Структурная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 23:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование структурной политики государства.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть структурирование национальной экономики;
- определить роль и место структурной политики;
- изучить основные цели, задачи и направления структурной политики;
- описать методы реализации структурной политики в условиях НТП;
- проанализировать этапы и инструменты реализации структурной политики.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………....3
Глава 1 Теоретические основы структурной политики
1.1 Понятие структуры национальной экономики……………………………......5
1.2 Понятие структурной политики государства…………………………...……..7
1.3 Цели и задачи структурной политики ………………………………………..10
Глава 2 Методы и этапы структурной политики
2.1 Роль и место структурной политики……………………………………….…16 2.2 Методы реализации структурной политики в условиях НТП ………..…….17
2.3 Этапы и инструменты реализации структурной политики………………….23
Глава 3 Особенности структурной политики России на
современном этапе
3.1 Основные задачи и направления структурной политики…………………..27
3.2 Механизмы реализации структурной политики……………………………..30
Заключение…………………………………………………………………..33
Литература……………………………………………………….….…...…..35

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 69.69 Кб (Скачать)

* Открытость экономики.  Национальная экономика сегодня  не может быть эффективной,  оставаясь вне глобального мирового  рынка. Поэтому структурная политика  должна обеспечивать интеграцию  в систему мирохозяйственных  связей отдельных рынков, отраслей  или секторов национальной экономики.

* Либерализация экономической  деятельности на микроуровне.  Главной проблемой российской  экономики остаются многочисленные  ограничения и препятствия для  развития бизнеса на микроуровне.  Их устранение является одним  из главных инструментов структурной  политики, позволяющим в полной  мере реализоваться частной предпринимательской  инициативе. Вместе с тем реальная  либерализация деятельности всех  субъектов рынка и снижение  вмешательства государства в функционирование конкретных предприятий должно сопровождаться целенаправленными и настойчивыми действиями государства по формированию стратегических направлений развития российской экономики.

* Воспроизводство кадрового  потенциала. В современной экономике  человеческий капитал оказывается  едва ли не более значимым, чем финансовые активы. Однако  в силу долгосрочности образовательных  процессов свободный рынок может  быть недостаточным в этой  сфере. Поэтому одним из стратегических  инструментов воздействия государства  на экономику является обеспечение  адекватных условий для развития  человеческого капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Особенности структурной политики России на современном этапе

 

     3.1 Основные задачи и направления структурной политики

Общеэкономическая задача структурной политики - поддержание макроэкономического равновесия в рыночном хозяйстве. Основной целью структурной политики государства является формирование оптимальной структуры хозяйственного комплекса для наиболее эффективного использования имеющихся в распоряжении общества ресурсов, обеспечение прогрессивных структурных сдвигов.

С точки зрения экономической  теории в структурной политике можно  выделить ряд факторов, которые обусловливают  ее важность для последующих лет  развития России. Это смена социально-экономической  модели развития, в которой первостепенную роль для структурного регулирования  играют другие экономические закономерности, прежде всего ценовой механизм рынка, основанный преимущественно на соотношении  спроса и предложения; постепенный  поворот экономики России к внешней  сфере.11

Изменениям структуры  производства будут способствовать развитие инфраструктуры, реализация комплекса мер по повышению конкурентоспособности  и темпов роста ведущих секторов экономики.

Комплекс указанных мер  включает следующие основные направления:

1) Реализация общесистемных мер, направленных на снижение институциональных барьеров, стимулирование спроса на научно-техническую продукцию, новую технику и технологии и ускорение выбытия устаревшего оборудования;

2) Повышение эффективности действующих и формирование новых государственных финансовых институтов развития, включение их ресурсов в реализацию программ развития секторов экономики и инфраструктуры;

3) Развитие программно-целевого подхода к структурным преобразованиям в экономике и развитию инфраструктуры на основе реализации федеральных и ведомственных целевых программ;

4)  Создание особых экономических зон и технико-внедренческих парков, формирование территориально-производственных кластеров, реализация программ содействия развитию инновационной инфраструктуры, промышленного дизайна и инжиниринговых услуг, разработка стратегий развития отдельных секторов экономики.

