Специфика олигополистического поведения в химической промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

В современной рыночной экономике наиболее распространенным в крупном бизнесе по изготовлению технически сложной продукции, в том числе и в химической промышленности, является олигополистический тип рынка. Его появление и расширение обусловлено дифференциацией (отличающейся от других) продукции, концентрацией производства и эффектом масштаба, т.е. снижением долгосрочных средних издержек при увеличении объемов производства конкретных видов продукции до определенного уровня. Минимальный эффективный масштаб в каждой отрасли имеет свою величину. Минимальный эффективный размер предприятия в большинстве отраслей химической промышленности соответствует 4 - 6% от общего объёма спроса. С повышением технической сложности изготовления продукции минимальный эффективный размер предприятия возрастает, трудности вхождения в рынок данной отрасли увеличиваются.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические особенности олигополистического рынка
1.1 Понятие олигополии и особенности олигополистического рынка
1.2 Моделирование олигополистического рынка
1.3 Олигополистическое ценообразование
Глава 2. Специфические особенности олигополистического поведения в химической промышленности
2.1 Специфика ценового сговора и ценовых войн крупнейших нефтехимических корпораций РФ
2.2 Активизация научно-технического прогресса, как одна из особенностей олигополистического поведения химической промышленности РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ЭХО курсовик.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

Снижая затраты  на издержки, фирма повышает свою конкурентоспособность  на рынке. 

С учетом сказанного важнейшими направлениями повышения  конкурентоспособности продукции  нефтехимического комплекса, на мой взгляд, являются следующие: 

Ш улучшение  потребительских свойств товара;  

Ш реализация мероприятий  по ресурсо- и энергосбере жению  на предприятии; 

Ш использование  эффекта масштаба; 

Ш организация  новых производств.  

Продемонстрируем возможную модель реализации комплекса данных мероприятий на примере ОАО «Нижнекамск-нефтехим», которое сумело привлечь ресурсы для осуществления ряда крупномасштабных проектов (производство ударопрочного полистирола и др.). 

В рамках первого  направления повышения конкурентоспособности данное предприятие ориентируется на улучшение потребительских свойств бутилкаучука, что связано с перспективами роста его продаж, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Экспортная составляющая в объеме реализации данной продукции достигла на предприятии 87%. Возможность использования бутилкаучука в производстве шин, в том числе и бескамерных, приведет к возникновению дополнительного синергетического эффекта в рамках регионального нефтехимического комплекса Республики Татарстан. В настоящее время предпринимаются шаги по повышению качества данного продукта, а также расширению его ассортимента. Побочным эффектом реализации данного направления является удорожание производимой продукции, что обусловливает актуальность ресурсо- и энергосбережения. 

Мероприятия по ресурсосбережению на предприятии  в 2004 г. позволили пересмотреть без  ущерба для качества более 10% от общего числа норм по расходу сырья и  материалов. Общая экономия по сырью  и материалам составила в 2004 г. на предприятии 786 млн руб. 

Энергосбережение - это также важное направление  использования инноваций, поскольку  в каждом рубле произведенной  продукции содержится 22 коп. затрат на энергию. Применение энергосберегающих  технологий в 2004 г. позволило получить экономический эффект в размере 161 млн руб. Кроме того, на паритетных началах с Татэнерго планируется осуществить реконструкцию Нижнекамской ТЭЦ-1, разработана программа создания кооперационных установок на базе газовых турбин. 

Наиболее значительным проектом на предприятии является реконструкция этиленового комплекса, в результате которой к 2008 г. выработка этилена увеличится до 600 тыс. т в год, пропилена - до 255 тыс. т в год, бензола - до 230 тыс. в год. Кроме того, предпринимаются шаги по наращиванию объемов производства изопрена одностадийного синтеза (проект содержит значительные резервы по энергосбережению), ударопрочного полистирола, АБС-пластиков (более полное использование бутадиена) и других продуктов. Реализация этих мероприятий позволит снизить удельные затраты на производство названных видов продукции, что компенсирует дополнительные затраты, связанные с совершенствованием потребительских свойств товаров. 

Данное направление  повышения конкурентоспособности  продукции неразрывно связано с  финансированием продуктовых инноваций, планируется организация новых, а также реконструкция действующих производств. Будет организовано производство линейных акилбензолов, полиэтилена, вспенивающегося полистирола и ряда других продуктов. 

В результате реализации инновационной программы ОАО «Нижнекамскнефтехим» доля добавленной стоимости в стоимости продукции увеличится до 42,6%. а выпуск товарной продукции достигнет 40 млрд руб. 

Как показывает анализ программы повышения конкурентоспособности  предприятия, составные ее элементы сбалансированы, предполагаемые расходы компенсируются экономией ресурсов и действием эффекта масштаба [21]. 

Заключение 
 

Оценивая специфику  олигополистического поведения  в химической промышленности, необходимо отметить, во-первых, неизбежность формирования олигополистических структур, как объективного процесса, вытекающего из открытой конкуренции и стремления предприятий к достижению оптимальных масштабов производства. Во-вторых, несмотря как на позитивную, так и на негативную оценку олигополий в современной экономической жизни, следует признать объективную неизбежность их существования. 

Негативная оценка олигополий определяется следующими моментами. Это, прежде всего то, что олигополия очень близка по своей структуре  к монополии, а, следовательно, можно ожидать таких же отрицательных последствий, как и при рыночной власти монополиста. Олигополии путем заключения тайных соглашений уходят из-под контроля государства и создают видимость конкуренции, тогда как на самом деле стремятся извлечь выгоду за счет покупателей. В конечном счете, это сказывается на снижении эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшении удовлетворения потребностей общества. 

