Сущность и классификация внешних эффектов в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:40, реферат

Краткое описание

Целью работы – изучение теоретических аспектов и практики регулирования внешних эффектов государством.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение сущности и классификации внешних эффектов в экономике;
- определение роли государства в регулировании экстерналий;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

1. СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ В ЭКОНОМИКЕ………………………………………………………….4

2. ВИДЫ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ И НАПРАВЛЕНИЯ ИНТЕРНАЛИЗАЦИИ …………………………………………………6

3. ПРИНЦЫПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ…………………………………………………………….10

4. МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ …………………………………………………...16

5. ВНЕШНИЕ СЕТЕВЫЕ ЭФФЕКТЫ И РОЛЬ РЕГУЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ ПРИ ВНЕДРЕНИИ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ УСЛУГ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ.…………………………………………………………………17

6. ОРИЕНТИРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРПОВАНИЯ ПРИ ВНЕДРЕНИИ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РЫНКЕ УСЛУГ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ.………………………………………………………………….25

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………… ….29

9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………...31

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 838.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 - Направления интернализации внешних эффектов

Производство социально значимых товаров также возможно как при  активном, так и при пассивном  участии государства, заключающемся в  создании определенной институциональной среды, стимулирующей частную инициативу. Например, государство может сконцентрировать производство социально значимых товаров в государственном секторе, может дотировать их производство за счет государственного финансирования, а может обеспечить благоприятные условия для производства социально значимых товаров в частном секторе с помощью предоставления налоговых льгот или субсидий.

Производство социально значимых товаров связано с феноменом  отсутствующих или неполных рынков, когда частные рынки не могут предоставить потребителям благо, даже если издержки на его производство ниже, чем цена. Как правило, такими благами являются некоторые виды нестрахуемых рисков, займы на рынке капиталов, определенные виды дополняющих товаров.

К отсутствующим частным рынкам можно, например, отнести рынки страхования от безработицы, медицинского страхования при хронических заболеваниях; страхования жизни престарелых; страхования от инфляции и др. Во всех этих случаях «провалы» рынка связаны с нарушением условий совершенной конкуренции. Отсутствие рынков дополняющих товаров также создает феномен неполных рынков. Например, отсутствие рынка земли в России приводит к отсутствию рынка займов под залог земли.

Вместе с тем не только рынок может быть виновен в возникновении феномена отсутствующих рынков. Если нет институтов, которые обеспечивают эффективное функционирование частных рынков, или несовершенно законодательство, то это тоже может стать причиной неполноты рынков, но теперь уже по вине государства. Поскольку в России нет закона о частной собственности на землю, то нет рынка земли и рынка кредитов под залог земли, т.е. мы сталкиваемся с институциональной причиной отсутствия рынков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРИНЦЫПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ.

 

Внешние эффекты  делятся на положительные и отрицательные  эффекты, возникающие в результате как производства, так и потребления товаров и услуг. Положительный внешний эффект имеет место тогда, когда потребление или производство одного субъекта приводит к увеличению полезности (прибыли) других субъектов. Например, вакцинация студентов и учащихся от гриппа приводит к уменьшению числа людей, заболевших гриппом. Отрицательный внешний эффект образуется в случае, если деятельность одного хозяйствующего субъекта вызывает издержки для других. Например, нефтехимический комбинат осуществляет сброс загрязненной воды в реку и травит рыбу, которую вылавливает рыболовецкая артель. Поскольку завод не очищает воду, то его частные предельные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек (рис. 3). Это приводит к тому, что количество выпускаемой продукции фирмой превышает эффективный с точки зрения общества объем выпуска Цена товара, не учитывающая затраты на создание очистных сооружений , оказывается ниже оптимальной цены и позволяет фирме получать незаслуженную прибыль. Площадь треугольника показывает чистые потери общества, возникающие из-за производства продукции больше

Существует  пять основных способов регулирования  отрицательных внешних эффектов. Первый способ - запрет на производство (потребление) некоторых благ. Второй способ - осуществление антирекламы (предупредительные надписи на упаковке сигарет).

Рис. 3 - Отрицательный внешний эффект

Третий способ - введение налогов на производство (потребление) товаров. Введение налога (T) сдвигает кривую в положение и превращает внешние эффекты во внутренние, а рыночное равновесие - в эффективное .

