Сущность и основные черты глобализации экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 11:29, курсовая работа

Краткое описание

Главной приметой нашего времени становится глобализация. Человечество неудержимо движется к мировому всеединству на научной и технико-технологической основе XXI века. Современная глобализация, как качественно новый этап интернационализации, вызвана к жизни современным уровнем материального и духовного производства, развитием производительных сил. Лидером глобализации выступают страны западной цивилизации, которые добились наибольших успехов в развитии и использовании достижений информационной революции. Вместе с тем, во взаимосвязанном мире глобализация втягивает в свою орбиту народы разных культур и уровней развития.

Файлы: 1 файл

политэконом. новая.docx

— 61.23 Кб (Скачать)

6) Расширение до всемирных  масштабов и интенсификация международного  межфирменного сотрудничества в  различных формах, особенно специализации  и кооперации (производственной, научно-технологической, научно- производственной).

7) Расширение до глобальных  масштабов сфер, форм и механизмов  интернационализации капитала , скачкообразное  увеличение масштабов и интенсивности  его миграции между государствами, особенно промышленно развитыми  странами, повышение концентрации  и централизации капитала на  основе слияний и поглощений  компаний и банков; резкое усиление  влияния финансово-банковской сферы, достигшей весьма высокого уровня  глобализации, на материальное производство.

8) Утверждение глобальной  регулирующей роли международных  экономических и финансовых организаций (ВТО, МВФ, Всемирного банка и др.). В этой связи необходимо особо  отметить формирование на базе  ГАТТ Всемирной торговой организации, начавшей свою деятельность в 1995 г. и насчитывающей к началу 2008 г. 151 участник. Если ГАТТ распространял  свою регулирующую деятельность  главным образом, если не исключительно, на мировую торговлю товарами  в форме материального продукта, то к компетенции ВТО относится  также регулирование торговли  услугами (ГАТС), защиты прав интеллектуальной  собственности и торговля ими (ТРИПС), торговых аспектов инвестиционных  мер (ТРИМС). Таким образом, ВТО, вызванная  к жизни императивами глобализацией, в гораздо большей мере призвана  соответствовать сущности глобализации.

9) Охват региональной  интеграцией всех важнейших экономических  регионов мира (ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР, АСЕАН, АТЭС, ЕврАзЭС, СНГ и др.). В  российских публикациях этот  процесс часто именуют регионализацией. Такой подход, безусловно, имеет  право на жизнь. Вместе с тем  в Европейском Союзе под регионализацией  понимается нечто иное: «сцепление»  экономик регионов различных  государств как результат межстрановой  региональной интеграции, например, по оси Юго-Западная Германия  — Западная Австрия — Северная  Италия или регионов различных  стран Евросоюза, примыкающих друг  к другу вдоль побережья Северного  моря. Такое «сцепление» может  быть значительно более интенсивным, чем между различными районами  в рамках отдельных стран, например, между Северной и Юго-Восточной  Германией, а тем более между Северной и Южной Италией.

Поскольку интеграция носит региональный характер, она, на первый взгляд, противоречит глобализации экономики, охватывающей весь мир. Действительно, члены региональных интеграционных группировок предоставляют друг другу взаимные льготы, которые служат для них привилегированным инструментом в конкурентной борьбе с соперниками из третьих стран.При этом отдельные интеграционные группировки выступают как члены влиятельных глобальных экономических организаций. Так, не только отдельные страны ЕС, но и Евросоюз как международная организация являются членами ВТО. Это способствует интенсификации процесса либерализации мировой торговли в рамках ВТО, т.е. содействует дальнейшему развертыванию глобализации в целом.

