Сущность оптового товарооборота, значение, классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:52, доклад

Краткое описание

Основным показателем, характеризующим оптовую торговлю, является оптовый товарооборот. Под оптовым товарооборотом понимается продажа товаров несобственного производства и без видоизменения юридическим лицам, обособленным подразделениям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям с целью их дальнейшей перепродажи или профессионального использования.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 19.90 Кб (Скачать)

Сущность  оптового товарооборота, значение, классификация.

  Основным  показателем, характеризующим оптовую  торговлю, является оптовый товарооборот. Под оптовым товарооборотом понимается продажа товаров несобственного производства и без видоизменения юридическим лицам, обособленным подразделениям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям с целью их дальнейшей перепродажи или профессионального использования.

  В экономической практике различают  оптовый товарооборот по реализации товаров. Он представляет собой оптовую продажу товаров в пределах региона рыночным покупателям. Для системы потребительской кооперации в их качестве могут выступать районные потребительские общества и их хозрасчетные подразделения, организации общественного питания и заготовительно-перерабатывающего комплекса.

  Практическую  значимость имеет  классификация оптового товарооборота.

   По формам товародвижения.

  Традиционно различали следующие виды оптового товарооборота:

  • оптово-складской оборот, представляющий собой оптовую продажу товаров со складов оптовых организаций;
  • транзитный оборот, определяемый как поставка товаров непосредственно покупателям, минуя склады, однако при участии оптовой организации. В практической деятельности выделяли два вида транзитного оборота:

  транзит оплаченный (оптовая организация  обеспечивает оплату товаров);

  транзит неоплаченный (оптовая организация  обеспечивает только процесс товародвижения).

  Согласно  действующей форме  статистической отчетности №1-опт «Отчет о деятельности предприятий оптовой торговли» (раздел 1), различают следующие виды оборота организаций оптовой торговли:

  • оптовый товарооборот, в том числе оборот магазинов-складов;
  • розничный товарооборот торговли;
  • розничный товарооборот общественного питания;
  • оборот торгового посредничества;
  • оборот от прочих видов деятельности.

  Оборот  торгового посредничества можно  рассматривать как предпринимательскую деятельность по торговле товарами несобственного производства, осуществляемую посредниками, совершающими сделки по купле-продаже товаров от своего имени, но за счет других лиц или фирм по договорам комиссии, в установленном законодательством порядке. Продажа товаров на условиях консигнации является одной из разновидностей договора комиссии. Оборот торгового посредничества показывается в размере комиссионных, включая налог на добавленную стоимость.

  Различают следующие показатели оптового товарооборота:

  • оптовая реализация товаров;
  • поступление товаров в оптовые организации;
  • товарные запасы в оптовом звене на начало и конец периода.

  Показатели  оптового товарооборота находятся  в балансовой увязке, имеющей, как правило, развернутую и сокращенную формы. При этом показатель оптовой реализации учитывается по общему объему и в ассортименте. С целью обеспечения сопоставимости анализа с розничным оборотом зоны обслуживания учет, анализ и планирование оптового товарооборота и его показателей осуществляется в свободных розничных ценах.

  Для целей статистического наблюдения оптовый товарооборот учитывается по отгруженным товарам в фактических отпускных ценах организаций, включая налог на добавленную стоимость, акцизы и прочие налоги, а также торговую наценку, входящие в отпускную цену товара, независимо от того, произведен расчет с организацией оптовой торговли за эти товары или нет.

  Юридические лица и их обособленные подразделения всех форм собственности, осуществляющие оптовую торговлю товарами несобственного производства как основной вид деятельности, составляют Отчет по форме № 1-опт, который заполняется за полугодие и год нарастающим итогом с начала года согласно Инструкции по заполнению государственной статистической отчетности о деятельности предприятий оптовой торговли (форма № 1-опт) (утверждено Постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 04.07. 2003 г. № 69).

  В объем оптового товарооборота  включаются:

  • стоимость товаров, отгруженных на внутренний рынок республики;
  • стоимость товаров, отгруженных на экспорт;
  • стоимость товаров, отгруженных по товарообменным (бартерным) операциям;
  • стоимость товаров, отгруженных в обмен на предоставленные работы, услуги.

  В объем оптового товарооборота  не включаются:

  • стоимость товаров, отпущенных для переработки на собственном производстве, а также на внутрихозяйственные нужды организации;
  • стоимость товаров, а также продукции собственного производства, отпущенных организацией в собственную розничную сеть (структурным подразделениям);
  • стоимость товаров, отпущенных на давальческих условиях в другие организации для промышленной переработки или доработки;
  • стоимость товаров для закладки в государственный резерв;
  • стоимость тары, проданной с товаром, на которую установлены залоговые цены.

