Становление и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в значимости её для АПК Беларуси. В целях повышения его эффективности и для увеличения выпуска сельхоз продукции, и обеспечения продовольствием населения.
Целью данной работы являлось анализ становления и развития (крестьянских) фермерских хозяйств в Республике Беларусь. Изучение нынешнего состояния деятельности фермерских хозяйств и перспектив дальнейшего развития.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………….
5
1.
Крестьянские (фермерские) хозяйства - субъекты частного предпринимательства в АПК……………………………………………
6

2.

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ
2.1 Центр аграрной экономики и его роль в развитии крестьянских (фермерских) хозяйств…………………………………
2.2 Становление и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в Беларуси…………………………………………………………………
2.3 Оценка эффективности функционирования крестьянских (фермерских)хозяйств……………………………………………………
2.4 Анализ деятельности крестьянских(фермерских)хозяйств…. .
3.
Направления эффективного развития крестьянских (фермерских) хозяйств и методы их реализации……………………………. …………………….

27


Заключение ………………………………………………………….............
40

Список литературы …………………………………………………………
41

Файлы: 1 файл

Микулич В.И - работа - Становление и развитие крестьянских77.docx

— 227.89 Кб (Скачать)

а) хозяйственная деятельность их отличается территориальными масштабами производства и охватывает большие  размеры землепользования;

б) организация труда и управления при ведении хозяйства основывается на преобладании и использовании  наемного труда. Некоторые хозяйства  выполняют функцию градообразующих  организаций и обеспечивают занятость  значительной численности проживающего там населения;

в) данная группа хозяйств выполняет  функции правопреемства и до настоящего времени не доработаны организационно-правовые аспекты и механизм их функционирования, заключающиеся в закреплении  права собственности на приобретенное  имущество, вмешательства органов  государственного управления в их хозяйственную  деятельность.

Эти и другие особенности функционирования фермерских хозяйств предопределяют возможность рассматривать их как равноправные формы хозяйствования аграрного сектора Беларуси.

По состоянию на 1.09. 2008 г. в республике сохраняли деятельность 11 фермерских хозяйств, приобретших ресурсы реформированных  сельскохозяйственных организаций, в  том числе в Витебской области - 8 хозяйств и Гомельской, Гродненской  и Могилевской - по одному хозяйству (см. рисунок 2.8).

Рисунок 2.8 - Организация и прекращение  деятельности фермерских хозяйств в процессе реформирования убыточных сельскохозяйственных организаций, 2001-2008 гг.

Причем восемь из этих фермерских хозяйств выступили правопреемниками реформированных сельскохозяйственных организаций в результате реорганизации (присоединения), из которых пять хозяйств получили дополнительные преференции  как организации-инвесторы в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 138, двум хозяйствам передана часть имущества на условиях безвозмездного пользования и одному - на условиях аренды (приложение Ж). Данная категория хозяйств вносит существенный вклад в экономику фермерского сектора, однако уровень производства с каждым годом уменьшается. Важно отметить, что основным направлением специализации фермерских хозяйств, приобретших ресурсы реформированных сельскохозяйственных организаций, является типичное для условий республики молочно-мясное скотоводство, сочетающееся с производством товарного зерна, в отдельных хозяйствах - картофеля, овощей, сахарной свеклы, а также развитием несельскохозяйственной деятельности, связанной с оказанием услуг, переработки и сбыта продукции.

Сравнительный анализ удельных показателей  ведущих отраслей сельскохозяйственного  производства свидетельствует об их увеличении в сравнении с показателями дореформенного периода деятельности сельскохозяйственных организаций. Вместе с тем, производственный потенциал  данной категории фермерских хозяйств отличается самыми низкими показателями обеспеченности производственными  ресурсами (приложение Р). Так, средняя  площадь сельскохозяйственных угодий на фермерское хозяйство при самом  низком показателе кадастровой оценки (26,7 балла) составила 2030 га, балансовая стоимость имущества - 6010 млн. р., в  том числе основных фондов в расчете  на 100 га сельхозугодий - 227,2 млн. р., или  в 2,17, 3,4, 1.51 раза ниже показателя сельскохозяйственных организаций. Уровень износа основных фондов достиг 57,3 % при среднем уровне всех сельскохозяйственных предприятий - 48,4 %.

К тому же, в сравнение с показателями реформированных сельскохозяйственных организаций последнего года их деятельности до реформирования в 2008 г. из 11-ти обследованных  фермерских хозяйств в 6-ти произошло  расширение размеров землепользования сельскохозяйственных угодий, что привело  к увеличению среднего размера земельного участка на 12,7 %; в 5-ти хозяйствах произошло  обновление основных фондов, что стало  результатом снижения общего их износа по совокупности на 1,7 процентных пункта, и во всех без исключения хозяйствах сократилась численность среднегодовых  работников в расчете на 100 га сельхозугодий - в среднем 1,56 раза (приложение Р).