Предпосылки глобализации:

1) производственно-техническая  — резкое возрастание масштабов  производства, международные формы  его осуществления, качественно  новый уровень средств транспорта  и связи, обеспечивающий быстрое  распространение товаров и услуг, ресурсов и идей с приложением  их в наиболее благоприятных  условиях;

2) экономическая — концентрация  и централизация капитала, организационные  формы, рамки деятельности которых  выходят за национальные границы, приобретают международный характер, способствуя формированию единого рыночного пространства;

3) информационная — радикальное  изменение средств делового общения, обмена экономической, финансовой  информацией, создающее возможности  оперативного, своевременного и  эффективного решения производственных, научно-технических, коммерческих задач  не хуже, чем внутри отдельных стран;

4) научно-технологическая, определяемая  экономическими выгодами использования  передового научно-технического, технологического  и квалификационного уровня ведущих  в соответствующих областях зарубежных  стран, для ускоренного внедрения  новых решений при относительно меньших затратах;

5) социологическая, проявляющаяся  в ослаблении роли привычек  и традиций, социальных связей  и обычаев, преодолении национальной  ограниченности, что повышает мобильность  людей в территориальном, духовном  и психологическом отношениях, способствует международной миграции;

6) политическая, выражающаяся  в ослаблении жесткости государственных  границ, облегчении свободы передвижения  граждан, товаров и услуг, капиталов;

7) экологическая, обусловливающая  объединение усилий мирового  сообщества, консолидацию ресурсов, координацию действий в различных  сферах. Среди прочих глобальных  проблем современности оказывает  особое воздействие на процесс глобализации.

 

Глава 2. Перспективы глобализации мировой экономики

1Перспективы продолжения  курса глобализации администрации  США 
экономический глобализация менеджер интернационализация 
США - демократическое государство. И в нем действуют различные политические силы в обществе и различные течения даже в самом аппарате государственной власти США. Поэтому, употребляя термин "американский вариант глобализации" я имею в виду только ту политику, которую проводит федеральная администрация США. Как видно из книги "Глобализм: тревожные тенденции" лауреата Нобелевской премии Джозефа Стиглица и многолетнего участника этой политики, даже в высших эшелонах самой администрации США имелись и имеются и разногласия, и различные подходы к политике. Но я беру то, что реализуется в качестве официального курса. О содержании американской политики глобализации написано много. Если отвлечься от многочисленных фактов экономической некомпетентности и явных ошибок, то все же выявляются некоторые базисные черты этой политики. Говоря об этих чертах политики глобализации администрации США, можно выделить три главные проблемы: чьи интересы она выражает, что она дала и что нас ждет в будущем.

Если говорить об интересах, то, прежде всего надо отметить её направленность на цели, являющиеся важными только для самих США. Более того, нынешняя политика глобализации, отвечает интересам даже не США в целом - и это убедительно показал Стиглиц - а крупным монополистическим объединениям, зачастую уже ставших международными по своим масштабам. Поэтому можно сказать, что существует проблема разрыва между политикой администрации США внутри США и её же политикой в отношении глобализации. Если внутри страны администрация США под нажимом демократических механизмов поддерживает баланс между крупным, средним и малым капиталом, то во внешней сфере администрация США в значительной мере направлена только на интересы сверхкрупных организаций. При этом все международные институты - Международный Валютный Фонд, Международный Банк, Всемирная Торговая Организация и другие - на практике оказались соавторами, разработчиками и проводниками политики крупного капитала США. Неизбежно напрашивается вывод, что крупный капитал США через политику глобализации пытается взять реванш за то поражение, которое он потерпел в США в защите капитализма. Если США внутри страны одними из первых стали переходить к постиндустриальному обществу, то через политику глобализации крупный капитал США - в случае успеха своей политики глобализации в мире - надеется вернуться в США "на белом коне" и попытаться вернуть США к этапу, предшествовавшему постиндустриализму, то есть к империалистическому капитализму. Итогом этой политики стал рост противоречий между США и всем миром и внутри США. Американская политика глобализации вступает в противоречия не только с интересами стран третьего мира, не только с интересами других развитых стран (прежде всего, франко-германского блока), но и с противниками усиления крупного капитала в самих США. Итогом этой политики стали поражения США или, как минимум, крупные провалы. Основные цели не достигнуты, провозглашенные задачи не решены. Ирак, Югославия, Афганистан, финансовый кризис в Азии, провалы американских схем реформ в России и других бывших соцстранах стали наиболее яркими примерами тупика американской политики глобализации. 
Если же смотреть в будущее, то не надо быть большим пророком, чтобы предсказать усиление всех тех негативных последствий, к которым уже привела американская политика глобализации. Дать отпор постиндустриальному обществу и вернуть и мир, и США к эпохе империализма, к эпохе господства крупного капитала не удастся.