Американский  экономист А. Пигу предложил устанавливать налог на каждую единицу продукции, выпускаемой предприятием (налог Пигу) [5]. Рассмотрим следующий пример. Предположим, что фирма производит товар Х в условиях совершенной конкуренции и находится в состоянии равновесия (MR = MC) (рис. 4). Ее предельные издержки МС при оптимальном выпуске не включают затрат на нейтрализацию отрицательного внешнего эффекта. После установления налога на единицу выпускаемой продукции кривая частных предельных издержек МС смещается влево в положение

Новое равновесие наблюдается в точке  , где пересекаются две кривые: кривая предельных общественных издержек включающая частные и внешние предельные затраты, и новая кривая частных предельных издержек Таким образом, налог Пигу заставит предприятие учитывать внешние затраты и тем самым способствовать достижению общественно-оптимального уровня производства. Для того чтобы этот налог полностью компенсировал негативные для общества последствия, его величина t должна равняться внешним предельным издержкам при общественно-оптимальном выпуске.

Рис. 4 - Налог Пигу

Четвертый способ - создание рынка на экстернальную продукцию через закрепление собственности на право производить внешние эффекты. Для того чтобы рынок экстерналий мог работать нормально, необходимы два условия:

во-первых, пострадавший субъект должен иметь право собственности  на использование ресурса, который необходим фирме для производства «вредного» товара. Только в этом случае он сможет препятствовать производству и требовать компенсации за причиненный ущерб. Например, строительство новой дороги в городе требует разрушения домов, находящихся на пути прохождения магистрали. Самый простой способ решения задачи - предоставить жильцам квартиры в этом же районе, не ухудшающие их положения;

во-вторых, издержки на проведение переговоров фирмы  с пострадавшими субъектами о  компенсации не должны быть слишком велики. Если сроки строительства дороги жесткие, то практически невозможно при отсутствии жилья в этом районе удовлетворить потребности жильцов. В этом случае трансакционные издержки слишком велики, и теорема Коуза (регулирование отрицательных внешних эффектов без вмешательства государства в форме выплаты компенсаций источником отрицательных внешних эффектов пострадавшей стороне) не действует.

Рассмотрим способы нейтрализации  отрицательного эффекта при ситуациях, когда права собственности на объекты, их порождающие, закреплены сначала за нефтехимическим комбинатом, а затем за рыболовецкой артелью. Предположим, что комбинат согласился на снижение объема выпуска с до общественно оптимального выпуска получая сумму денег, способную возместить потери, обусловленные сокращением выпуска (рис. 5). Расстояние между и при характеризует максимальный размер выплат рыбохозяйства комбинату в обмен за его отказ от производства соответствующей единицы продукции.

Однако рыболовецкая артель настаивает на сокращении выпуска до и готова заплатить комбинату за каждую непроизведенную дополнительную единицу продукции сумму, равную расстоянию АВ. Сделка не состоится в связи с тем, что каждая дополнительная единица продукции приносит комбинату при выпуске сумму, равную разности между рыночной ценой продукта и частными предельными издержками (отрезок СВ). Она могла бы произойти, если бы суммы компенсации устроили обе стороны.

Рис. 5 - Теорема Коуза

Приведенный пример показывает применимость теории Коуза и в обратном направлении, когда право собственности на озеро принадлежит рыболовецкой артели. В этом случае предметом соглашений станет размер платежей комбината рыбохозяйству за загрязнение водоема отходами производства. Рыболовецкая артель согласится на загрязнение только в том случае, если платежи комбината будут выше предельных затрат (для рыбохозяйства) на вылов рыбы в условиях загрязнения. Комбинат согласится платить за разрешение на выброс отходов химического производства, если этот платеж будет ниже, чем избыток предельного дохода каждой дополнительно выпущенной единицы продукции над связанными с ее производством предельными затратами (Р – МС). Несмотря на передачу права собственности на водоем, комбинат также выйдет на общественно-оптимальный выпуск продукции Анализ практики использования теоремы Коуза показал ее применимость в тех случаях, когда в соглашения вовлечено небольшое количество участников и источник отрицательных экстерналий можно определить.

Пятый способ - интернализация внешнего эффекта, т. е. превращение внешних издержек (нейтрализуемых за счет государственных или иных сторонних средств) в частные, не включающие издержки на нейтрализацию внешнего эффекта. Предположим, что после увеличения сброса отходов в реку, рыболовецкая артель вынуждена ловить рыбу в более отдаленных местах и ее издержки возрастают. Чтобы снизить издержки на выпуск своей продукции, комбинат и рыболовецкая артель решают объединиться. До объединения комбинат выпускал , а после объединения - . На рис. 3 видно, что интернализация внешнего эффекта привела к сокращению выпуска и величины отрицательного внешнего эффекта. Когда внешний эффект оказывает воздействие на благосостояние не одного, а многих субъектов, тогда проблема внешних эффектов переходит в проблему производства общественных благ.