Деятельность данной категории  фермерских хозяйств характеризуется  очень низким уровнем инвестирования в основной капитал (приложения С). Так, средний размер инвестиционных вложений в расчете на одно фермерское хозяйство  составил 747,5 млн. р. или 368,2 тыс.р. в расчете  на 1 га сельхозугодий или 31,2 % и 68 % к  уровню всех сельскохозяйственных организаций  республики. Причем удельный вес бюджетного финансирования в структуре инвестиций в основной капитал за 2008 г. в фермерских хозяйствах был на уровне 11,2 %, в то время как в колхозах - 21,6 %, частных унитарных предприятиях - 22,2 %. За счет источников бюджетного финансирования в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий ими было получено в форме дотаций и субсидий в среднем 182,4 тыс. р. или в 2,1 раза меньше, чем по всем сельскохозяйственным организациям. Удельный вес государственной поддержки в стоимости реализованной продукции в группе фермерских хозяйств составил 23,5 %, в то время как по сельскохозяйственным организациям - 37,0 %, в том числе предприятиям коммунальной собственности базового уровня - 57,2 %, областной собственности - 45,1 %, колхозной - 41,5 %.

Исследования показали, что низкая инвестиционная деятельность в фермерских хозяйствах, функционирующих на базе имущества реформированных сельскохозяйственных организаций, обусловлена неуверенностью их в завтрашнем дне, перспективах дальнейшего  развития производственной деятельности в условиях правовой неопределенности, вмешательством органов государственного управления в хозяйственную деятельность и зависимостью от них в системе  организационных, финансовых и правовых отношений.

Финансовое состояние этих хозяйств отличается более низкими размерами  обязательств, но крайне неблагоприятной  платежеспособностью (приложение Т). Так, размер обязательств в среднем на фермерское хозяйство составил около 1 млрд. р. или в 6,37 раза меньше, чем в сельскохозяйственных организациях. В то же время доля просроченных неплатежей в общей массе задолженности была наибольшей (17 %).

Анализ коэффициентов текущей  ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами показал, что  среди всех категорий сельскохозяйственных организаций у фермерских хозяйств выявлены самые низкие показатели платежеспособности. Причем на конец 2007 г. выше нормативного уровня коэффициент текущей ликвидности был отмечен только в 3-х фермерских хозяйствах, а обеспеченности оборотными средствами - в одном хозяйстве.

В сложившихся условиях хозяйствования в сельскохозяйственной деятельности данной группы фермерских хозяйств обеспечиваются самые низкие показатели выхода валовой  продукции. Так, в расчете на балло-гектар сельскохозяйственных угодий в 2008 г. стоимость валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах составила 640,6 тыс. р. или в 1,64 меньше, чем в среднем по сельскохозяйственным организациям (приложение И). Однако, оплата труда работников в этих хозяйствах почти достигла среднего показателя по всем сельскохозяйственным организациям и превысила уровень, достигнутый в колхозах, на 4,8 %. Уровень убытка от предпринимательской деятельности без учета средств, предоставленным за счет бюджета на безвозвратной основе, в исследуемой группе фермерских хозяйств составил 4,3 % и был меньше чем в колхозах на 8 процентных пунктов, всех сельскохозяйственных организаций - на 5,1 пункто-процента соответственно. К тому же, удельный вес хозяйств, получивших убытки от реализации в фермерском секторе, был на уровне 72,7 %, а в крупнотоварном производстве в целом - 86,5 %, в том числе на предприятиях областной собственности - 92,9 %, районной - 89,3 %, в колхозах - 88,6 %.

Исследования свидетельствуют, что  в 2008 г. из 11-ти фермерских хозяйств положительная  рентабельность без учета государственной  поддержки была получена в трёх хозяйствах: К(Ф)Х «Красника В.В.» (8,0 %), КХ «Шруба М.Г.» (15,0 %) и К(Ф)Х «Прогресс» (17,9 %) (приложение Ш). Вместе с тем, в структуре реализации продукции рентабельность в растениеводстве составила 21,3 %, и в пяти хозяйствах она была убыточной, в животноводстве убыток составил в среднем 9 %, несмотря на то, что в 6-ти хозяйствах отрасль имела положительный результат от реализации продукции.

Крайне неблагоприятное финансовое и экономическое состояние деятельности этой группы хозяйств обуславливают  и низкую мотивацию труда работников (приложение Щ). Среднемесячная заработная плата труда работников по совокупности данной категории фермерских хозяйств в 2008 г. составила 398,5 тыс. р. или 92,8 % к  средней по сельскому хозяйству, в том числе в 3-х хозяйствах она была менее 300 тыс. р. В то же время  в КХ «Шруба М.Г.» (Житковичкий район) и К(Ф)Х «Прогресс» (Дрибинский район) уровень оплаты труда соответственно в 1,7 и 1,5 раза превысил средний показатель по аграрной отрасли страны.

Можно сделать выводы о том, что  анализ эффективности производственно-экономической  деятельности фермерских хозяйств, приобретших  ресурсы реформированных сельскохозяйственных организаций, позволил установить, что  в преобладающем количестве хозяйств наблюдается тенденция роста  объемов производства сельскохозяйственной продукции, но ухудшается финансовое состояние  и не обеспечиваются эффективные  результаты производства. Предпринимательскую  деятельность, основанную на принципах  самоокупаемости и самофинансирования, ведут только единичные хозяйства.

