Специфика олигополистического поведения в химической промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

В современной рыночной экономике наиболее распространенным в крупном бизнесе по изготовлению технически сложной продукции, в том числе и в химической промышленности, является олигополистический тип рынка. Его появление и расширение обусловлено дифференциацией (отличающейся от других) продукции, концентрацией производства и эффектом масштаба, т.е. снижением долгосрочных средних издержек при увеличении объемов производства конкретных видов продукции до определенного уровня. Минимальный эффективный масштаб в каждой отрасли имеет свою величину. Минимальный эффективный размер предприятия в большинстве отраслей химической промышленности соответствует 4 - 6% от общего объёма спроса. С повышением технической сложности изготовления продукции минимальный эффективный размер предприятия возрастает, трудности вхождения в рынок данной отрасли увеличиваются.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические особенности олигополистического рынка
1.1 Понятие олигополии и особенности олигополистического рынка
1.2 Моделирование олигополистического рынка
1.3 Олигополистическое ценообразование
Глава 2. Специфические особенности олигополистического поведения в химической промышленности
2.1 Специфика ценового сговора и ценовых войн крупнейших нефтехимических корпораций РФ
2.2 Активизация научно-технического прогресса, как одна из особенностей олигополистического поведения химической промышленности РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ЭХО курсовик.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

Картель представляет собой тайное соглашение нескольких предприятий, устанавливающее для  всех участников объем производства, цены на товар, условия найма рабочей  силы, обмена патентами, разграничения рынков сбыта и долю каждого участника в общем, объеме производства и сбыта. Его целью является повышение цен (сверх конкурентного уровня), но не ограничение производственной и снабженческо-сбытовой деятельности участников.

На первый взгляд, сходство картеля с монополией очевидно. Но картель весьма редко, в отличие от монополии, контролирует весь рынок, ибо вынужден учитывать политику некартелизованных предприятий. Кроме того, участники картеля имеют довольно мощный соблазн обмануть своих партнеров, снижая цены или активно рекламируя свой товар, что создает условия для захвата части рынка. Вследствие этого многие картели представляют собой временную структуру рынка и встречаются редко. К тому же законодательство многих стран считает картельную практику незаконной и противодействует ей различными методами.

Невозможность полностью и постоянно использовать картель для взаимодействия олигополистических фирм вынуждает их идти на негласные  экономические соглашения, тайную экономическую  политику в области изменения цен и разграничения сфер влияния. Такое сотрудничество может проявляться как через особую экономическую политику олигополистических фирм в виде “жесткости цен” или “лидерства в ценообразовании”, так и через особые организации типа “патентных пулов” (или консорциумов).

Однако, в силу перечисленных выше причин, чаще всего  развиты такие формы олигополии, при которых между фирмами  отсутствует формальное соглашение о контроле над рынком.

Олигополия, значительно  отличается от монополии. Суть ее в сплаве координации и конкуренции. В то же время действует и общее правило: чем меньше фирм в отрасли и чем крупнее каждая из них, тем легче им координировать свои действия и добиваться максимально высоких прибылей, регулируя цены на выпускаемую продукцию. И в этом смысле мы можем говорить о потенциальной опасности монополизации тех или иных отраслей экономики.

Кроме того, чем  меньше фирм, тем менее эластичен  по цене спрос потребителя на данном рынке. Вследствие этого фирма может  повышать цены на свою продукцию, не неся больших потерь в объеме продаж [6, c.228].

К явным формам сговора можно отнести так  же:

Концерн - наиболее распространенная форма корпорации в сфере промышленности, отличительной  особенностью которой является многоотраслевой  анализ деятельности. Особенности концерна: сочетание жесткого централизованного управления в области капиталовложений с широкой хозяйственной самостоятельностью предприятий, отделений и филиалов, а также с децентрализацией управления;

Синдикат - добровольное объединение предприятий, выпускающих массовую однотипную продукцию и продающих её по заранее зафиксированным ценам в головную компанию, которая реализует эту продукцию по рыночным ценам.

Заводы, вошедшие в синдикат, остаются при этом независимыми. Головная компания, получив контроль над выпуском всей однотипной продукции и монопольную власть, может не только не снижать цены, но даже обеспечивать их рост.

Синдикаты обеспечивают заводам страховку от применения государством антимонопольного законодательства.

Трест - монополистическое  объединение определенного типа по производству какого-либо товара, наиболее жесткая по форме управления интеграционная структура.

При вступлении в трест любое, даже крупное предприятие  утрачивает право самостоятельной  продажи товаров, покупки сырья, назначения цен, выбора объема и ассортимента продукции.

