Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 11:12, курсовая работа
Цель работы – выявить особенности структуры бюджетной системы в социально ориентированной экономике, в частности, более подробно остановиться на изучении особенностей структуры бюджетной системы Республики Беларусь.
В соответствии с указанной целью и сформулированными направлениями в работе поставлены следующие задачи:
* раскрыть сущность бюджета как важного средства осуществления воспроизводственного процесса;
* выявить особенности влияния бюджета на осуществление экономического и социального регулирования;
* выделить структурные части бюджета в социально-ориентированной экономике;
* проанализировать соотношение структурных частей бюджета;
* рассмотреть особенности структуры бюджета в Республике Беларусь;
* изучить состояние исполнения государственного бюджета Республики Беларусь за 2008-2009 годы;
* рассмотреть перспективы формирования бюджета Республики Беларусь на 2010 год.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1 Социально-экономическая сущность бюджета………………………5
1.1 Понятие бюджета в социально-ориентированной экономике…...5
1.2 Функции бюджета…………………………………………………..7
1.3 Состав, структура и принципы построения бюджета…………...10
2 Особенности структуры бюджета Республики Беларусь…………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………23
В качестве основных источников формирования социальных фондов выступают страховые взносы предпринимателей (работодателей), страховые взносы наемного персонала и субсидии государства.
Экономические
фонды создают возможность
Научно-исследовательские
фонды предназначены для
Специальные
кредитные фонды создаются для
поддержки бизнеса в
Исходя
из вышеизложенного, следует сделать
вывод, что расходы государственного
бюджета — это экономические отношения,
возникающие в связи с распределением
фонда денежных средств государства и
его использованием по отраслевому, целевому
и территориальному назначению. Из всех
расходов, запланированных в государственном
бюджете Республики Беларусь, почти половина
приходится на долю социальной сферы:
социальную политику, образование, здравоохранение,
физическую культуру, спорт, культуру
и СМИ, финансирование услуг пассажирского
транспорта, жилищно-коммунального хозяйства,
роста заработной платы населения.
Основным звеном финансовой системы является государственный бюджет, что обусловлено его содержанием и значимостью в экономической, политической и социальной жизни общества.
Бюджет
- основной финансовый план формирования
и использования денежных средств
для обеспечения функций
Консолидированный
бюджет - совокупность бюджетов Республики
Беларусь или ее соответствующей
административно-
По своей экономической сущности госбюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими, юридическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственных фондов денежных средств [7, с.12].
По внешней форме госбюджет - это ежегодно составляемая смета доходов и расходов государства, его основной финансовый план [5]. То есть в самом общем виде бюджетом государства является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. Наряду с госбюджетом существуют другие, самостоятельные финансовые планы, по отношению к которым он занимает ведущее место.
Итак,
государственный бюджет, являясь
основным финансовым планом государства,
главным средством
С обретением независимости госбюджет Республики Беларусь получил новое назначение, произошли изменения в его структуре, содержании доходов и расходов.
В целом, основные черты бюджета Республики Беларусь в переходном периоде характеризуются следующим образом:
Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей: расходной и доходной, и в каждой стране имеет свои особенности.
Доходы госбюджета в количественном выражении представляют собой долю государства в созданном национальном доходе. На их абсолютную величину и удельный вес оказывают влияние, как объем национального дохода, так и задачи стоящие перед государством.
Основным источником формирования финансовых ресурсов государства являются денежные доходы сферы материального производства и та часть, которая выступает в форме чистого дохода предприятий. Способы аккумуляции этих доходов различны и зависят от задач, стоящих перед государством.
Доходная часть складывается преимущественно за счет налоговых поступлений от юридических и физических лиц. Основное место занимают налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы и прибыль, таможенные пошлины, сборы и другие налоги и неналоговые поступления, а также с 2007 года – доходы от внешнеэкономической деятельности, с 2008 года – налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности по республиканским и международным лотереям.. Первые три вида налогов формируют госбюджет более чем на 80% [5].
Расходы бюджета связаны с функциями государства и показывают направления бюджетных ассигнований. Главной задачей госбюджета является оптимальное расходование централизованных финансовых ресурсов. Расходная часть госбюджета предназначена для финансирования общегосударственных инвестиционных, экономических программ, развития производственной и социальной инфраструктуры.