Принимая во внимание имеющийся  опыт и дальнейшие возможности организации  фермерских хозяйств на базе реформированных  сельскохозяйственных организаций, можно  сделать выводы о том, что в  производственно-хозяйственной деятельности фермерских хозяйств возникнет процесс  совершенствования структуры посевных площадей, увеличения посевов кормовых культур, поголовья сельскохозяйственных животных и производства сельскохозяйственной продукции. Надо полагать, что рост объемов производства сельскохозяйственной продукции в фермерском секторе  будет происходить на экстенсивной основе, то есть за счет расширения масштабов  производства.

Дальнейшее развитие этих хозяйств обуславливает необходимость реализации комплекса правовых, организационных, экономических и иных мероприятий, направленных на эффективное функционирование их в новых условиях хозяйствования.

В ближайшей перспективе фермерские хозяйства должны развиваться как  равноправная организационно-правовая форма хозяйствования в агропромышленном комплексе страны. К тому же, сложившаяся  структура аграрного производства и направления аграрной политики Беларуси, ориентированные преимущественно на укрепление и эффективное функционирование организаций товарного производства в сельском хозяйстве, должны способствовать развитию эффективных форм хозяйствования в фермерском секторе. Это имеет актуальное социально-экономическое значение в обеспечении устойчивого функционирования экономики аграрного сектора и развитии сельских территорий Беларуси.

Инновационные разработки должны соответствовать  приоритетным направлениям развития Республики Беларусь. Для сельского хозяйства  приоритетные направления определяются Государственной программой возрождения  и развития села на 2005 2010 гг.

Мероприятия по развитию социальной сферы села:

- повышение привлекательности  труда и жизненного уровня  сельского населения;

- совершенствование инфраструктуры  сельских населенных пунктов;

- развитие жилищного строительства  и коммунального обустройства  сельской местности;

- модернизация автомобильных дорог  и развитие транспортного сообщения  в сельской местности;

- повышение качества образования  в сельской местности;

- улучшение медицинского обслуживания  сельского населения;

- развитие культурно-досуговой деятельности в сельской местности, сохранение и развитие традиционной культуры регионов;

- развитие физической культуры, спорта и туризма на селе;

- улучшение бытового и торгового  обслуживания сельского населения.

Мероприятия по развитию производственной сферы села:

- совершенствование специализации  сельскохозяйственного производства;

- повышение плодородия почв  и продуктивности мелиорированных  земель;

- развитие растениеводства и  животноводства, крупнотоварных форм организации производства;

- развитие крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств;

- развитие перерабатывающей промышленности;

- расширение внешнеторговой деятельности  АПК;

- совершенствование организационно-экономической  структуры агропромышленного комплекса;

- совершенствование государственной  поддержки АПК;

- техническое переоснащение сельскохозяйственного  производства;

- совершенствование системы научного  и кадрового обеспечения АПК.

Эти мероприятия приведут к улучшению  как производственной, так и социальной сферы села. Будут способствовать совершенствованию частного предпринимательства  в АПК.

Во-первых, в сложившейся структуре  аграрного производства Беларуси численный  состав фермерских хозяйств по обоим  вариантам расчетов можно признать как оптимальный, так как соотношение  численности их к иным формам организаций  товарного сектора аграрного  производства будет составлять 1:1-1,5. Такое соотношение, с одной стороны, обеспечивает условия и возможности  для совместной деятельности, кооперации фермерских хозяйств и крупных сельскохозяйственных организаций в производстве и  реализации сельскохозяйственной продукции, оказании производственных услуг, а  с другой - способствует углублению специализации, концентрации производства и эффективному функционированию субъектов  хозяйствования в условиях жесткой  конкуренции. Опыт показывает, что в  условиях становления инновационной  экономики и развития научно-технического прогресса чрезмерный количественный рост фермерских хозяйств может привести к дроблению производства, распылению ресурсов по мелким хозяйственным единицам, что окажет негативное влияние на эффективность экономики аграрного  сектора.

Во-вторых, концентрация и специализация  традиционных отраслей сельскохозяйственного  производства в крупных формах организаций-производителей сельскохозяйственной продукции обуславливает  необходимость сочетания отраслей в фермерском секторе, развитии новых  отраслей, производстве дефицитных и  востребованных на рынке видов сельскохозяйственного  сырья и продовольствия, нетрадиционных направлений деятельности в сельской местности. Фермерские хозяйства при  создании им соответствующих условий  и финансовой поддержки со стороны  государства могут выступить  активными участниками развития новых и нетрадиционных отраслей и направлений деятельности в  сельском хозяйстве и производстве продукции, обеспечивающей замещение  импорта. Это создаст реальные возможности  по сокращению ввоза сырья и продовольствия из-за пределов, улучшению внешнеторгового баланса и повышения эффективности экономики аграрного сектора Беларуси.

Информация о работе Становление и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Беларусь