Структура бюджета в социально ориентированной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 11:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявить особенности структуры бюджетной системы в социально ориентированной экономике, в частности, более подробно остановиться на изучении особенностей структуры бюджетной системы Республики Беларусь.
В соответствии с указанной целью и сформулированными направлениями в работе поставлены следующие задачи:
* раскрыть сущность бюджета как важного средства осуществления воспроизводственного процесса;
* выявить особенности влияния бюджета на осуществление экономического и социального регулирования;
* выделить структурные части бюджета в социально-ориентированной экономике;
* проанализировать соотношение структурных частей бюджета;
* рассмотреть особенности структуры бюджета в Республике Беларусь;
* изучить состояние исполнения государственного бюджета Республики Беларусь за 2008-2009 годы;
* рассмотреть перспективы формирования бюджета Республики Беларусь на 2010 год.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1 Социально-экономическая сущность бюджета………………………5
1.1 Понятие бюджета в социально-ориентированной экономике…...5
1.2 Функции бюджета…………………………………………………..7
1.3 Состав, структура и принципы построения бюджета…………...10
2 Особенности структуры бюджета Республики Беларусь…………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………23

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

     По  социально – экономическому признаку все доходы можно разделить на доходы от хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, от внешнеэкономической деятельности, от банковской и страховой деятельности, от приватизации.

     По  юридическим формам доходы различных  элементов бюджетной системы  можно разделить на налоговые  и неналоговые. Кроме того, источники  доходов бюджета можно разделить на внутренние и внешние. К внешним источникам относятся средства, предоставляемые иностранными государствами и международными организациями. Данные средства чаще являются процентными ссудами.

     Наибольшее  практическое значение имеет классификация по порядку и условиям зачисления доходов. По этому основанию доходы бюджета можно разделить на закрепленные и регулирующие, дотации, субвенции и ссуды.

     Закрепленные  доходы – это такие, которые в  полном объеме или в твердо фиксированной  доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке зачисляются в соответствующие бюджеты. Такой способ распределения доходов используется при формировании доходной части бюджетов всех уровней. Это повышает значение закрепленных доходов и делает их долговременной основой любого бюджета, что должно повышать самостоятельность элементов бюджетной системы. Закрепление доходов за бюджетами различных уровней осуществляется бюджетным и налоговым законодательством. Вышестоящие бюджеты обладают правом передавать свои закрепленные доходы в бюджеты нижестоящего территориального уровня в целях обеспечения гарантированного уровня доходной части этих бюджетов.

     Регулирующие  доходы – это доходы, которые  распределяются ежегодно. Регулирующие источники доходов позволяют избежать негативных последствий.

     Бюджетное регулирование возможно в форме  закрепления за бюджетами нижестоящего уровня регулирующих источников доходов  на долговременной основе (не менее  чем на пять лет). Если распределение  регулирующих источников доходов не привело к сбалансированности бюджета, то применяются такие формы бюджетного регулирования, как дотации и субвенции, а также бюджетные ссуды.

     Дотация – это денежная сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего уровня. Выделение дотаций осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе.

     Субвенция – это денежная сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего субъекта РФ или муниципального образования.

     Бюджетная ссуда – это денежная сумма, предоставляемая  в тех же случаях, что и дотации  и субвенции, однако на возвратной, а иногда и на возмездной основе. Бюджетная ссуда может предоставляться из бюджета любого уровня бюджету любого уровня, на стадии исполнения бюджета.

     Расходы республиканского бюджета представляют собой денежные затраты, возникающие  при исполнении центральным правительством своих функций.

     Многообразие  функций государства порождает  многообразие государственных расходов. Масштабы государственных расходов зависят от сложившихся традиций и национального менталитета, а  также от уровня социально-экономического развития страны.

     В современных условиях наблюдается  постоянный рост государственных расходов в абсолютном исчислении и относительно БВП.

     Осуществление расходов за счет средств бюджета  получило название бюджетного финансирования. В качестве основных его принципов выделяются:

     а) достижение оптимальности государственных  расходов (получение максимума эффекта  при минимуме затрат);

     б) целевой характер использования  бюджетных ассигнований;

     в) безвозмездность и бесплатность бюджетных ассигнований.

     Среди основных направлений бюджетного финансирования различаются:

     1) финансирование отраслей национальной  экономики;

     2) социальное и культурное развитие;

     З) содержание органов государственного управления;

     4) военные расходы; 

     5) обслуживание государственного  долга; 

     б) дотации местным бюджетам;

     7) финансирование приоритетных государственных  программ;

     8) оплата расходов по внешнеэкономической  деятельности.

     Выше  по сути дела приведена достаточно развернутая классификация расходов республиканского бюджета по сферам деятельности государства. Однако возможны и другие варианты такой классификации:

     а) по степени влияния государственных  расходов на процессы национального  воспроизводства различаются:

     - текущие расходы, связанные с  содержанием социальной и экономической  инфраструктуры, с расходами государственных учреждений и выплатой процентов по государственному долгу;

     - расходы капитального характера,  связанные с вложениями в основной  капитал и приростом запасов  товарно-материальных ценностей;

     б) по целевому признаку, когда определяется своеобразная структура издержек производства правительственного продукта:

     - административные расходы, связанные  с оплатой товаров и услуг,  инвестиции, ремонт, резервы, оплата  труда, а также денежные расходы:  пенсии, проценты, социальные пособия,  дотации предприятиям);

     в) по ведомству – получателю денежных средств (т. е. в разрезе министерств, комитетов и т. п.).