2.2Демократический вариант глобализации

Демократический вариант глобализации - альтернатива нынешней американской политики глобализации. Целевая установка демократического подхода к глобализации - идти ко всё более интегрированному миру при уменьшении противоречий и увеличения выгодности глобализации для всех стран планеты в целом и каждой страны в отдельности. Задача демократической интеграции - помочь всем найти на нашей планете такое место, такую нишу, которая бы обеспечила достойную жизнь и отдельной стране, и всем, кто с ней взаимодействует. Сложность задачи. Если американская модель глобализма примитивна и проста: открыть все границы, рынок все урегулирует (то есть закрепит превосходство США) и т.д., то демократическая модель очень сложная.

Она предполагает постепенное огромное перераспределение зон производства по всей планете. При этом поддержка зачастую будет необходима всем участникам процесса интеграции, всем участникам глобализации. Демократический путь не может быть одинаковым. Демократическая глобализация зависит от состояния дел у стран-доноров и стран-потребителей. Поэтому неизбежен не один, а множество вариантов демократической глобализации - с учетом особенностей отдельных стран. Глобализация должна исключить поддержку диктаторских режимов или сотрудничество со странами, где коррупционная система превратит выгоды от интеграции в выгоды отдельных классов. Тем более демократическая глобализация несовместима ни с шоковыми терапиями, ни с подавлением и ограблением. 
Объем ресурсов. Имеющихся сейчас на планете ресурсов недостаточно для демократической глобализации. Предположим, что в группе развитых стран ( 1/10 населения Земли) на 1 человека приходится в двадцать раз больше богатства, чем на 1 человека в мире оставшимся 9/10 населения Земли. После перераспределения этих ресурсов у 1/10 населения жизненный уровень снизится примерно в 10 раз, в то время как уровень жизни 9/10 повысится всего лишь в 2 раза и главная часть населения планеты останется в зоне нищеты. Вывод печален: запас ресурсов для демократической глобализации на нашей планете сейчас мал. Темп при такой ситуации с ресурсами глобализация займет годы и годы. Темп и сроки глобализации станут острейшей проблемой. Если изменения форсировать - поддержать равновесие в мире не удастся. Если же изменения ориентировать на десятилетия - от них могут отказаться многие в третьем мире в пользу вариантов с якобы быстрыми результатами. Запас не только ресурсов, но и времени для демократической глобализации очень ограничен. Контроль над рождаемостью. Глобализация должна сопровождаться огромным ростом производительности и развиваться вместе с ростом общего богатства населения планеты. Иначе произойдет элементарное ограбление 1/10 населения, неизбежно порождающее не рост мира, а рост конфликтов. Но так как грандиозный "рывок" в эффективность и процветание мало реален, то необходима активная политика сокращения рождаемости в третьем мире. Пример Китая очень важен. Мало говорят о том, что именно политика жесткого сокращения рождаемости стала одной из основ его устойчивого роста, так как накопления шли не на детей, а в малый бизнес. 
Введение жестких предельных норм рождаемости для каждой страны, отражающих уровень её экономики в расчете на душу населения - должно стать такой же важной политикой, как и ограничения на ядерное оружие. Проблемы руководства. Демократический вариант глобализации по преимуществу решает не экономические задачи. Поэтому экономические структуры типа МВФ или ВТО могут играть только вспомогательную роль. Главными должны быть политические и социальные аспекты интеграции. И, соответственно, организации, способные реализовать социально-политический подход. 
Реализация демократического пути предполагает появление и в развитых странах, и в развивающихся странах лидеров, которые, во-первых, способны осуществить задачи глобализации, во-вторых, умеют сочетать социально-политический подход с экономическим и выйти за рамки чисто экономической проблематики и в-третьих, способны согласовывать национальные интересы своей страны с задачами глобализации на планете. К сожалению, ни буржуазная демократия капитализма, ни демократия государственного социализма не могут ни выдвигать таких лидеров, ни выводить их на ключевые посты в государстве. Демократическая глобализация требует чтобы странами руководили сверхкомпетентные люди. Поэтому демократическая глобализация предполагает, что ведущим классом в каждой стране станет интеллигенция. Но для этого механизм демократии должен существенно измениться. Прежде всего надо отказаться от популистского принципа "один человек - один голос" и голосование должно закреплять большинство за интеллигенцией. Помимо изменений в руководстве отдельных стран, должен появиться новый мировой координационный центр. Удобнее всего использовать ООН. Но и в ней - в свете задач глобализации - должны произойти существенные изменения. Прежде всего, можно применить советскую идею иерархии национальных государственных структур, примененную при устройстве СССР. В СССР было четыре типа внутри общего государства: союзная республика, автономная республика, автономная область и автономный район. 
Возможно и в современном мире национальным государствам, но уже самостоятельным, присваивать четыре категории. Как вводят уровень для футбольных команд. Например, государства внутрирегиональные, государства крупных регионов, государства межрегиональных союзов и, наконец, государства уровня ООН. Последние напрямую входят в ООН и являются ее членами. А остальные входят в ООН только в виде межрегиональных союзов. Критерии отнесения государств к той или иной категории и порядок перехода государств из одной категории в другую - предмет обсуждения. Важно учитывать размер государства - и по территории, и по населению, и по уровню экономики, и по многим другим факторам. Необходимость ввести какую-то иерархию ощущалась еще при создании ООН, что и выразилось сначала в создании Совета Безопасности ООН, а затем в введении в него непостоянных членов. Необходимость ввести иерархию ощущает и Европейский Союз, что отразилось в спорах по его Конституции и, в частности, в дискуссии о правах больших и малых членов Европейского Сообщества при голосованиях.

