Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:35, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в значимости её для АПК Беларуси. В целях повышения его эффективности и для увеличения выпуска сельхоз продукции, и обеспечения продовольствием населения.
Целью данной работы являлось анализ становления и развития (крестьянских) фермерских хозяйств в Республике Беларусь. Изучение нынешнего состояния деятельности фермерских хозяйств и перспектив дальнейшего развития.
Введение …………………………………………………………………….
5
1.
Крестьянские (фермерские) хозяйства - субъекты частного предпринимательства в АПК……………………………………………
6
2.
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ
2.1 Центр аграрной экономики и его роль в развитии крестьянских (фермерских) хозяйств…………………………………
2.2 Становление и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в Беларуси…………………………………………………………………
2.3 Оценка эффективности функционирования крестьянских (фермерских)хозяйств……………………………………………………
2.4 Анализ деятельности крестьянских(фермерских)хозяйств…. .
3.
Направления эффективного развития крестьянских (фермерских) хозяйств и методы их реализации……………………………. …………………….
27
Заключение ………………………………………………………….............
40
Список литературы …………………………………………………………
41
Институт начал издавать межведомственный
тематический сборник научных трудов
«Экономические вопросы развития сельского
хозяйства Белорусской ССР», а
также научные рекомендации по важнейшим
проблемам организации
На посту директора И.М. Качуро сменил достаточно опытный хозяйственник и управленец кандидат экономических наук В. Г. Крестовский.
Создавались крупные животноводческие комплексы на промышленной основе, межхозяйственные кооперативные объединения по производству исходного сырья и сельскохозяйственной продукции, крупные перерабатывающие предприятия по выпуску готового продовольствия. Достаточно вспомнить разработки того периода по обоснованию сырьевых зон, комплексного развития районов, создания агропромышленных объединений и другие. Они во многом актуальны до сих пор.
Директором объединенного
В 1999 г. приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ Белорусский НИИ экономики и информации АПК по ходатайству дирекции в целях консолидации научной тематики преимущественно переименован в Белорусский НИИ аграрной экономики.
Нынешний институт охватывает практически всю проблематику, связанную с экономическим обеспечением развития производственной и социальной инфраструктуры сельского хозяйства. Другого аналогичного или близкого научно-исследовательского коллектива в Беларуси не существует.
Институт является координатором
и головным исполнителем Государственной
научно-технической программы «
Учредителем института (в 2001 г. он прошел
государственную
В конце 2005 г. г на пост директора пришел молодой перспективный кандидат наук Валерий Иванович Бельский. Институт утратил свою самостоятельность в связи с реформированием АПК и стал называться «Центр аграрной экономики». На данном этапе Центр аграрной экономики активно изучает вопросы кооперации и интеграции, руководствуясь опытом зарубежных стран, пытается внедрить их разработки в наши условия хозяйствования.
Размещается Центр аграрной экономики в здании, принадлежащем Управлению делами Президента Республики Беларусь по адресу: г Минск, ул. Казинца, 103.
2.2 Становление и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в Беларуси.
Фермерство является одной из распространенных и признанных форм развития аграрного бизнеса во многих странах мирового сообщества. В Беларуси фермерское движение является относительно новым направлением деятельности в аграрном секторе республики и развивается на протяжении почти 20-ти летнего периода.
Важными элементами структурных преобразований
в АПК стало проведение земельной
реформы, закрепление права
В связи с переходом народного
хозяйства на работу в условиях рыночной
экономики земельная реформа
была объявлена составной частью
экономической реформы, осуществляемой
в Белорусской ССР. Главная задача
реформы заключалась в
При осуществлении земельной
Советом Министров Республики Беларусь был разработан и утвержден комплекс мер по реализации Закона Республики Беларусь «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»:
- выделение целевых
- удешевление стоимости
- финансирование расходов за
счет государства на
- первоочередное обеспечение
- создание фонда финансовой
поддержки крестьянских
- продажа и передача на
- электроснабжение и
- подготовка и повышение
Крестьянским (фермерским) хозяйствам
предоставлялись льготные условия
налогообложения. В течение трех
лет с момента регистрации
крестьянское хозяйство освобождалось
от уплаты всех видов налогов, кроме
налога на доходы от несельскохозяйственной
деятельности. В целях стимулирования
обеспечения населения и
Исследования свидетельствуют, что в контексте принятых того времени законодательных актов было много сложностей и противоречий и реализовать их на практике было не просто. К примеру, вряд ли возможно наделить всех граждан, желающих создать и вести фермерское хозяйство, земельными участками с кадастровой оценкой на уровне среднего показателя по хозяйству, осуществить выделение доли имущества и части прибыли члену колхоза или государственного сельскохозяйственного предприятия, как это было предусмотрено в первоначальной редакции Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
По исследованиям видно, что
сдерживание развития новой формы
хозяйствования на селе было обусловлено
в основном отсутствием достаточного
опыта, дефицитом материально-
По данным исследований Бел НИИ
экономических проблем АПК, среди
основных факторов, сдерживающих процесс
развития фермерских хозяйств, первым
является отсутствие техники и неудовлетворительная
материально-техническая
Следует отметить, что процессы распада стали результатом не только недостаточной ресурсооснащенности, но и низкой квалификации фермеров, некоторые из них пришли в сферу аграрного производства за «длинным рублем», не имея полного представления о сельском хозяйстве, и столкнулись с рядом проблем.
