Стратегия развития предприятия и маркетинговый анализ условий реализации инвестиционного проекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 00:47, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе будут рассмотрены такие важные вопросы как оценка инвестиционных проектов, методологические положения экономического обоснования проектов развития, маркетинговый анализ условий реализации инвестиционных проектов, основные направления анализа инвестиционного проекта, разработка стратегии развития предприятия и многое другое.

Оглавление

Введение
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Инвестиционно-иновационная деятельность в рамках стратегического развития предприятия
1.2. Выбор и типы инвестиционной стратегии
1.3. Оптимальные инвестиционные стратегии
РАЗДЕЛ 2. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА НА АОЗТ "Швея"
2.1. Краткая характеристика анализируемого предприятия
2.2. 2.2 Анализ эффективности реализации инвестиционного проекта на АОЗТ "Швея"
2.3. Определение суммы инвестиций
2.4. Определение результатов операционной и финансовой деятельности
2.5. Показатели коммерческой эффективности реализации инвестиционного проекта
2.6. Графический метод определения ВНД
РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ВЫБОРОМ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 132.06 Кб (Скачать)

    Компонентами  инновационного плана являются научно-технические, технологические, социальные и организационно-технические  нововведения, которые образуют предметно-содержательную составляющую инвестиционного и  финансового планов.

    Инновации различают по предметно-содержательной структуре, степени новизны, а также  по уровню воздействия на степень  реализации целей предприятия. Например, по предметно-содержательной структуре  инновации подразделяются на технологические, продуктовые, технические, социальные, информационные и др. По степени  реализации целей предприятия инновации  можно подразделить на обеспечивающие выживание фирмы, увеличение прибыли, рост доли на рынке товаров, создание новых рабочих мест, уменьшение загрязнения окружающей среды, рост престижа и независимости фирмы и т.д. Реализация инноваций в конечном итоге направлена на повышение социально-экономической и финансовой эффективности производства.

    Внедрение инноваций осуществляется на основе составления и разработки инвестиционных проектов, являющихся составной частью инвестиционного плана. Создание и  реализация ИП включают ряд этапов. Содержание этих этапов и их характеристика даны в данной главе. Степень детализации  отдельных этапов реализации ИП определяется предприятием самостоятельно. Если необходимо только продемонстрировать идею и эффективность  проекта, то достаточно в ИП дать предварительное  обоснование инвестиционного замысла  и предварительную оценку его  экономической эффективности. Если же разрабатывается детальный инвестиционный проект как руководство к действию, то следует детально раскрыть все  этапы его разработки. Составной  частью такого ИП является календарный  план выполнения его отдельных этапов, который должен содержать даты начала и окончания этапов проекта и  затраты на их выполнение.

    Совокупность  данных о системе всех инвестиционных проектов с их целевой направленностью  представляет собой инвестиционную программу. Инвестиционная программа  предприятия раскрывает основное содержание инвестиционного проекта и служит важным источником информации для разработки планов маркетинга, производства, финансового  плана и бизнес-плана в целом. Законченный бизнес-план является важным средством для сообщения основных его идей инвесторам. Вместе с тем  бизнес-план позволяет согласовать  инвестиционные программы с их финансовым обеспечением. Наконец, бизнес-план является тем рабочим инструментом, который  дает возможность контролировать ход  его выполнения и при необходимости  вносить соответствующие изменения  в его отдельные разделы, в  том числе и в инвестиционный план.

    Таким образом, в бизнес-плане должны осуществляться прямые и обратные связи между  его составными частями, что создает  благоприятные предпосылки для  реализации инвестиционных программ и  стратегий. А инвестиционные стратегии  с свою очередь должны четко формулировать  цели и задачи предприятия, а также  координировать и направлять основные усилия организации, «овеществленные» в бизнес-планах и инновационно-инвестиционных проектах, с учетом долгосрочных перспектив развития предприятия. 
 

