Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:40, реферат
Целью работы – изучение теоретических аспектов и практики регулирования внешних эффектов государством.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение сущности и классификации внешних эффектов в экономике;
- определение роли государства в регулировании экстерналий;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1. СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ В ЭКОНОМИКЕ………………………………………………………….4
2. ВИДЫ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ И НАПРАВЛЕНИЯ ИНТЕРНАЛИЗАЦИИ …………………………………………………6
3. ПРИНЦЫПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ…………………………………………………………….10
4. МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ …………………………………………………...16
5. ВНЕШНИЕ СЕТЕВЫЕ ЭФФЕКТЫ И РОЛЬ РЕГУЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ ПРИ ВНЕДРЕНИИ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ УСЛУГ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ.…………………………………………………………………17
6. ОРИЕНТИРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРПОВАНИЯ ПРИ ВНЕДРЕНИИ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РЫНКЕ УСЛУГ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ.………………………………………………………………….25
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………… ….29
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………...31
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1. СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ ВНЕШНИХ
ЭФФЕКТОВ В ЭКОНОМИКЕ………………………………………………………
2. ВИДЫ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ И НАПРАВЛЕНИЯ ИНТЕРНАЛИЗАЦИИ …………………………………………………6
3. ПРИНЦЫПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНИХ
ЭФФЕКТОВ…………………………………………………………
4. МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ …………………………………………………...16
5. ВНЕШНИЕ СЕТЕВЫЕ ЭФФЕКТЫ И
РОЛЬ РЕГУЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ ПРИ ВНЕДРЕНИИ
НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ
УСЛУГ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ.………………………………………………………………
6. ОРИЕНТИРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРПОВАНИЯ ПРИ ВНЕДРЕНИИ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА РЫНКЕ УСЛУГ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ.………………………………………………………………
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………… ….29
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………...31
Введение
Практика развитых индустриальных
и развивающихся стран
Негативные последствия
Специфические условия российских реформ усилили противоречивость в вопросе оценки обществом роли и функций государства. В научной среде выделялись и продолжают существовать в этой части два диаметрально различных подхода. Первый предполагает, что чем больше экономика носит рыночный характер, тем меньше государственным институтам нужно вмешиваться в экономическую жизнь и тем слабее должен быть государственный сектор экономики. Другой подход базируется на мнении, что роль государственного регулирования должна быть преобладающей всегда: и на этапах становления рыночных взаимодействий, и там, где уже сложились самые высокоразвитые механизмы рынка.
Целью работы – изучение теоретических аспектов и практики регулирования внешних эффектов государством.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение сущности и
- определение роли государства в регулировании экстерналий;
- анализ внешних эффектов на
примере отрасли мобильной
1. СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ В ЭКОНОМИКЕ.
Рынок и государство - это взаимодействие противоположностей. Речь идет о добровольном характере сделок, с одной стороны, и о принуждении - с другой. С точки зрения экономической теории, главная отличительная черта рынка - добровольный характер соглашений, тогда как определяющая особенность государства - законное право принуждения по отношению к другим субъектам экономических действий.
Рыночную систему
Несостоятельность рынка находит проявление в неспособности конкурентного рынка произвести определенные блага вообще или в оптимальном объеме, что вызвано широкой распространенностью нерыночных взаимосвязей, порождающих внешние эффекты, особенностью экономического оборота отличных от частных общественных товаров и неполнотой рынков. Расширяя наши представления о провалах рынка, можно выделить следующие их виды: рынок не принимает во внимание отрицательные внешние эффекты; рынок не производит (недопроизводит) социально значимые товары, имеющие положительные внешние эффекты (неполнота рынков, общественные блага); рынку свойственна асимметрия информации, что приводит к вымыванию качественных товаров.
Во всех названных случаях
Государство способно справиться с большинством экстерналий рынка, используя право принуждения, так как существуют только две альтернативы: либо смириться с потерями эффективности, либо принудительно исключить некоторые из вариантов аллокации ресурсов, достижимых на основе добровольного взаимодействия.
