Структурная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 23:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование структурной политики государства.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть структурирование национальной экономики;
- определить роль и место структурной политики;
- изучить основные цели, задачи и направления структурной политики;
- описать методы реализации структурной политики в условиях НТП;
- проанализировать этапы и инструменты реализации структурной политики.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………....3
Глава 1 Теоретические основы структурной политики
1.1 Понятие структуры национальной экономики……………………………......5
1.2 Понятие структурной политики государства…………………………...……..7
1.3 Цели и задачи структурной политики ………………………………………..10
Глава 2 Методы и этапы структурной политики
2.1 Роль и место структурной политики……………………………………….…16 2.2 Методы реализации структурной политики в условиях НТП ………..…….17
2.3 Этапы и инструменты реализации структурной политики………………….23
Глава 3 Особенности структурной политики России на
современном этапе
3.1 Основные задачи и направления структурной политики…………………..27
3.2 Механизмы реализации структурной политики……………………………..30
Заключение…………………………………………………………………..33
Литература……………………………………………………….….…...…..35

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 69.69 Кб (Скачать)

Первая тенденция: НТР вызвала к жизни множество принципиально новых отраслей производства, которые отличаются большой наукоемкостью (атомная энергетика, полимерная химия, производство средств автоматизации и вычислительной техники, роботокомплексы и полностью автоматизированные предприятия). Эти авангардные виды созидательной деятельности резко опередили по темпам роста все отрасли хозяйства.

Вторая тенденция: НТР наиболее быстро развивается на границах разных областей науки и техники, что привело к созданию межотраслевых комплексов. Примером тому служит ракетно-космический комплекс, в котором взаимодействует огромное количество предприятий разного профиля.

НТР способствовала появлению  множества взаимозаменяемых и взаимодополняемых  продуктов, отличающихся более высоким  качеством. Благодаря этому многие традиционные отрасли преобразовались  в мощные и сильно обновленные  промышленные комплексы, где взаимодополняются  старые и новейшие виды производства.

Наряду со структурообразующей  ролью НТР оказывает также  и прямо противоположное - разрушающее  воздействие на воспроизводственную  структуру. Об этом свидетельствуют  две другие тенденции.

Третья тенденция: НТР привела к свертыванию и упадку отраслей хозяйства, создающих изделия из натурального сырья (торфяная, угольная промышленность, черная металлургия). Такие виды производства зачастую не могут конкурировать с новейшими наукоемкими отраслями, что ведет к определенной несбалансированности макроэкономики и обостряет социально-экономическую обстановку (растет безработица, затрудняется трудоустройство людей в застойных видах хозяйства и т. п.).

Четвертая тенденция: НТР настолько расширяет масштабы и интенсифицирует производство, что ускоренно разрушает экологическое равновесие (добыча угля, нефти, металлических руд, развитие черной и цветной металлургии, нефтехимии, производстве пестицидов, ядохимикатов и др.).

Со всей очевидностью можно  утверждать: современное научно-техническое  развитие несет с собой не только прогресс, но и регресс - изменения  к худшему. Научно-технический регресс  в области макроэкономической структуры  может вызывать нестабильность народного  хозяйства.

Теперь следует рассмотреть, что конкретно включает в себя структурная политика для каждой составной части национального  хозяйства в условиях научно-технического прогресса.

Воспроизводственная структура: здесь структурная политика включает меры государства, стимулирующие рост эффективности распределения ресурсов между конкурирующими областями их применения, эффективности использования факторов производства. Сюда относятся:8

· обеспечение правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов (разработка и принятие законодательных  актов, регулирующих экономическую  деятельность в стране и ставящих экономические субъекты в равные условия);

· поддержка государством конкуренции (в том числе антимонопольная  политика, приватизация);

· налоговые реформы, в  том числе регулирования налоговых  ставок на сбережения;

· реформа финансовой системы, играющей главную роль в мобилизации  свободных денежных ресурсов (сбережений) и направлении их для осуществления  наиболее эффективных инвестиций (реформа  банковской системы, создание фондовых бирж, политика в области процентных ставок и т. д.); регулирования процентных ставок по вкладам и ссудам, доходности государственных ценных бумаг и  объемов государственного заимствования  на финансовых рынках,

· перераспределение национального  дохода в целях формирования оптимального соотношения между накоплением  и потреблением в конкретных хозяйственных  условиях.