Явный сговор имеет  место, когда фирмы достигают  непосредственного соглашения о  разделе рынков (определение объема сбыта и соответственно производства) и установлении взаимовыгодных цен, т. е. происходит формализация ограничения конкуренции в условиях олигополии. При всей выгодности такой формы рыночного взаимодействия (максимизация прибыли участников сговора), в большинстве случаев прибыль ограничена законодательно.

Тайный сговор выражается в «молчаливом» (не закрепленном документально) соглашении о фиксировании цен, разделении или распределении рынков. Основу сговора составляет наблюдение фирм за действиями друг друга и принятие собственных решений с учетом действий конкурентов. Обычно тайный сговор предшествует явному либо заменяет его при наличии легальных ограничений [6, c.273-282].

Модель ломаной  кривой спроса предполагает управление ценообразованием в условиях олигополии, когда при установлении цены олигополистом, не участвующим в тайном сговоре, конкуренты игнорируют увеличение цен, но негласно следуют снижению цен. Результатом такого рыночного взаимодействия является то, что кривая спроса олигополиста -- инициатора изменения цен ступенчатая или ломаная. Кривая предельного дохода в подобном случае имеет вертикальный разрыв.

Лидерство в  ценах является одновременно средством  управления отраслью доминирующим предприятием и способом дискриминации «слабых» предприятий с его стороны. В  условиях ценового лидерства олигополисты координируют свое поведение в области цен, не прибегая к сговору. В отрасли развивается практика установления доминирующей фирмой рыночной цены при молчаливом изменении цен конкурентами. Следует отметить, что такая отрасль весьма нестабильна, и при формировании благоприятных условий происходит смена ценового лидера либо "ценовая война", когда большая часть участников рынка не следует за действиями «лидера».

В этом случае ценообразования  по принципу "издержки плюс" олигополист  определяет издержки на единицу продукции  и к сложившейся сумме добавляет  наценку. Это определяет сбытовую цену произведенной продукции. Размер наценки  носит плановый характер в зависимости от целей деятельности олигополиста и обычно ограничивается на разумном уровне.

Экономические последствия олигополии следует  рассматривать с двух позиций. Первая - поскольку олигополия близка по структуре  к монополии, можно ожидать, что  она действует аналогичным образом. Иными словами, олигополия старается получить высокие прибыли, ограничивая выпуски продукции ранее достижения точки наименьших издержек на единицу продукции и соответствующей цены. С другой стороны, крупные олигополистические фирмы необходимы для ускорения научно-технического прогресса, т. е. с течением времени олигополистические отрасли будут способствовать быстрому улучшению товара, более низкой себестоимости единицы продукции и в результате - более низким ценам и большему объему производства, чем при действии отрасли на полностью конкурентных началах.

Таким образом, олигополистическое взаимодействие наиболее интересно для исследования и  прогнозирования в связи с  потенциальной многовариантностью. Тем более что экономика России находится сейчас в стадии передела рынков сбыта и влияния, носящей ярко выраженный характер олигополистического взаимодействия. Дальнейшее исследование рынка олигополии применительно к условиям Российской Федерации может дать толчок развитию новых концепций олигополистического взаимодействия.

Глава 2. Специфика  олигополистического поведения  в химической промышленности РФ

2.1 Специфика  ценового сговора и ценовых  войн крупнейших нефтехимических  корпораций РФ

Как уже говорилось ранее ситуация в олигополистической отрасли и ее особенности предполагают и поощряют сотрудничество или сговор - соглашение (гласное или негласное) между предприятиями - участниками о проведении ценовой или рыночной политики. Сговор может принимать тайные и явные формы.

В связи с  тем, что в Российской Федерации действует антимонопольное законодательство (например: статья№6 закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», запрещающий согласованные действия, направленные на установление цен конкурирующих компаний, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%.), открытое картелирование, базирующееся на письменном соглашении, становится невозможным. Против тайных соглашений о ценах олигополистов наше государство тоже предусмотрело карательные меры, но все же ценовой сговор имеет место в экономике нашей страны. Почему это происходит? 

Один из самых  показательных примеров олигополии на бытовом уровне - рост цен на бензозаправках. Причин, по которым сегодня происходит такой стремительный рост цен  на энергоносители, несколько. Главные из них: 

первая (внешняя) - рост цен на углеводороды в целом  на мировом рынке; 

вторая (внутренняя) - возникновение монополий в большинстве  регионов, раздел рынков по территориальному принципу. 

Около 80% роста  цен связаны с внешней конъюнктурой и около 20% со злоупотреблением доминирующим положением. 

Сегодня в стране на данном рынке работают около 7 вертикально  интегрированных компаний, которые  и разделили его по территориальному принципу и, следовательно, диктуют  ценовую политику, но доказать договоренность очень трудно. 

