Становление и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в значимости её для АПК Беларуси. В целях повышения его эффективности и для увеличения выпуска сельхоз продукции, и обеспечения продовольствием населения.
Целью данной работы являлось анализ становления и развития (крестьянских) фермерских хозяйств в Республике Беларусь. Изучение нынешнего состояния деятельности фермерских хозяйств и перспектив дальнейшего развития.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………….
5
1.
Крестьянские (фермерские) хозяйства - субъекты частного предпринимательства в АПК……………………………………………
6

2.

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ
2.1 Центр аграрной экономики и его роль в развитии крестьянских (фермерских) хозяйств…………………………………
2.2 Становление и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в Беларуси…………………………………………………………………
2.3 Оценка эффективности функционирования крестьянских (фермерских)хозяйств……………………………………………………
2.4 Анализ деятельности крестьянских(фермерских)хозяйств…. .
3.
Направления эффективного развития крестьянских (фермерских) хозяйств и методы их реализации……………………………. …………………….

27


Заключение ………………………………………………………….............
40

Список литературы …………………………………………………………
41

Файлы: 1 файл

Микулич В.И - работа - Становление и развитие крестьянских77.docx

— 227.89 Кб (Скачать)

Институт начал издавать межведомственный тематический сборник научных трудов «Экономические вопросы развития сельского  хозяйства Белорусской ССР», а  также научные рекомендации по важнейшим  проблемам организации сельскохозяйственного  производства.

На посту директора И.М. Качуро сменил достаточно опытный хозяйственник  и управленец кандидат экономических  наук В. Г. Крестовский.

Создавались крупные животноводческие комплексы на промышленной основе, межхозяйственные кооперативные объединения  по производству исходного сырья  и сельскохозяйственной продукции, крупные перерабатывающие предприятия  по выпуску готового продовольствия. Достаточно вспомнить разработки того периода по обоснованию сырьевых зон, комплексного развития районов, создания агропромышленных объединений и  другие. Они во многом актуальны  до сих пор.

Директором объединенного института  был назначен кандидат экономических  наук В.Г. Гусаков. Перед новым институтом была поставлена важнейшая задача научного обеспечения аграрной реформы. Это  требовало адекватной внутренней структуры  самого института, совершенствования  тематики исследований, подбора и  расстановки кадров и нацеленности их на выполнение поставленной задачи. Основой научной деятельности явились  в основном программы и методики исследований, а также решения  Ученого Совета.

В 1999 г. приказом Министерства сельского  хозяйства и продовольствия РБ Белорусский  НИИ экономики и информации АПК  по ходатайству дирекции в целях  консолидации научной тематики преимущественно  переименован в Белорусский НИИ  аграрной экономики.

Нынешний институт охватывает практически  всю проблематику, связанную с  экономическим обеспечением развития производственной и социальной инфраструктуры сельского хозяйства. Другого аналогичного или близкого научно-исследовательского коллектива в Беларуси не существует.

Институт является координатором  и головным исполнителем Государственной  научно-технической программы «Экономика АПК» (1996-1998 гг.) и раздела «Экономика АПК» Государственной научно-технической  программы «Агропромкомплекс» (1998-2000 гг.); (2001-2005 гг.); исполнителем тематики фундаментальных исследований по стратегическим задачам агроэкономики, а также  соисполнителем разделов экономики  АПК по другим Государственным научно-техническим  программам (руководитель В.Г. Гусаков). Объединяет и координирует исследовательскую деятельность всех научных подразделений агроэкономического профиля, существующих в Беларуси (кафедры сельскохозяйственных вузов, отделы опытных станций и др.).

Учредителем института (в 2001 г. он прошел государственную перерегистрацию  и получил название Научно-исследовательское  республиканское учреждение «БелНИИ  аграрной экономики») является Министерство сельского хозяйства и продовольствия РБ; в качестве структурного подразделения  он входит в состав Академии аграрных наук Республики Беларусь.

В конце 2005 г. г на пост директора  пришел молодой перспективный кандидат наук Валерий Иванович Бельский. Институт утратил свою самостоятельность  в связи с реформированием  АПК и стал называться «Центр аграрной экономики». На данном этапе Центр  аграрной экономики активно изучает  вопросы кооперации и интеграции, руководствуясь опытом зарубежных стран, пытается внедрить их разработки в  наши условия хозяйствования.

Размещается Центр аграрной экономики  в здании, принадлежащем Управлению делами Президента Республики Беларусь по адресу: г Минск, ул. Казинца, 103.

 

   2.2 Становление и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в Беларуси.

          Фермерство является одной из распространенных и признанных форм развития аграрного бизнеса во многих странах мирового сообщества. В Беларуси фермерское движение является относительно новым направлением деятельности в аграрном секторе республики и развивается на протяжении почти 20-ти летнего периода.

