Сущность, функции и фактор предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе будут рассмотрены основные характеристики предпринимательства, его история и эволюция. Кроме этого будет изучено поведение предпринимателей на российском рынке нефти и газа.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
– рассмотрение понятия предпринимательства;
– выявление сущности и субъектов предпринимательства;
– рассмотрение российского рынка нефти и газа на примере энергетической компании “Газпром”

Оглавление

Введение.
Глава 1. Общая характеристика предпринимательства.
1.1. Термин “предпринимательство”.
1.2. Сущность предпринимательства.
1.3. Функции и фактор предпринимательства.
1.4. Виды предпринимательства.
Глава 2. Эволюция теории предпринимательства.
2.1. Эволюция теории предпринимательства в мире.
2.2. Эволюция теории предпринимательства в России.
Глава 3. Российский рынок нефтегазоносной промышленности.
3.1. Экономика нефтегазового комплекса России.
3.2. Энергетическая компания “Газпром” – лидер мирового нефтегазового бизнеса.
3.3. Перспективы развития нефтегазового комплекса России.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая 1 курс.docx

— 71.06 Кб (Скачать)

      Предпринимательская  активность  в  сфере   посредничества   позволяет совместить в самые  сжатые  сроки  экономические  интересы  производителя  и потребителя. Посредничество, с точки зрения  производителя, повышает  степень  эффективности работы последнего, поскольку  дает  возможность  сосредоточить свою активность  только на самом производстве, передавая  посреднику  функции  по продвижению товара к потребителю.  Кроме  того,  включение  посредника  в отношения между производителем  и  потребителем  существенно  сокращает  срок оборачиваемости  капитала, а значит, повышает прибыльность  производства.

      Страховое  предпринимательство заключается  в том,  что  предприниматель  гарантирует страхователю имущества, ценности, жизни  за  определенную  плату компенсацию  возможного  ущерба  в  результате   непредвиденного   бедствия.

Страхование  имущества,  здоровья,  жизни  есть  особая   форма   финансово- кредитного  предпринимательства,  заключающаяся  в  то  что  предприниматель получает страховой  взнос,  выплачивая  страховку  только  при  определенных обстоятельствах. Так  как  вероятность  возникновения   таких  обстоятельств невелика,  то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

Глава 2. Эволюция теории предпринимательства .

2.1. Эволюция теории предпринимательства в мире.

  История предпринимательского  дела за рубежом начинается  со Средних веков. Уже в те  времена купцы, ремесленники, торговцы  и миссионеры представляли собой  группу начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма тяга  к богатству преобразовывается  в желание получать неограниченную  прибыль. Действия предпринимателей  постепенно принимают цивилизованный  и профессиональный характер. Нередко  предприниматель, будучи собственником  средств производства, сам трудится на своем заводе или фабрике. В середине XVI в. появляется акционерный капитал, создаются акционерные компании. Первые акционерные общества были образованы в области международной торговли.

   Первопроходцем была  Английская торговая компания, организованная  для торговли с Россией (1554 г.). Позже, в 1600 г., была создана английская  Ост-Индская торговая компания, в 1602 г. – образована голландская  Ост-Индская компания, а в 1670 г. –  компания Гудзонова залива. Со временем акционерная форма хозяйствования становится частью других отраслей экономики. К концу XVII века образуются первые акционерные банки. К примеру, в 1694 г. на акционерных началах был основан Английский банк, а уже в 1695 г. – Банк Шотландии. В конце XVII – начале XIX вв. акционерная форма организации банковского дела получила широкое распространение и развитие во многих странах. В данный период собственность ранее функционировавших крупных семейных фирм, предпринимателей распадается на сотни, тысячи паев вкладчиков – владельцев акций. Все более расширяется пропасть между малым бизнесом и крупным. В подобных условиях мелкому предпринимательствам становится все труднее выживать, ему становятся не по силам многочисленные нововведения.

   Вместо этого широкое  развитие приобретают средние  и крупные фирмы. Постепенно мотив  получения максимальной прибыли  становится определяющим. В это  время появляется новая специальность  – менеджер – руководитель  и организатор крупного производства. Предпринимательские функции, ранее  сосредоточенные в одном лице, расчленяются по специализированным  направлениям. Появляются финансисты, экономисты, бухгалтеры, юристы, конструкторы, технологи. Над всеми ними как  бы возвышается менеджер, освободившийся  от большинства функций и сосредоточившийся  на руководстве производством  и его организации. Понятия “предприниматель”  и “предпринимательство” впервые  применил английский экономист  конца XVII–XVIII вв. Ричард Кантильон. Согласно ему предприниматель – это человек, который действует в условиях риска. Источниками богатства он считал землю и труд, определяющие реальную действительную стоимость экономических благ.

   Позже французский  экономист конца XVIII – начала XIX вв. Ж. Б. Сей сформулировал определение  предпринимательской деятельности  как комбинирование, соединение  трех классических факторов производства, таких как земли, капитала, труда.

2.2. Эволюция теории  предпринимательства в России.