5) Формирование конкурентной среды, создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности в России в целом, на конкретных отраслевых рынках.

Стратегии предусматривают  реализацию проектов развития, направленных на структурные изменения в экономике, имеющие существенный макроэкономический эффект и влияющие на повышение национальной конкурентоспособности и темпов роста экономики в целом, и  подразделяются на следующие группы:12

1)Стратегии развития традиционных  секторов экономики или стратегии  повышения конкурентоспособности  секторов, являющихся основой современного  экономического роста и жизнеобеспечивающей  инфраструктуры. Их дополнительный  вклад в рост валового внутреннего  продукта в 2006-2015 годах прогнозируется  на уровне 1,1 - 1,2 процента в год;

2)Стратегии развития инновационных  секторов, определяющие переход  от сырьевого к инновационному  развитию и формирующие новые  двигатели экономического роста.  Их дополнительный вклад в  прирост валового внутреннего  продукта может составить 0,8-1,1 процента в год. На рубеже 2011-2015 годов потенциальный вклад в  ускорение экономического роста  наукоемкой продукции и "экономики  знаний" сравняется с вкладом  традиционных секторов;

3)Стратегии развития человеческого  капитала, предусматривающие в том числе формирование рынка жилья и развитие жилищного строительства, модернизацию образования, здравоохранения и социально-трудовой сферы. Макроэкономический эффект от реализации указанных стратегий будет оказывать влияние на развитие традиционных и высокотехнологичных секторов. http://www.government.ru/ Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу 2006 - 2008 годы

Новый этап структурной перестройки  должен будет расширить спрос  на инвестиции и расширить участие  отечественных производителей оборудования в осуществлении инвестиционных проектов. Во многом структурная перестройка  будет опираться на собственные  финансы предприятий, но также на более активное использование банковских и финансовых институтов, фондового  рынка. Одним из важных инструментов осуществления структурной трансформации  экономики будут федеральные  целевые программы. Основной целью  развития промышленности в таких  условиях будет повышение конкурентоспособности  продукции, технического уровня производства, обеспечение выхода продукции научно-технического сектора экономики, замещение импортной  продукции и перевод промышленного  производства в стадию стабильного  роста.

В динамике отраслевой структуры  промышленного производства с учетом эффекта реализации стратегий и  общего повышения конкурентоспособности  бизнеса прогнозируется опережающий  рост отраслей, выпускающих инвестиционную и конечную продукцию.

Таким образом, добиваясь  более эффективного взаимодействия формируемых отраслевых и региональных звеньев экономики, структура российской промышленности станет более прогрессивной  и приблизится к структуре  развитых европейских стран.

 

 

               3.2 Механизмы реализации структурной политики

Определяющим критерием  государственной селективной политики является повышение технического уровня эксплуатационных и потребительских  характеристик продукции и организация  ее выпуска на основе передовых технологий, используемых в сферах производственной деятельности, избранных в качестве объекта приоритетных направлений.

Составным элементом реализации селективной государственной структурной  политики выступает система предприятий, функционирующих на базе государственной  собственности (предприятия, приватизация которых запрещена законодательством  России). Поэтому, наряду с реализацией  программ коммерциализации государственных  предприятий, приемлемым является непосредственное государственное инвестирование в  производство, продукция которого оказывает  благоприятное воздействие на процессы структурной перестройки национальной экономики.

Другим механизмом активной структурной политики выступает  система закупок продукции для  государственных нужд. Целенаправленная государственная политика размещения заказов на заранее определенную номенклатуру уже выпускаемой и  новой продукции позволяет не только удовлетворить назревшие  общегосударственные потребности  в тех или иных товарах и  услугах, но и косвенным образом  формировать новые кооперативные  технико-производственные и экономические  связи между предприятиями, выпускающими готовую продукцию, субпоставщиками  и субподрядчиками. Это может  предопределить образование крупных  межотраслевых технико-производственных или региональных комплексов.

