Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 08:42, контрольная работа
Цель работы: Раскрытие основ разработки, внедрения и управления системой качества на предприятиях ИГиТ с привидением примера успешного зарубежного опыта.
Задачи работы:
Обзор наиболее известных теорий качества и их представителей
Описание основных принципов и значимости управления качеством
Анализ состава и основных этапов внедрения системы качества
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Г.В. ПЛЕХАНОВА»
КАФЕДРА ГОСТИНИЧНОГО И ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА
Контрольная работа
на тему: «Стратегия повышения качества в ИГиТ»
по дисциплине «Экономическая стратегия развития турфирмы»
Выполнила
Студентка
Руководитель
Москва
СОДЕРЖАНИЕ
Мировые финансовые и экономические кризисы XX в. и начала XXI в., глобализация, наступление эпохи информации и знаний все больше требуют от современных компаний поиска новых методов управления и организации бизнес-процессов, которые позволяли бы эффективно функционировать до, во время и после кризисов.
Индустрия гостеприимства является одной из наиболее быстро развивающихся отраслей в мире. Это развитие обусловлено непостоянством человеческих потребностей, многосторонним удовлетворением которых и занимаются предприятия ИГиТ. Однако, с развитием отрасли, повышается и уровень конкуренции – на рынке появляются услуги-заменители. В таких условиях, главной целью предприятия, которое уже получило на первом этапе своего стратегического развития экономическую прибыль, становится увеличение рыночной доли.
Как в кризисное время, так и в период здоровой рыночной конкуренции, главным конкурентным преимуществом предприятий ИГиТ становится качество услуг и эффективные стратегии его повышения.
Цель работы: Раскрытие основ разработки, внедрения и управления системой качества на предприятиях ИГиТ с привидением примера успешного зарубежного опыта.
Задачи работы:
Методической и методологической основой контрольной работы являются учебники, написанные преподавателями кафедры гостиничного и туристического бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова: Скобкина С.С., Лайко М.Ю., Кобяк М.В. Так же была рассмотрена публикация американского писателя Дж.Мичелли, посвященная корпоративной культуре «Ritz-Carlton Hotels»
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка информационных источников. Общее количество страниц – 31. Список литературы насчитывает 10 наименований. Количество рисунков –10, количество таблиц – 1.
Первая глава посвящена теоретическим основам управления качеством, приведены модели Ишикавы, Деминга, Кросби, диаграмма Паретто. Вторая глава раскрывает структурные, методические и функциональные основы системы качества. Третья глава посвящена компании «Ritz-Carlton», обозначены основные технологии управления качеством на предприятиях сети.
Качество – это объективно существующая совокупность свойств и характеристик услуги, которая определяет её как таковой и отличает от других.
Потеря специфических свойств и характеристик приводит к исчезновению самой услуги, которой они принадлежали. Следовательно, потеря способности изделия/услуги удовлетворять наши потребности означает отсутствие качества.
Следует признать, что один и тот же предмет или услуга в одно и тоже время может обладать качеством и не иметь его вовсе в зависимости от удовлетворения чьих-то потребностей.
Качество можно рассматривать как с материально-вещественной, так и с сервисной стороны. Материально-вещественный подход к определению качества зависит от того, какими сопутствующими товарами сопровождалась услуга. В конечном счете клиент потребляет эти товары, и у него остается только чувство удовлетворенности или неудовлетворенности.[4]
Сервисная сторона качества гостиничной услуги - это ощущение гостем удовлетворенности и комфортности при общении со служащими гостиницы.
Критерием оценки качества услуги служит восприятие гостем содержания и способа предоставления гостиничной услуги.
При общении с гостем служащий гостиницы должен всегда думать о том, как гость воспримет ту или иную услугу.
Существует пятиступенчатая модель восприятия гостем качества обслуживания (ожидание услуги и удовлетворения от ее получения). Согласно этой модели, менеджер любого отдела при общении с гостем должен, во-первых, понять, чего ожидает клиент от услуги, и, во-вторых, что может произойти при отклонении от ожидаемого гостем качества услуги.
Особое значение в управлении гостиничным предприятием имеет управление качеством - как производственного процесса создания услуг, так и продажи услуг клиентам. Гостиница не может эффективно работать, если в ней отсутствует комплексная система управления качеством.[4]
История концепции «управления качеством и эффективностью производства» продукции/услуги начинается с работ Ф. Тейлора и Г. Форда. Впоследствии эта теория управления получила название теории научной организации труда. Суть ее состояла в увеличении производительности труда за счет применения новых методов организации производства и контроля качества продукции. В частности, предполагалось, что каждый работник должен выполнять очень небольшую (в процентном отношении к объему всего технологического процесса) операцию. Однако, как впоследствии оказалось, при такой организации процесса работник утрачивал ощущение причастности к конечному результату труда, что вело к значительному проценту брака, что, в свою очередь, предопределило организацию отделов технического контроля. Впоследствии теоретики менеджмента доказали неэффективность этих мероприятий. В 30-х гг. 20-го столетия американский специалист У. Шухарт предложил повысить эффективность производства за счет создания системы управления качеством, когда в обязанности каждого рабочего входил контроль за произведенной им частью продукции. Этот метод получил название статистического управления процессами. Он стал основой новой теории -TQM (Total Quality Management) - всеобщее управление качеством).[2]
Основоположниками этой теории, или философии качества стали американские ученые в области «статистического контроля качества» Э. Деминг, Дж. Джуран. Эту теорию (TQM) с энтузиазмом воспринял японский бизнес, который через 20 лет после ее опубликования стал достойно конкурировать с американской продукцией, а по некоторым позициям и превосходить ее по качеству.
