Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 20:47, курсовая работа
В данной курсовой работе будут рассмотрены основные характеристики предпринимательства, его история и эволюция. Кроме этого будет изучено поведение предпринимателей на российском рынке нефти и газа.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
– рассмотрение понятия предпринимательства;
– выявление сущности и субъектов предпринимательства;
– рассмотрение российского рынка нефти и газа на примере энергетической компании “Газпром”
Введение.
Глава 1. Общая характеристика предпринимательства.
1.1. Термин “предпринимательство”.
1.2. Сущность предпринимательства.
1.3. Функции и фактор предпринимательства.
1.4. Виды предпринимательства.
Глава 2. Эволюция теории предпринимательства.
2.1. Эволюция теории предпринимательства в мире.
2.2. Эволюция теории предпринимательства в России.
Глава 3. Российский рынок нефтегазоносной промышленности.
3.1. Экономика нефтегазового комплекса России.
3.2. Энергетическая компания “Газпром” – лидер мирового нефтегазового бизнеса.
3.3. Перспективы развития нефтегазового комплекса России.
Заключение.
Список литературы.
− особенности внутренней организации хозяйственных ячеек, непосредствен но влияющие на содержание и формы реализации функциональных признаков предпринимательства (масштабность организации; особенности иерархической структуры; форма и характер управления организацией).
В процессе хозяйственного развития общества действенность любого фактора может меняться. Более того, отдельные факторы утрачивают свою роль и, наоборот, начинают действовать новые, ранее не действовавшие факторы Условия переходной экономики кардинально изменяют роль и значение а так же взаимосвязь факторов предпринимательства.
Функции предпринимательства
Следует различать две группы функций предпринимательства. Одна из них отражает текущие задачи приспособления к условиям среды и способность предпринимателя реагировать на ее изменения. С этой точки зрения набор предпринимательских функций представляет собой ни что иное как специфические виды управленческой деятельности
Управление финансами и производством, кадрами, материальными потоками и сбытом — вот функциональная сфера предпринимателя. Являясь управленческими по форме и по содержанию, как предпринимательские функции, они имеют особую специфику.
Управление финансами лишь на первый взгляд ограничивается вопросами привлечения и использования денежных средств. В действительности содержание этой функции глубже. Главная задача финансового управления — обеспечение максимально возможной отдачи при наименьшем риске. Решая ее, предприниматель должен, с одной стороны, минимизировать цену мобилизуемых финансовых ресурсов, а с другой — максимизировать отдачу от инвестированных средств, применяя наиболее эффективные способы их использования. Это означает, что основным содержательным моментом данной функции предпринимателя является обеспечение роста стоимости активов предприятия и его финансовой устойчивости.
Функция материально-технического обеспечения состоит в том, чтобы бесперебойное снабжение обеспечивалось при минимальных запасах. Самым сложным в решении этого вопроса является далеко не организационная сторона дета, а непредсказуемость рыночной конъюнктуры. Поэтому главная задача предпринимателя состоит в выборе оптимального сочетания рыночной и нерыночной форм осуществления материально-технического обеспечения.
Управление производством во многом связано с техническим и технологическим аспектами, содержательность его как предпринимательской функции состоит в поиске такой комбинации факторов производства, которая дала бы максимальный выпуск продукции при минимальных издержках.
Управление кадрами в современном предпринимательстве связано не только с подбором и расстановкой работников. С одной стороны, возросшее значение человеческого фактора требует заботы о развитии качества трудовых ресурсов и иных подходов к оценке труда и его стимулирования. С другой стороны; глубокая дифференциация и рассредоточение предпринимательских функций по разным уровням организации порождает проблему их консолидации и сосредоточения усилий в одном направлении. Неслучайно управление кадрами, рассматривая «человеческий капитал» как самый ценный ресурс, принимает все более стратегический характер. Поэтому экономическая содержательность данной функции сводится в основном к формированию у работников чувства сопричастности к предпринимательской деятельности, что в конечном счете, и определяет ее успех.
Управление сбытом в условиях высококонкурентного рынка, где главенствующую роль играет не производитель, а потребитель, также приобретает новые черты. Не развитие каналов сбыта, упаковка и реклама, и даже не качество товара при всем их большом значении доминируют в настоящее время в определении успеха сбытовой деятельности. Выявление самой потребности становится краеугольным камнем осуществления функции сбыта. Собственно сбытовая деятельность как усилия по реализации товаров или услуг уже играет второстепенную роль.
Вторая группа функций предпринимательства характеризует его влияние на хозяйственную среду и вызываемые им последствия.
В этом отношении одной из функций предпринимательства является содействие установлению рыночного равновесия. Реагируя на потенциальный источник выгоды, предприниматель увеличивает предложение, адекватно перемещая блага и наращивая их производство. Перемещая блага с рынков, где они в избытке, на рынки, где они дефицитны, предприниматель способствует установлению равновесия на товарных рынках. С другой стороны, наращивая производство за счет привлечения дополнительных ресурсов, предприниматель способствует более рациональному их распределению, обеспечивая тем самым равновесие на ресурсных рынках.
