаков оказывается
совершенно недостаточно для выделения
инновационной деятельности среди других
форм воспроизводственной деятельности
в рамках национальной экономики и, тем
более, в рамках мирового хозяйства.
Очевидно,
например, что распространение инновации
даже на уровне национальной экономики
занимает длительное время – несколько
десятков лет – и образует так называемый
«инновационный цикл»10. В условиях
ускоряющегося развития завершение одного
инновационного цикла неизбежно накладывается
на начало других циклов, переплетается
с ними. При этом понятие инновации оказывается
крайне неопределенным.
Еще более рельефно эта закономерность
выступает в системе мирового хозяйства.
Об инновационности того или иного внедрения
нельзя судить с позиции отдельной фирмы
и даже национальной экономики. Характер
внедряемого новшества всегда относителен
и может быть измерен в системе определенных
координат. Такими координатами могут
служить: прошлое состояние улучшаемого
предмета или процесса у конкретного субъекта;
состояние улучшаемого предмета или процесса
у конкурирующих субъектов на рынке; техническая
возможность улучшения предмета или процесса.
Как показывает практика, догоняющие инновации (объективно имеющие место в первоначальной фазе развития, а также в фазе стабилизации или падения динамики спроса) на какое-то время способны повысить конкурентоспособность хозяйствующего субъекта, осуществляющего внедрение. Но конкурентоспособность сохраняется до тех пор, пока существует рынок для производимой продукции. Общей закономерностью является абсолютное и относительное сокращение рынка на продукцию, перестающую быть инновационной.
Конечно, использование такого понятия, как «достаточно длительный период», отличается высокой степенью неопределенности. Очевидно, что повышение уровня определенности будет происходить при связывании расчета с длительностью инновационного и воспроизводственного циклов. Последние специфичны для конкретных стран, сфер и отраслей экономики. Общий подход к пониманию содержания инноваций и инновационного развития, к сожалению, не учитывает их места в инновационном цикле, различий в формах и путях осуществления внедрений, состояния инновационного процесса.
Именно
это наблюдается в России. Рассмотрим
лишь один аспект.
В российской экономике, бесспорно, имеют
место инновационный процесс и инновационное
развитие. Но их наличие не дает основания
считать, что российская экономика является
инновационной11.Прежде всего, звенья
инновационного процесса крайне непропорционально
развиты и искаженно связаны с национальным
и мировым воспроизводством. Российская
Федерация, входя в группу восьми наиболее
развитых стран мира, по абсолютным размерам
расходов на НИОКР и их доле в ВВП находится
среди не самых развитых в экономическом
отношении стран. В структуре экспорта
России наукоемкая и высокотехнологичная
продукция занимает непропорционально
мало места (по сравнению с высокоразвитыми
странами). Основная часть инноваций сосредоточена
преимущественно в немногих отраслях
(оборонной, добывающей, космической, атомной
и некоторых отраслях пищевой промышленности).
Конечно, в такой огромной стране, как
Россия, инновации можно найти практически
в любой отрасли. Но это само по себе еще
не характеризует масштаб инновационной
деятельности и ее уровень.
В современной глобализирующейся экономике особое значение приобретает различие в положении отдельных производственных отраслей и фирм с точки зрения участия в генерации и использовании изобретений различных уровней12.
Используя
этот критерий, можно выделить следующие
группы фирм и отраслей: а) генерирующие
научные и технические достижения и материализующие
их в средствах производства (включая
технологии). Эти инновации применяются
другими фирмами в той же отрасли или других
отраслях. Во многих случаях одни и те
же фирмы разрабатывают не только новые
предметы потребления (особенно предметы
длительного пользования), но и технику
и технологию для их изготовления;
б) генерирующие научные и технические
достижения и материализующие их в предметах
потребления; в) использующие научно-технические
достижения, генерируемые другими фирмами
и отраслями, для производства средств
производства и предметов потребления;
г) использующие готовую продукцию других
фирм и отраслей, в которой материализованы
изобретения, для собственного производства
(генерация и использование могут иметь
разные научно-технические уровни и разную
отраслевую принадлежность).
Место отдельной фирмы, отрасли, национальной экономики в системе «генерация–использование», соотношение ролей генератора или пользователя, исполняемых ими на протяжении определенного отрезка времени, оказывают огромное воздействие не только на абсолютную величину их экономических показателей, но и на изменение их удельного веса в динамике мировой экономики. Так, США на протяжении многих десятилетий остаются крупнейшим в мире информационным, генерирующим и одновременно использующим центром. Япония долгое время (с конца 1940-х до середины 1980-х годов) делала упор на усовершенствование изобретений, сделанных в других странах (главным образом в США и ЕС).
Национальная экономика может специализироваться на протяжении известного исторического этапа на использовании уже материализованных изобретений. В частности, удовлетворение спроса на научно-технические решения для сырьевых отраслей может осуществляться (и нередко осуществляется) за пределами сырьевой экономики. Анализ показывает, что в подавляющем большинстве случаев в РФ (за исключением, пожалуй, ВПК, космической и атомной отраслей) внедрение новинок происходит за счет импорта зарубежной техники, общей и информационных технологий, организационных форм.
В
глобальном инновационном процессе российская
экономика оказывается замыкающим звеном.
Это оказывает весьма противоречивое
воздействие не только на течение инновационного
процесса в Российской Федерации, но и
на ее общее экономическое развитие13.
