Сущность и классификация внешних эффектов в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:40, реферат

Краткое описание

Целью работы – изучение теоретических аспектов и практики регулирования внешних эффектов государством.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение сущности и классификации внешних эффектов в экономике;
- определение роли государства в регулировании экстерналий;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

1. СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ В ЭКОНОМИКЕ………………………………………………………….4

2. ВИДЫ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ И НАПРАВЛЕНИЯ ИНТЕРНАЛИЗАЦИИ …………………………………………………6

3. ПРИНЦЫПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ…………………………………………………………….10

4. МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ …………………………………………………...16

5. ВНЕШНИЕ СЕТЕВЫЕ ЭФФЕКТЫ И РОЛЬ РЕГУЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ ПРИ ВНЕДРЕНИИ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ УСЛУГ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ.…………………………………………………………………17

6. ОРИЕНТИРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРПОВАНИЯ ПРИ ВНЕДРЕНИИ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РЫНКЕ УСЛУГ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ.………………………………………………………………….25

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………… ….29

9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………...31

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 838.50 Кб (Скачать)

В курсовой работе выделены причины информационной асимметрии (невозможность контроля качества товара), специфика ее проявления на разных рынках (рынки подержанных товаров, финансовые, страховые рынки, рынок труда, рынок информационных технологий, рынок доверительных товаров) и последствия (обратная селекция, несовершенство рынка агентских услуг, нерациональное поведение субъектов);

Вмешательство государства для регулирования  экстерналий рынка может быть признано необходимым, если оно сопровождается Парето-улучшением; выделены три основные механизма преодоления экстерналий рынка: прямое участие государства в производстве социально значимых товаров, принуждение частного сектора нейтрализовать отрицательные внешние эффекты, создание благоприятной институциональной среды;

Рассмотрены пути интернализации внешних эффектов: без участия государства путем прямых рыночных переговоров или путем объединения субъектов, связанных внешним эффектом, и с участием государства путем спецификации прав собственности, изменения их структуры, создания институтов, регулирующих процесс использования ресурсов;

Выделены  направления преодоления информационной асимметрии: без участия государства путем использования определенных сигналов (брэнды, сертификаты, гарантии, репутация, средства защиты и т.д.), развития рынка агентских услуг, оптимизации контрактов, применения корпоративных стратегий; и с участием государства (система лицензирования, повышение информированности населения, создание институтов, снижающих неопределенность качества товара).

На примере рынка мобильной связи показано, что высокий уровень отраслевой конкуренции способен замедлять переход к новым технологиям.

Раскрыта эволюция структуры услуг мобильной связи и условий конкуренции, в которых после внедрения новых технологий оказываются мобильные операторы. Они вынуждены соперничать не только между собой, но и с компаниями, использующими альтернативные технологии доступа в интернет.

Показано, что наличие внешних сетевых эффектов требует государственного вмешательства при переходе к новым технологиям, если конкуренты не могут сами выбрать единый стандарт.

Обосновано, что спецификация прав собственности (продажа лицензий), установление платы за ограниченные ресурсы (за выделенные радиочастоты) должны рассматриваться государством не только как средства пополнения государственного бюджета, но и как инструменты формирования благоприятных условий для технологического обновления российского рынка мобильной связи. Рекомендовано использовать льготный режим выделения радиочастот для операторов, осуществляющих инвестирование дополнительных средств в новые технологии.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Носова С. С. Экономическая теория. – М.: КноРус, 2008 г. - , 800 с.
  2. Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика. - Серия: Учебники МГУ им. М. В. Ломоносова. – М.: Дело и Сервис, 2007 г. - 496 с.
  3. Вечканов Г. С., Вечканова Г. Р. Экономическая теория. - Серия: Полный курс за три дня. – М.: Эксмо, 2007 г. - 448 с.
  4. Селищев А. С. Макроэкономика. СПб.: Питер, 2001. С. 324–335.
  5. Гукасьян Г. М., Маховикова Г. А., Амосова В. В. Экономическая теория. - Серия: Высшее экономическое образование. – М.: Эксмо, 2008 г. - 608 с.
  6. Кураков Л. П. Экономическая теория. - Серия: Библиотека экономиста. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2007 г. - 1072 с.
  7. Экономическая теория. - Серия: 100 лет РЭА им. Г.В.Плеханова. – М.: Инфра-М, 2008 г. - 672 с.
  8. Кучуков Р. А. Экономическая теория. - Серия: Высшее образование. - М: Экономика, 2007 г. - 520 с.
  9. Симкина Л. Г. Экономическая теория. - Серия: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008 г. - 384 с.
  10. Бармотина М.В. Внешние эффекты сетей в мобильной связи на примере зарубежного опыта // Вестник ГУУ. 2009. №17. С. 21-24.
  11. Жадан А.А. Преодоление информационной асимметрии // Вестник СГСЭУ. 2006. № 11. (2 часть). С. 33-38.

 

 

 

 

 




Информация о работе Сущность и классификация внешних эффектов в экономике