     Конкретное  наполнение доходной и расходной  части бюджета зависит от исторических условий и сложившихся традиций, конкретной экономической ситуации, а также места и роли государства в регулировании социально-экономических процессов.

     Государственный бюджет – это не просто учет притока  и оттока денежных средств в рамках некого централизованного фонда. Это  инструмент активного воздействия  на социальные и экономические процессы. С этих позиций в рамках бюджета принято выделять так называемый бюджет развития. Его наличие означает, что республиканский бюджет сориентирован на обеспечение долговременного и устойчивого экономического развития, активно поддерживаются точки экономического роста.

     Бюджет  развития, во-первых, может обозначаться как общая оценка имеющей место  прогрессивной направленности государственных  расходов. Так, если бюджет предполагает активное участие государства в  совершенствовании экономического потенциала страны, то в этом случае можно заявлять о наличии «бюджета развития. Во-вторых, не исключено, что в рамках республиканского бюджета в виде специального экономического фонда (т. е. раздела бюджета) аккумулируются финансовые средства, направляемые на развитие экономического потенциала страны.

     В качестве особой формы финансовых отношений  выступают фонды.

     Бюджетные и внебюджетные фонды государства  – это совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении органов  государственной власти и имеющих целевое назначение [11, стр. 314].

     Исторически фонды возникли раньше, чем появился сам бюджет. И лишь на определенном этапе развития, на базе объединения  различных фондов, формировался государственный  бюджет, что облегчило управление финансовыми потоками, создало возможность возмещать временную нехватку средств в одних фондах за счет заимствования средств из других.

     Для фондов характерно целевое использование  аккумулированных финансовых ресурсов, т. е. они сориентированы на решение  конкретной экономической или социальной задачи (экология, строительство дороги, социальное обеспечение, поддержка предпринимателей и т. д.). Обычно всегда имеется соответствующее положение о фонде, раскрывающее его функции и решаемые задачи. Не исключено наличие и специального закона, особенно если речь идет о крупном государственном фонде.

     В качестве преимуществ фондов, как  особой формы целенаправленной концентрации финансовых ресурсов, принято выделять их экономическую устойчивость, высокую  степень независимости от бюджета, адресность и конкретность выделяемых финансовых средств, наличие нескольких источников пополнения.

     В качестве источников выделяются специальные  налоги и обязательные сборы, средства бюджета, займы, средства от капитализации  доходов (проценты и доходы от ценных бумаг), а также добровольные пожертвования.

     Основным  источником формирования фондов выступают  специальные налоги и сборы. Средства из бюджета в пользу некоторых  фондов перечисляются в виде субсидий или норматива отчислений от налоговых  поступлений бюджета.

     Со  своей стороны фонды также  могут оказывать государственному бюджету временную финансовую поддержку  в виде займов. Средства из бюджета  в фонды могут поступать и  на возвратной основе. Возможны встречные  финансовые потоки между самими фондами.

     По  принадлежности выделяются фонды:

     а) государственные;

     б) общественные;

     в) частные.

     Общественные  и частные фонды выступают  как негосударственные, имеют инициативный характер. Их наличие отражает развитие экономического самоуправления как  сущностной черты современной экономической системы. Среди них присутствуют различные фонды поддержки научных исследований, подготовки экономической реформы, благотворительные фонды и т. п. Такие фонды обычно являются юридическими лицами, имеют некоммерческий статус.

     По  отраслевому признаку выделяются фонды:

     а) общенациональные;

     б) межотраслевые и отраслевые;

     в) региональные.

     По  месту в финансовой системе различаются  бюджетные и внебюджетные фонды.

     Бюджетные целевые фонды обычно проходят отдельной  строкой в доходной и расходной части республиканского (местного) бюджета, т. е. они максимально интегрированы в бюджет соответствующего уровня. Поэтому всегда подчиняются, например, Закону о бюджете [5], где подробно перечисляются возможные источники и направления расходования денежных средств.

     Выделение целевых бюджетных фондов обычно связано с развитием производственной инфраструктуры, базовых отраслей национальной экономики, а также с охраной  окружающей среды, формированием резервов правительства и т. д. Бюджетные  целевые фонды (например, фонд социального страхования, пенсионный фонд и т. п.) часто приобретают статус общенациональных «специальных фондов».

     Внебюджетные  фонды государства обладают значительной автономностью от бюджета. По сравнению  с самим бюджетом для них характерна лучшая наполняемость. Все это способствует повышению их значения в финансовой системе страны.

     В условиях Беларуси тенденция к централизации  финансовых ресурсов государства сопровождается тем, что почти все более или  менее весомые внебюджетные фонды включены в республиканский бюджет и приобрели статус централизованных бюджетных фондов.

     Фонды по видам деятельности. С учетом видов деятельности выделяются социальные и экономические, научно-исследовательские  и кредитные фонды, а также  фонды личного и имущественного страхования; военно-политические и межгосударственные фонды.

     Социальные  фонды – фонды денежных средств, предназначенные для осуществления  социальной помощи населению. К социальным фондам традиционно относятся общенациональный пенсионный фонд, фонд страхования по болезни, фонд страхования по безработице, фонд занятости и др.

     По  своему статусу социальные фонды  могут быть бюджетными и внебюджетными. Повышение уровня жизни, удельного  веса лиц пенсионного возраста, актуализация проблемы выравнивания различий в уровне жизни различных групп населения непрерывно повышают значение социальных фондов.

Информация о работе Структура бюджета в социально ориентированной экономике