Ценовая война, так же является негативной специфической  особенностью олигополистического  поведения в химической промышленности. Она изматывает продавцов и снижает их прибыли. 

Положительная оценка олигополистических структур связывается, прежде всего, с достижениями научно-технического прогресса. Действительно, в последние  десятилетия в химической и нефтехимической промышленности олигополистическими структурами достигнуты значительные успехи в развитии науки и техники. Олигополия обладает огромными финансовыми ресурсами, а также заметным влиянием в политических и экономических кругах общества, что позволяет им с той или иной степенью доступности участвовать в реализации выгодных проектов и программ, финансируемых нередко из общественных фондов. Небольшие конкурентные предприятия, как правило, не обладают достаточными средствами для реализации имеющихся разработок. 

Несмотря на значительные финансовые ресурсы, сосредоточенные  в олигополистических структурах, большая  часть новых продуктов и технологий разрабатывается независимыми изобретателями, а также небольшими и средними предприятиями, осуществляющими исследовательскую деятельность. Однако технологическими возможностями практической реализации достижений науки и техники нередко обладают только крупные предприятия, входящие в олигополистические структуры. В связи с этим олигополии используют возможность достижения успехов в области технологии, производства и рынка на основе разработок мелкого и среднего бизнеса, который не обладает достаточным капиталом для их технологической реализации. 

Исходя из проведенного исследования можно сделать вывод, что хотя олигополия и не удовлетворяет абстрактным условиям эффективного использования и распределения ресурсов, в реальной действительности она эффективна, так как вносит важный вклад в экономический рост, активно участвуя в исследованиях и разработках новых продуктах и технологий, а также внедряя эти изобретения в производство. 

Многие западные экономисты утверждают, что олигополистическая структура наилучшим образом  приспособлена для проведения длительных, дорогостоящих, фундаментальных исследований и разработок и внедрения полученных результатов в производство. Утверждается, что, поскольку участники олигополии постоянно сталкиваются с ярко выраженной конкуренцией со стороны своих основных соперников, у них, в отличие от монополиста, имеются явные основания активно использовать технический прогресс для улучшения собственного положения на рынке. 

К тому же участники  олигополии обладают значительным объемом  прибыли, которая является результатом  существования барьеров для вхождения  в отрасль и их способности  избегать ценовой конкуренции. 

Список литературы 
 

1. Садчиков И.А., Сомов В.Е, Колесов М.Л., Балукова  В.А. Экономика химической отрасли:  Учеб. пособие для вузов/ Под  ред. Проф. И. А. Садчикова. - СПб:  Химиздат, 2000. - 384 с. 

2. Экономическая  теория / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича, 3-е изд. - СПб: Изд. СПбГУЭФ, ИЗД. «Питер», 2002. - 544 с. 

3. Микроэкономика. Теория и российская практика/Под  ред. А.Г. Грязновой и А.Ю.  Юданова.- М.: ИТД «Кио Рус», 2000.- 544 с. 

4. Иохин В.Я.  Экономическая теория. Учебник.-М.: Юристъ, 2000. -861 с. 

5. Мэнкью Н.Г.  Принципы экономикс. - СПб.: ПитерКом, 2002.- 784 с. 

6. Шерер Ф., Росс  Д. Структура отраслевых рынков: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 698с. 

7. Экономика  предприятий химических отраслей  промышленности: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. / В.Д. Григорьев; Казанский Государственный Технологический Университет. Казань, 2004. - 352с. 

8. Современная  экономика. Лекционный курс. Многоуровневое  учебное пособие - Ростов-на-Дону: издательсво «Феникс», 2002 - 544с. 

9. Нуреев Р.М.  Курс микроэкономики М: Норма  2000г - 82с. 

10. Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С. Экономическая  география России. - М., 1999 

11. Уткин Э.А.  Цены. Ценообразование. Ценовая политика: Учебник / Ассоциация авторов  и издателей “ТАНДЕМ”. - М.: ЭКМОС, 1997.  

12. Куликов Л.М.  Основы экономических знаний - М:  Финансы и статистика,1998.  

13. http://www.fas.ru 

14. http://www.lukoil.ru 

15. http://www.rсс.ru 

16. «Ъ»июль 2004 

17. «Симбирский  курьер» // 29 марта 2005 

18. Коммерсант  //27 апреля 2005 

19. Независимая  газета 6 июля 2004 

20. Н.И.ШИБАЕВА,  зам. начальника отдела Владимирского  УФАС России, Владимирские Ведомости/ 

21. Авилова В.В., Бусыгин В.М., Шинкевич А.И. Инновационные  факторы повышения конкурентоспособности  нефтехимического предприятия. // ЭКО, №5, 2005. 

22. Крюков В.А.,Шмат  В.В. Инновационные процессы в  нефтедобывающей промышленности  России: свобода творчества при  отсутствии правил? // ЭКО, №6, 2005. 

23. Губайдуллина  Ф.С. Глобализация инновационной  деятельности. // ЭКО, №7. 2005. 

24. http://www.rid.ru 

25. http://www.kommersant.ru 

26. http:// www.rbc.ru 

27. http://www.nefte.ru 

28. http://www.ksu.ru 

29. http://www.expert.ru 

30. http://www.kbst.ru

Информация о работе Специфика олигополистического поведения в химической промышленности