Структура бюджета в социально ориентированной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 11:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявить особенности структуры бюджетной системы в социально ориентированной экономике, в частности, более подробно остановиться на изучении особенностей структуры бюджетной системы Республики Беларусь.
В соответствии с указанной целью и сформулированными направлениями в работе поставлены следующие задачи:
* раскрыть сущность бюджета как важного средства осуществления воспроизводственного процесса;
* выявить особенности влияния бюджета на осуществление экономического и социального регулирования;
* выделить структурные части бюджета в социально-ориентированной экономике;
* проанализировать соотношение структурных частей бюджета;
* рассмотреть особенности структуры бюджета в Республике Беларусь;
* изучить состояние исполнения государственного бюджета Республики Беларусь за 2008-2009 годы;
* рассмотреть перспективы формирования бюджета Республики Беларусь на 2010 год.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1 Социально-экономическая сущность бюджета………………………5
1.1 Понятие бюджета в социально-ориентированной экономике…...5
1.2 Функции бюджета…………………………………………………..7
1.3 Состав, структура и принципы построения бюджета…………...10
2 Особенности структуры бюджета Республики Беларусь…………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………23

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

     Бюджет  с помощью налогов выступает  важным инструментом распределения  и вместе с тем стимулирования экономики и повышения эффективности  производства.

     Таким образом, можно сделать вывод: в  отношения с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта.

            1.2 Функции бюджета

     Сущность  бюджета, как и любой другой экономической  категории, проявляется в его  функциях [14, c. 261].

     Государственному  бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции:

       - распределительная (перераспределительная);

       - контрольная.

     С помощью распределительной функции  бюджета происходит распределение  средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое  распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

     Межотраслевое и территориальное распределение  национального дохода осуществляется в соответствии с потребностями  экономического и социального развития регионов и отраслей.

     Непроизводственная  сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета  работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое  оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.).

     Через расходы и налоги государственный  бюджет выступает важным институтом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения  эффективности производства. Через бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям хозяйства (авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, машиностроению, угольной промышленности и некоторым другим). Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги.

     При распределении финансовых средств  через бюджет огромное значение имеет  социальная направленность бюджетных  средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.

     Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.

     Контрольная функция бюджета позволяет через  формирование и использование фонда  денежных средств государства «сигнализировать»  о том, как поступают в доход  бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов  хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Бюджетный контроль преследует три основные цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств.

     Контрольная функция бюджет выражается и в  том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход  процессов, возникающие там тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.

     Функции государственного бюджета проявляются  в процессе формирования доходов  и расходов на основе использования  бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной  политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

     Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного финансового  плана государства, являются [14, c. 263]:

     1) перераспределение национального  дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики;

     2) контроль за образованием и  использованием фонда денежных  средств.

     Через государственный бюджет перераспределяются около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры регионов. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.

     Бюджет  способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию денежных средств. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств.

     Через государственный бюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства.

     В процессе бюджетного планирования устанавливается  наиболее целесообразное, оптимальное  соотношение между централизованными  и нецентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в предприятиях, и степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы. Бюджет с помощью налогов выступает важным инструментом распределения и вместе с тем стимулирования экономики и повышения эффективности производства.

     Основные  функции бюджета представлены на рисунке 1. 
 

 

     Из  всего вышеизложенного следует, что в отношения с государственным  бюджетом вступают почти все участники  общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, но это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта.

     1.3 Состав, структура  и принципы построения  бюджета 

     Бюджетная система – организация бюджетных отношений па различных уровнях государственного и местного устройства страны, основанная на существующих правовых нормах [11, стр. 310].

     К основным принципам построения современной  бюджетной системы государства  относятся:

     1) единство всех уровней национальной бюджетной системы;

     2) полнота отражения финансовых  ресурсов;

     З) приоритетность публичных расходов;

     4) гласность исполнения и достоверность  данных;

     5) эффективность и экономичность  использования бюджетных средств.

     Единство  означает сосредоточение в бюджете государства всех причитающихся доходов и расходов. Предполагается единообразие использования финансовых документов, а также бюджетной классификации доходов и расходов. Принцип единства проявляется во взаимодействии бюджетов всех уровней по линии доходов, в использовании единой денежной системы, единого порядка ведения бухгалтерского учета финансовых средств бюджетов всех уровней. Принцип единства нарушается, если создаются привилегированные статьи бюджета.

     Полнота бюджета – по соответствующей статье финансового плана учитываются все соответствующие доходы или расходы. Это означает, что правительство не имеет иных доходов и расходов, кроме тех, которые предусмотрены бюджетом.

     Принцип приоритетности публичных расходов означает, что при составлении бюджета на первом месте находится стремление обеспечить выполнение органом исполнительной власти предписанных функций, что не ставится в прямую зависимость от величины ожидаемых доходов.

     Одновременно  это же предполагает соблюдение при  планировании и исполнении бюджета принципа гласности. Гласность отражается в первую очередь через обязательное информирование населения страны о состоянии государственных финансов.

     Эффективность и экономичность исполнения бюджета  выступают как общее условие  функционирования бюджетной системы государства.

     К другим принципам бюджетной системы  следует отнести ежегодное утверждение  бюджета, достижение бюджетного равновесия, самостоятельность и автономность каждого бюджетного уровня и др.

     Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарного государства (например, Беларуси) включает два традиционных уровня:

     - республиканский

     - местный бюджет.

     Поэтому выделяются республиканский и местные  бюджеты, а также общегосударственный (консолидированный) бюджет.

     Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы страны на соответствующей территории [11, стр. 311]. В отличие от самостоятельных  бюджетов консолидированный бюджет не подлежит законодательному утверждению и не являются правовым актом. Составление консолидированного бюджета возлагается на соответствующие органы исполнительной власти.

     Способность государства концентрировать у  себя финансовые ресурсы и рационально  их использовать выражается через его бюджетный потенциал      [11, стр. 311]. Эта способность определяется с учетом развития законодательной базы и степени собираемости налогов. Наличие высокого бюджетного потенциала сегодня рассматривается как важнейшая предпосылка для успешного выполнения государством своих функций.

     В качестве основных этапов составления  государственного бюджета выделяют формирование, рассмотрение и утверждение  бюджета (законодательное закрепление). Все это образует так называемый бюджетный процесс. Кроме того, можно выделить исполнение, а также контроль (сопровождающий и последующий) за исполнением бюджета.

     Республиканский бюджет – это баланс доходов и  расходов республики как субъекта финансовых отношений [11, стр. 312].

     Основным  предназначением республиканского бюджета выступает удовлетворение финансовых потребностей центрального правительства. За счет средств республиканского бюджета финансируются общенациональные нужды, оказывается регулирующее воздействие на макроэкономические процессы.

     Доходы  республиканского бюджета представляют собой часть централизованных финансовых ресурсов государства, состоят из налоговых и неналоговых поступлений.

     Налоговые поступления и приравненные к  ним сборы обычно выступают главным  средством наполнения республиканского бюджета. В качестве основных налогов, которые закрепляются за республиканским бюджетом, выступают налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и сборы, а также штрафы за нарушения законодательства.

     Кроме того, центральное правительство имеет возможность получать доходы с государственного капитала, размещенного в акционерных обществах, процентные доходы по банковским депозитам, а также доходы от продажи государственного имущества (приватизация) и части стратегических резервов. Наконец, правительство имеет возможность получать банковские ссуды, присваивать доход от печатного станка, размещать внутренние и внешние займы.

Информация о работе Структура бюджета в социально ориентированной экономике