Чтобы воздействовать на структуру  национального богатства, необходимы специальные меры экономической  и социальной политики государства. В области экономической политики необходимо формирование в соответствии с установленными целями и отобранными приоритетами эффективной структуры, которая бы с наименьшими ресурсными тратами позволяла создавать продукцию и услуги высокой добавленной стоимости. В области социальной политики главным направлением является формирование новой социальной структуры общества путем увеличения доли домашнего имущества (стимулирование кредитов для жилищного строительство), путем снижения уровня дифференциации доходов населения (установление прогрессивной шкалы налогообложения), путем повышения эффективности функционирования и использования всех видов собственности и защиты права собственности.13

Проведение целостной  государственной структурной политики требует осторожности и взвешенности при реализации тех или иных мероприятий. Нельзя забывать, что государственная  поддержка в рамках этой политики, хотя и направлена на отдельные предприятия  и производства, тем не менее, в  ней сохраняется принцип отраслевого  отбора, что чревато отрицательными последствиями. Разрыв между условиями  функционирования приоритетных и неприоритетных производств, сфер хозяйственной деятельности и входящих в них предприятий  может привести к дискредитации  самой идеи селективной структурной  политики.

Концепция структурной перестройки  в России исходит из сохранения отраслевого  разнообразия народнохозяйственного  комплекса. В структуре промышленности выделяются три группы отраслей:

- топливно-энергетический  комплекс. Эти отрасли сохраняют  свою конкурентоспособность и  могут привлекать иностранные  инвестиции;

- отрасли обрабатывающей  промышленности, способные поставлять  продукцию на экспорт (авиакосмическая,  энергетическое машиностроение, отчасти  станкостроение). Они нуждаются в  государственной поддержке на  внутреннем и внешнем рынках;

- отрасли обрабатывающей  промышленности, которые могут быть  конкурентоспособными на внутреннем  рынке (автомобильная, сельскохозяйственное  машиностроение, пищевая). Развитие  этих отраслей напрямую зависит  от умеренно протекционистских  мер и стимулирования внутреннего спроса на их продукцию путем лизинга и потребительского кредита.

Таким образом, основной целью  структурной политики государства  на следующее десятилетие должно стать содействие повышению конкурентоспособности  производства отечественных товаров  и услуг на внутреннем и мировых рынках и обеспечение структурного маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг.

 

                                     Заключение

Общеэкономическая задача структурной  политики - поддержание макроэкономического  равновесия в рыночном хозяйстве. Основной целью структурной политики государства  является формирование оптимальной  структуры хозяйственного комплекса  для наиболее эффективного использования  имеющихся в распоряжении общества ресурсов, обеспечение прогрессивных  структурных сдвигов.

Неизменно, под влиянием научно- технического прогресса происходят структурные адаптации, вызванные  конкуренцией, изменениями внешнеэкономической  конъюнктуры, социально-политическими  сдвигами и множеством других факторов, происходящих в любой экономике. Очевидно, что появление принципиально  новых технологий возможно лишь при  участии государства, и в частности, укреплении и расширении его научно-технического комплекса. Поэтому эффективное  использование интеллектуальных ресурсов и развитие технологической базы являются важнейшими общенациональными  задачами, требующими принятия новых  решений, определения государственных  приоритетов научно-технологического и инновационного развития страны.

В последние годы российская экономика развивалась высокими темпами. Достигнутая макроэкономическая стабильность характеризовалась снижением  темпов инфляции, устойчивостью национальной валюты, профицитом федерального бюджета  и ростом доходов бюджетной системы  Российской Федерации. Это достигалось  в основном за счет благоприятной  внешнеэкономической конъюнктуры, имевшихся запасов и резервов свободных мощностей в производстве и инфраструктуре, роста внутренних рынков и вследствие девальвации  рубля. Благоприятная макроэкономическая конъюнктура позволила Правительству  Российской Федерации осуществить  структурные и институциональные  преобразования, сформировать нормативную  базу, необходимую для дальнейшего  развития экономики.

Информация о работе Структурная политика государства