Структура бюджета в социально ориентированной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 11:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявить особенности структуры бюджетной системы в социально ориентированной экономике, в частности, более подробно остановиться на изучении особенностей структуры бюджетной системы Республики Беларусь.
В соответствии с указанной целью и сформулированными направлениями в работе поставлены следующие задачи:
* раскрыть сущность бюджета как важного средства осуществления воспроизводственного процесса;
* выявить особенности влияния бюджета на осуществление экономического и социального регулирования;
* выделить структурные части бюджета в социально-ориентированной экономике;
* проанализировать соотношение структурных частей бюджета;
* рассмотреть особенности структуры бюджета в Республике Беларусь;
* изучить состояние исполнения государственного бюджета Республики Беларусь за 2008-2009 годы;
* рассмотреть перспективы формирования бюджета Республики Беларусь на 2010 год.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1 Социально-экономическая сущность бюджета………………………5
1.1 Понятие бюджета в социально-ориентированной экономике…...5
1.2 Функции бюджета…………………………………………………..7
1.3 Состав, структура и принципы построения бюджета…………...10
2 Особенности структуры бюджета Республики Беларусь…………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………23

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

     В качестве основных источников формирования социальных фондов выступают страховые  взносы предпринимателей (работодателей), страховые взносы наемного персонала и субсидии государства.

     Экономические фонды создают возможность оказывать  прямое воздействие на процессы воспроизводства. Это могут быть фонды экономического и социального развития (отраслей, территорий), фонды перестройки и  промышленной адаптации, а также конъюнктурный фонд, специальные инвестиционные фонды и др.

     Научно-исследовательские  фонды предназначены для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ. За их счет оплачиваются расходы, связанные с содержанием государственных научных центров, с финансированием фундаментальных исследований.

     Специальные кредитные фонды создаются для  поддержки бизнеса в соответствующих  отраслях национальной экономики, для  участия государства в совместных инвестициях с частным сектором. Преимущественным правом пользования такими фондами обладают юридические лица, выполняющие государственные заказы или работающие с государственными программами развития национальной экономики.

      Исходя  из вышеизложенного, следует сделать  вывод, что расходы государственного бюджета — это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Из всех расходов, запланированных в государственном бюджете Республики Беларусь, почти половина приходится на долю социальной сферы: социальную политику, образование, здравоохранение, физическую культуру, спорт, культуру и СМИ, финансирование услуг пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, роста заработной платы населения. 

         2 ОСОБЕНОСТИ СТРУКТУРЫ  ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНОЙ  СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

 

     Основным  звеном финансовой системы является государственный бюджет, что обусловлено  его содержанием и значимостью  в экономической, политической и социальной жизни общества.

     Бюджет - основной финансовый план формирования и использования денежных средств  для обеспечения функций государственных  органов, экономического и социального  развития Республики Беларусь или соответствующих  административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов).

     Консолидированный бюджет - совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей  административно-территориальной единицы. [7, с.23]

     По  своей экономической сущности госбюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими, юридическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственных фондов денежных средств [7, с.12].

     По  внешней форме госбюджет - это  ежегодно составляемая смета доходов и расходов государства, его основной финансовый план [5]. То есть в самом общем виде бюджетом государства является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. Наряду с госбюджетом существуют другие, самостоятельные финансовые планы, по отношению к которым он занимает ведущее место.

     Итак, государственный бюджет, являясь  основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования  финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, а государству реальную экономическую и политическую власть.

     С обретением независимости госбюджет  Республики Беларусь получил новое  назначение, произошли изменения  в его структуре, содержании доходов  и расходов.

     В целом, основные черты бюджета Республики Беларусь в переходном периоде характеризуются  следующим образом:

  1. Бюджет остается основным инструментом централизации значительной части произведенного национального дохода и перераспределения его на общественные нужды.
  2. Доходная часть бюджета формируется, в основном, за счет налогов и сборов с юридических и физических лиц.
  3. Расходы растут быстрее, чем источники их покрытия, что вызвано расширением функций государства, появлением новых общественных затрат.
  4. Дефицит бюджета достигает огромных размеров в абсолютных цифрах и относительных показателях к ВНП, произведенному национальному доходу, что затрудняет управление данным процессом и оказывает негативное влияние на сбалансирование и развитие экономики.
  5. Серьезные изменения происходят в бюджетном устройстве, и, прежде всего, в бюджетной системе РБ, усиливается самостоятельность всех видов бюджетов. Но по-прежнему решающее место в выполнении общегосударственных экономических и социальных программ принадлежит республиканскому бюджету.

     Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных  и взаимодополняющих друг друга  частей: расходной и доходной, и  в каждой стране имеет свои особенности.

     Доходы  госбюджета в количественном выражении  представляют собой долю государства в созданном национальном доходе. На их абсолютную величину и удельный вес оказывают влияние, как объем национального дохода, так и задачи стоящие перед государством.

     Основным  источником формирования финансовых ресурсов государства являются денежные доходы сферы материального производства и та часть, которая выступает в форме чистого дохода предприятий. Способы аккумуляции этих доходов различны и зависят от задач, стоящих перед государством.

     Доходная  часть складывается преимущественно  за счет налоговых поступлений от юридических и физических лиц. Основное место занимают налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы и прибыль, таможенные пошлины, сборы и другие налоги и неналоговые поступления, а также с 2007 года – доходы от внешнеэкономической деятельности, с 2008 года – налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности по республиканским и международным лотереям.. Первые три вида налогов формируют госбюджет более чем на 80% [5].