Глобализация - как американская, так и демократическая тоже исходят из этой политики: одни страны могут "обучить", "поднять", "просветить" другие страны. Говоря обобщенно - "помогать". Вот это-та идея "помощи", лежащая в основе всех моделей глобализации, не может считаться абсолютно доказанной. Не исключено появление тех, кто не желает помощи извне и желает жить дальше так, как он живет. В таком случае идея "прав человека" и "прав нации" сталкиваются с идеей "глобализации". И не только в американской модели. Это может произойти и при самой демократической модели. Народ - и не один - может сказать: "Не хочу глобализации. Вот и все. Хочу жить по своим обычаям".

Для американской модели глобализации такая ситуация означает необходимость применить силу оружия. А вот для демократической модели любая попытка реализовать её силой будет означать её конец. В этом отношении очень поучителен опыт СССР. Большевики горели идеей поднять до уровня развития Украины все её колонии и полуколонии. Не жалели ресурсов. Не жалели саму Украину, перекачивали из неё инвестиции для индустриальных национальных регионов. Словом, цивилизовывали: и Кавказ, и Среднюю Азию, и Сибирь. Когда столкнулись в национальных регионах с сопротивлением сторонников традициональных обществ - пошли на силовое подавление и насаждали "свои", советские администрации и советские порядки. Чем все это кончилось? Хорошо известно: распадом СССР. Причем рвались из него и национальные республики, но прежде всего - уставшая и истощенная Украина. Так что в СССР концепция "помощи" не сработала. Этот урок крайне важен для анализа перспектив демократической глобализации. В рассказах советский писателей-фантастов братьев Стругацких убедительно показаны тупики, в которые попадают жители Земли, когда они пытаются осуществить "прогрессорство" - идею "помощи" населению еще недоразвитых планет. Вывод из анализа "прогрессорства" - нельзя вмешиваться в дела других планет - пусть развиваются своим путем. За исключением случаев, когда "саморазвитие" выходит на вариант "самоуничтожения" - но и тогда нужен только минимум вмешательства. Нетрудно увидеть, что глобализация идет именно под флагом "миссионерства" и "прогрессорства" с присвоением одними странами прав решать, что нужно другим и какими они должны быть. В этом - идейный тупик глобализации. 
3. Противоречия глобализации

Противоречивая общая картина процесса глобализации будет складываться в переплетении указанных главных тенденций её развития. Основная борьба будет происходить вокруг выбора пути глобализации, а не против неё как таковой. Духовная сущность движущих сил этой борьбы проявится в полной мере:

Информация о работе Сущность и основные черты глобализации экономики