Преобразовательская функция. Стремясь к изменению рыночной ситуации в выгодном для себя направлении посредством инновационной деятельности, предприниматель не только создает новые блага и технологии, он разрушает сложившуюся рыночную среду, модифицируя существующие и создавая новые рынки, формы конкуренции и организации производства. Таким образом, предпринимательство проявляет себя активным субъектом предпринимательской среды, выполняя преобразовательскую функцию. В том, что функциональная роль предпринимательства, с одной стороны, направлена на установление рыночного равновесия, а с другой, — на его разрушение, противоречия нет. Все дело в том, что функционально предпринимательская деятельность направлена на установление динамического, а не статического равновесия.
Социальные функции. Предпринимательская деятельность связана с осуществлением ряда социальных функций. Борьба за лучшие результаты хозяйствования заставляет предпринимателя постоянно заботиться о расширении и обновлении ассортимента производимых благ, придании им новых потребительских свойств. В результате создаются возможности для оптимизации потребительского выбора и роста благосостояния. Стремление к рациональному использованию ресурсов оборачивается для общества сберегающими технологиями, а новаторство служит инструментом решения экологических проблем посредством перехода от борьбы с загрязнением к предотвращению самого загрязнения.
1.4. Виды предпринимательства.
Предпринимательство как особая форма экономической активности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают: а) предпринимательство государственное; б) предпринимательство частное.
Государственные
предпринимательство есть
форма осуществления экономической
активности от имени
предприятия, учрежденного:
а) государственными органами
Частное предпринимательство
есть форма осуществления
экономической активности от
имени предприятия (если оно
зарегистрировано в качестве
такового) или предпринимателя (если
такая деятельность осуществляется
без найма рабочей силы, в форме
индивидуальной трудовой
Конечно, каждый
из этих видов —
государственное и частное
предпринимательство — имеет
свои отличительные признаки,
но основные принципы их
осуществления во многом
Схожей является и типология обоих видов предпринимательства.
Предпринимательство
как форма инициативной
1) осуществление непосредственных производительных функций, т. е. производство товара (продукта) или оказание услуги (например, машиностроительная фирма, туристская компания, инжиниринговая фирма или конструкторское бюро);
2) осуществление посреднических функций, т. е. оказание услуг, связанных с продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем (общественно приемлемом) виде от непосредственного производителя такого товара его потребителю.
Общественное
понимание проблемы сводится
к тому, что, с одной стороны,
приоритетное значение имеет
первый тип предпринимательской
деятельности, поскольку общественное
богатство (как обобщенный итог
уровня и качества жизни каждого
члена общества) зависит от состояния
дел именно в сфере материального
производства, научно-технических и
сервисных услуг. С другой стороны,
такое общественное отношение
к этому типу предпринимательства
на практике не носит действительно
приоритетного характера —
общество способствует
Но такое общественное
восприятие посреднической
1) к увеличению
производительности труда
2) к ускорению темпов оборачиваемости (кругооборота) капитала;
3) к насыщению товарных рынков до объективно требуемых размеров и функционированию непосредственных товаропроизводителей в соответствии с интересами конечных потребителей (поскольку посредник специализируется главным образом на изучении потребительского спроса и заказе или приобретении только той продукции, потребительский интерес к которой он уже выявил; любую продукцию, производимую непосредственным товаропроизводителем, он приобретать не будет).
В зависимости
от содержания предпринимательской
деятельности и ее связи с
основными стадиями
Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым организациям. Таким образом функция производства в этом виде предпринимательства - основная, определяющая.
Предпринимательская деятельность, связанная с непосредственным
производством товаров, может носить:
1) традиционалистский характер {традиционалистское предпринимательство),
2) инновационный характер (инновационная предпринимательская
деятельность, инновационное предпринимательство).
Предпринимательство
в сфере непосредственного производства
товаров может, таким образом, ориентироваться
на производство и поставку
на рынок традиционных или
инновационных товаров. Практика
предпринимательской
Приводимое выше деление типов предпринимательской деятельности основывается на убеждении, что производство и поставка на рынок традиционных товаров осуществляется также с использованием каких-то новых методов или приемов, связанных с организацией производства, техническими элементами производства или изменениями качественных характеристик производимого товара.
В коммерческом
предпринимательстве
Отметим, что если товар приобретается на законных основаниях, то торгово- коммерческое предпринимательство не следует называть спекуляцией и на этом основании осуждать. Только когда наблюдается противозаконная, с нарушением правил торговли перепродажа, можно говорить о запретной, преступной спекуляции.
Финансовое
предпринимательство есть особая
форма коммерческого
Посредничеством
называют предпринимательство,
в котором предприниматель
сам не производит и не
Лица (юридические
или физические), представляющие
интересы производителя или
Информация о работе Сущность, функции и фактор предпринимательства