Например, во Владимирской области, не имеющей своих нефтеперерабатывающих  заводов, оптовые поставки нефтепродуктов осуществляют порядка 10 крупных компаний. Явным лидером среди них является «ЛУКОЙЛ», занимающий доминирующее положение, далее идут ТНК, «Башнефть», «Славнефть». 

В качестве продавцов  на рынке розничной реализации выступают  юридические и физические лица, получившие лицензию на право содержания и эксплуатацию АЗС общего назначения. В области  действует 278 АЗС общего назначения, из них 64 принадлежит Владимирскому филиалу ОАО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт». 

В среднем за 10 месяцев 2004 года во Владимирской области  рост розничных цен на АИ-80 составил 36 процентов, на АИ-92 - 33 процента, на АИ-95 - 25 процентов. Управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (Владимирское УФАС) еженедельно проводит мониторинг цен на бензин и дизтопливо, запрашивает информацию у основных оптовых поставщиков. По расшифровке калькуляции затрат прослеживается следующая ситуация: рост цен на бензоколонках в основном связан с ростом оптовых цен и соответственно цен производителя. Кстати в течение года Владимирским УФАС не было зафиксировано единовременно повышения цен нескольких поставщиков до одинакового уровня, формального повода для принятия мер антимонопольного регулирования по имеющемуся сговору. 

Если анализировать  ситуацию по ОАО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», которое доминирует на владимирском топливном рынке, то цены на бензин и дизтопливо во Владимирском филиале спускаются от нижегородского руководства компании. 

В качестве иллюстрации  ценового сговора в РФ можно рассмотреть  повышение цен на бензин крупнейших нефтехимических корпораций на местных  рынках. Например, факт ценового сговора  НК «Роснефть-Ямалнефтепродукт» и «ЛУКойл-Югра» в июле 2004 года. 

Чиновники Федеральной  Антимонопольной Службы подсчитали, что за 2004 год эти компании поднимали  розничные цены на бензин в Салехарде  и Лабытнангах семь раз, причем одновременно и на одну и ту же величину. Сами нефтяники обвинение в сговоре отрицают, а инициативу ФАС считают попыткой чиновников силой снизить цены на ГСМ в округе. 

Управление Федеральной  антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому  автономному округу заподозрило  дочерние компании НК «Роснефть» - «Роснефть-Ямалнефтепродукт», которая контролирует 60% розничного рынка горюче-смазочных материалов в Ямало-Ненецком Автономном Округе и НК «ЛУКойл» - «ЛУКойл-Югра», контролирующую 25% рынка, в ценовом сговоре после очередного подорожания горюче-смазочных материалов в регионе. Специалисты ФАС проводят еженедельный мониторинг в Ямало-Ненецком автономном округе за состоянием розничных цен на нефтепродукты, выяснили, что эти компании на протяжении полугода устанавливали одинаковые розничные цены на бензин марок А-76 (80), АИ 92 (93), АИ 95 (96).С 1 января на автозаправочных станциях обеих компаний цены на бензин выросли в среднем на 5,2%. Сильнее всего подорожал А-80, цена на который выросла на 6,35%. Заподозрив ценовой сговор, чиновники ямальского ФАС запросили в компаниях финансовую отчетность за последние 12 месяцев и выяснили, что с августа прошлого года «Роснефть-Ямалнефтепродукт» и ООО «ЛУКОЙЛ-Югра» меняли цены семь раз -- практически день в день и на одну и ту же величину. 

По версии чиновников, начиная с августа 2003 года эти  компании ведут единую ценовую политику в регионе. «Мы тщательно изучили  их документацию, -- рассказал Олег Печорин - глава ФАС региона. -- У них разные издержки, разные удельные затраты на единицу продукции. Но цены уже год держатся на одинаковом уровне». По мнению экспертов, на сговор указывает и хронология выхода приказов, подписанных генеральными директорами компаний, о повышении цен на ГСМ. «Приказы отставали друг от друга не более чем на неделю, а в двух из семи случаев приняты в один день», -- отметил глава антимонопольного ведомства. Это навело чиновников на мысль, что нефтяники ведут согласованную ценовую политику. 

ФАС вынес обеим  компаниям предписание «устранить нарушения и привести цены в конкурентное состояние». «Мы решили не изымать  у них незаконно полученную прибыль, потому что в ходе экспертизы выяснилось, что в прошлом году работа заправок ООО «ЛУКОЙЛ-Югра» в Салехарде и Лабытнангах принесла убыток в 2 млн руб. А изымать прибыль только у «Роснефть-Ямалнефтепродукта» (в 2003 году она составила около 7 млн руб.) было бы несправедливо», -- пояснил господин Печорин. 

Информация о работе Специфика олигополистического поведения в химической промышленности