Развитие предпринимательской деятельности является одной из важнейших задач, которую ставит перед собой Правительство Российской Федерации. По мнению чиновников, частное предпринимательство должно вносить более весомый вклад в ВВП Российской Федерации.

Основные этапы эволюции предпринимательства в России:

-на первом этапе предпринимательство  проявлялось преимущественно в  сфере торговой деятельности.  

-в XI–XII вв. начали создаваться  первые купеческие компании. До  монголо-татарского нашествия в  стране процветали ремесла и  торговля, что обеспечивало высокий  международный авторитет;

-на втором этапе (XV в.) предпринимательство перешло в  новое качество – организацию  производства, собственного дела  в целях извлечения прибыли, идущей  на дальнейшее развитие производства. В данный период образовывались  сообщества предпринимателей, состоящие  из ремесленников, купцов, ростовщиков  и др. В ϶ᴛᴏ время побудет термин «предпринимательство», кᴏᴛᴏᴩый относился ко всем лицам, занятым деятельностью, направленной на развитие производства, торговли и получение дохода;

-третий этап (вторая половина XIX в.) был связан с развитием  капитализма в России и образованием  предпринимательских союзов.

-четвертый этап - с октября 1917 г. была установлена государственная  монополия и централизация экономики, лишавшая производителей экономической  самостоятельности и устранившая  конкуренцию между ними

-пятый этап – ϶ᴛᴏ период нэпа, связанный со становлением  предпринимательства в форме  смешанных и частных концессий, акционерных обществ;

-шестой этап характеризовался  перемещением предпринимательской  деятельности из легального сектора  в нелегальный.

Развитие предпринимательства в России связано, прежде всего, с посреднической деятельностью при торговле и предоставлением различных услуг. Как правило, частные предприниматели начинают свою деятельность с открытия магазина или небольшой мастерской. В настоящее время на территории России огромной популярностью пользуются автомобильные мастерские и автомойки, где многие россияне предпочитают обслуживать свой автомобиль.

 К сожалению, развитие  малого и среднего бизнеса  в нашей стране практически  не затронуло высокотехнологичные  сферы. Если во многих странах  мира небольшие частные компании  занимаются разработкой различных  технических новинок, то в настоящее  время в нашей стране подобных  компаний практически не существует. Несмотря на то, что в нашей  стране есть множество людей, имеющих оригинальные технические  идеи, найти финансирование для  проведения конструкторской разработки  или создания опытных образцов  крайне сложно.

Усовершенствование предпринимательской деятельности в России сопряжено с целым рядом трудностей. Экономическая активность населения в Российской Федерации крайне мала, так как долгое время частный бизнес в нашей стране находился под запретом. Современный предприниматели, которые хотят открыть собственный бизнес, сталкиваются с обилием трудностей, которые часто создаются местными властями. Государство должно освободиться от функции управляющего всем собственника-монополиста, от функции дележа ресурсов, но никак не от функции «упорядочивающей» силы, формирующей новые рыночно-хозяйственные и общественные институты

Развитие предпринимательства в России происходит довольно медленно, не смотря на то, что в крупных городах создается обилие частных предприятий, в российской «глубинке» практически невозможно создать малое предприятие, которое будет приносить стабильный доход.

Управление развитием малого предпринимательства на региональном уровне – это деятельность региональных органов власти, направленная на внешние ресурсы системы малого предпринимательства для перехода данной системы на боле высокий, качественно новый уровень развития, что дает возможность повысить уровень социально-экономического развития региона и качества жизни населения. Однако потенциал малого предпринимательства остается пока нереализованным.

 Глава 3. Российский рынок нефтегазоносной промышленности.

3.1. Экономика нефтегазового  комплекса России

. Экономика России по-прежнему  зависит от доходов нефтегазовых  компаний, за счет которых формируется 50% федерального бюджета и около 70% поступлений от экспорта (оценки  величины нефтегазовой ренты  в России см. в: Гурвич, 2010). Рыночная  стоимость акционерного капитала  нефтегазовых компаний составляет  половину капитализации российского  рынка акций. Именно благодаря  высоким производственно-экономическим  показателям компаний НГК сформированы  Резервный фонд и Фонд национального  благосостояния, увеличиваются международные  резервы страны.

Ценовая конъюнктура

На формирование доходов нефтегазового сектора прежде всего влияют мировые цены на нефть и природный газ. В настоящее время ценообразование на нефть осуществляется в ходе биржевых торгов. Для анализа динамики мировых цен на нефть используется простое среднее спот-цены основных маркерных сортов: Brent - на Лондонской нефтяной бирже (IPE); WTI (West Texas Intermediate) - на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX) и Dubai - на Сингапурской международной товарной бирже (SIMEX).

Ценообразование на российские сорта нефти осуществляется аналитически с привязкой (дисконтом) к нефти сорта Brent. По данным Министерства финансов РФ, среднегодовая цена на нефть сорта Urals в 2011 г. выросла до 109 долл./барр. по сравнению с 78 долл./барр. в 2010 г., или на 40%. По прогнозу Министерства экономического развития РФ, среднегодовая цена на нефть сорта Urals в 2012 г. составит 115 долл./барр.; рассматриваются варианты корректировки прогноза в сторону понижения, что связано с падением цен на нефть на мировом рынке примерно на 10% с начала 2012 г.