Нельзя обеспечить переход к инновационной
экономике, не внося радикальных качественных
и количественных изменений в течение
российского инновационного процесса.
Необходимо органическое включение национального
инновационного процесса в глобальный,
освобождение от объятий «голландской
болезни» и некоторых других проблем.
Современные экономика и общество в развитых странах все в большей степени становятся креативными (творческими), главными продуктами которых являются новые идеи и инновации в различных областях человеческой деятельности14. В развитых странах креативность становится и основным источником экономической ценности. Интеллектуальная собственность приходит на смену таким ресурсам, как земля, рабочая сила, капитал в качестве наиболее ценного экономического ресурса. В настоящее время на стадии креативного развития находятся США, Япония, Южная Корея. Стремятся перейти к этой стадии страны Европейский Союз и Китай.
В развитии креативного общества главную роль играют новые идеи и инновации. Объектами инновационного развития в креативном обществе становятся все его сферы: экономика, наука, техника, политика, социальная сфера, регионы, отрасли, предприятия, товары, технологии, образование, культура, искусство, спорт и другие сферы.
Без креативного общества не может быть креативной экономики. В креативном обществе в наибольшей степени раскрывается творческий потенциал людей. Можно предположить, что в результате своего развития человечество перейдет на креативный уровень, т.е. станет креативным человечеством.
Как показывает опыт развитых стран (США, Японии, Швеции, Германии и других) основными характеристиками креативного общества являются: общество основано на принципах гуманизма, либерализма и демократии; основу креативного общества составляют правовое государство, гражданское
общество,
предпринимательство и
Характеристиками креативного общества являются также: систематическое инвестирование в инновации в различных сферах (экономика, наука, техника, социальная сфера, политика, культура и др.); рост практической отдачи от затрат на инновации; рост количества профессионалов, занятых креативной работой в различных областях; развитие венчурного капитала; развитие инновационных инфраструктур (технопарки, инновационно-технологические центры и комплексы, инновационные венчурные фирмы, бизнес–инкубаторы).
Важнейшим фактором развития креативного общества является его интеллектуальный потенциал15. В качестве элементов интеллектуального потенциала креативного общества предлагается рассматривать: человеческий потенциал (здравоохранение, воспитание, образование, физ-
культура, спорт, культура, искусство, уровень жизни, здоровье, занятость, демография, профессиональный уровень, интеллект граждан); организационный потенциал (инфраструктура образования, науки и НИОКР,
численность и структура магистрантов, аспирантов, кандидатов и докторов наук, финансирование, законодательство, коммуникации); информационный потенциал (знания, информационные системы и технологии); международный потенциал (имидж страны, экономические, политические,
образовательные, научные, культурные и другие связи с зарубежными странами); процессный потенциал (современные методы и технологии в области экономики, производства, менеджмента, в социальной сфере и др.);
структурный потенциал (структура экономики и общества, партии, предпринимательские и общественные организации и союзы); инновационный потенциал (направления фундаментальных и прикладных НИОКР и ТР (технологических разработок), их финансирование, инновации, изобретательская активность населения, защита объектов интеллектуальной собственности); потенциал конкурентоспособности (отраслевая структура конкурентоспособности, связи с рынками, развитие высокотехнологичных производств, их доля в ВВП и экспорте)16.
За счет взаимодействия всех этих элементов достигается эффект синергии, многократно усиливающий интеллектуальный потенциал креативного общества и повышающий эффективность его функционирования и развития. Интеллектуальный потенциал общества связан также с уровнем его культуры. Высокий уровень культуры способствует высокому уровню интеллектуального потенциала, а низкий – снижает его.
Основными факторами роста креативной экономики являются человеческий потенциал, внутренний спрос, инновации, инвестиции; обеспечивающими факторами являются эффективный креативный, инновационный, инвестиционный, производственный и социальный менеджмент; дополнительным фактором является внешний спрос.
Признаками креативной (инновационно-креативной) экономики являются непрерывное инновационное развитие, большая роль человеческого капитала в инновационном развитии страны; инвестиции в новые товары, услуги, технологии, в развитие человеческого капитала; большая доля наукоемкой продукции в ВВП; конкуренция на основе инноваций; специализация и кооперация в области инновационной деятельности хозяйствующих субъектов; создание комплексов производств имеющих межотраслевой и глобальный характер; высокая наукоемкость производства и высокий уровень профессиональной подготовки работников, защита объектов интеллектуальной собственности.
Важнейшей характеристикой инновационно–креативной экономики является наличие индустрии инноваций, под которой понимается сфера разработки, производства и реализации конкурентоспособных инноваций в массовом масштабе.
Индустрия инноваций должна охватывать все отрасли экономики и социальную сферу, а инновации должны носить отраслевой и межотраслевой характер. Целями индустрии инноваций являются модернизация и развитие всех отраслей экономики и сфер жизни общества, повышение уровня и качества жизни граждан, рост эффективности, наукоемкости и качества труда и производства во всех отраслях экономики, обеспечение конкурентоспособности страны на мировых рынках.
Задачами
индустрии инноваций являются инновационное
развитие всех отраслей экономики и сфер
общества в кратко-, средне- и долгосрочном
периодах. Главным объектом управления
в индустрии инноваций является инновационный
цикл: «исследования–разработки–
Информация о работе Сущность понятия креативного труда в экономике