Признание государством права принуждения
потенциально ведет к улучшению
положения каждого индивидуума,
но наряду с этим содержит потенциальную
возможность и улучшения положе
Очевидно, что государственное
регулирование экстерналий
Именно поэтому в данной работе рассмотрены направления как саморегулирования (когда в преодолении экстерналий рынка заинтересованы сами экономические субъекты), так и государственного регулирования экстерналий рынка.
С учетом накопленных знаний о внешних эффектах можно представить следующую их классификацию.
По субъекту, создающему внешний эффект: внешние эффекты производства и внешние эффекты потребления
По результату воздействия на внешний субъект: отрицательные и положительные. Отрицательными называются внешние эффекты, снижающие производительность или полезность для внешнего субъекта, а положительными — увеличивающие ее. Как видим, при отрицательных внешних эффектах индивид и общество несут внешние потери (загрязнение воздуха и воды), при положительных они получают внешнюю экономию (обеспечение всеобщего среднего образования, всеобщая вакцинация населения).
По характеру воздействия на внешний субъект: технологические и денежные эффекты (или, в другой интерпретации, прямые и косвенные). Технологическими называются все эффекты, возникающие в результате непосредственной нерыночной взаимосвязи субъектов, которая не реализуется посредством торговли. Классическими примером технологических эффектов являются: загрязняющий окружающую среду завод и живущие по соседству с ним жители; наносящая сельскохозяйственным угодьям железная дорога; уничтоженные посевы одного фермерского хозяйства стадами соседствующего с ним другого фермерского хозяйства и т.д.
В отличие от технологических денежные эффекты (косвенные эффекты) не приводят к осязаемой индивидами и обществом материальной потере или экономии. Они являются результатом изменения цен на факторы производства и приводят к внешней денежной экономии, когда независимо от воспринимающего эффект субъекта, например, снижаются цены у его поставщиков, растут цены спроса потребителей его продукции. Кроме того, они могут приводить к денежным потерям, когда происходят обратные изменения. Таким образом, денежные внешние эффекты являются результатом взаимозависимости производителей, при которой доходы зависят не только от собственных затрат и выпуска, но и выпуска и затрат других экономических субъектов. То же можно сказать и в отношении потребителей, доходы и расходы которых также взаимозависимы.
Особенностью данных эффектов является то, что они не приводят к неэффективному размещению ресурсов и не искажают функцию предложения, когда фирмы производят больше или меньше оптимальных объемов производства. Поэтому считается, что денежные эффекты носят косвенный, опосредованный характер и не имеют таких серьезных последствий для экономики, как технологические эффекты (некоторые ученые даже отказываются считать их внешними эффектами).
По способам интернализации внешних эффектов: внешние эффекты, которые могут интернализоваться только под воздействием государства, и эффекты, которые могут интернализоваться путем переговоров между производителем и получателем внешнего эффекта. Под интернализацией понимается учет внешних, как правило, отрицательных эффектов, когда объем производства экономического субъекта, создающего внешний эффект, при помощи различных способов снижается до оптимальных размеров, т.е. до такого уровня, пока издержки снижения отрицательного внешнего эффекта на каждую дополнительную единицу продукции не превысят получаемые от этого выгоды.
По направлениям действия внешние эффекты могут быть разделены на четыре группы: «производство-производство», «производство- потребление», «потребление-производство», «потребление – потребление».
Интернализация внешних
- структура прав собственности должна быть четко определена;
- должна существовать
- трансакционные издержки на учет внешних эффектов, переговоры и выполнение соглашения не должны быть чрезмерными.
В случае, если
права собственности не
Если же приведенные выше условия не соблюдаются, то главным активным субъектом интернализации внешнего эффекта должно стать государство, условием оптимальной деятельности которого по корректировке внешних эффектов является равенство его предельных затрат на уменьшение ущерба и предельных выгод от интернализации. Способом интернализации внешних эффектов в этом случае будет воздействие государства на субъекты, создающие отрицательные внешние эффекты, при помощи налогов Пигу, полностью возмещающих внешние издержки, или других налогов и сборов, стимулирующих принятие мер по уменьшению внешних эффектов до оптимального уровня, расходы на организацию сбора платы за ограниченный ресурс, не имеющий собственника (корректирующие налоги и субсидии) (рис. 1).
Информация о работе Сущность и классификация внешних эффектов в экономике