Социальная  структура: в этом случае основными направлениями структурной политики являются:

· поддержка определённых слоев населения (льготы, субсидии, различные пособия);

· обеспечение гарантии права  на труд: регламентация условий труда (уровень минимальной оплаты, продолжительность  рабочей недели и т.д.).

· укрепление научного потенциала вузов и создание новых или  расширение существующих исследовательских  организаций;

· обеспечение экологической  безопасности предприятий.

Отраслевая  структура: одной из основных частей структурной политики является промышленная политика - совокупность мер, воздействующих на промышленность и положение отраслей и предприятий путем специальных государственных решений и мер. Промышленная политика с помощью прямых и косвенных инструментов изменяет структуру промышленности, решает региональные проблемы, поддерживает тот или иной тип бизнеса (малый, средний, иностранный и т. д.); поддерживает нерентабельные, но нужные государству отрасли хозяйства путем льгот, субсидий, инвестиций. Эта политика широко используется в разных странах мира (как индустриальных, так и развивающихся) для защиты национальных рынков, создания новых отраслей экономики. Сейчас во многих странах особый упор в экономике делается на новые отрасли, возникшие в результате НТП: атомная энергетика, робототехника, ракетно-космический комплекс. Что же касается отраслей, которые из-за НТР постепенно приходят в упадок (как уже было сказано выше), то их следует поддерживать путем финансирования проектов, выплаты субсидии, льгот, направляя инвестиции. Кроме того, нужно отметить, что агропромышленный комплекс во многих государствах в условиях НТП оказался в достаточно сложном положении, он не может конкурировать с наукоемкими отраслями хозяйства, и поэтому здесь помощь государства необходима.

Территориальная структура: здесь имеет место планирование рационального размещение производственных сил по районам и регионам страны, чтобы обеспечить как можно более эффективное производство, избежать лишних затрат на транспорт: перевоз ресурсов, доставку уже изготовленного товара на рынок.

Внешнеторговая  структура: в ряде случаев регулирование совокупного предложения допускало возможность прямого субсидирования отдельных отраслей и предприятий, финансирование конкретных проектов, научных исследований, если это было связано с поддержанием конкурентоспособности отечественного производства на мировом рынке, обеспечением социальной устойчивости общества и т. д. Как уже было сказано, в первую очереди государство поддерживает рентабельные отрасли экономики, возникшие в результате НТП и востребованные на мировом рынке.

Инфраструктура: в этой части национального хозяйства структурная политика предполагает совершенствование рынков труда (в том числе организация новых рабочих мест, профессиональная подготовка и переподготовка работников, особенно в случаях несоответствия между спросом и предложением труда данной квалификации, что нередко возникает в условиях НТР, когда появляются новые отрасли хозяйства, где необходимы новые знания и навыки работников).

В области политики стимулирования совокупного предложения можно  выделить меры прямого и косвенного воздействия на экономику. Прямое воздействие связано с целевыми государственными программами, предполагающими прямое расходование средств на поддержку или создание отдельных предприятий, отраслей, на фундаментальные научные исследования, подготовку кадров для отдельных секторов экономики, государственными заказами на продукцию, услуги и поставки благ самим государством, бюджетными инвестициями, определенные запреты правительства на производство ряда товаров и т. д. Косвенное воздействие может быть обеспечено, например, налоговой реформой и налоговыми льготами, льготными кредитами, субсидиями.

Главная проблема данного  вида экономической политики заключается  в том, что задачи государства  в области структурных изменений  объективно сложны и противоречивы. Поэтому структурная политика должна быть достаточно гибкой.

Другим механизмом активной структурной политики выступает  система закупок продукции для  государственных нужд. Целенаправленная государственная политика размещения заказов на заранее определенную номенклатуру уже выпускаемой и  новой продукции позволяет не только удовлетворить назревшие  общегосударственные потребности  в тех или иных товарах и  услугах, но и косвенным образом  формировать новые кооперативные  технико-производственные и экономические  связи между предприятиями, выпускающими готовую продукцию, субпоставщиками  и субподрядчиками. Это может  предопределить образование крупных  межотраслевых технико-производственных или региональных комплексов.

Чтобы воздействовать на структуру  национального богатства, необходимы специальные меры экономической  и социальной политики государства. В области экономической политики необходимо формирование в соответствии с установленными целями и отобранными приоритетами эффективной структуры, которая бы с наименьшими ресурсными тратами позволяла создавать продукцию и услуги высокой добавленной стоимости.