Эффективность
работы народнохозяйственного
Законом РБ «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» был утверждён республиканский бюджет на 2008 год по расходам в сумме 40 342 173 851 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 38 152 173 851 тыс. рублей. Предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2008 год составил – 2 190 000 000 тыс. рублей [8, с.4]. Законом РБ «О бюджете Республики Беларусь на 2009 год» был утверждён республиканский бюджет на 2009 год по расходам в сумме 57 699 262 425 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 54 899 262 425 тыс. рублей. Предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2009 год в сумме 2 800 000 000 тыс. рублей [9, с.4]. Законом РБ «О бюджете Республики Беларусь на 2010 год» был утверждён республиканский бюджет на 2010 год по расходам в сумме 38 222 389 047 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 35 522 389 047 тыс. рублей. Предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2010 год составил в сумме 2 700 000 000 тыс. рублей [10, с.4].
В
2010 году, как и во все последние
годы, расходы бюджета носят
Из
всех расходов республиканского бюджета
в 2010 году на долю социальной сферы приходится
41,3%, в том числе на социальную политику
– 34,4% , образование – 3,2%, физическую
культуру, спорт культуру и СМИ – 1,2%. Расходы
на социальную сферу представлены на рисунке
2.
2009
год 2010 год
Рис.
2 Расходы республиканского бюджета
в социальной сфере
(1 – социальная политика, 2 – образование,
3 – здравоохранение, 4- физическая культура,
спорт, культура, СМИ).
В целом объём бюджетных расходов на социальную сферу на 2010 год определён с учётом необходимости поэтапного достижения параметров социально-экономического развития Республики Беларусь [4, с.81].
Исходя из вышеизложенного, следует сделать вывод, что расходы государственного бюджета — это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Из всех расходов, запланированных в государственном бюджете Республики Беларусь, почти половина приходится на долю социальной сферы: социальную политику, образование, здравоохранение, физическую культуру, спорт, культуру и СМИ, финансирование услуг пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, роста заработной платы населения.
С целью консолидации в бюджете финансовых ресурсов государства и усиления контроля за потоками этих средств с 2005 г. в состав целевых бюджетных фондов включаются инновационные фонды, в республиканский бюджет средства фондов предупредительных (превентивных) мероприятий, формируемых за счет отчислений от страховых взносов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств [14, с.17].
Таким
образом, следует сделать вывод:
государственный бюджет играет важную
роль в жизни каждого государства.
Он является статьей доходов и расходов
государства, в большей или меньшей степени
волнующей каждого гражданина, оказывающей
влияние на благосостояние каждого. Как
известно государственный бюджет на всех
его уровнях играет огромную роль в развитии
и процветании государства, продвижении
научно-технического прогресса, развитии
экономики. Государственный бюджет, его
формирование и статьи расходов является
важным разделом в экономической науке,
требующим большого внимания со стороны
не только занимающих высокие посты экономистов
и политиков, но и рядовых граждан. Бюджетная
система, как действенный механизм финансовой
политики государства, оказывает активное
влияние на эффективность общественного
развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях социально-ориентированной экономики усиливается роль бюджета в регулировании воспроизводственных процессов, происходит активизация всех бюджетных отношений. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования - наиболее эффективными.
В Республике Беларусь бюджетом управляют Министерство финансов, областные, районные отделы исполкомов и т.д. Кассовое исполнение Госбюджета осуществляет Национальный банк республики или по его поручению другие звенья банковской системы. Утверждение республиканского бюджета осуществляется парламентом Республики Беларусь, местных бюджетов - соответствующими Советами депутатов [4, с. 47].
Управляя
бюджетным процессом, государство
выстраивает бюджетные
Многогранность и непрерывность бюджетного процесса требует комплексного подхода к изучению проблем формирования и исполнения бюджета, его специфики в условиях переходной экономики.
В равной степени важными являются вопросы формирования доходной и расходной частей бюджета и его исполнение.
Важнейшие
задачи - укрепление доходной части местных
бюджетов; разработка механизмов выравнивания
доходов регионов посредством оказания
им финансовой помощи; распределение расходных
функций между уровнями власти с целью
создания объективной основы бюджетной
самостоятельности административно-
Бюджет этого года сформирован в соответствии с целями и задачами Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы и традиционно является социально ориентированным. Его характеризует более активное участие в реализации экономической политики правительства.
Ход обсуждения и принятия бюджета за последние годы показал, что при всей сложности решаемых бюджетной политикой проблем, социальная сфера обозначена приоритетной. Подчеркнуты гарантии осуществления запланированных социальных расходов независимых от изменения внешних и внутренних условий формирований доходов бюджета.
Информация о работе Структура бюджета в социально ориентированной экономике