Особую роль в развитии теории TQM сыграл японский специалист в области статистического контроля качества К. Ишикава. Благодаря его работам теорию TQM удалось приблизить к реальной практике. В Японии самой престижной национальной премией в области бизнеса является премия Э. Де-минга, которая ежегодно присуждается менеджерам, внесшим наибольший вклад в систему управления качеством.
Как специалист в области управления качеством К. Ишикава считал, что управлять качеством процесса производства товара/услуги означает проектировать, разрабатывать, реализовывать и обслуживать такую продукцию, которая является на данный момент наиболее полезной и экономичной для потребителя. Под экономичной следует понимать такую продукцию, которая удовлетворяет потребителя не только по техническим и эстетическим характеристикам, но и экономически рациональна в процессе производства и потребления.[2]
Долгое время считалось, что для достижения высокого уровня качества необходимы большие затраты, однако теория TQM опровергает это утверждение. Эффективно организованный технологический процесс оказания, в частности, услуги (товара) и другой продукции позволяет на порядок снизить затраты на их производство, покрыв расходы на приобретение новых материалов и т. д.
Вообще, вся теория TQM направлена на повышение качества при снижении затрат. В частности, в постулате Деминга «избегать тотального контроля на конечной стадии производства товара (услуги) и продукции» предлагается новая схема организации контроля качества, в результате которой порой в десятки и сотни раз снижается количество брака, ошибок, недоделок, а это пропорциональное снижение затрат на нахождение, установление и ликвидацию брака и его последствий.
Особенно трудно исправить ошибки, брак в работе, недостатки при производстве услуг и, в частности, гостиничных. Если в производстве главное -не выпустить бракованное изделие за пределы предприятия, то в гостиничном бизнесе ошибки служащих - это потеря клиента, снижение имиджа гостиничного предприятия.
В гостиничном бизнесе брак в работе практически неисправим. Потребитель скорее простит брак продукции, которую он приобрел, чем брак и ошибки оказываемой ему гостиничной услуги, которые надолго испортят его впечатление о гостинице (в которой он вряд ли остановится в следующий раз).[4]
В теории TQM термины «поставщик» и «потребитель» относятся не только к внешней среде деятельности предприятия, но и к внутренней организации взаимодействия структурных подразделений, производящих гостиничную услугу.
Например, технологический процесс подготовки номера к продаже состоит из нескольких операций. В этом процессе задействованы различные работники: сантехники, электрики, специалисты по мелкому ремонту, уборщики, горничные и т. д. Схему организации технологического процесса подготовки гостиничного номера к продаже, согласно представлениям TQM, можно представить как цепочку операций, в которой каждый работник прежде, чем приступить к своей операции, проверяет, как сделал свою работу предыдущий специалист. При этом он является «потребителем» тех операций, которые произвел предыдущий, и «поставщиком» результатов своей операции следующему после него сотруднику и т. д. Таким образом, повышается ответственность каждого работника за качество конечного продукта/услуги.
По замыслу разработчиков теории TQM, контроль за качеством работ выстраивается внутри технологического процесса. При этом не требуется создавать отдельные службы контроля. Такая организация процесса приводит к снижению брака и ошибок в 10 и более раз. Из вышесказанного вытекает парадоксальный вывод: повышение качества процесса производства товара или услуги снижает производственные затраты.
Немаловажную роль в увеличении эффективности производства гостиничных услуг и повышения их качества играет введение в практику управления еще одного положения теории TQM: устранение барьеров между подразделениями гостиницы и сотрудниками внутри подразделений.
Устранение барьеров между подразделениями можно проиллюстрировать на примере работы отделов, производящих сервисную часть услуги, и отдела снабжения гостиницы, обеспечивающего материальную часть услуги. Первые, чтобы поддержать высокий уровень качества услуги, стремятся закладывать в нее дорогие современные материалы и товары. Целью вторых является снижение затрат при покупке изделий, комплектующих услуги. Это противоречие руководство должно решать в пользу отделов, производящих услугу.[3]
Вторая часть этого положения (устранение барьеров между сотрудниками разных служб и отделов) означает, что сотрудники должны делиться с коллегами тем опытом, который они приобрели в процессе обучения, самообучения или рационализации своей деятельности (это один из элементов быстро развивающегося в настоящее время направления в менеджменте -knowledge management (управление знаниями). В этом случае производительность труда и качество работы всех сотрудников повышается.
В развитие теории управления качеством внесли свой вклад такие специалисты в области управления качеством, как Э. Деминг, Дж. Джуран, Р. Кросби, К. Ишикава, Т. Тагути.[4]
Ниже представлены некоторые предложения каждого из них[.
14 принципов Деминга:
Дж. Джуран известен благодаря своим концепциям «прорыва», «внутреннего поставщика» и «триады качества». Ему принадлежит заслуга в применении анализа Парето при решении проблем качества, а также разработке методологии оценки затрат на качество как способа выделения приоритетов и мониторинга мероприятий по улучшению деятельности предприятия. Кроме того, он предложил создавать на предприятиях советы по качеству для поддержки и внедрения мероприятий, направленных на улучшение качества процесса производства услуги/товара. «Триада качества» - это планирование, организация и контроль мероприятий по повышению качества.
Приведем четыре постулата Р. Кросби:
К. Ишикава пропагандировал следующие семь методов контроля качества:
Ишикава отмечал, что этими методами должны пользоваться члены кружков качества, движение по созданию которых в Японии он инициировал. Кружок качества - небольшая группа работников одного какого-либо подразделения, в частности, предприятия ГРК, которые регулярно собираются на добровольной основе для обсуждения и анализа проблем, возникающих в их подразделении. Все члены кружка используют вышеперечисленные семь методов для анализа результативности своей работы. После консультаций с руководством изменения вносят в работу подразделения.