Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 19:53, контрольная работа
Обеспечение энергетической безопасности как важнейшей составляющей всей системы экономической и национальной безопасности является одним из условий устойчивости системы экономических, социальных и экологических параметров, определяющих качество жизни населения и являющихся по своей сути показателями эффективности государственного управления.
Сущность категории "энергетическая безопасность" и ее
место в общей структуре безопасности
А.Р. Гафуров
Экономический факультет МГТУ, финансов, бухгалтерского учета
и управления экономическими системами
1. Введение
Независимо от исторической эпохи жизнедеятельность и безопасность любого государства всегда были неразрывно связаны с наличием стратегических ресурсов как источника формирования национального потенциала, постоянно эволюционирующего во времени и изменяющегося в контексте мирового научного процесса, способного обеспечивать поступательное, динамичное развитие нации и гарантировать ее безопасность. Обеспечение энергетической безопасности как важнейшей составляющей всей системы экономической и национальной безопасности является одним из условий устойчивости системы экономических, социальных и экологических параметров, определяющих качество жизни населения и являющихся по своей сути показателями эффективности государственного управления.
Энергетическая безопасность России опирается на богатейшую сырьевую базу стратегических ресурсов и созданный производственный потенциал топливно-энергетического комплекса (ТЭК), способные обеспечивать поступательное развитие страны, гарантировать ее безопасность. Однако в последние десятилетия, несмотря на энергетическую независимость и самостоятельность, перед Россией все острее встает проблема энергетической безопасности, что связано с неуклонным уменьшением запасов вовлекаемых в освоение объектов и ухудшением характеристик запасов данных месторождений при том, что экспорт сырья, особенно углеводородного, продолжает неуклонно расти.
2. Энергетическая безопасность региона как фактор экономической безопасности
Основными тенденциями, которые оказывают значительное влияние на экономику России, являются глобализация как последствие интернационализации мировой экономики, и регионализация как результат особого внимания к проблемам отдельных регионов в силу и с учетом их специфики в рамках общей (общенациональной) политики, проводимой в государстве. И если основным принципом глобализации является открытость национального пространства информационным, финансовым и другим потокам, действующим в мировой экономической системе, то основным принципом регионализации является защита территории от внешнего влияния путем использования экономических преимуществ регионов. Произошедшее усиление регионализации экономики привело к росту дифференциации регионов по уровню их социально-экономического развития, а, следовательно, и по уровню экономической и энергетической безопасности.
Неравномерность
размещения запасов топливно-
Рассмотрим проблему энергетической безопасности региона с точки зрения взаимообусловленности с экономической безопасностью, опираясь при этом на три основных подхода к пониманию взаимовлияния и взаимосвязи энергетической, экономической и национальной безопасности, предложенных М.Ю. Ксенофонтовым (2002).
При первом подходе энергетическая безопасность выступает как важнейший и незаменимый фактор поддержания требуемого уровня экономической безопасности, которая, в свою очередь, наряду с политической, социальной, оборонной и др. формирует национальную безопасность, а, следовательно, и общую защищенность страны, экономики, региона, личности. Применительно к регионам, при разработке стратегии обеспечения энергетической безопасности региона согласно первому подходу приоритет должен отдаваться развитию экономики, а энергетика лишь помогает ее развитию. Такой подход можно применять при разработке стратегии обеспечения энергетической безопасности для энергоизбыточных регионов, там, где проблемы энергетики можно отодвинуть на второй план, где важнее развивать другие отрасли, инфраструктуру и т.п.
Второй подход предполагает влияние состояния национальной безопасности, меняющегося в силу диалектики непрерывного развития общества, на уровень экономической, а впоследствии и на уровень энергетической безопасности государства.
В России с ее сложившейся структурой экономики, во многом ориентированной на топливно-энергетический сектор, экономическую безопасность регионов ставят в определенную зависимость от показателей их энергетики. Но, в то же время, работа энергетического комплекса находится в зависимости от экономических условий региона уже потому, что системы энергетики являются подсистемами экономики (Благодатских и др., 1998). Поэтому приоритет отдается развитию энергетики, предопределяющей соответствующий ему вариант развития экономики региона. Данный подход может быть использован при разработке стратегии для регионов, где энергетические отрасли являются преобладающими, то есть регионы с ярко выраженной энергетической направленностью.