Общественные блага - это блага, которые не могут производиться в достаточном количестве частными фирмами, и обладают двумя свойствами:

– неисключаемостью, т. е. невозможностью лишить какого-либо индивида возможности пользоваться данным благом, даже по его собственному желанию. Отсюда следует свойство неделимости общественного блага: субъект не может сам выбирать объем потребления блага;

– неконкурентностью. С увеличением числа потребителей блага уровень потребления каждого из них не уменьшится.

Важнейшей характеристикой  общественных благ является территориальная граница их потребления. С точки зрения дифференциации границ потребления выделяются следующие общественные блага:

  • международные (борьба с загрязнением воздуха и расширением озоновой дыры, стандарты, сокращающие трансакционные издержки, международная стабильность и т. д.);
  • общегосударственные (оборона страны, охрана общественного порядка, деятельность федеральных исполнительных, законодательных и судебных властей и т. д.);
  • местные (освещение улиц, озеленение площадей, содержание парков и т. д.)

Чистых общественных благ очень мало. В большинстве  случаев общественные блага являются смешанными, обладающими чертами  как общественных, так и частных  благ. Например, услуги по оказанию экстренной медицинской помощи предоставляются бесплатно всему населению, но если машина скорой помощи отправилась к одному больному, то она не может приехать к другому (свойство неисключаемости не работает).

Оптимальный объем производства общественных благ - это объем, при котором достигается равенство спроса и предложения (рис. 6) [3].

Роль кривой предложения общественных благ выполняет кривая предельных общественных издержек , состоящая из предельных частных затрат производителя и положительных и отрицательных внешних эффектов производства.

Кривая спроса на общественное благо имеет отрицательный наклон, но определяется сложением индивидуальных кривых спроса не по горизонтали, как для частного блага, а по вертикали.

Предположим, что  в обществе находятся два человека, которые живут в одном доме. Общественное благо - уборка лестницы.

На рис. 4 представлены кривые индивидуального спроса двух потребителей и На оси абцисс показано число производимых уборок, а на оси ординат возможные расходы на оплату каждой уборки лестницы.

Первый индивид  готов заплатить за одну уборку в  месяц 30 руб., а за две уборки 50 руб., так как вторая уборка, согласно его кривой спроса, имеет цену, равную 20. Второй индивид готов заплатить за одну уборку 20 руб., а за две - 30 руб. ( ). За третью уборку оба платить не готовы. Суммируем расходы двух субъектов на первую уборку и получим сумму, равную 50 руб.

Поскольку общие  расходы на уборку равны 80 руб., то суммарная цена второй уборки равна 30 руб. ( ). Соответствующие точки (1 уборка - 50) и (2 уборка - 30) лежат на кривой суммарного спроса на общественное благо

Рис. 6 - Оптимальный объем общественного блага

Для общественного блага величина совокупного спроса со стороны n-го числа граждан есть в то же время величина индивидуального спроса, так как каждый гражданин потребляет или пользуется этим благом в одной и той же степени, т. е. где - количество потребленного блага каждым субъектом.

В данном примере каждый субъект  потребляет одно и то же благо, но оценивает  его по-разному. Пересечение кривой с кривой МС указывает, что жильцы, проживающие в доме, готовы совместно оплачивать только две уборки в месяц. Если предельные затраты на разовую уборку лестницы одинаковы и равны 30, то оптимальный объем производства равен 2.

Основная трудность определения  оптимального объема производства общественных благ состоит в том, что предельные выгоды (спрос) от использования товаров невозможно выявить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

 

В условиях рынка  государственное регулирование  экономики (ГРЭ) представляет целенаправленный процесс воздействия на объекты посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической системы. Оно направлено на достижение двух целей: генеральных и конкретных. К генеральным целям относятся: экономическая и социальная стабильность, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономическая безопасность, адаптация рыночного механизма к различным ситуациям и т. д. Конкретные цели зависят от разновидностей объектов государственного регулирования.

Объекты ГРЭ - это сферы, отрасли, регионы, а также процессы, ситуации, явления, в которых возникли проблемы, требующие вмешательства государства. К ним относятся: экономический цикл, региональная и отраслевая структура хозяйства, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, условия конкуренции, социальные отношения, окружающая среда, внешние экономические связи.

Субъектами регулирования выступают центральные (федеральные), региональные и муниципальные органы управления.

Органы власти, осуществляя  регулирование социально-экономических процессов, используют систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.

Информация о работе Сущность и классификация внешних эффектов в экономике