Важными элементами структурных преобразований в АПК стало проведение земельной  реформы, закрепление права собственности  на землю, создание и развитие на этой основе крестьянских хозяйств фермерского  типа, которые будут выступать  равноправной формой хозяйствования на селе и должны создаваться не вместо колхозов и совхозов, а развиваться  параллельно с ними на партнерских  началах. При этом развитие крестьянских и фермерских хозяйств должно строиться  на строго специализированной основе, не распыляясь на многоотраслевое производство, которое будет менее эффективным  и может привести к негативным последствиям. Причем, как показала практика, именно в тех условиях овощеводческое направление было определено как приоритетное в развитии фермерства.

В связи с переходом народного  хозяйства на работу в условиях рыночной экономики земельная реформа  была объявлена составной частью экономической реформы, осуществляемой в Белорусской ССР. Главная задача реформы заключалась в перераспределении  земель с целью создания условий  для равноправного развития различных  форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики в аграрном секторе и достижения на этой основе стабильного наращивания производства сельскохозяйственной продукции.

При осуществлении земельной реформы  законодательством того времени  были определены возможные пути и  формы преобразования неэффективно работающих колхозов и совхозов в  ассоциации крестьянских хозяйств, кооперативов, предусматривалось предоставление земель арендаторам, крестьянским хозяйствам, промышленным и другим предприятиям [36].

Советом Министров Республики Беларусь был разработан и утвержден комплекс мер по реализации Закона Республики Беларусь «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»:

- выделение целевых государственных  ресурсов на обустройство крестьянских  хозяйств;

- удешевление стоимости кредитов  на строительство жилья гражданам,  переселившимся в трудонедостающие  территории и создавшим крестьянское  хозяйство, за счет местных  бюджетов в размере до 50 % их  задолженности;

- финансирование расходов за  счет государства на разработку  типовых проектов застройки крестьянских  хозяйств;

- первоочередное обеспечение техникой, технико-технологическое обслуживание  крестьянских хозяйств;

- создание фонда финансовой  поддержки крестьянских хозяйств;

- продажа и передача на договорных  условиях, включая аренду, неиспользуемого  движимого и недвижимого имущества;

- электроснабжение и телефонизация  с возможностями использования  до 20 % телефонов, принадлежащих сельскохозяйственным, промышленным и иным учреждениям  и организациям;

- подготовка и повышение квалификации  работников крестьянских хозяйств, выпуск научно-популярной и учебной  литературы, отражающей отечественный  и зарубежный опыт развития  фермерства.

Крестьянским (фермерским) хозяйствам предоставлялись льготные условия  налогообложения. В течение трех лет с момента регистрации  крестьянское хозяйство освобождалось  от уплаты всех видов налогов, кроме  налога на доходы от несельскохозяйственной деятельности. В целях стимулирования обеспечения населения и народного  хозяйства необходимой продукцией, а также интенсификации производства до определенного уровня местные  Советы народных депутатов имели  право освободить крестьянское хозяйство  от налога или снижать его размеры.

Исследования свидетельствуют, что  в контексте принятых того времени  законодательных актов было много  сложностей и противоречий и реализовать  их на практике было не просто. К примеру, вряд ли возможно наделить всех граждан, желающих создать и вести фермерское хозяйство, земельными участками с  кадастровой оценкой на уровне среднего показателя по хозяйству, осуществить  выделение доли имущества и части  прибыли члену колхоза или  государственного сельскохозяйственного  предприятия, как это было предусмотрено  в первоначальной редакции Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

По исследованиям видно, что  сдерживание развития новой формы  хозяйствования на селе было обусловлено  в основном отсутствием достаточного опыта, дефицитом материально-технических  ресурсов у сельского населения, историческими событиями, сложившимися во времена коллективизации в  отношении единоличных крестьянских хозяйств и иными причинами.

По данным исследований Бел НИИ  экономических проблем АПК, среди  основных факторов, сдерживающих процесс  развития фермерских хозяйств, первым является отсутствие техники и неудовлетворительная материально-техническая обеспеченность, вторым - не отвечающая требованиям  правительства аграрная политика, третье - недостаток кредитования фермерских хозяйств. То есть выделяемые фермерским хозяйствам средства не удовлетворяли  их потребности в стартовом капитале.

Следует отметить, что процессы распада  стали результатом не только недостаточной  ресурсооснащенности, но и низкой квалификации фермеров, некоторые из них пришли в сферу аграрного производства за «длинным рублем», не имея полного  представления о сельском хозяйстве, и столкнулись с рядом проблем.