Однако постоянное изменение внешней и внутренней среды, тесная связь между различными отраслями и сферами экономики требуют интегрированного подхода при определении места энергетической безопасности в общей структуре безопасности. То есть можно говорить о сложном динамическом процессе взаимовлияния и взаимопроникновения энергетической, экономической и национальной безопасности в общей структуре безопасности общества (Язев, 2003). При этом необходимо также учитывать, что каждый из видов безопасности, с одной стороны, являясь составной частью национальной безопасности, с другой – как равноправные категории, могут достаточно ярко проявляться в сфере действия друг друга, усиливая или ослабляя свое влияние.
Таким образом, наиболее предпочтительным для большинства регионов России можно считать третий подход, предполагающий органичное сочетание энергетической и экономической политики при разработке долгосрочной стратегии развития региона в целом. Этот подход применим при разработке стратегии обеспечения энергетической безопасности, которая учитывала бы целый спектр факторов внешней и внутренней среды, в том числе и зависимость от внешних первичных энергоисточников.
3. Сущность понятия "энергетическая безопасность"
Понятие "энергетическая безопасность" впервые было введено промышленно-развитыми странами с рыночной экономикой в 1947 году, когда в США был принят законодательный документ, регламентирующий действия государства в сфере обеспечения национальной безопасности (Богатырев и др., 2003). В российских научных работах понятие "безопасность" применительно к экономической сфере вообще и ее энергетической составляющей в частности стало активно употребляться, начиная с 90-х годов прошлого столетия. В РФ Закон о безопасности вступил в силу в 1992 г., а через пять лет, в 1997 г. появилась первая Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Новая ее редакция была утверждена Президентом РФ 10 января 2000 г. Проблема энергетической безопасности активно обсуждается в России с начала 1990-х годов, однако до сих пор не существует четкой формулировки понятия "энергетическая безопасность", закрепленной законодательно.
В современной
отечественной экономической
Второй подход исходит из формулировки понятия "безопасность", изложенной в ст. 1 Закона РФ "О безопасности": "Энергетическая безопасность – это состояние защищенности жизненно важных энергетических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз" (Бушуев и др., 1998). При этом "жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства".
В данном
определении можно уже видеть
конкретизацию объекта
И, наконец, третий подход исходит из понятия энергетической безопасности, сформулированного в "Энергетической стратегии России на период до 2020 года", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28.08.2003 г. № 1234-р: "энергетическая безопасность – это состояние защищенности страны, ее граждан, общества, экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Эти угрозы определяются как внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, так и собственно состоянием и функционированием энергетического сектора страны" (Язев, 2003).
Третий
подход к трактовке понятия
В целом, рассматривая приведенные выше определения понятия "энергетическая безопасность", можно заключить, что каждое из них характеризует тот или иной аспект данной сущностной категории и может войти составной частью в единую концепцию энергобезопасности, а их совокупность может создать целостное обобщенное представление о ее сущности с экономических позиций. Именно поэтому, если следовать более легким путем, можно было бы попытаться синтезировать единое определение из частных формулировок, представленных выше, последовательно перечисляя отдельные признаки
понятия энергетической безопасности, в результате чего удалось бы достичь необходимой полноты охвата всех признаков данной категории. Но такое многословное определение не обладало бы высокой степенью общности, на основе которой можно было бы организовать четкую логическую схему исследования факторов, определяющих уровень энергетической безопасности региона.
Кроме того, в контексте рассматриваемой ситуации, во всех трех подходах к определению понятия "энергетическая безопасность" не прослеживаются обоюдные связи категорий энергетической, экономической и национальной безопасности, то есть, не отражен динамический процесс взаимовлияния и взаимопроникновения энергетической, экономической и национальной безопасности в общей структуре безопасности общества. Для того, чтобы уточнить формулировку понятия "энергетическая безопасность" с учетом этих замечаний, попробуем проанализировать понятие "состояние защищенности" с совершенно другой стороны. Следует обратить внимание на то, что слово "состояние" в словаре Ожегова трактуется как