Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 11:12, курсовая работа
Цель работы – выявить особенности структуры бюджетной системы в социально ориентированной экономике, в частности, более подробно остановиться на изучении особенностей структуры бюджетной системы Республики Беларусь.
В соответствии с указанной целью и сформулированными направлениями в работе поставлены следующие задачи:
* раскрыть сущность бюджета как важного средства осуществления воспроизводственного процесса;
* выявить особенности влияния бюджета на осуществление экономического и социального регулирования;
* выделить структурные части бюджета в социально-ориентированной экономике;
* проанализировать соотношение структурных частей бюджета;
* рассмотреть особенности структуры бюджета в Республике Беларусь;
* изучить состояние исполнения государственного бюджета Республики Беларусь за 2008-2009 годы;
* рассмотреть перспективы формирования бюджета Республики Беларусь на 2010 год.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1 Социально-экономическая сущность бюджета………………………5
1.1 Понятие бюджета в социально-ориентированной экономике…...5
1.2 Функции бюджета…………………………………………………..7
1.3 Состав, структура и принципы построения бюджета…………...10
2 Особенности структуры бюджета Республики Беларусь…………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………23
Бюджет
с помощью налогов выступает
важным инструментом распределения
и вместе с тем стимулирования
экономики и повышения
Таким образом, можно сделать вывод: в отношения с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта.
Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в его функциях [14, c. 261].
Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции:
- распределительная (перераспределительная);
- контрольная.
С
помощью распределительной
Межотраслевое
и территориальное
Непроизводственная сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.).
Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важным институтом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Через бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям хозяйства (авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, машиностроению, угольной промышленности и некоторым другим). Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги.
При распределении финансовых средств через бюджет огромное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.
Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.
Контрольная
функция бюджета позволяет
Контрольная функция бюджет выражается и в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.
Функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
Таким
образом, основными функциями
1)
перераспределение
2) контроль за образованием и использованием фонда денежных средств.
Через государственный бюджет перераспределяются около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры регионов. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.
Бюджет
способствует формированию рациональной
структуры общественного
Через государственный бюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства.
В
процессе бюджетного планирования устанавливается
наиболее целесообразное, оптимальное
соотношение между
Основные
функции бюджета представлены на
рисунке 1.
Из
всего вышеизложенного следует,
что в отношения с
Бюджетная система – организация бюджетных отношений па различных уровнях государственного и местного устройства страны, основанная на существующих правовых нормах [11, стр. 310].
К основным принципам построения современной бюджетной системы государства относятся:
1) единство всех уровней национальной бюджетной системы;
2) полнота отражения финансовых ресурсов;
З) приоритетность публичных расходов;
4)
гласность исполнения и
5)
эффективность и экономичность
использования бюджетных
Единство означает сосредоточение в бюджете государства всех причитающихся доходов и расходов. Предполагается единообразие использования финансовых документов, а также бюджетной классификации доходов и расходов. Принцип единства проявляется во взаимодействии бюджетов всех уровней по линии доходов, в использовании единой денежной системы, единого порядка ведения бухгалтерского учета финансовых средств бюджетов всех уровней. Принцип единства нарушается, если создаются привилегированные статьи бюджета.
Полнота бюджета – по соответствующей статье финансового плана учитываются все соответствующие доходы или расходы. Это означает, что правительство не имеет иных доходов и расходов, кроме тех, которые предусмотрены бюджетом.
Принцип приоритетности публичных расходов означает, что при составлении бюджета на первом месте находится стремление обеспечить выполнение органом исполнительной власти предписанных функций, что не ставится в прямую зависимость от величины ожидаемых доходов.
Одновременно это же предполагает соблюдение при планировании и исполнении бюджета принципа гласности. Гласность отражается в первую очередь через обязательное информирование населения страны о состоянии государственных финансов.
Эффективность и экономичность исполнения бюджета выступают как общее условие функционирования бюджетной системы государства.
К
другим принципам бюджетной системы
следует отнести ежегодное
Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарного государства (например, Беларуси) включает два традиционных уровня:
- республиканский
- местный бюджет.
Поэтому выделяются республиканский и местные бюджеты, а также общегосударственный (консолидированный) бюджет.
Консолидированный
бюджет – это свод бюджетов всех
уровней бюджетной системы
Способность государства концентрировать у себя финансовые ресурсы и рационально их использовать выражается через его бюджетный потенциал [11, стр. 311]. Эта способность определяется с учетом развития законодательной базы и степени собираемости налогов. Наличие высокого бюджетного потенциала сегодня рассматривается как важнейшая предпосылка для успешного выполнения государством своих функций.
В качестве основных этапов составления государственного бюджета выделяют формирование, рассмотрение и утверждение бюджета (законодательное закрепление). Все это образует так называемый бюджетный процесс. Кроме того, можно выделить исполнение, а также контроль (сопровождающий и последующий) за исполнением бюджета.
Республиканский бюджет – это баланс доходов и расходов республики как субъекта финансовых отношений [11, стр. 312].
Основным
предназначением
Доходы республиканского бюджета представляют собой часть централизованных финансовых ресурсов государства, состоят из налоговых и неналоговых поступлений.
Налоговые поступления и приравненные к ним сборы обычно выступают главным средством наполнения республиканского бюджета. В качестве основных налогов, которые закрепляются за республиканским бюджетом, выступают налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и сборы, а также штрафы за нарушения законодательства.
Кроме того, центральное правительство имеет возможность получать доходы с государственного капитала, размещенного в акционерных обществах, процентные доходы по банковским депозитам, а также доходы от продажи государственного имущества (приватизация) и части стратегических резервов. Наконец, правительство имеет возможность получать банковские ссуды, присваивать доход от печатного станка, размещать внутренние и внешние займы.
Информация о работе Структура бюджета в социально ориентированной экономике