Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 00:17, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение отрицательных внешних эффектов в экономике и роли государства в их регулировании.
Задачи курсовой работы:
1) Объяснить понятие «внешний эффект»
2) Рассмотреть виды внешних эффектов
3) Изучить регулирование внешних эффектов в экономике
Введение
1. Экономическая сущность внешних эффектов
1.1 Понятия внешних эффектов и их виды
2. Регулирование внешних эффектов в экономике
2.1 Плата за внешние эффекты
2.2 Теорема Коуза
2.3 Интернализация внешних эффектов
Заключение
по дисциплине «Микроэкономика»
на тему «Внешние эффекты в экономике»
Санкт-Петербург
2013
Оглавление
Введение
1. Экономическая сущность внешних эффектов
1.1 Понятия внешних эффектов и их виды
2. Регулирование внешних эффектов в экономике
2.1 Плата за внешние эффекты
2.2 Теорема Коуза
2.3 Интернализация внешних эффектов
Заключение
Введение
Рассогласование теории и практики рынка является традиционной проблемой с точки зрения применения экономических знаний на практике. Одной из причин этого являются внешние эффекты, нарушающие условия работы модельных условий ценообразования.
Внешними эффектами называются
непреднамеренные последствия от действий
одного экономического агента на другого,
когда последствия носят
Внешние эффекты появляются тогда, когда полезность экономического агента зависит не только от его собственного выбора, но и от независимых действий, предпринимаемых другими экономическими агентами.
Актуальность изучения внешних эффектов и проблемы их регулирования объясняется значительным влиянием на эффективность функционирования экономики.
Объектом работы являются
экономические отношения
Предметом работы являются эффекты производства или потребления экономического блага, воздействие которых на третьих лиц, не являющихся ни покупателями, ни продавцами этого блага, не отражается в его цене, а также методы государственного регулирования внешних эффектов.
Цель курсовой работы: изучение отрицательных внешних эффектов в экономике и роли государства в их регулировании.
Задачи курсовой работы:
1) Объяснить понятие «внешний эффект»
2) Рассмотреть виды внешних эффектов
3) Изучить регулирование внешних эффектов в экономике
Экономическая сущность внешних эффектов
При проведении анализа функционирования рынков мы основываемся на допущении, что осуществление рыночных операций не оказывает влияния на кого-либо, кроме участников этих операций, а все издержки или выгоды учтены в рыночной цене. На самом деле рыночные сделки могут воздействовать на других лиц, которые не принимают в них участия. Перемещения части издержек или выгод к лицам, не участвующим в рыночных сделках, называется внешними эффектами (экстерналиями).
Не отражаясь в рыночных
ценах благ, внешние эффекты представляются
в виде разницы между издержками
(выгодами) по осуществлению собственно
рыночной операции и полными издержками
(выгодами), которые учитывают и
последствия внешних
Частные издержки (РС) – это затраты участников рыночной операции, связанные с непосредственным производством блага. Они носят внутренний характер, так как включаются в рыночную цену блага. Внешние издержки (ЕС) – это вызванные производством и потреблением блага затраты лиц, не принимающих участия в сделке. Так как внешние издержки имеют внешний по отношению к рыночной операции характер, то они не отражаются в цене блага. Общественные (социальные) издержки (SС) представляют собой совокупные затраты участников рыночной сделки и третьих лиц: РС+ЕС=SС.
Частная выгода (РВ)
– это увеличение
Понятия внешних эффектов и их виды
Внешние эффекты – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах (влияние деятельности одного человека на благосостояние другого). Они могут быть следствием как производственной деятельности, так и процесса потребления благ. При принятии решения об объёмах потребления или предложения покупатели и производители часто пренебрегают внешними эффектами. В связи с этим рыночное равновесие не позволяет осуществить размещение ограниченных ресурсов с высокими результатами.
Внешние эффекты
делятся на отрицательные
и положительные.
MSC - МРС = МЕС,
где MSC -
предельные общественные
МРС - предельные частные издержки;
МЕС - предельные внешние издержки.
Отрицательный внешний
эффект – стоимость
Когда
вы потребляете бензин при
езде на машине, вы берёте на
себя ответственность за
Так как третьи лица не являются участниками рыночной сделки, то их затраты не включаются в издержки производства, поэтому при наличии отрицательных внешних эффектов частные предельные издержки производства всегда ниже общественных предельных издержек производства.
Положительный внешний
эффект – это полезность, не
отражённая в ценах. Например,
если вы доставляете
При действии положительных внешних эффектов выигрыш от рыночной операции присваивается не владельцем ресурса, а третьими лицами, притом бесплатно. Следовательно, в этом случае частная предельная полезность блага будет ниже его общественной предельной полезности.