1.2. Выбор  и типы инвестиционных стратегий

    Одним из основных признаков, характеризующих  инвестиционную деятельность предприятия, является цель этой деятельности, которая, как показал мониторинг, есть отражение  мотива инвестиционной активности. Классификация  инвестиционных стратегий предприятий  по данному критерию предполагает выделение  так называемых "чистых" (если мотив единственный) и "смешанных" инвестиционных стратегий (если указано  более одного мотива). Общее количество возможных типов стратегий весьма велико. Тем не менее, вполне возможно выделить типичные инвестиционные стратегии, используемые предприятиями чаще других. Типичными оказались все "чистые" стратегии, а из смешанных - мотивированные как "поддержание мощностей с  интенсификацией и модернизацией  производства", "расширение производства с обновлением продукции" (отметим, что их используют даже несколько  чаще, чем "чистые" инвестиционные стратегии, соответствующие второму  мотиву), "интенсификация и модернизация производства с его расширением" и "поддержание мощностей с  обновлением продукции". Остальные  типы в поле инвестиционных стратегий  практически не встречаются.

    Если  ранжировать мотивы инвестиционной активности по их «прогрессивности», от относительно консервативного «поддержания мощностей» и до «выпуска новой продукции», то типы «чистых» инвестиционных стратегий  можно определить как:

1) консервативная (соответствующий мотив инвестиционной  активности - «поддержание мощностей»);

2) экстенсивная («расширение существующего производства»);

3) интенсивная  («интенсификация и модернизация  производства»);

4) прогрессивная  («выпуск новой продукции»). К  «смешанным» типам стратегий  относятся:

5) консервативно-интенсивная  («поддержание  мощностей  с  интенсификацией и модернизацией  производства»);

6) экстенсивно-прогрессивная  («расширение  производства  с  обновлением продукции»);

7) экстенсивно-интенсивная  («расширение производства с его  интенсификацией и модернизацией»);

8) консервативно-прогрессивная  («поддержание  мощностей с обновлением  продукции»).

      Доля  типов стратегий, связанных с  активностью предприятий на финансовых рынках, весьма значительна. Заемную  стратегию с мотивацией «привлечение заемных средств» используют почти 5% участников мониторинга, ссудную  с мотивацией «получение дохода от финансовых инвестиций» - около 3%.

      На  выбор инвестиционной стратегии  предприятий могут влиять различные  факторы, которые могут играть роль ограничителей роста производства.

    «Чистые»  инвестиционные стратегии предприятия  выбирают в связи с повышенным влиянием единственного фактора (исключение составляет заемная стратегия). Консервативная стратегия связана с повышенным недостатком оборотных денежных средств, экстенсивная определяется в  большей степени дефицитом квалифицированного персонала, интенсивная обусловлена  повышенным уровнем конкуренции  с импортной продукцией, прогрессивная - недостатком спроса (как и ссудная  стратегия, но последняя -при меньшем  влиянии прочих факторов).

    Недостаток  денежных поступлений для финансирования текущей деятельности как фактор предпочтения конкретной инвестиционной стратегии связан в большей степени  с выбором консервативно-прогрессивной, а не заемной стратегии. Скорее всего, это обусловлено некоторой противоречивостью  мотивов инвестиционной активности «поддержание мощностей» и «выпуск  новой продукции». Заемная стратегия  выбирается предприятиями при большем  дефиците спроса, чем при выборе консервативно-прогрессивной стратегии, и меньшем - необходимого оборудования.

    Недостаток  денежных поступлений для финансирования инвестиционной деятельности с большей  вероятностью ведет к выбору консервативно-интенсивной  инвестиционной стратегии, и это  закономерно. Выбор прогрессивной  или экстенсивно-прогрессивной стратегии  определяется высоким уровнем ограничений  со стороны спроса. На наш взгляд, в этих условиях более рациональна  консервативно-прогрессивная стратегия, которая предполагает обновление номенклатуры, но не ее расширение с сохранением  не пользующейся спросом продукции, как экстенсивно-прогрессивная ИС. Последней оказывают предпочтение в случае большего дефицита необходимого оборудования и профессиональных кадров, несмотря на больший, чем при выборе прогрессивной формы, дефицит оборотных денежных средств.

    Консервативно-прогрессивная  инвестиционная стратегия предполагает пониженную конкурентоспособность  по сравнению с импортной продукцией на фоне повышенного дефицита оборотных  денежных средств. Недостаток квалифицированной  рабочей силы обусловливает в  большей степени выбор консервативно-интенсивной  инвестиционной стратегии. Таковы объяснения не самого благоприятного инвестиционного  климата России. Однако это не единственные объяснения. Также не малую роль играет и отношение политической элиты к организации экономического, а значит, и инвестиционного климата. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3. Оптимальные инвестиционные стратегии

    В рамках данной работы под оптимальной  инвестиционной стратегией понимается такое инвестиционное поведение  предприятия (или тип стратегии), при котором заявленные цели (мотивы) адекватны способам их достижения (то есть формам инвестиций и источникам финансирования). Показателем адекватности мер, в конечном счете, служит самооценка изменения финансового состояния  предприятия. Очевидно, что кредитные  организации могут учитывать  данную характеристику инвестиционной стратегии клиента в своей  кредитной политике.