На конец 2001 г. в республике насчитывалось 2525 крестьянских и фермерских хозяйств или в 1,2 раза меньше, чем на начало 1997 г. В то же время общая площадь  землепользования фермерского сектора  за это время расширилась на 20,5 тыс. га или в 1,33 раза, а средний  размер земельного участка увеличился на 12,2 га или в 1,6 раза.

Аграрное производство в фермерских хозяйствах в этот период в большей  мере было направлено на развитие доходных и востребованных на рынке видов  продукции растениеводства (картофель, овощи), но в меньшей степени развивается  животноводство и в частности  молочно-мясное скотоводство, что обусловлено  неблагоприятной конъюнктурой рынка  и производства этих отраслей и видов  продукции. Так, с 2001 по 2005 гг. посевные площади в фермерском секторе  расширились на 6,7 тыс. га или 15,2 %, в  том числе под картофелем - на 1,2 тыс. га или 30,7 %, овощами - на 1,8 тыс. га или в 5,5 раза. Производство этих видов продукции возросло соответственно на 18,7 тыс. т (37 %) и 24,6 тыс. т (4,3 раза). В то же время в фермерских хозяйствах поголовье коров в 2001 г. сократилось по отношению к 1997 г. на 0,7 тыс. гол. или в 1,3 раза, свиней возросло на 8,5 тыс. гол. (в 2,27 раза), птицы стабилизировалось на уровне 20 тыс. гол. За период 1997-2001 гг. производство молока в фермерском секторе сократилось с 8 до 6 тыс. т или в 1,33 раза, яиц - с 12,1 до 9,2 млн. шт. (в 1,32 раза), реализация скота и птицы в живом весе уменьшилось с 2,9 до 2 тыс. т (в 1,45 раза).

Исследования свидетельствуют, что  развитие фермерских хозяйств в этот период связано с принятием ряда важных законодательных актов, направленных на реформирование и совершенствование  производственных отношений в АПК, повышение его эффективности.

По решению Правительства страны была разработана вторая по значимости Государственная программа реформирования АПК. Основная цель программы заключалась  в постепенном переходе агропромышленного  производства к рыночной системе  хозяйствования, создании условий для  развития различных форм собственности  и хозяйствования, но с приоритетом  крупного производства. Причем 4-ый раздел программы предусматривал преобразование колхозов и совхозов в различные  организационно-правовые формы хозяйствования, в том числе в «сельскохозяйственные  предприятия, основанные на частной  форме собственности (крестьянские, фермерские хозяйства)».

Механизмом стимулирования развития фермерства в республике стало принятие в конце 90-х гг. ряда нормативных  и правовых документов, предусматривающих  расширение размеров земельных угодий, меры государственной поддержки  и укрепление материально-технической  базы крестьянских (фермерских) хозяйств.

В целях создания высокоэффективных  крестьянских (фермерских) хозяйств и  отработки механизма их государственной  поддержки постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 20 февраля 1998 г. № 293 определено шесть обустроенных опытных хозяйств (по одному в каждой области). В 1998 г. на финансирование этих хозяйств было выделено 30,9 млрд. р за счет средств республиканского бюджета, из них 12,9 млрд. р. по статье «Крестьянские (фермерские) хозяйства» (в виде беспроцентной ссуды на возвратной основе) и 18 млрд. р. по статье «Капитальные вложения» (на возвратной основе). Кроме того, за счет республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки предусмотрено выделить на неотложные нужды для этих хозяйств 20,6 млрд. р.

Следует отметить, что развитие фермерских хозяйств на данном этапе связано  с обострением экономического кризиса  в аграрном секторе республики. В  этой связи по поручению Правительства  в республике была разработана и  одобрена Республиканская программа  повышения эффективности АПК  на период 2000 - 2005 гг.

Основными направлениями экономической  политики государства по отношению  к фермерским хозяйствам Программы  выступали:

- создание и поддержание благоприятных  условий для функционирования  как действующих, так и вновь  создаваемых хозяйственных структур;

- установление налоговых льгот  сроком на 5 лет, выделение финансовых  ресурсов, льготных кредитов;

- предоставление в аренду фермерским  хозяйствам неиспользуемых в  общественном секторе зданий (сооружений), машин и оборудования с правом  последующего их выкупа;

- создание относительно крупных  (по объемам товарной продукции,  а соответственно - размерам землепользования), специализированных производств,  возглавляемых профессионально  подготовленными работниками;

- развитие кооперации и интеграции  крестьянских (фермерских) хозяйств  на уровне района, области и  республики в рамках производственных  систем.

Однако, как показала практика реализации, Программа хотя и содержала широкий  круг критериев развития отраслей АПК, но по содержанию была больше производственной и декларативной. В основном она  была сориентирована на мобилизацию  собственных средств организаций  АПК, многие из которых к тому времени  не имели таких финансовых возможностей.

Информация о работе Становление и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Беларусь