Проведение целостной  государственной структурной политики требует осторожности и взвешенности при реализации тех или иных мероприятий. Нельзя забывать, что государственная  поддержка в рамках этой политики, хотя и направлена на отдельные предприятия  и производства, тем не менее, в  ней сохраняется принцип отраслевого  отбора, что чревато отрицательными последствиями. Разрыв между условиями  функционирования приоритетных и неприоритетных производств, сфер хозяйственной деятельности и входящих в них предприятий может привести к дискредитации самой идеи селективной структурной политики.

 

    2.3 Этапы и инструменты реализации структурной политики

Важной составляющей структурной  политики, имеющей самостоятельное  значение, является регулирование отраслевых рынков. Такое регулирование предполагает:9

1) формирование конкурентной  среды, создание равных и предсказуемых  условий экономической деятельности  в России, что должно происходить  не только в масштабе всей  экономики, но и в масштабе  отдельных отраслевых рынков.

2) стимулирование экономического  роста на микроуровне через  поддержку формирующихся цепочек  импортозамещения, экспортных контрактов  и использование других косвенных  инструментов.

3) поддержку формирования  эффективных предприятий (что  связано как с интеграционными  процессами, так и с освобождением  предприятий от “отягчающих”  элементов их имущественных комплексов).

В условиях хронического недостатка инвестиционных и оборотных средств предприятий и огромных разрывов в доходности бизнеса между отраслевыми рынками межотраслевой перелив капитала крайне затруднен. Задача преодоления высокой сегментации отраслевых рынков требует выработки для них специфических инструментов регулирования. К таким инструментам относятся:

- Отраслевые соглашения, заключаемые на основе предлагаемых  правительством среднесрочных и  долгосрочных целевых ориентиров  и прогнозов. В силу неэффективности  государственного аппарата необходимо  обеспечить передачу ряда регулятивных  и арбитражных функций, включая  надзор за соблюдение конкурентного  режима на отраслевом рынке,  на ассоциации участников этого рынка. В силу наглядности (обозримости для участников) отраслевых рынков такое регулирование будет иметь транспарентный характер;

- “Тонкая настройка”  таможенного и налогового режима  для специфических категорий  товаров и услуг;

- Создание целевых кредитных  и лизинговых институтов, направленных  на поддержку экспорта и освоение  новых сегментов внутреннего  рынка (в случае институтов  с государственным участием необходимо  обеспечить прозрачность процедур  кредитования, их конкурсный или  аукционный характер);

- Преобразование имущественных  комплексов с использованием  различных форм участия государства  как собственника, в том числе  “моментное” участие государства  с последующей приватизацией  его доли;

- Отраслевые программы  кадрового и информационного  развития, создание центров качества, формирование логистической и  специфической транспортной инфраструктуры  отраслевых рынков (как правило,  на основе софинансирования или льготного кредитования соответствующих инвестиций).

Обязательными условиями  использования специфических инструментов регулирования является соблюдение режима их единства для всех участников данного отраслевого рынка (исключаются  как преференции для отдельных  “перспективных” предприятий, так  и для резидентов), прозрачности (меры публично обсуждаются перед  их введением и являются полностью  транспарентными для всех участников рынка), предсказуемости (все изменения вводятся не ранее, чем через три месяца с момента их опубликования).

Российское правительство  серьезно озаботилось системным  проведением структурной политики. При этом удалось создать несколько  интересных и перспективных инструментов.

В целом в современных  условиях структурная политика должна реализовываться на основе применения следующих базовых принципов:10

- Конкурентный рынок как главный регулятор экономического развития.

Мировой опыт и исторический опыт самой России наглядно показывают, что максимальная экономическая  эффективность, обеспечивающая устойчивый экономический рост и поддержание  благосостояния нации, достигается  при условии свободы частной  инициативы, лишь там, где рыночная конкуренция обеспечивает реализацию частных интересов в интересах  общества. Поэтому одним из главных  принципов структурной политики является формирование конкурентной среды  через создание равных условий для  всех хозяйствующих субъектов.

- Минимизация и оптимизация государственного вмешательства в экономику.

Государство будет осуществлять целенаправленную политику по снижению государственного вмешательства и  государственного присутствия в  экономике.

Информация о работе Структурная политика государства