На конец 2001 г. в республике насчитывалось 2525 крестьянских и фермерских хозяйств или в 1,2 раза меньше, чем на начало 1997 г. В то же время общая площадь землепользования фермерского сектора за это время расширилась на 20,5 тыс. га или в 1,33 раза, а средний размер земельного участка увеличился на 12,2 га или в 1,6 раза.
Аграрное производство в фермерских хозяйствах в этот период в большей мере было направлено на развитие доходных и востребованных на рынке видов продукции растениеводства (картофель, овощи), но в меньшей степени развивается животноводство и в частности молочно-мясное скотоводство, что обусловлено неблагоприятной конъюнктурой рынка и производства этих отраслей и видов продукции. Так, с 2001 по 2005 гг. посевные площади в фермерском секторе расширились на 6,7 тыс. га или 15,2 %, в том числе под картофелем - на 1,2 тыс. га или 30,7 %, овощами - на 1,8 тыс. га или в 5,5 раза. Производство этих видов продукции возросло соответственно на 18,7 тыс. т (37 %) и 24,6 тыс. т (4,3 раза). В то же время в фермерских хозяйствах поголовье коров в 2001 г. сократилось по отношению к 1997 г. на 0,7 тыс. гол. или в 1,3 раза, свиней возросло на 8,5 тыс. гол. (в 2,27 раза), птицы стабилизировалось на уровне 20 тыс. гол. За период 1997-2001 гг. производство молока в фермерском секторе сократилось с 8 до 6 тыс. т или в 1,33 раза, яиц - с 12,1 до 9,2 млн. шт. (в 1,32 раза), реализация скота и птицы в живом весе уменьшилось с 2,9 до 2 тыс. т (в 1,45 раза).
Исследования свидетельствуют, что развитие фермерских хозяйств в этот период связано с принятием ряда важных законодательных актов, направленных на реформирование и совершенствование производственных отношений в АПК, повышение его эффективности.
По решению Правительства
Механизмом стимулирования развития фермерства в республике стало принятие в конце 90-х гг. ряда нормативных и правовых документов, предусматривающих расширение размеров земельных угодий, меры государственной поддержки и укрепление материально-технической базы крестьянских (фермерских) хозяйств.
В целях создания высокоэффективных крестьянских (фермерских) хозяйств и отработки механизма их государственной поддержки постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 февраля 1998 г. № 293 определено шесть обустроенных опытных хозяйств (по одному в каждой области). В 1998 г. на финансирование этих хозяйств было выделено 30,9 млрд. р за счет средств республиканского бюджета, из них 12,9 млрд. р. по статье «Крестьянские (фермерские) хозяйства» (в виде беспроцентной ссуды на возвратной основе) и 18 млрд. р. по статье «Капитальные вложения» (на возвратной основе). Кроме того, за счет республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки предусмотрено выделить на неотложные нужды для этих хозяйств 20,6 млрд. р.
Следует отметить, что развитие фермерских хозяйств на данном этапе связано с обострением экономического кризиса в аграрном секторе республики. В этой связи по поручению Правительства в республике была разработана и одобрена Республиканская программа повышения эффективности АПК на период 2000 - 2005 гг.
Основными направлениями экономической политики государства по отношению к фермерским хозяйствам Программы выступали:
- создание и поддержание
- установление налоговых льгот сроком на 5 лет, выделение финансовых ресурсов, льготных кредитов;
- предоставление в аренду
- создание относительно крупных
(по объемам товарной
- развитие кооперации и
Однако, как показала практика реализации,
Программа хотя и содержала широкий
круг критериев развития отраслей АПК,
но по содержанию была больше производственной
и декларативной. В основном она
была сориентирована на мобилизацию
собственных средств
Информация о работе Становление и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Беларусь