  Стоимость возвращенных покупателем товаров, если возврат имел место, должна быть вычтена из оптового товарооборота по моменту возврата товара.

  Применительно к деятельности оптового звена потребительской кооперации Республики Беларусь в оптовый оборот включаются следующие виды операций:

  • продажа товаров районным потребительским обществам для дальнейшей реализации их покупателям;
  • продажа товаров непосредственно хозрасчетным торговым организациям;
  • продажа товаров хозрасчетным производственным организациям для переработки, если готовые изделия, выработанные из этих товаров, не возвращаются на склад оптовой организации для дальнейшей продажи;
  • продажа товаров одними торговыми базами обл- потребсоюзов другим оптовым базам своего союза;
  • продажа отдельных товаров со складов оптовых баз торговым организациям, хозрасчетным производственным организациям потребительской кооперации других областей, а также организациям торговли государственной формы собственности;
  • оборот по мелкооптовой посылочной торговле.

  Оптовый товарооборот является важнейшим экономическим показателем организаций оптовой торговли. Его значимость в условиях рынка заключается в нижеследующем .

  1. Оптовый товарооборот является  необходимым элементом товарных  связей между производством и  розничной торговлей, обеспечивающим  рациональную организацию товародвижения.

    1. Оптовый товарооборот как экономический показатель характеризует объем и структуру поставок товаров народного потребления розничным торговым организациям и другим оптовым покупателям. В конечном счете оптовый товарооборот работает на более полное удовлетворение платежеспособного спроса населения в товарах и услугах.
    2. Оптовый товарооборот является основным объемным и оценочным показателем организаций оптового звена. В условиях формирования рыночных структур особое значение приобретает анализ оптовой реализации товаров в увязке с конечными финансовыми результатами оптовых организаций с точки зрения ее влияния на рост доходности и рентабельности их деятельности.

  Экономическая характеристика оптового товарооборота потребительской кооперации Республики Беларусь может быть представлена нижеследующим образом.

      1. Оптовое звено потребительской кооперации Республики Беларусь представлено оптовыми организациями на районном, областном и республиканском уровнях.

  В 2005 г. общий оборот оптовых организаций  Бел- коопсоюза составил 439,6 млрд р., в том числе оптовый оборот - 378,5 млрд р.

  Стоимость товаров, реализованных по договорам  комиссии, достигала 52,1 млрд р., а оборот торгового посредничества получен  в размере 5,3 млрд р. Удельный вес оптового звена потребительской кооперации в оптовом товарообороте Республики Беларусь достиг 1,4%.

  За  последние годы наблюдается тенденция  снижения количественных параметров развития материально-технического потенциала кооперативного оптового звена.

      1. Оптовая торговля потребительской кооперации Республики Беларусь оказалась недостаточно подготовленной к формированию рыночной экономики. Разрыв хозяйственных связей, нарушение договорной дисциплины, ценовая инфляция, жесткая налоговая и кредитная политика привели к резкому сокращению объемов оптовой реализации. Специфика сельской торговли потребительской кооперации требует наличия оптовых посредников для обеспечения розничных торговых организаций универсальной номенклатурой товаров массового спроса. Такими посредниками являются межрайонные оптовые базы и районные оптово-розничные организации. Однако доля межрайонного опта в обеспечении товарами розничных торговых организаций резко сократилась. Доля поставок товаров в магазины районными оптовыми торговыми организациями, наоборот, возросла и составляет на текущий момент около 45%. Указанные тенденции, а также стремление розничных торговых организаций напрямую получать товар, распределяя в свою пользу весь размер торговой надбавки, привели к сокращению звенности товародвижения.

  Особенно  сложное положение характерно для  межрайонного опта потребительской кооперации. Розничная торговая сеть межрайбаз, расположенная в городах, работает с убытками, основной причиной которых являются недостаточные объемы товарооборота. В системе не уделяется должного внимания совершенствованию и повышению эффективности договорных отношений с поставщиками товаров, имеют место факты просроченной задолженности за товары.

  Для оптовых организаций потребительской  кооперации приоритетными направлениями их деятельности в ходе становления рыночных отношений станут поиск оптимальных систем товароснабжения торговой сети, сокращение посредников на пути продвижения товаров от производителей к потребителям, активизация работы во внешнеторговой деятельности с максимальным использованием доли поставки собственных товарных ресурсов и товаров отечественных производителей, развитие нетрадиционных видов деятельности, создание оптовых продовольственных рынков, транспортно-экспедиционных организаций, складов гарантированного хранения товаров.

Информация о работе Сущность оптового товарооборота, значение, классификация