     Расходы бюджета связаны с функциями  государства и показывают направления бюджетных ассигнований. Главной задачей госбюджета является оптимальное расходование централизованных финансовых ресурсов. Расходная часть госбюджета предназначена для финансирования общегосударственных инвестиционных, экономических программ, развития производственной и социальной инфраструктуры.

     Эффективность работы народнохозяйственного комплекса  в 2008, 2009 годах положительным образом  сказалась на параметрах прогноза социально-экономического развития республики, бюджетно-налоговой  и денежно-кредитной политики и разработанных на их основе республиканского и местных бюджетов на 2008, 2009 г.

     Законом РБ «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» был утверждён республиканский  бюджет на 2008 год по расходам в сумме 40 342 173 851 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 38 152 173 851 тыс. рублей. Предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2008 год составил – 2 190 000 000 тыс. рублей [8, с.4].  Законом РБ «О бюджете Республики Беларусь на 2009 год» был утверждён республиканский бюджет на 2009 год по расходам в сумме 57 699 262 425 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 54 899 262 425 тыс. рублей. Предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2009 год в сумме 2 800 000 000 тыс. рублей [9, с.4]. Законом РБ «О бюджете Республики Беларусь на 2010 год» был утверждён республиканский бюджет на 2010 год по расходам в сумме 38 222 389 047 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 35 522 389 047 тыс. рублей. Предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2010 год составил в сумме 2 700 000 000 тыс. рублей [10, с.4].

     В 2010 году, как и во все последние  годы, расходы бюджета носят социально  ориентированную направленность.

     Из  всех расходов республиканского бюджета  в 2010 году на долю социальной сферы приходится 41,3%, в том числе на социальную политику – 34,4% ,  образование – 3,2%, физическую культуру, спорт культуру и СМИ – 1,2%. Расходы на социальную сферу представлены на рисунке 2. 

     2009 год      2010 год 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 2 Расходы республиканского бюджета  в социальной сфере                (1 – социальная политика, 2 – образование, 3 – здравоохранение, 4- физическая культура, спорт, культура, СМИ). 

     В целом объём бюджетных расходов на социальную сферу на 2010 год определён с учётом необходимости поэтапного достижения параметров социально-экономического развития Республики Беларусь [4, с.81].

     Исходя  из вышеизложенного, следует сделать  вывод, что расходы государственного бюджета — это экономические  отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Из всех расходов, запланированных в государственном бюджете Республики Беларусь, почти половина приходится на долю социальной сферы: социальную политику, образование, здравоохранение, физическую культуру, спорт, культуру и СМИ, финансирование услуг пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, роста заработной платы населения.

     С целью консолидации в бюджете финансовых ресурсов государства и усиления контроля за потоками этих средств с 2005 г. в состав целевых бюджетных фондов включаются инновационные фонды, в республиканский бюджет средства фондов предупредительных (превентивных) мероприятий, формируемых за счет отчислений от страховых взносов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств [14, с.17].

     Таким образом, следует сделать вывод: государственный бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. Как известно государственный бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Государственный бюджет, его формирование и статьи расходов является важным разделом в экономической науке, требующим большого внимания со стороны не только занимающих высокие посты экономистов и политиков, но и рядовых граждан. Бюджетная система, как действенный механизм финансовой политики государства, оказывает активное влияние на эффективность общественного развития 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В условиях социально-ориентированной экономики усиливается роль бюджета в регулировании воспроизводственных процессов, происходит активизация всех бюджетных отношений. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования - наиболее эффективными.

     В Республике Беларусь бюджетом управляют  Министерство финансов, областные, районные отделы исполкомов и т.д. Кассовое исполнение Госбюджета осуществляет Национальный банк республики или по его поручению  другие звенья банковской системы. Утверждение республиканского бюджета осуществляется парламентом Республики Беларусь, местных бюджетов - соответствующими Советами депутатов [4, с. 47].

     Управляя  бюджетным процессом, государство  выстраивает бюджетные отношения, направляет бюджетные потоки таким образом, чтобы обеспечит выполнение макроэкономических показателей, реализацию общенациональных программ, рыночных реформ, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов.

     Многогранность  и непрерывность бюджетного процесса требует комплексного подхода к изучению проблем формирования и исполнения бюджета, его специфики в условиях переходной экономики.

     В равной степени важными являются вопросы формирования доходной и  расходной частей бюджета и его  исполнение.

     Важнейшие задачи - укрепление доходной части местных бюджетов; разработка механизмов выравнивания доходов регионов посредством оказания им финансовой помощи; распределение расходных функций между уровнями власти с целью создания объективной основы бюджетной самостоятельности административно-территориальных единиц; требуется разработка механизма управления бюджетным дефицитом.

     Бюджет  этого года сформирован в соответствии с целями и задачами Программы  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы и традиционно является социально ориентированным. Его характеризует более активное участие в реализации экономической политики правительства.

     Ход обсуждения и принятия бюджета за последние годы показал, что при  всей сложности решаемых бюджетной  политикой проблем, социальная сфера обозначена приоритетной. Подчеркнуты гарантии осуществления запланированных социальных расходов независимых от изменения внешних и внутренних условий формирований доходов бюджета.

Информация о работе Структура бюджета в социально ориентированной экономике