    Предприятия, использующие консервативно-интенсивную  инвестиционную стратегию больше инвестируют  в здания, сооружения, машины и оборудование, меньше всех производят финансовых вложений. При этом они испытывают наиболее сильный дефицит инвестиционных денежных ресурсов, несмотря на самую  активную амортизационную политику и получение средств по лизингу. Это обусловлено минимальными бюджетными источниками и незначительным обращением к банковскому кредиту. Учитывая, что данный тип стратегии сопровождается постоянным улучшением финансового  положения предприятия (то есть является единственным стабильным оптимальным  типом из «смешанных» инвестиционных стратегий), кредитные организации, по нашему мнению, могут быть заинтересованы в оказании кредитной поддержки  для усиления инвестиционной активности подобных предприятий.

    Предприятия - приверженцы экстенсивно-прогрессивной  ИС при минимальных инвестициях  в здания и сооружения нерационально  много средств отвлекают в  финансовые инвестиции. Они не имеют  бюджетной поддержки своей инвестиционной деятельности, также слабо используют амортизационные ресурсы, но весьма активно - банковские кредиты. Финансовое положение таких предприятий, по их оценкам, стало улучшаться лишь с  середины 2001 г., оставаясь при этом на низком уровне относительно средних  показателей.

    Предприятия с экстенсивно-интенсивной ИС отличаются наибольшими инвестициями в машины и оборудование и наименьшими  долгосрочными финансовыми вложениями, в том числе и в дочерние компании. Они достаточно инвестируют  в здания и сооружения, используют лизинг (аренду), и равно активно - все источники финансирования. Такая политика начала положительно сказываться на их финансовом положении  с 2002 г., когда темпы его улучшения  стали самыми интенсивными на фоне иных стратегий.

    Применение  консервативно-прогрессивной ИС сопровождается наибольшими вложениями в лизинг (аренду) и дочерние компании, при  этом средства от лизинга (аренды) абсолютно  не используются в качестве источников финансирования инвестиций. Эти предприятия характеризует наибольшее получение средств по целевым государственным программам. Обращает на себя внимание противоречие между формами, источниками инвестиций и заявленными инвестиционными целями (напомним, что у этой категории предприятий максимальный дефицит даже текущих денежных средств), связанное с высокой нестабильностью финансового состояния подобных предприятий.

    Для прогрессивной ИС свойственны минимальные  вложения в машины и оборудование и достаточно высокие - в лизинг (аренду). Такие предприятия наиболее активно  используют прибыль в качестве источников финансирования, при этом амортизационных  средств и банковских кредитов привлекают мало. В условиях пониженного спроса на продукцию такая стратегия, в  общем, рациональна, хотя формы ее проявления не совсем соответствуют целям. И  это подтверждает общая тенденция  ухудшения финансового положения  данных предприятий, которое изначально было самым лучшим в разрезе «чистых» инвестиционных стратегий. Впрочем, оно  так и остается одним из лучших; кроме того, в последнее время  появилась слабая тенденция к  его улучшению.

    Интенсивная ИС отличается существенными и результативными  вложениями в лизинг (аренду), активным использованием амортизации и бюджетных  средств как источников финансирования, но небольшим - кредитов и займов. Финансовое положение этих предприятий заметно  улучшилось в 2001-2002 гг., но вновь, как  и в 2000 г., стало ухудшаться в 2003 г.

    Экстенсивная  ИС связана с высоким уровнем  вложений в дочерние предприятия; источником инвестиций в данном случае выступает  повышенное бюджетное финансирование. Банки также активно кредитуют  инвестиционную деятельность этих предприятий, несмотря на то, что заметное улучшение  их финансового положения проявилось только с середины 2001 г., а средние  показатели несколько улучшились только в 2003 г.

Информация о работе Стратегия развития предприятия и маркетинговый анализ условий реализации инвестиционного проекта