Предложение блага
будет представлено в виде
предельных частных издержек (при
условии, что производство не
сопровождается отрицательными
внешними эффектами). Спрос на
благо отдельного индивида
Регулирование внешних эффектов в экономике
Рынок и государство - это взаимодействие противоположностей. Речь идет о добровольном характере сделок, с одной стороны, и о принуждении - с другой. С точки зрения экономической теории, главная отличительная черта рынка - добровольный характер соглашений, тогда как определяющая особенность государства - законное право принуждения по отношению к другим субъектам экономических действий.
Рыночную систему
Несостоятельность рынка
находит проявление в неспособности
конкурентного рынка произвести
определенные блага вообще или в
оптимальном объеме, что вызвано
широкой распространенностью
Во всех названных случаях предполагается, что конкурентный рынок является неэффективным в силу объективных причин, а не из-за проявления власти одного или нескольких индивидов над рынком. Вследствие этого необходимо отличать несостоятельность рынка от его несовершенства. Рынок - это институт для сделок, который может принимать различные формы, далекие от совершенной конкуренции. Если несостоятельность служит проявлением недостаточной эффективности конкурентного рынка при соблюдении всех условий свободной конкуренции, то несовершенство рынка возникает в результате изменения формы рынка одним или несколькими продавцами или покупателями (монополистическая, монопосоническая и другие формы несовершенства рынка), что связано с отклонением от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию. Рассмотренные проявления несостоятельности и несовершенства рынка, не позволяющие достигать общественного оптимума только при помощи рыночных механизмов, создают основания для корректировки рынка государством.
Государство способно справиться с большинством внешних эффектов рынка, используя право принуждения, так как существуют только две альтернативы: либо смириться с потерями эффективности, либо принудительно исключить некоторые из вариантов аллокации ресурсов, достижимых на основе добровольного взаимодействия.
Признание государством права принуждения потенциально ведет к улучшению положения каждого индивидуума, но наряду с этим содержит потенциальную возможность и улучшения положения одних за счет других. На практике это означает невозможность доказательства абсолютного преимущества рынка или государства в обеспечении общественного благосостояния.
Очевидно, что государственное регулирование внешних эффектов рынка с точки зрения экономической теории благосостояния может быть признано необходимым, если оно сопровождается улучшениями, когда положение всех индивидов или отдельных групп улучшается, а положение других - не ухудшается. Все другие варианты государственного воздействия на благосостояние, ведущие, например, к неопределенным состояниям, когда положение одних групп улучшается при ухудшении других, требуют особого рассмотрения возможностей использования компенсационных механизмов для «проигравших» групп населения. В то же время ситуации ухудшений, когда снижается благосостояние всех индивидов, показывают нецелесообразность государственной деятельности по рыночной коррекции, как бы глубоко ни «проваливался» рынок. Государство не имеет решающих, универсальных преимуществ перед рынком.
К государственному вмешательству в экономические процессы, следует подходить сугубо прагматически, увязывая его в каждом конкретном случае с конкретным соотношением провалов рынка и изъянов государства.
Плата за внешние эффекты
Провал рынка возникает в том случае, если отсутствует плата за внешний эффект. А платы может не быть в том случае, если отсутствует рынок того ресурса или блага, через который этот внешний эффект реализуется.
Предположим,
что бумажная фабрика может использовать
такой ресурс, как чистая речная
вода, не приобретая его на рынке
и, следовательно, ничего за него не платя,
но лишая других потребителей (рыболовов,
купальщиков) возможности использовать
этот ресурс. Подобная ситуация возможна
потому, что ресурс "чистая вода",
который стал ограниченным (за него
конкурируют фабрика и
Подобная ситуация может возникать тогда, когда эти блага или ресурсы переходят из категории свободных в категорию экономических (становятся ограниченными), и один из тех, кто их потребляет, мешает другим пользоваться этим же благом и порождает внешние затраты. Если рынок при этом не возникает и плата за редкий ресурс не назначается, внешние затраты не влияют на поведение того лица, которое их вызывает, и это приводит к парето-неэффективности. Покажу это на следующем примере: представим себе отрасль, в которой действует совершенная конкуренция. Все фирмы отрасли несут затраты на производство дополнительной единицы продукции, равные предельным частным затратам. При этом все фирмы загрязняют окружающую среду, и это обходится им бесплатно. С увеличением производства растет совокупный ущерб от загрязнения, который называется общими внешними затратами. Следовательно, существуют предельные внешние затраты, связанные с выпуском каждой дополнительной единицы продукции и не оплачиваемые производителями. Поэтому, чтобы определить предельные общественные затраты, показывающие, во что реально обходится хозяйству производство блага, мы должны сложить предельные частные затраты и предельные внешние затраты. Получится, что происходит перепроизводство блага.