Согласно экспортным долгосрочным контрактам ОАО "Газпром" с европейскими потребителями, расчетная средневзвешенная цена на газ "Газпрома" для поставок в дальнее зарубежье в 2011 г. составила 402 долл./тыс. куб. м, а в 2010 г. - 305 долл./тыс. куб. м.

Внутренние цены на газ проиндексированы в 2011 г. на 14,6% и увеличились с 2296,8 руб./тыс. куб. м в 2010 г. до 2631,7 руб./ тыс. куб. м в 2011 г. С 2011 г. правительство РФ планировало перейти на равнодоходную с экспортной цену на газ на внутреннем рынке, однако вследствие мирового экономического кризиса переход был отложен. Планируется, что равнодоходность от продажи газа на внешнем и внутреннем рынках будет достигнута к 2015 г., для этого внутренние цены на газ ежегодно индексируют на 15% (см. подробнее: Коржубаев, 2012).

Нефтегазовые доходы в структуре федерального бюджета РФ в 2005 - 2011 гг. (млрд руб.)

Показатель

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Доходы федерального бюджета

5127

6279

7781

9258

7336

8305

11352

Нефтегазовые доходы

2160

2943

2899

4390

2984

3831

5640

Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья

845

1083

1113

1592

969

1361

1988

нефть

761

986

1017

1493

888

1267

1845

газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья

79

90

88

90

75

85

136

газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья

5

7

7

8

7

9

6

Вывозные таможенные пошлины

1315

1860

1786

2798

2015

2469

3652

нефть сырая

871

1202

1152

1785

1203

1672

2332

газ природный

247

344

303

490

433

193

384

продукты нефтепереработки

197

314

331

523

379

604

936

Доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете, %

42

47

37

47

41

46

50

доля налога на добычу полезных ископаемых

16

17

14

17

13

16

18

доля вывозной таможенной пошлины

26

30

23

30

27

30

32


 

Базовые экономические показатели нефтегазового комплекса

На основе анализа годовой бухгалтерской отчетности российских нефтегазовых компаний был сформирован ряд финансово-экономических показателей работы отрасли (выручка, чистая прибыль, рентабельность) в 2011 г. Как правило, вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) публикуют данные в соответствии с Международной системой финансового учета (МСФУ). В связи с этим в анализе представлены показатели, рассчитанные по международным стандартам. Некоторые компании ("Сургутнефтегаз") отчитываются по Российской системе бухгалтерского учета (РСБУ), поэтому в анализе использованы соответствующие данные по российским стандартам. В ряде случаев сравнивать отчетность по МСФУ и РСБУ по отдельным компаниям некорректно, однако при отсутствии данных можно проводить анализ экономических показателей по отрасли в целом.

Выручка. Мировая выручка от реализации первичных энергоресурсов - нефти, природного газа и угля - составляет около 4 трлн долл. . В мировом торговом обороте объемы продаж сырой нефти и газа в 3,5 раза превосходят продажи алюминия и более чем в 30 раз - драгоценных камней и металлов (золото, серебро, платина, алмазы). Чистая прибыль нефтегазовых компаний России в 2008 - 2011 г.

Компания

2008

2009

2010

2011

2011/ 2010, %

млрд долл.

%

млрд долл.

%

млрд долл.

%

млрд долл.

%

"Газпром"

31,0

43,4

25,0

44,5

32,8

43,2

40,0

41,5

122,0

"Роснефть"

11,1

15,5

6,5

11,6

10,7

14,1

12,4

12,9

115,9

"ЛУКойл"

9,2

12,9

7,1

12,6

9,1

12,0

10,3

10,7

113,2

"ТНК-ВР Холдинг"

5,3

7,4

5,1

9,1

6,8

9,0

8,9

9,2

130,9

"Сургутнефтегаз"

5,8

8,1

3,6

6,4

4,2

5,5

7,8

8,1

185,0

"Газпром нефть"

4,6

6,4

3,0

5,3

3,1

4,1

5,3

5,5

171,0

"НОВАТЭК"

0,9

1,3

0,8

1,4

1,3

1,7

2,0

2,1

153,8

"Татнефть"

0,4

0,6

1,8

3,2

1,6

2,1

2,0

2,1

127,9

"Башнефть"

0,4

0,6

0,4

0,7

1,5

2,0

1,1

1,1

76,6

"Русс Нефть"

0,5

0,7

0,8

1,4

0,5

0,7

0,6

0,6

133,3

"Славнефть"

0,7

1,0

0,3

0,5

0,2

0,3

0,0

0,0

6,0

Операторы соглашений о разделе продукции

0,7

1,0

0,9

1,6

1,8

2,4

2,5

2,6

140,4

Прочие производители

0,9

1,3

1,0

1,8

2,4

3,2

3,4

3,5

141,2

Всего по России

71,4

15,3

56,2

16,3

75,9

16,7

96,3

16,0

126,9

Информация о работе Сущность, функции и фактор предпринимательства